Возрастное ограничение 18+
Сотрудники УИУ РАНХиГС выяснили, почему молодежь снизила интерес к созданию собственного бизнеса
Фото: УИУ РАНХиГС
Сотрудники Уральского института управления РАНХиГС провели исследование совместно с руководителями группы компаний Pro на тему молодежного предпринимательства. Эксперты пришли к выводу, что после достаточно долгого периода привлекательности предпринимательства для молодежи, когда, согласно опросам, каждый второй студент или школьник мечтал открыть собственное дело , наступило некоторое разочарование.
Они уверены, что в снижении привлекательности предпринимательской деятельности сыграли свою роль непростые для экономики страны времена. Так, в 2020 году количество вновь открытых юридических лиц составило 187107 против 423354 закрытых предприятий. Актуальной эта печальная тенденция стала и для ИП: в прошлом году 498961 было зарегистрировано, и 520593 перестало существовать.
Интернет-издания «Ведомости» и «Коммерсант», ссылаясь на исследования Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС (социологический опрос россиян, май 2019 г.), указывают, что «доля не желающих вести собственное дело почти вдвое – до 50,3% – выросла среди молодежи 25–29 лет и в 1,5 раза – до 55,3% – у 30 -39-летних, т.е. у людей тех возрастов, в которых энергия сочетается со знаниями и накопленным опытом работы. Исключение – молодежь 18–24 лет, среди них доля принципиальных «отказников» от бизнеса незначительно снизилась».
Снижение предпринимательской активности исследователи связывают и с меняющимся отношением к подрастающему поколению.
«У предыдущих поколений в дворовых играх без вмешательства взрослых формировались лидерские качества, ответственность за младших, умение разрешать конфликты и отстаивать свои позиции. Современные дети, как правило, гуляют под присмотром родителей или бабушек, играют в готовые игры на компьютере по уже разработанным кем-то правилам. Свою роль в снижении интереса к нестандартным проблемам и самостоятельным решениям сыграла и система основного общего образования, ориентированная на «натаскивание» на решение тестовых заданий, а не на формирование системного знания и творческого применения компетенций в различных ситуациях», – указано в отчете.
С целью выявления потребностей школьников в получении дополнительного образования, связанного с развитием компетенций, необходимых предпринимателям, группой исследователей Уральского института управления – филиала РАНХиГС было проведено пилотажное исследование. Цель первого этапа – выявить представления бизнесменов и школьников о сущности предпринимательской деятельности, связанных с ней «бонусах» и рисках.
Согласно проведенному опросу, опрошенные респонденты-школьники под понятием «предпринимательство» понимают термин «работать на себя» (почти каждый третий опрошенный - 29,4%). Практически каждый пятый считает, что предпринимательство это «производить нужные людям товары и услуги», Для 16,2% школьников это «заниматься тем, что интересно», для 11,8% это «заработать денег столько, сколько захочешь» и всего 5,9% опрошенных связывают предпринимательство с ответственностью за других.
Их представления существенно отличаются от мнений предпринимателей со стажем. Предприниматели, принявшие участие в опросе, хоть и с различными оговорками, в 100% «выбирают деньги» и акцентируют внимание на ответственности. Для юной аудитории важно, скорее, заниматься интересным делом и приносить пользу людям.
Современная молодежь все чаще поднимает вопросы о том, что необходимо работать на себя, а не на «чужого дядю» или государство. Частично, это может быть связано с тем, что все чаще люди стали получать «серую» зарплату в конвертах, имея небольшие отчисления в пенсионный фонд. СМИ и другие источники информации уверяют, что с годами вопрос не будет решен в пользу уменьшения пенсионного возраста, скорее, наоборот. Это также может быть связано с появлением новых профессий и направлений деятельности в сфере предпринимательства и фриланса.
Они уверены, что в снижении привлекательности предпринимательской деятельности сыграли свою роль непростые для экономики страны времена. Так, в 2020 году количество вновь открытых юридических лиц составило 187107 против 423354 закрытых предприятий. Актуальной эта печальная тенденция стала и для ИП: в прошлом году 498961 было зарегистрировано, и 520593 перестало существовать.
Интернет-издания «Ведомости» и «Коммерсант», ссылаясь на исследования Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС (социологический опрос россиян, май 2019 г.), указывают, что «доля не желающих вести собственное дело почти вдвое – до 50,3% – выросла среди молодежи 25–29 лет и в 1,5 раза – до 55,3% – у 30 -39-летних, т.е. у людей тех возрастов, в которых энергия сочетается со знаниями и накопленным опытом работы. Исключение – молодежь 18–24 лет, среди них доля принципиальных «отказников» от бизнеса незначительно снизилась».
Снижение предпринимательской активности исследователи связывают и с меняющимся отношением к подрастающему поколению.
«У предыдущих поколений в дворовых играх без вмешательства взрослых формировались лидерские качества, ответственность за младших, умение разрешать конфликты и отстаивать свои позиции. Современные дети, как правило, гуляют под присмотром родителей или бабушек, играют в готовые игры на компьютере по уже разработанным кем-то правилам. Свою роль в снижении интереса к нестандартным проблемам и самостоятельным решениям сыграла и система основного общего образования, ориентированная на «натаскивание» на решение тестовых заданий, а не на формирование системного знания и творческого применения компетенций в различных ситуациях», – указано в отчете.
С целью выявления потребностей школьников в получении дополнительного образования, связанного с развитием компетенций, необходимых предпринимателям, группой исследователей Уральского института управления – филиала РАНХиГС было проведено пилотажное исследование. Цель первого этапа – выявить представления бизнесменов и школьников о сущности предпринимательской деятельности, связанных с ней «бонусах» и рисках.
Согласно проведенному опросу, опрошенные респонденты-школьники под понятием «предпринимательство» понимают термин «работать на себя» (почти каждый третий опрошенный - 29,4%). Практически каждый пятый считает, что предпринимательство это «производить нужные людям товары и услуги», Для 16,2% школьников это «заниматься тем, что интересно», для 11,8% это «заработать денег столько, сколько захочешь» и всего 5,9% опрошенных связывают предпринимательство с ответственностью за других.
Их представления существенно отличаются от мнений предпринимателей со стажем. Предприниматели, принявшие участие в опросе, хоть и с различными оговорками, в 100% «выбирают деньги» и акцентируют внимание на ответственности. Для юной аудитории важно, скорее, заниматься интересным делом и приносить пользу людям.
Современная молодежь все чаще поднимает вопросы о том, что необходимо работать на себя, а не на «чужого дядю» или государство. Частично, это может быть связано с тем, что все чаще люди стали получать «серую» зарплату в конвертах, имея небольшие отчисления в пенсионный фонд. СМИ и другие источники информации уверяют, что с годами вопрос не будет решен в пользу уменьшения пенсионного возраста, скорее, наоборот. Это также может быть связано с появлением новых профессий и направлений деятельности в сфере предпринимательства и фриланса.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.