Возрастное ограничение 18+
«При повышении тарифов муниципальный транспорт Екатеринбурга не перестанет быть убыточным»
Эксперты советуют администрации Екатеринбурга не зарабатывать на льготниках, а пересмотреть маршрутную сеть общественного транспорта
«Спасти» общественный транспорт Екатеринбурга можно не за счет льготников. Инициатива городской администрации увеличить в два раза стоимость проезда для льготных категорий граждан в муниципальном общественном транспорте не нашла поддержки не только среди населения (в сентябре должен пройти многотысячный митинг), но и среди экспертов. Вместо того, чтобы зарабатывать на самых незащищенных слоях населения, мэрии Екатеринбурга предлагают проверить финансовую политику ЕТТУ и ЕМУП «МОАП», пересмотреть маршрутную сеть, а также «выгнать» всех коммерсантов с «хлебных» маршрутов.
Решить финансовые проблемы екатеринбургского «Трамвайно-троллейбусного управления» и ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» за счет повышения в два раза стоимости безлимитного проезда для льготников (замглавы администрации Екатеринбурга Евгений Липович предложил увеличить стоимость с 380 рублей до 750 рублей в месяц) не самое верное решение. Об этом заявляют различные эксперты. Они отмечают, что лучше в данной ситуации обратить внимание на маршрутную сеть общественного транспорта, оптимизировав ее, что выльется в существенные доходы муниципального транспорта.
Например, заведующий кафедрой автомобильного транспорта Уральского государственного лесотехнического университета Борис Сидоров считает, что властям Екатеринбурга следовало бы изучить пассажиропотоки и сделать общественный транспорт привлекательным для всех категорий горожан, а не решать проблему, повышая цену на проезд для льготников.
– То, что у нас транспортом пользуется большой процент льготников, говорит совершенно не о том, что этих льготников нужно каким-то образом заставить больше платить. Большой процент льготников в первую очередь говорит о том, что у нас неправильная транспортная политика. У нас транспортом пользуется только эта категория. Потому что для других общественный транспорт стал непривлекательным. И надо работу перестраивать так, чтобы любому жителю города было удобно перемещаться на общественном транспорте. А такие процедуры, как повышение платы за проезд, избавление от льготников или изменение взаимоотношений с ними, ничего не дадут. Привлекательность транспорта для общественных поездок от этого не повысится, – отмечает Борис Сидоров.
По его мнению, транспортная схема Екатеринбурга на сегодняшний день устарела. Она, по сути, осталась еще советской, когда были крупные заводы и трудовые поездки на предприятия, где работали десятки тысяч человек. Со временем пассажиропоток изменился.
– Сейчас никто не скажет, куда направлена транспортная подвижность, куда движется народ. У нас исследований нет – неизвестно, какие пассажиропотоки в городе, у нас нет хорошей, здоровой статистики по пассажиропотокам. Сначала нужно это все исследовать. Но все попытки изучить это, которые проводились в последнее время в Екатеринбурге, ни к чему не привели. А только на основании этих данных можно дать заключение о маршрутах, о необходимом количестве транспортных средств на них, – подчеркивает заведующий кафедрой УГЛТУ.
Его мнение разделяет и экономист Александр Предеин, который считает, что не только пересмотр схемы передвижения общественного транспорта может исправить ситуацию, но и передача самых популярных маршрутов от частных компаний к муниципальным.
– Если мы посмотрим на схему движения муниципального транспорта, то она может показаться нам не очень рациональной. Многие ходовые и прибыльные маршруты обслуживаются частными перевозчиками – это мэрия передала их в руки коммерсантов. Хотя, наверное, если бы по таким маршрутам ходил муниципальный автобус – прибыли было бы гораздо больше. Конечно, если мы хотим сделать муниципальный транспорт прибыльным, то нам надо пускать автобусы по востребованным маршрутам. Например, посмотрите на улицу 8 Марта. Там муниципальных автобусов нет. Там «богданчики», «газельки». По улице Белинского не ходят муниципальные автобусы, зато есть тысячи частных.
Руководитель Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук также считает, что схему маршрутов общественного транспорта Екатеринбурга необходимо изменять, но для этого нужны научные разработки. Причем положительные примеры экономической выгоды после данных исследований есть в России. Например, такие разработки были сделаны в Ростове-на-Дону.
– Эта модель позволяет прогнозировать маршрутную сеть и ее развитие. Но я за последние годы не видела (конечно, это не камень в чей-то огород) таких разработок, где научно обоснована маршрутная сеть города Екатеринбурга, – отмечает Лилия Саранчук. – Например, сейчас в Москве разводят два вида общественных перевозок, отдавая предпочтение муниципальному транспорту, который работает на магистральной сети, а частные перевозчики занимаются подвозом горожан как раз к этим сетям.
Разработать экономически выгодную схему проезда общественного транспорта Екатеринбургу должен помочь международный опыт. По словам Бориса Сидорова, то, что сейчас в Екатеринбурге происходит в 2014 году, Германия проходила в 70-е годы, Англия – в 80-е. Показательный пример в Англии. Там такая же скученность в городах, плотность застройки, как и в Екатеринбурге. Местные власти сначала приняли ошибочное решение отдать приоритет не общественному транспорту, а личному.
– Но между этими видами транспорта всегда есть конкуренция. И у нас есть такая конкуренция, из-за этого у нас все заторы. В итоге это привело к тому, что они были вынуждены пересмотреть свое решение и вернуться к общественному транспорту. Во всем мире нет другого решения, кроме поддержки общественного транспорта. Он даст возможность сохранить лицо города, даст возможность обеспечить транспортную подвижность населения, даст возможность сделать наш город удобным для жизни, – отмечает Борис Сидоров.
По его мнению, необходимо собрать специалистов: вузовское сообщество, специалистов министерства транспорта, общественность, Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области, «Уралдорпроект», «Свердловскавтодор», ГИБДД для обсуждения ситуации. В этом множестве мнений сначала сформируется политика, состоящая из двух элементов – это направление действий и их перечень, из чего выработается экономически выгодное развитие общественного транспорта Екатеринбурга.
В то же время, по словам экспертов, инициатива администрации Екатеринбурга по повышению тарифов для льготников не спасет ситуацию. Необходимо, помимо оптимизации маршрутной сети муниципального транспорта, заняться проверкой финансовой деятельности ЕТТУ и ЕМУП «МОАП».
– Я боюсь, что и при повышении тарифов муниципальный транспорт Екатеринбурга вряд ли перестанет быть убыточным. Поскольку схема его работы крайне непрозрачна и никто на сегодняшний день не понимает уровень затрат и их обоснованность. Ясно, что доходная база муниципального транспорта занижена, – отмечает Александр Предеин.
По его словам, особенно это касается доходов от рекламы, которые присваиваются многочисленными посредниками. Недополученная прибыль может равняться нескольким сотням миллионов рублей. Повышение тарифов, конечно, не решит проблемы муниципальных транспортных предприятий без усиления прозрачности их деятельности.
– Очень хорошее сравнение можно привести с частными предприятиями. В области они без особых убытков, с прибылью, работают на тех тарифах, которые установлены. И стоимость проезда там не 23 рубля, как в Екатеринбурге, есть там тарифы и по 18 рублей, и по базовому – 14 рублей. И никто не уходит в банкротство. Путь только один: чтобы наши транспортные предприятия перестали приносить убытки, нужно пересмотреть их бухгалтерию. Посмотреть, на чем можно сэкономить. Посмотреть, насколько можно усилить доходную базу. Когда я работал в системе муниципальной власти, мы сталкивались с тем, что доходы муниципальных транспортных компаний низкие. Мы вникали в ситуацию и видели, что зарплаты у центрального аппарата космические, а деньги расходуются нерационально. В общем, эти проблемы можно было легко предотвращать, вовремя вмешиваясь в работу этих МУПов. Если этого не произойдет, то все останется как есть – предприятие будут убыточными, долги будут расти, а по улицам будут ездить старые трамваи и чадящие, еле-еле передвигающиеся автобусы, – заключает экономист.
В свою очередь Лилия Саранчук отмечает, что муниципальный автотранспорт несет убытки, это подтверждают все органы, начиная от прокуратуры и заканчивая депутатами. Вопрос в том, может ли бюджет Екатеринбурга компенсировать убытки данных предприятий. Или эту проблему будут решать за счет поднятия тарифа.
– Это решение о повышение тарифов для льготников будет на совести депутатов городской думы. Они сами принимали решение в 2009 году, чтобы сделать неограниченный проезд по «ЕКАРТЕ», а теперь отказываются выполнять свои же обязательства, причем не первый год, – отмечает депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин, который входит в комиссию, созданную для решения проблем муниципального транспорта Екатеринбурга. – Комиссия не советовала администрации повысить тарифы для льготников – это фантазии господина Липовича.
Решить финансовые проблемы екатеринбургского «Трамвайно-троллейбусного управления» и ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» за счет повышения в два раза стоимости безлимитного проезда для льготников (замглавы администрации Екатеринбурга Евгений Липович предложил увеличить стоимость с 380 рублей до 750 рублей в месяц) не самое верное решение. Об этом заявляют различные эксперты. Они отмечают, что лучше в данной ситуации обратить внимание на маршрутную сеть общественного транспорта, оптимизировав ее, что выльется в существенные доходы муниципального транспорта.
Например, заведующий кафедрой автомобильного транспорта Уральского государственного лесотехнического университета Борис Сидоров считает, что властям Екатеринбурга следовало бы изучить пассажиропотоки и сделать общественный транспорт привлекательным для всех категорий горожан, а не решать проблему, повышая цену на проезд для льготников.
– То, что у нас транспортом пользуется большой процент льготников, говорит совершенно не о том, что этих льготников нужно каким-то образом заставить больше платить. Большой процент льготников в первую очередь говорит о том, что у нас неправильная транспортная политика. У нас транспортом пользуется только эта категория. Потому что для других общественный транспорт стал непривлекательным. И надо работу перестраивать так, чтобы любому жителю города было удобно перемещаться на общественном транспорте. А такие процедуры, как повышение платы за проезд, избавление от льготников или изменение взаимоотношений с ними, ничего не дадут. Привлекательность транспорта для общественных поездок от этого не повысится, – отмечает Борис Сидоров.
По его мнению, транспортная схема Екатеринбурга на сегодняшний день устарела. Она, по сути, осталась еще советской, когда были крупные заводы и трудовые поездки на предприятия, где работали десятки тысяч человек. Со временем пассажиропоток изменился.
– Сейчас никто не скажет, куда направлена транспортная подвижность, куда движется народ. У нас исследований нет – неизвестно, какие пассажиропотоки в городе, у нас нет хорошей, здоровой статистики по пассажиропотокам. Сначала нужно это все исследовать. Но все попытки изучить это, которые проводились в последнее время в Екатеринбурге, ни к чему не привели. А только на основании этих данных можно дать заключение о маршрутах, о необходимом количестве транспортных средств на них, – подчеркивает заведующий кафедрой УГЛТУ.
Его мнение разделяет и экономист Александр Предеин, который считает, что не только пересмотр схемы передвижения общественного транспорта может исправить ситуацию, но и передача самых популярных маршрутов от частных компаний к муниципальным.
– Если мы посмотрим на схему движения муниципального транспорта, то она может показаться нам не очень рациональной. Многие ходовые и прибыльные маршруты обслуживаются частными перевозчиками – это мэрия передала их в руки коммерсантов. Хотя, наверное, если бы по таким маршрутам ходил муниципальный автобус – прибыли было бы гораздо больше. Конечно, если мы хотим сделать муниципальный транспорт прибыльным, то нам надо пускать автобусы по востребованным маршрутам. Например, посмотрите на улицу 8 Марта. Там муниципальных автобусов нет. Там «богданчики», «газельки». По улице Белинского не ходят муниципальные автобусы, зато есть тысячи частных.
Руководитель Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук также считает, что схему маршрутов общественного транспорта Екатеринбурга необходимо изменять, но для этого нужны научные разработки. Причем положительные примеры экономической выгоды после данных исследований есть в России. Например, такие разработки были сделаны в Ростове-на-Дону.
– Эта модель позволяет прогнозировать маршрутную сеть и ее развитие. Но я за последние годы не видела (конечно, это не камень в чей-то огород) таких разработок, где научно обоснована маршрутная сеть города Екатеринбурга, – отмечает Лилия Саранчук. – Например, сейчас в Москве разводят два вида общественных перевозок, отдавая предпочтение муниципальному транспорту, который работает на магистральной сети, а частные перевозчики занимаются подвозом горожан как раз к этим сетям.
Разработать экономически выгодную схему проезда общественного транспорта Екатеринбургу должен помочь международный опыт. По словам Бориса Сидорова, то, что сейчас в Екатеринбурге происходит в 2014 году, Германия проходила в 70-е годы, Англия – в 80-е. Показательный пример в Англии. Там такая же скученность в городах, плотность застройки, как и в Екатеринбурге. Местные власти сначала приняли ошибочное решение отдать приоритет не общественному транспорту, а личному.
– Но между этими видами транспорта всегда есть конкуренция. И у нас есть такая конкуренция, из-за этого у нас все заторы. В итоге это привело к тому, что они были вынуждены пересмотреть свое решение и вернуться к общественному транспорту. Во всем мире нет другого решения, кроме поддержки общественного транспорта. Он даст возможность сохранить лицо города, даст возможность обеспечить транспортную подвижность населения, даст возможность сделать наш город удобным для жизни, – отмечает Борис Сидоров.
По его мнению, необходимо собрать специалистов: вузовское сообщество, специалистов министерства транспорта, общественность, Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области, «Уралдорпроект», «Свердловскавтодор», ГИБДД для обсуждения ситуации. В этом множестве мнений сначала сформируется политика, состоящая из двух элементов – это направление действий и их перечень, из чего выработается экономически выгодное развитие общественного транспорта Екатеринбурга.
В то же время, по словам экспертов, инициатива администрации Екатеринбурга по повышению тарифов для льготников не спасет ситуацию. Необходимо, помимо оптимизации маршрутной сети муниципального транспорта, заняться проверкой финансовой деятельности ЕТТУ и ЕМУП «МОАП».
– Я боюсь, что и при повышении тарифов муниципальный транспорт Екатеринбурга вряд ли перестанет быть убыточным. Поскольку схема его работы крайне непрозрачна и никто на сегодняшний день не понимает уровень затрат и их обоснованность. Ясно, что доходная база муниципального транспорта занижена, – отмечает Александр Предеин.
По его словам, особенно это касается доходов от рекламы, которые присваиваются многочисленными посредниками. Недополученная прибыль может равняться нескольким сотням миллионов рублей. Повышение тарифов, конечно, не решит проблемы муниципальных транспортных предприятий без усиления прозрачности их деятельности.
– Очень хорошее сравнение можно привести с частными предприятиями. В области они без особых убытков, с прибылью, работают на тех тарифах, которые установлены. И стоимость проезда там не 23 рубля, как в Екатеринбурге, есть там тарифы и по 18 рублей, и по базовому – 14 рублей. И никто не уходит в банкротство. Путь только один: чтобы наши транспортные предприятия перестали приносить убытки, нужно пересмотреть их бухгалтерию. Посмотреть, на чем можно сэкономить. Посмотреть, насколько можно усилить доходную базу. Когда я работал в системе муниципальной власти, мы сталкивались с тем, что доходы муниципальных транспортных компаний низкие. Мы вникали в ситуацию и видели, что зарплаты у центрального аппарата космические, а деньги расходуются нерационально. В общем, эти проблемы можно было легко предотвращать, вовремя вмешиваясь в работу этих МУПов. Если этого не произойдет, то все останется как есть – предприятие будут убыточными, долги будут расти, а по улицам будут ездить старые трамваи и чадящие, еле-еле передвигающиеся автобусы, – заключает экономист.
В свою очередь Лилия Саранчук отмечает, что муниципальный автотранспорт несет убытки, это подтверждают все органы, начиная от прокуратуры и заканчивая депутатами. Вопрос в том, может ли бюджет Екатеринбурга компенсировать убытки данных предприятий. Или эту проблему будут решать за счет поднятия тарифа.
– Это решение о повышение тарифов для льготников будет на совести депутатов городской думы. Они сами принимали решение в 2009 году, чтобы сделать неограниченный проезд по «ЕКАРТЕ», а теперь отказываются выполнять свои же обязательства, причем не первый год, – отмечает депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин, который входит в комиссию, созданную для решения проблем муниципального транспорта Екатеринбурга. – Комиссия не советовала администрации повысить тарифы для льготников – это фантазии господина Липовича.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
5 комментариев