Возрастное ограничение 18+
Облбюджет-2013: «подарок для губернатора»
Три недели споров о бюджете – много или мало?
«Разочарование», «изнасилование», «ритуал» – какими только эпитетами не награждали изобретательные парламентарии процесс утверждения облбюджета-2013 в первом чтении. Однако ставки были слишком высоки, ведь облбюджет – это чуть ли не единственный законопроект, который всерьез интересует руководство региона. Так что действия депутатов были, в общем-то, предсказуемы.
13 ноября, после трехнедельных согласований, депутаты Заксобрания Свердловской области наконец-то приняли в первом чтении ПЗ-1041 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Теперь свердловское правительство может вздохнуть спокойно – второе и третье чтения, по прогнозам, пройдут относительно безболезненно и уже 4 декабря бюджет вступит в силу.
Необходимо понимать, что означает утверждение Заксобранием правительственного проекта областного бюджета для руководства региона. Одобрение законопроекта депутатским корпусом даже в первом чтении фактически означает легитимизацию выкладок Министерства финансов области. Это своего рода «индикатор», по которому Кремль оценивает, насколько эффективно губернатор контролирует обстановку в регионе.
Естественно, депутаты все это прекрасно понимают – именно поэтому заседание Заксобрания, на котором рассматривается очередной проект регионального бюджета, всякий раз превращается в красочное политическое шоу. Еще бы, не часто парламентариям выпадает возможность «пощекотать нервы» доброй половине Кабмина во главе с премьер-министром.
Началось «шоу» 23 октября, когда на очередном, XI заседании депутаты приняли в трех чтениях законопроект № ПЗ-1029 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Парламентариев ожидали не очень приятные известия: дефицит бюджета-2012 в итоге увеличился на 2,3 млрд и составил 16,8 млрд рублей. Более того, как оказалось, и в 2013 году прогнозируемый дефицит составит немногим меньше – 15,5 млрд рублей. Ситуация, по прогнозам свердловского Минфина, несколько улучшится лишь в 2015 году, когда дефицит должен составить «всего» 8,4 млрд.
С точки зрения экономиста, никакой катастрофы в этом нет, более того, ситуация имеет свои плюсы (к примеру, позволяет оперировать правительственными займами, что при профиците невозможно). Однако депутаты ориентируются немного на другие критерии…
«В таком виде бюджет на 2013 год принимать нельзя!» – подобные отдающие популизмом заявления в различных вариациях прозвучали от представителей всех трех оппозиционных фракций. Те или иные претензии были высказаны практически ко всем расходным статьям (особенно, конечно же, досталось имиджевым областным проектам). Депутаты даже припомнили чиновникам инаугурационную речь губернатора области Евгения Куйвашева, в которой было сказано о важности наполнения бюджета.
В итоге представители облправительства сумели успокоить парламентариев обещаниями согласительных процедур и законопроект был принят. Теперь предстояло самое главное – утвердить дефицитный бюджет-2013.
Вообще, верстать бюджет Минфин начал еще 13 июня, в соответствии с распоряжением облправительства о порядке и сроках составления бюджета. С 3 сентября специальная комиссия начала рассматривать предложения муниципалитетов о дотациях из облбюджета. Впоследствии, кстати, это сыграло свою роль – в ноябре департамент информполитики губернатора получил возможность делать громкие заявления о социальной направленности бюджета в целом и «беспрецедентном» размере дотаций на развитие территорий, порядка 35 млрд рублей. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, 2 ноября профильный комитет Заксобрания по бюджету, финансам и налогам приступил к рассмотрению бюджетного проекта на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. На первом же заседании комитета стало понятно, что согласование пройдет нелегко – представителям правительства сразу было задано порядка 50 вопросов по тем или иным статьям бюджета.
Возможно, это и стало одной из причин, по которым очередное заседание Заксобрания было перенесено на неделю, с 6 на 13 ноября (по традиции заседания проходят каждые две недели). Хотя не стоит исключать и то обстоятельство, что парламентариям попросту не захотелось начинать работать сразу же после праздничных дней. Впрочем, по официальной версии, Минфин не успел предоставить бюджетному комитету все необходимые документы.
С 6 по 9 ноября руководству области пришлось попотеть. В процесс согласования включился уже лично Евгений Куйвашев. Пока сотрудники Кабмина проводили консультации со всеми (!) комитетами Заксобрания (и у каждого находились свои претензии и вопросы), губернатор встретился со всеми тремя оппозиционными фракциями. Департамент информполитики губернатора трудился не покладая рук – такое количество бравурных пресс-релизов, какое было опубликовано за эту неделю, не во всякий-то месяц выходило из-под их «перьев».
Пока общественность информировали о положительных сторонах проекта бюджета-2013 (70% расходов – на социальную сферу, «беспрецедентные» дотации в муниципалитеты, программа «Столица» и др.), с парламентариями обсуждались более щекотливые вещи. К примеру, депутаты так до конца и не поняли, как именно будут использованы заложенные в бюджет деньги на поддержку СМИ. Председатель комитета по бюджету Владимир Терешков даже предложил создать отдельную рабочую группу для переоценки этой бюджетной статьи.
По большому счету, все понимали, что согласование не закончится и к 13 ноября, не зря же еще 2 ноября было принято принципиальное решение о создании комиссии, которая впоследствии должна будет заняться согласительными процедурами. К формированию нового органа подошли с размахом. Планировалось, что туда войдут 30 депутатов, 30 правительственных чиновников, а также делегаты от Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области», Совета представительных органов муниципальных образований области и свердловской Общественной палаты. К слову, из-за того, что единственный внефракционный депутат Максим Серебренников устроил 13 ноября скандал, квоту Заксобрания в комиссии увеличили до 31 человека – специально для г-на Серебренникова.
И тем не менее 13 ноября необходимо было принять закон в первом чтении, ведь по плану 4 декабря он должен будет вступить в силу.
Сразу оговоримся, что все закончилось «хорошо» – бюджет в первом чтении был принят, хотя и после нескольких часов весьма бурного обсуждения. Утвержденные показатели выглядят так.
Доходы запланированы на уровне 151,7 млрд рублей (в том числе безвозмездные поступления – 8,4 млрд, доходы от акцизов – 15,8 млрд, налоговые поступления от физлиц – 46 млрд, налоги на имущество организаций принесут 55,1 млрд, а неналоговые поступления составят 3 млрд). Расходы же составят 167,2 млрд рублей, таким образом, прогноз Минфина о дефиците в размере 15,5 млрд оказался верным.
Из расходных статей можно отметить уже упоминавшуюся социальную сферу – 117 млрд рублей (в частности, траты на образование составят 39,5 млрд, здравоохранение – 37,7 млрд, соцполитику – 35,7), кроме того, на условиях софинансирования облбюджет поучаствует в повышении зарплатного фонда бюджетников (педагогов, медиков, работников культуры и др.) – на это отведено 7,4 млрд рублей.
Расходы на реализацию целевых облпрограмм составят 35 млрд рублей: больше всего денег потребуют дороги (13,2 млрд), «второе место» разделили детсады (4,1 млрд) и программа «Столица» (4 млрд), на модернизацию ЖКХ выделено 3,6 млрд.
Принять-то приняли (в этом никто и не сомневался), но своего шанса поизгаляться над Кабмином депутаты упустить не могли. Еще бы, на заседании присутствовало аж 12 министров, с ними – премьер-министр области Денис Паслер. И с каждого из них можно было строго спросить за ту или иную цифру. Интересно, что губернатор благоразумно выдержал паузу, назвав документ «в целом неплохим», лишь когда все закончилось.
Министр финансов Галина Кулакова к концу обсуждения уже откровенно устала и, похоже, даже разозлилась. Начав с умеренных формулировок вроде «бюджет трудный, но взвешенный», закончила она более чем жестко – «бюджет проедания». Впрочем, свой резон в словах министра был, ведь соотношение социальных показателей с расходами на развитие в Свердловской области 70/30, тогда как в Тюменской (откуда и прибыла министр) – 40/60.
Но как раз к социальным расходам претензия у депутатов была только одна – почему так мало? Отметился даже единоросс Анатолий Павлов, раскритиковавший слишком малые, по его мнению, размеры повышения зарплат бюджетников: «Не все же способны воровать! А что? Я называю вещи своими именами!»
Резоны парламентариев понятны. Несмотря на то, что принципиальные решения были уже приняты в кулуарах, еще раз раскритиковать «непопулярные» (а точнее сказать, все, кроме социальных) расходы депутатов упрашивать не пришлось. Наблюдавшие за действом работники аппарата даже высказались, что, если бы не присутствующие журналисты, не то что бюджет – всю повестку приняли бы еще до обеда.
Досталось от депутатов и «имиджевым» проектам вроде заявки на «ЭКСПО-2020», и покупке акций Центрального стадиона (в рамках подготовки к ЧМ-2018 по футболу), и программе приватизации госсобственности, и даже… резервному фонду, мол, и разместили не так, и вообще его можно было освоить.
Но резкость высказываний снижалась симметрично времени прений. Если в первой половине обсуждения депутаты от оппозиции называли процесс формирования бюджета «искусством распределения разочарований», «бессмысленным и формальным ритуалом» и даже «изнасилованием» (лидер фракции «Справедливой России» сравнил подготовку правительством проекта бюджета с «массовым изнасилованием», в ходе которого депутатам «вдалбливают одну и ту же политику формирования бюджета»), то к концу формулировки значительно смягчились, до «бюджет штука сложная, это объективно вещь несправедливая, но все-таки она необходима». Общим тоном стали предложения в духе, мол, давайте уже примем его в первом чтении, но вот ко второму обязательно достигнем компромисса.
Яркой иллюстрацией было поведение одного одиозного вице-спикера. Начав с «разочарований», депутат предложил принять законопроект «только из уважения к губернатору», мотивируя тем, что для Евгения Куйвашева это все же первый бюджет, а кроме того, 14 ноября для главы региона – символическая дата, полгода исполнения полномочий. Вот такой подарок для губернатора.
Предложение пришлось по вкусу, все же искусством компромиссов с самим собой владеют не многие. В итоге 41 депутат проголосовал «за», двое – «против» и один не голосовал вовсе.
Обрадованный Владимир Терешков сразу же назначил три заседания согласительной комиссии – на 15, 16 и 17 ноября. Надо думать, 17 ноября заседание получится особенно продуктивным, хотя и несколько малочисленным.
В целом же, несмотря на всю зрелищность, первое чтение бюджета-2013 напоминало китайские боевики, где боевые искусства давно стали театрализованными постановками. С другой стороны, как заметил в кулуарах один из оппозиционных депутатов, из всей деятельности Заксобрания для правительства и руководства области по-настоящему важен только один законопроект, «а в остальное время можно вообще сюда не приходить». Так что всерьез портить отношения с исполнительной властью и «запарывать» бюджетный проект парламентарии, скорее всего, и не собирались.
13 ноября, после трехнедельных согласований, депутаты Заксобрания Свердловской области наконец-то приняли в первом чтении ПЗ-1041 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Теперь свердловское правительство может вздохнуть спокойно – второе и третье чтения, по прогнозам, пройдут относительно безболезненно и уже 4 декабря бюджет вступит в силу.
Необходимо понимать, что означает утверждение Заксобранием правительственного проекта областного бюджета для руководства региона. Одобрение законопроекта депутатским корпусом даже в первом чтении фактически означает легитимизацию выкладок Министерства финансов области. Это своего рода «индикатор», по которому Кремль оценивает, насколько эффективно губернатор контролирует обстановку в регионе.
Естественно, депутаты все это прекрасно понимают – именно поэтому заседание Заксобрания, на котором рассматривается очередной проект регионального бюджета, всякий раз превращается в красочное политическое шоу. Еще бы, не часто парламентариям выпадает возможность «пощекотать нервы» доброй половине Кабмина во главе с премьер-министром.
Началось «шоу» 23 октября, когда на очередном, XI заседании депутаты приняли в трех чтениях законопроект № ПЗ-1029 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Парламентариев ожидали не очень приятные известия: дефицит бюджета-2012 в итоге увеличился на 2,3 млрд и составил 16,8 млрд рублей. Более того, как оказалось, и в 2013 году прогнозируемый дефицит составит немногим меньше – 15,5 млрд рублей. Ситуация, по прогнозам свердловского Минфина, несколько улучшится лишь в 2015 году, когда дефицит должен составить «всего» 8,4 млрд.
С точки зрения экономиста, никакой катастрофы в этом нет, более того, ситуация имеет свои плюсы (к примеру, позволяет оперировать правительственными займами, что при профиците невозможно). Однако депутаты ориентируются немного на другие критерии…
«В таком виде бюджет на 2013 год принимать нельзя!» – подобные отдающие популизмом заявления в различных вариациях прозвучали от представителей всех трех оппозиционных фракций. Те или иные претензии были высказаны практически ко всем расходным статьям (особенно, конечно же, досталось имиджевым областным проектам). Депутаты даже припомнили чиновникам инаугурационную речь губернатора области Евгения Куйвашева, в которой было сказано о важности наполнения бюджета.
В итоге представители облправительства сумели успокоить парламентариев обещаниями согласительных процедур и законопроект был принят. Теперь предстояло самое главное – утвердить дефицитный бюджет-2013.
Вообще, верстать бюджет Минфин начал еще 13 июня, в соответствии с распоряжением облправительства о порядке и сроках составления бюджета. С 3 сентября специальная комиссия начала рассматривать предложения муниципалитетов о дотациях из облбюджета. Впоследствии, кстати, это сыграло свою роль – в ноябре департамент информполитики губернатора получил возможность делать громкие заявления о социальной направленности бюджета в целом и «беспрецедентном» размере дотаций на развитие территорий, порядка 35 млрд рублей. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, 2 ноября профильный комитет Заксобрания по бюджету, финансам и налогам приступил к рассмотрению бюджетного проекта на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. На первом же заседании комитета стало понятно, что согласование пройдет нелегко – представителям правительства сразу было задано порядка 50 вопросов по тем или иным статьям бюджета.
Возможно, это и стало одной из причин, по которым очередное заседание Заксобрания было перенесено на неделю, с 6 на 13 ноября (по традиции заседания проходят каждые две недели). Хотя не стоит исключать и то обстоятельство, что парламентариям попросту не захотелось начинать работать сразу же после праздничных дней. Впрочем, по официальной версии, Минфин не успел предоставить бюджетному комитету все необходимые документы.
С 6 по 9 ноября руководству области пришлось попотеть. В процесс согласования включился уже лично Евгений Куйвашев. Пока сотрудники Кабмина проводили консультации со всеми (!) комитетами Заксобрания (и у каждого находились свои претензии и вопросы), губернатор встретился со всеми тремя оппозиционными фракциями. Департамент информполитики губернатора трудился не покладая рук – такое количество бравурных пресс-релизов, какое было опубликовано за эту неделю, не во всякий-то месяц выходило из-под их «перьев».
Пока общественность информировали о положительных сторонах проекта бюджета-2013 (70% расходов – на социальную сферу, «беспрецедентные» дотации в муниципалитеты, программа «Столица» и др.), с парламентариями обсуждались более щекотливые вещи. К примеру, депутаты так до конца и не поняли, как именно будут использованы заложенные в бюджет деньги на поддержку СМИ. Председатель комитета по бюджету Владимир Терешков даже предложил создать отдельную рабочую группу для переоценки этой бюджетной статьи.
По большому счету, все понимали, что согласование не закончится и к 13 ноября, не зря же еще 2 ноября было принято принципиальное решение о создании комиссии, которая впоследствии должна будет заняться согласительными процедурами. К формированию нового органа подошли с размахом. Планировалось, что туда войдут 30 депутатов, 30 правительственных чиновников, а также делегаты от Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области», Совета представительных органов муниципальных образований области и свердловской Общественной палаты. К слову, из-за того, что единственный внефракционный депутат Максим Серебренников устроил 13 ноября скандал, квоту Заксобрания в комиссии увеличили до 31 человека – специально для г-на Серебренникова.
И тем не менее 13 ноября необходимо было принять закон в первом чтении, ведь по плану 4 декабря он должен будет вступить в силу.
Сразу оговоримся, что все закончилось «хорошо» – бюджет в первом чтении был принят, хотя и после нескольких часов весьма бурного обсуждения. Утвержденные показатели выглядят так.
Доходы запланированы на уровне 151,7 млрд рублей (в том числе безвозмездные поступления – 8,4 млрд, доходы от акцизов – 15,8 млрд, налоговые поступления от физлиц – 46 млрд, налоги на имущество организаций принесут 55,1 млрд, а неналоговые поступления составят 3 млрд). Расходы же составят 167,2 млрд рублей, таким образом, прогноз Минфина о дефиците в размере 15,5 млрд оказался верным.
Из расходных статей можно отметить уже упоминавшуюся социальную сферу – 117 млрд рублей (в частности, траты на образование составят 39,5 млрд, здравоохранение – 37,7 млрд, соцполитику – 35,7), кроме того, на условиях софинансирования облбюджет поучаствует в повышении зарплатного фонда бюджетников (педагогов, медиков, работников культуры и др.) – на это отведено 7,4 млрд рублей.
Расходы на реализацию целевых облпрограмм составят 35 млрд рублей: больше всего денег потребуют дороги (13,2 млрд), «второе место» разделили детсады (4,1 млрд) и программа «Столица» (4 млрд), на модернизацию ЖКХ выделено 3,6 млрд.
Принять-то приняли (в этом никто и не сомневался), но своего шанса поизгаляться над Кабмином депутаты упустить не могли. Еще бы, на заседании присутствовало аж 12 министров, с ними – премьер-министр области Денис Паслер. И с каждого из них можно было строго спросить за ту или иную цифру. Интересно, что губернатор благоразумно выдержал паузу, назвав документ «в целом неплохим», лишь когда все закончилось.
Министр финансов Галина Кулакова к концу обсуждения уже откровенно устала и, похоже, даже разозлилась. Начав с умеренных формулировок вроде «бюджет трудный, но взвешенный», закончила она более чем жестко – «бюджет проедания». Впрочем, свой резон в словах министра был, ведь соотношение социальных показателей с расходами на развитие в Свердловской области 70/30, тогда как в Тюменской (откуда и прибыла министр) – 40/60.
Но как раз к социальным расходам претензия у депутатов была только одна – почему так мало? Отметился даже единоросс Анатолий Павлов, раскритиковавший слишком малые, по его мнению, размеры повышения зарплат бюджетников: «Не все же способны воровать! А что? Я называю вещи своими именами!»
Резоны парламентариев понятны. Несмотря на то, что принципиальные решения были уже приняты в кулуарах, еще раз раскритиковать «непопулярные» (а точнее сказать, все, кроме социальных) расходы депутатов упрашивать не пришлось. Наблюдавшие за действом работники аппарата даже высказались, что, если бы не присутствующие журналисты, не то что бюджет – всю повестку приняли бы еще до обеда.
Досталось от депутатов и «имиджевым» проектам вроде заявки на «ЭКСПО-2020», и покупке акций Центрального стадиона (в рамках подготовки к ЧМ-2018 по футболу), и программе приватизации госсобственности, и даже… резервному фонду, мол, и разместили не так, и вообще его можно было освоить.
Но резкость высказываний снижалась симметрично времени прений. Если в первой половине обсуждения депутаты от оппозиции называли процесс формирования бюджета «искусством распределения разочарований», «бессмысленным и формальным ритуалом» и даже «изнасилованием» (лидер фракции «Справедливой России» сравнил подготовку правительством проекта бюджета с «массовым изнасилованием», в ходе которого депутатам «вдалбливают одну и ту же политику формирования бюджета»), то к концу формулировки значительно смягчились, до «бюджет штука сложная, это объективно вещь несправедливая, но все-таки она необходима». Общим тоном стали предложения в духе, мол, давайте уже примем его в первом чтении, но вот ко второму обязательно достигнем компромисса.
Яркой иллюстрацией было поведение одного одиозного вице-спикера. Начав с «разочарований», депутат предложил принять законопроект «только из уважения к губернатору», мотивируя тем, что для Евгения Куйвашева это все же первый бюджет, а кроме того, 14 ноября для главы региона – символическая дата, полгода исполнения полномочий. Вот такой подарок для губернатора.
Предложение пришлось по вкусу, все же искусством компромиссов с самим собой владеют не многие. В итоге 41 депутат проголосовал «за», двое – «против» и один не голосовал вовсе.
Обрадованный Владимир Терешков сразу же назначил три заседания согласительной комиссии – на 15, 16 и 17 ноября. Надо думать, 17 ноября заседание получится особенно продуктивным, хотя и несколько малочисленным.
В целом же, несмотря на всю зрелищность, первое чтение бюджета-2013 напоминало китайские боевики, где боевые искусства давно стали театрализованными постановками. С другой стороны, как заметил в кулуарах один из оппозиционных депутатов, из всей деятельности Заксобрания для правительства и руководства области по-настоящему важен только один законопроект, «а в остальное время можно вообще сюда не приходить». Так что всерьез портить отношения с исполнительной властью и «запарывать» бюджетный проект парламентарии, скорее всего, и не собирались.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.