Возрастное ограничение 18+
Интервью на «ВВ»: «Земельная жадность» свердловских горадминистраций грозит региону массой проблем
Депутат Облдумы Владимир Коньков продолжает борьбу за права обманутых дольщиков
Перед Свердловской областью лежит нелегкая задача – ликвидировать проблему обманутых дольщиков до конца 2012 года. Однако в рамках реализации этого проекта существует ряд трудностей, грозящих провалом сроков. Среди них – невозможность ведения круглосуточного строительства и нежелание горадминистраций выделять земли. Тем временем вновь избранный свердловский парламентарий Владимир Коньков уже нашел выход из сложившейся ситуации. О том, что необходимо сделать, чтобы раз и навсегда обезопасить область от мошенничества на рынке строительства, – читайте в интервью «ВВ» с заслуженным строителем России Владимиром Коньковым.
Владимир Андреевич, будучи депутатом прошлого созыва, Вы входили в состав комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию и занимались вопросами экологии, строительства, а также проблемой обманутых дольщиков. Планируете ли Вы продолжить свою депутатскую деятельность в этом направлении?
В дальнейшем я планирую заниматься теми же вопросами, которыми занимался и ранее. Тем более что проект по обманутым дольщикам необходимо довести до конца, и я уверен, что к 2012 году его реально завершить. Но, тем не менее, есть вопросы и проблемы, которые необходимо решать.
Какие, например?
Например, один из вопросов, который требует оперативного решения, – это возможность проведения круглосуточных работ по строительству в рамках этого проекта. Но напомню, что круглосуточная работа на объектах невозможна, согласно ст. 37 областного закона об административных правонарушениях. Этот закон запрещает проведение строительства близ жилых домов с 23.00 до 09.00. А, как правило, застройка жилья для обманутых дольщиков ведется именно там. Таким образом, выполнение проекта в сжатые сроки ставится под большое сомнение, потому что работа ведется практически в одну смену.
Данную проблему можно решить, если внести поправки в региональный закон, обеспечивающие объектам, связанным со строительством жилья для обманутых дольщиков, особый статус. Этот статус будет подразумевать введение исключения для данных объектов на основании проведения неотложных работ с целью обеспечения людям условий жизнедеятельности. Подчеркну, в противном случае, если этого не сделать, сроки реализации проекта по обманутым дольщикам затянутся минимум в 2 раза. Но по заявлению президента РФ и губернатора, проблема обманутых дольщиков должна быть решена не позднее чем к концу 2012 года.
Но, в случае внесения этих поправок, не получится ли так, что права жильцов, с чьих домом будет вестись строительство, окажутся попранными?
Не думаю, ведь шумы от проводящегося строительства минимальны, не больше, чем от проезжей части под окном. Но в каждом доме есть категория особенно активных жильцов, которым не спится. Они обращаются в прокуратуру, полицию и так далее. В результате объекты останавливают, да еще и штрафуют, хотя в данном случае на карту поставлены проблемы людей, которые многие годы не могут получить жилье.
Скажите, а помимо отсутствия возможности проведения круглосуточного строительства, в рамках реализации проекта по обманутым дольщикам существуют другие проблемы? В частности, недавно Вы заявляли о трудностях взаимодействия с городскими администрациями.
Действительно, нужно признать, что городские администрации неохотно выделяют земли для жилищного строительства, в том числе и для обманутых дольщиков. Это, к сожалению, уже стало тенденцией, которая может привести к снижению роста предложений по возведению экономичного жилья. То, что спрос опережает предложения, чувствуется уже в этом году. Думаю, что в 2012 году объемы вводимого жилья уменьшатся по сравнению с 2011 годом на 15–20 %.
Дело в том, что у строителей практически не осталось заделов для дальнейшей работы. Ведь, как правило, жилищное строительство – это долговременная работа, длящаяся до двух лет.
Эта проблема характерна для всей области?
Она существует, как правило, в крупных городах, особенно в Екатеринбурге. Конечно, нетрудно предположить, что она не характерна для таких городов, как Реж, Алапаевск, Тугулым и так далее.
Также хочу отметить, что, помимо выделения земли, в работе с горадминистрациями существуют бюрократические трудности, в частности при получении разрешительной документации, при согласовании. В результате многие миллиардные проекты согласовываются месяцами, а то и годами.
Помимо снижения темпов ввода нового жилья, чем это еще может грозить региону и Екатеринбургу в частности?
Это, в первую очередь, чревато тем, что за пределы региона уходят инвестиции. Они уходят туда, где созданы более комфортные условия для строительного бизнеса, например в Челябинскую область. Там проблем с выделением земельных участков практически не существует.
Кроме того, проблемы с выделением земли зачастую грозят махинациями на рынке строительства, жертвами которых в результате становятся граждане. Дело в том, что эти сложные условия вынуждают застройщиков изворачиваться, находить лазейки, чтобы выжить. Типичная проблема, с которой сейчас столкнулся Екатеринбург, – это возведение многоэтажного дома на участке земли, выделенном под индивидуальное строительство.
Но это делается не от хорошей жизни: если бы у застройщика была возможность беспрепятственного получения земли под многоэтажное строительство, я уверен, он бы не стал нарушать закон. Я не защищаю таких застройщиков, но, исследуя эту ситуацию, сделал вывод, что именно проблемы выделения муниципальной земли под строительство являются основной причиной таких ухищрений.
А что делать тем людям, которые все-таки приобрели квартиры в таких домах? Ведь по закону эти здания подлежат расселению и сносу?
Я думаю, что в этом случае к вопросу сноса нужно подходить достаточно взвешенно и не рубить с плеча, ведь, несмотря ни на что, люди страдать не должны. Допустим, в этот дом заселились, жильцов все устраивает. Другой вопрос, что администрацию это не устраивает, потому что их обвели вокруг пальца и не заплатили ничего. О сносе нужно говорить только в том случае, если дом возведен с нарушением строительных норм и правил, что угрожает жизни и здоровью проживающих в нем и окрест.
Что еще немаловажно, волокита, связанная с оформлением разрешительной документации для жилищного строительства, таит в себе угрозу появления новых обманутых дольщиков.
А как это связано?
Пока городские чиновники тянут с выдачей разрешительной документации, застройщик, чтобы ему как-то «выжить» и продолжать свою работу, вынужден продавать квартиры в надежде, что в скором времени вопрос с получением муниципальной земли решится. И зачастую получается так, что, когда документация получена и привлечены дольщики, денег на продолжение строительства не хватает. И надо сказать, что эта ситуация типична больше для Екатеринбурга.
Кстати в Екатеринбурге данную ситуацию усугубляет то, что застройщики разделены на «своих» и «чужих». «Свои» зачастую могут беспрепятственно строить и без разрешительной документации, а также на землях без полного отселения, как, например, в ситуации на улице Бакинских Комиссаров. На нечетной стороне этой улицы строительство осуществляется прямо рядом с частным сектором, жильцов фактически выживают, проводя работы прямо на их огородах, а этого быть не должно.
А можно ли сказать, что нежелание муниципальных властей выделять землю для строительства также тормозит реализацию закона о выделении бесплатных наделов для индивидуального жилищного строительства для льготников и молодых семей?
При решении этого вопроса не стоит забывать, что земля, согласно данному закону, должна предоставляться с подключением к инженерным коммуникациям. Данные расходы должны быть заложены в бюджете. По заявлению МУГИСО, для подключения одного участка требуется от 1 до 1,5 млн рублей. Нетрудно посчитать, что для подключения 1000 участков потребуется около 1 млрд рублей. Объективно, таких средств в бюджете нет, и изыскать их для 20 тысяч очередников за 2–3 года при нынешнем бюджете – это не реально.
Получается, что большая часть свердловских льготников может и не дождаться улучшения жилищных условий?
Не совсем так. Я уже заявлял о том, что деньги, необходимые для реализации этого закона, лучше использовать для возведения многоэтажного жилья. То есть за те 1,5 млн, которые предполагается затратить на подключение, можно предоставить семье квартиру. Это предложение особенно актуально, если учитывать заявления городских чиновников о том, что земли для ИЖС не хватает. Если учесть, что площадь выделяемого для индивидуального строительства должна быть не менее 6 соток. А для того, чтобы возвести стоквартирный дом, потребуется максимум 10 участков, но обеспеченными жильем окажутся в 10 раз больше семей.
Я считаю, что это более реальная, более осязаемая помощь льготнику в решении его жилищных проблем, нежели предоставить ему просто участок. Но ведь нужно еще построить дом. А где потом малоимущая семья возьмет на это деньги? Ведь это порядка 35 тысяч за метр квадратный. Поэтому, на мой взгляд, если помогать малообеспеченным, молодым, многодетным семьям, нужно строить социальное жилье и выделять уже готовые квартиры людям.
А возможно это предложение осуществить в Свердловской области сегодня?
Я вносил эту законодательную инициативу на региональный уровень. Но она не была услышана. Но я намерен и дальше продвигать эту идею, потому что меня беспокоит ситуация не только с обманутыми дольщиками, но и проблема обеспечения доступным жильем свердловских льготников.
И по большому счету я за то, чтобы город развивался, а развивается он во многом за счет строительства, ведь это новые инженерные коммуникации, благоустройство, дороги. И чем больше будет объем строительства, тем больше будет отчислений в бюджет, рабочих мест.
А как можно оценить перспективы развития малоэтажного строительства, проекты по которому уже реализуются в Свердловской области?
Я уже говорил об этом, что малоэтажное строительство – это, в первую очередь, затратное строительство. Так как оно локализуется в малоразвитых, отдаленных районах, куда нужно проводить инженерные коммуникации, дороги. А ведь это деньги!
Да, но у нас же есть такие проекты, как «Светлореченский», который позиционируется как поселок доступного жилья.
А кто там купил квартиры? Лично я там не видел ни одной малообеспеченной семьи. Такие районы доступны для людей среднего и выше достатка. И не стоит забывать, что в случае со «Светлореченским» инженерные коммуникации и выделение земли были обеспечены за счет бюджетных средств. В таком случае добиться стоимости 30–35 тысяч рублей за квадратный метр возможно. Можно сказать, что «Светлореченский» – это показушный поселок, и я не думаю, что другие проекты по возведению малоэтажного жилья будут реализовываться на таких же условиях. Конечно, инициативы, как «Светлореченский», можно только приветствовать, но – увы! – это одноразовые инициативы.
Владимир Андреевич, будучи депутатом прошлого созыва, Вы входили в состав комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию и занимались вопросами экологии, строительства, а также проблемой обманутых дольщиков. Планируете ли Вы продолжить свою депутатскую деятельность в этом направлении?
В дальнейшем я планирую заниматься теми же вопросами, которыми занимался и ранее. Тем более что проект по обманутым дольщикам необходимо довести до конца, и я уверен, что к 2012 году его реально завершить. Но, тем не менее, есть вопросы и проблемы, которые необходимо решать.
Какие, например?
Например, один из вопросов, который требует оперативного решения, – это возможность проведения круглосуточных работ по строительству в рамках этого проекта. Но напомню, что круглосуточная работа на объектах невозможна, согласно ст. 37 областного закона об административных правонарушениях. Этот закон запрещает проведение строительства близ жилых домов с 23.00 до 09.00. А, как правило, застройка жилья для обманутых дольщиков ведется именно там. Таким образом, выполнение проекта в сжатые сроки ставится под большое сомнение, потому что работа ведется практически в одну смену.
Данную проблему можно решить, если внести поправки в региональный закон, обеспечивающие объектам, связанным со строительством жилья для обманутых дольщиков, особый статус. Этот статус будет подразумевать введение исключения для данных объектов на основании проведения неотложных работ с целью обеспечения людям условий жизнедеятельности. Подчеркну, в противном случае, если этого не сделать, сроки реализации проекта по обманутым дольщикам затянутся минимум в 2 раза. Но по заявлению президента РФ и губернатора, проблема обманутых дольщиков должна быть решена не позднее чем к концу 2012 года.
Но, в случае внесения этих поправок, не получится ли так, что права жильцов, с чьих домом будет вестись строительство, окажутся попранными?
Не думаю, ведь шумы от проводящегося строительства минимальны, не больше, чем от проезжей части под окном. Но в каждом доме есть категория особенно активных жильцов, которым не спится. Они обращаются в прокуратуру, полицию и так далее. В результате объекты останавливают, да еще и штрафуют, хотя в данном случае на карту поставлены проблемы людей, которые многие годы не могут получить жилье.
Скажите, а помимо отсутствия возможности проведения круглосуточного строительства, в рамках реализации проекта по обманутым дольщикам существуют другие проблемы? В частности, недавно Вы заявляли о трудностях взаимодействия с городскими администрациями.
Действительно, нужно признать, что городские администрации неохотно выделяют земли для жилищного строительства, в том числе и для обманутых дольщиков. Это, к сожалению, уже стало тенденцией, которая может привести к снижению роста предложений по возведению экономичного жилья. То, что спрос опережает предложения, чувствуется уже в этом году. Думаю, что в 2012 году объемы вводимого жилья уменьшатся по сравнению с 2011 годом на 15–20 %.
Дело в том, что у строителей практически не осталось заделов для дальнейшей работы. Ведь, как правило, жилищное строительство – это долговременная работа, длящаяся до двух лет.
Эта проблема характерна для всей области?
Она существует, как правило, в крупных городах, особенно в Екатеринбурге. Конечно, нетрудно предположить, что она не характерна для таких городов, как Реж, Алапаевск, Тугулым и так далее.
Также хочу отметить, что, помимо выделения земли, в работе с горадминистрациями существуют бюрократические трудности, в частности при получении разрешительной документации, при согласовании. В результате многие миллиардные проекты согласовываются месяцами, а то и годами.
Помимо снижения темпов ввода нового жилья, чем это еще может грозить региону и Екатеринбургу в частности?
Это, в первую очередь, чревато тем, что за пределы региона уходят инвестиции. Они уходят туда, где созданы более комфортные условия для строительного бизнеса, например в Челябинскую область. Там проблем с выделением земельных участков практически не существует.
Кроме того, проблемы с выделением земли зачастую грозят махинациями на рынке строительства, жертвами которых в результате становятся граждане. Дело в том, что эти сложные условия вынуждают застройщиков изворачиваться, находить лазейки, чтобы выжить. Типичная проблема, с которой сейчас столкнулся Екатеринбург, – это возведение многоэтажного дома на участке земли, выделенном под индивидуальное строительство.
Но это делается не от хорошей жизни: если бы у застройщика была возможность беспрепятственного получения земли под многоэтажное строительство, я уверен, он бы не стал нарушать закон. Я не защищаю таких застройщиков, но, исследуя эту ситуацию, сделал вывод, что именно проблемы выделения муниципальной земли под строительство являются основной причиной таких ухищрений.
А что делать тем людям, которые все-таки приобрели квартиры в таких домах? Ведь по закону эти здания подлежат расселению и сносу?
Я думаю, что в этом случае к вопросу сноса нужно подходить достаточно взвешенно и не рубить с плеча, ведь, несмотря ни на что, люди страдать не должны. Допустим, в этот дом заселились, жильцов все устраивает. Другой вопрос, что администрацию это не устраивает, потому что их обвели вокруг пальца и не заплатили ничего. О сносе нужно говорить только в том случае, если дом возведен с нарушением строительных норм и правил, что угрожает жизни и здоровью проживающих в нем и окрест.
Что еще немаловажно, волокита, связанная с оформлением разрешительной документации для жилищного строительства, таит в себе угрозу появления новых обманутых дольщиков.
А как это связано?
Пока городские чиновники тянут с выдачей разрешительной документации, застройщик, чтобы ему как-то «выжить» и продолжать свою работу, вынужден продавать квартиры в надежде, что в скором времени вопрос с получением муниципальной земли решится. И зачастую получается так, что, когда документация получена и привлечены дольщики, денег на продолжение строительства не хватает. И надо сказать, что эта ситуация типична больше для Екатеринбурга.
Кстати в Екатеринбурге данную ситуацию усугубляет то, что застройщики разделены на «своих» и «чужих». «Свои» зачастую могут беспрепятственно строить и без разрешительной документации, а также на землях без полного отселения, как, например, в ситуации на улице Бакинских Комиссаров. На нечетной стороне этой улицы строительство осуществляется прямо рядом с частным сектором, жильцов фактически выживают, проводя работы прямо на их огородах, а этого быть не должно.
А можно ли сказать, что нежелание муниципальных властей выделять землю для строительства также тормозит реализацию закона о выделении бесплатных наделов для индивидуального жилищного строительства для льготников и молодых семей?
При решении этого вопроса не стоит забывать, что земля, согласно данному закону, должна предоставляться с подключением к инженерным коммуникациям. Данные расходы должны быть заложены в бюджете. По заявлению МУГИСО, для подключения одного участка требуется от 1 до 1,5 млн рублей. Нетрудно посчитать, что для подключения 1000 участков потребуется около 1 млрд рублей. Объективно, таких средств в бюджете нет, и изыскать их для 20 тысяч очередников за 2–3 года при нынешнем бюджете – это не реально.
Получается, что большая часть свердловских льготников может и не дождаться улучшения жилищных условий?
Не совсем так. Я уже заявлял о том, что деньги, необходимые для реализации этого закона, лучше использовать для возведения многоэтажного жилья. То есть за те 1,5 млн, которые предполагается затратить на подключение, можно предоставить семье квартиру. Это предложение особенно актуально, если учитывать заявления городских чиновников о том, что земли для ИЖС не хватает. Если учесть, что площадь выделяемого для индивидуального строительства должна быть не менее 6 соток. А для того, чтобы возвести стоквартирный дом, потребуется максимум 10 участков, но обеспеченными жильем окажутся в 10 раз больше семей.
Я считаю, что это более реальная, более осязаемая помощь льготнику в решении его жилищных проблем, нежели предоставить ему просто участок. Но ведь нужно еще построить дом. А где потом малоимущая семья возьмет на это деньги? Ведь это порядка 35 тысяч за метр квадратный. Поэтому, на мой взгляд, если помогать малообеспеченным, молодым, многодетным семьям, нужно строить социальное жилье и выделять уже готовые квартиры людям.
А возможно это предложение осуществить в Свердловской области сегодня?
Я вносил эту законодательную инициативу на региональный уровень. Но она не была услышана. Но я намерен и дальше продвигать эту идею, потому что меня беспокоит ситуация не только с обманутыми дольщиками, но и проблема обеспечения доступным жильем свердловских льготников.
И по большому счету я за то, чтобы город развивался, а развивается он во многом за счет строительства, ведь это новые инженерные коммуникации, благоустройство, дороги. И чем больше будет объем строительства, тем больше будет отчислений в бюджет, рабочих мест.
А как можно оценить перспективы развития малоэтажного строительства, проекты по которому уже реализуются в Свердловской области?
Я уже говорил об этом, что малоэтажное строительство – это, в первую очередь, затратное строительство. Так как оно локализуется в малоразвитых, отдаленных районах, куда нужно проводить инженерные коммуникации, дороги. А ведь это деньги!
Да, но у нас же есть такие проекты, как «Светлореченский», который позиционируется как поселок доступного жилья.
А кто там купил квартиры? Лично я там не видел ни одной малообеспеченной семьи. Такие районы доступны для людей среднего и выше достатка. И не стоит забывать, что в случае со «Светлореченским» инженерные коммуникации и выделение земли были обеспечены за счет бюджетных средств. В таком случае добиться стоимости 30–35 тысяч рублей за квадратный метр возможно. Можно сказать, что «Светлореченский» – это показушный поселок, и я не думаю, что другие проекты по возведению малоэтажного жилья будут реализовываться на таких же условиях. Конечно, инициативы, как «Светлореченский», можно только приветствовать, но – увы! – это одноразовые инициативы.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.