Возрастное ограничение 18+
Полпред Игорь Холманских выступил перед молодежью на «Селигере». «Быть рабочим почетно. Современно. Круто»
Сегодня полномочный представитель президента РФ в УрФО Игорь Холманских выступил перед участниками форума «Селигер-2012».
Выступая перед участниками «Селигера», полпред рассказал о своем образовании, о карьере на Уралвагонзаводе и о неожиданном для многих переходе на высокий государственный пост. Холманских заявил, что история его карьеры – это история из серии «не боги горшки обжигают», а вошедший в сегодняшнюю практику «социальный лифт» – это не «манна небесная».
Далее Холманских сообщил о низком качестве сегодняшнего высшего образования, как и самого обучения (только 20–25% студентов, по его данным, учатся по-настоящему), выразил тревогу по поводу падения престижа рабочих специальностей и слишком высоких зарплат «офисного планктона».
Закончил полпред призывом не обожествлять «корочки» диплома и прогнозом о том, что в ближайшем будущем социальные лифты будут возникать не в офисах, а в высокотехнологических отраслях промышленности.
Предлагаем вашему вниманию полный текст речи Игоря Холманских:
«Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Игорь Рюрикович Холманских. Я работаю полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе. На этой работе я недавно. До этого я работал на Уралвагонзаводе: начальником участка, начальником производства, начальником цеха.
Я, конечно, старше большинства из вас, моих сегодняшних слушателей. Но, надо вам сказать, я совсем молодой политик и чиновник. Неопытный. Можно сказать, только что поднявшийся на социальном лифте.
Этот самый социальный лифт – как раз тема нашего сегодняшнего разговора, то, о чем меня попросили с вами поговорить. Как становятся в современной России политическими лидерами? Каким надо быть, чтобы о тебе сказали: ты лидер? Какое для этого нужно образование? Какую профессию выбрать? Вот наши темы сегодня.
Только давайте я для начала сразу признаюсь: я не умею читать лекции. Никогда не преподавал. И не люблю выступать на публике. Правда, во время предвыборной кампании этой зимой, когда я стал доверенным лицом Владимира Путина, мне пришлось много раз выступать на митингах. Я научился этому, но, честно сказать, не научился получать от этого удовольствие.
Тем не менее эта история – про то, как я учился говорить публично, – это отличная история на тему «не боги горшки обжигают». А эта тема – про богов и горшки, про то, как человек растет над собой, – это и есть тема моего сегодняшнего выступления.
У нас принято воспринимать социальный лифт как какую-то манну небесную. Кто-то должен открывать перед молодыми людьми двери этого самого лифта: то ли государство, то ли все общество совместными усилиями, то ли добрый волшебник. А что должен делать сам человек, чтобы перед ним открылись двери этого лифта? Мой ответ банален: он должен быть отличным специалистом, много и честно работать, не забывать о самообразовании. И, кроме всего прочего, должен иметь гражданскую позицию, которую не стыдится высказывать и отстаивать. Вы скажете, что в этом нет ничего нового – я с вами соглашусь. Не бывает волшебников, которые вдруг возносят нас к небывалым высотам. Взлеты – бывают. Но взлеты – в политике, в бизнесе, в профессиональном мастерстве, всегда подготовлены всей предшествующей жизнью человека. Если же случаются незаслуженные и случайные взлеты – уверен, найдутся и здесь люди, которые могут привести такие примеры, – что же, расплата всегда одна – падение с высоты, на которую занесла судьба.
Теперь давайте поговорим об образовании. В самом деле, каким образованием должен обладать человек, который входит в социальный лифт? Как вообще соотносятся эти вещи: социальная лестница и образование? Этот вопрос никак нельзя назвать простым.
Принято считать, для роста совершенно необходимо высшее образование. Высшее образование – хорошая вещь. Я сам по образованию – инженер-механик. Давайте задумаемся: что происходит у нас сегодня с качеством высшего образования?
Сегодня количество выпускников 11-х классов примерно равно количеству студентов первых курсов. Чему учатся все эти молодые люди? Да, сохранились старые вузы, университеты и институты, они по-прежнему выпускают специалистов, нужных стране. Но масса контор, которые, по документам, являются институтами, академиями, даже университетами, выпускают бесконечные ряды недоучек. Экономистов, юристов или политологов по дипломам, на деле не умеющих ничего. Почему так происходит?
Я убежден: чтобы высшее образование было качественным, должно выполняться одно элементарное правило: высокий конкурс при поступлении. Одно дело, когда студентом становится в среднем один из четырех пришедших на вступительные экзамены. Другое дело – когда практически все желающие, не в этом вузе, так в другом, не на этом факультете, так на другом.
Одно дело, когда учеба в институте – это тяжелый, достойный уважения труд. Когда каждый экзамен – это действительно испытание знаний, умений и самой личности. Другое дело, когда годы студенчества для молодежи – это годы безделья, а сдача экзаменов – момент обучения правилам дачи взяток. Эксперты говорят: в России по-настоящему учатся только 20–25% студентов. В лучших университетах – процентов тридцать.
Почему мы попали в такую ситуацию? Да потому, что за последние лет двадцать мы как-то привыкли к тому, что рабочий на производстве – обыкновенный рабочий, человек, который собственным трудом создает богатство страны, – почему-то пользуется меньшим уважением, чем офисный работник, или бизнесмен, или чиновник. Потому, что тысячи родителей исходят из принципа: пусть у дитятки будет хоть какой-то диплом – а дальше разберемся, найдем ему какую-нибудь работу.
Так вот, это не просто неверный – это губительный для экономики, для общества, в конечном итоге для страны, подход к делу.
Сегодня, с развитием экономики, в стране создаются новые рабочие места. Множество рабочих мест. В масштабах федерального округа – десятки, в перспективе – сотни тысяч. Работодатели жалуются – некем заполнить вакансии в промышленности. Для кого предназначены эти рабочие места? Прежде всего, для квалифицированных рабочих. На Ямале или в Тюмени, в Нижнем Тагиле или в Челябинске, в Екатеринбурге или в Магнитогорске, на нефтяных месторождениях, на оборонных предприятиях, у строителей – везде нехватка квалифицированных кадров. А мы до сих пор в плену стереотипов: производство – это грязь и шум, рабочий труд – неквалифицированный и монотонный, профтехобразование, говоря по-простому, – «отстой». А ведь чтобы избавиться от стереотипов, достаточно побывать на современном производстве или в современном ПТУ – вот как тот колледж, что создан на Новотрубном заводе в Первоуральске. Я там побывал недавно. Там конкурс 5 человек на место – какой провинциальный вуз сегодня может таким похвастаться? Там царство новейших технологий. Когда я увидел учебное производство – мне показалось сначала, что я попал на межпланетную космическую станцию. В фантастический фильм. А ведь там обучают работе в самой что ни на есть тяжелой промышленности, в металлургии.
Каково должно быть направление государственной политики? Все ПТУ и техникумы привести на этот уровень. Всем родителям выпускников и всем молодым людям объяснить: быть рабочим не стыдно. Не «отстой». Не второй сорт. Быть рабочим почетно. Современно. Круто.
И, между прочим, выгодно: сравните заработки по-настоящему квалифицированных рабочих и рядовых армии так называемого «офисного планктона». Я это название вообще-то не признаю. Произношу его лишь затем, чтобы было понятно, о чем речь.
Такова моя позиция, которую я намерен отстаивать как гражданин и как представитель Президента в УрФО.
Значит ли это, что я призываю вас отказаться учиться в институтах и университетах и пойти в ПТУ? Нет, ни в коем случае. Я всего лишь прошу вас отказаться от стереотипов. Выбирая дорогу в жизни, не стоит обожествлять «корочки» диплома. Выбирая профессию, не стоит непременно с самого начала стремиться в кондиционированный офис. Не стоит поддаваться магии этих современных заклинаний: надо, мол, стремиться в креативный класс. Креативный – это то, кто что-то создает. Много ли создают «менеджеры», специалисты по перепродаже воздуха?
Президент Путин сказал, что экономическое развитие нашей страны невозможно без создания 25 миллионов новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Где эти рабочие места? Неужели в офисах? Нет, они в основном будут возникать и уже возникают – в высокотехнологических отраслях промышленности. Именно там – будущее. Именно там – социальные лифты. Именно там – школа лидерства».
Выступая перед участниками «Селигера», полпред рассказал о своем образовании, о карьере на Уралвагонзаводе и о неожиданном для многих переходе на высокий государственный пост. Холманских заявил, что история его карьеры – это история из серии «не боги горшки обжигают», а вошедший в сегодняшнюю практику «социальный лифт» – это не «манна небесная».
Далее Холманских сообщил о низком качестве сегодняшнего высшего образования, как и самого обучения (только 20–25% студентов, по его данным, учатся по-настоящему), выразил тревогу по поводу падения престижа рабочих специальностей и слишком высоких зарплат «офисного планктона».
Закончил полпред призывом не обожествлять «корочки» диплома и прогнозом о том, что в ближайшем будущем социальные лифты будут возникать не в офисах, а в высокотехнологических отраслях промышленности.
Предлагаем вашему вниманию полный текст речи Игоря Холманских:
«Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Игорь Рюрикович Холманских. Я работаю полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе. На этой работе я недавно. До этого я работал на Уралвагонзаводе: начальником участка, начальником производства, начальником цеха.
Я, конечно, старше большинства из вас, моих сегодняшних слушателей. Но, надо вам сказать, я совсем молодой политик и чиновник. Неопытный. Можно сказать, только что поднявшийся на социальном лифте.
Этот самый социальный лифт – как раз тема нашего сегодняшнего разговора, то, о чем меня попросили с вами поговорить. Как становятся в современной России политическими лидерами? Каким надо быть, чтобы о тебе сказали: ты лидер? Какое для этого нужно образование? Какую профессию выбрать? Вот наши темы сегодня.
Только давайте я для начала сразу признаюсь: я не умею читать лекции. Никогда не преподавал. И не люблю выступать на публике. Правда, во время предвыборной кампании этой зимой, когда я стал доверенным лицом Владимира Путина, мне пришлось много раз выступать на митингах. Я научился этому, но, честно сказать, не научился получать от этого удовольствие.
Тем не менее эта история – про то, как я учился говорить публично, – это отличная история на тему «не боги горшки обжигают». А эта тема – про богов и горшки, про то, как человек растет над собой, – это и есть тема моего сегодняшнего выступления.
У нас принято воспринимать социальный лифт как какую-то манну небесную. Кто-то должен открывать перед молодыми людьми двери этого самого лифта: то ли государство, то ли все общество совместными усилиями, то ли добрый волшебник. А что должен делать сам человек, чтобы перед ним открылись двери этого лифта? Мой ответ банален: он должен быть отличным специалистом, много и честно работать, не забывать о самообразовании. И, кроме всего прочего, должен иметь гражданскую позицию, которую не стыдится высказывать и отстаивать. Вы скажете, что в этом нет ничего нового – я с вами соглашусь. Не бывает волшебников, которые вдруг возносят нас к небывалым высотам. Взлеты – бывают. Но взлеты – в политике, в бизнесе, в профессиональном мастерстве, всегда подготовлены всей предшествующей жизнью человека. Если же случаются незаслуженные и случайные взлеты – уверен, найдутся и здесь люди, которые могут привести такие примеры, – что же, расплата всегда одна – падение с высоты, на которую занесла судьба.
Теперь давайте поговорим об образовании. В самом деле, каким образованием должен обладать человек, который входит в социальный лифт? Как вообще соотносятся эти вещи: социальная лестница и образование? Этот вопрос никак нельзя назвать простым.
Принято считать, для роста совершенно необходимо высшее образование. Высшее образование – хорошая вещь. Я сам по образованию – инженер-механик. Давайте задумаемся: что происходит у нас сегодня с качеством высшего образования?
Сегодня количество выпускников 11-х классов примерно равно количеству студентов первых курсов. Чему учатся все эти молодые люди? Да, сохранились старые вузы, университеты и институты, они по-прежнему выпускают специалистов, нужных стране. Но масса контор, которые, по документам, являются институтами, академиями, даже университетами, выпускают бесконечные ряды недоучек. Экономистов, юристов или политологов по дипломам, на деле не умеющих ничего. Почему так происходит?
Я убежден: чтобы высшее образование было качественным, должно выполняться одно элементарное правило: высокий конкурс при поступлении. Одно дело, когда студентом становится в среднем один из четырех пришедших на вступительные экзамены. Другое дело – когда практически все желающие, не в этом вузе, так в другом, не на этом факультете, так на другом.
Одно дело, когда учеба в институте – это тяжелый, достойный уважения труд. Когда каждый экзамен – это действительно испытание знаний, умений и самой личности. Другое дело, когда годы студенчества для молодежи – это годы безделья, а сдача экзаменов – момент обучения правилам дачи взяток. Эксперты говорят: в России по-настоящему учатся только 20–25% студентов. В лучших университетах – процентов тридцать.
Почему мы попали в такую ситуацию? Да потому, что за последние лет двадцать мы как-то привыкли к тому, что рабочий на производстве – обыкновенный рабочий, человек, который собственным трудом создает богатство страны, – почему-то пользуется меньшим уважением, чем офисный работник, или бизнесмен, или чиновник. Потому, что тысячи родителей исходят из принципа: пусть у дитятки будет хоть какой-то диплом – а дальше разберемся, найдем ему какую-нибудь работу.
Так вот, это не просто неверный – это губительный для экономики, для общества, в конечном итоге для страны, подход к делу.
Сегодня, с развитием экономики, в стране создаются новые рабочие места. Множество рабочих мест. В масштабах федерального округа – десятки, в перспективе – сотни тысяч. Работодатели жалуются – некем заполнить вакансии в промышленности. Для кого предназначены эти рабочие места? Прежде всего, для квалифицированных рабочих. На Ямале или в Тюмени, в Нижнем Тагиле или в Челябинске, в Екатеринбурге или в Магнитогорске, на нефтяных месторождениях, на оборонных предприятиях, у строителей – везде нехватка квалифицированных кадров. А мы до сих пор в плену стереотипов: производство – это грязь и шум, рабочий труд – неквалифицированный и монотонный, профтехобразование, говоря по-простому, – «отстой». А ведь чтобы избавиться от стереотипов, достаточно побывать на современном производстве или в современном ПТУ – вот как тот колледж, что создан на Новотрубном заводе в Первоуральске. Я там побывал недавно. Там конкурс 5 человек на место – какой провинциальный вуз сегодня может таким похвастаться? Там царство новейших технологий. Когда я увидел учебное производство – мне показалось сначала, что я попал на межпланетную космическую станцию. В фантастический фильм. А ведь там обучают работе в самой что ни на есть тяжелой промышленности, в металлургии.
Каково должно быть направление государственной политики? Все ПТУ и техникумы привести на этот уровень. Всем родителям выпускников и всем молодым людям объяснить: быть рабочим не стыдно. Не «отстой». Не второй сорт. Быть рабочим почетно. Современно. Круто.
И, между прочим, выгодно: сравните заработки по-настоящему квалифицированных рабочих и рядовых армии так называемого «офисного планктона». Я это название вообще-то не признаю. Произношу его лишь затем, чтобы было понятно, о чем речь.
Такова моя позиция, которую я намерен отстаивать как гражданин и как представитель Президента в УрФО.
Значит ли это, что я призываю вас отказаться учиться в институтах и университетах и пойти в ПТУ? Нет, ни в коем случае. Я всего лишь прошу вас отказаться от стереотипов. Выбирая дорогу в жизни, не стоит обожествлять «корочки» диплома. Выбирая профессию, не стоит непременно с самого начала стремиться в кондиционированный офис. Не стоит поддаваться магии этих современных заклинаний: надо, мол, стремиться в креативный класс. Креативный – это то, кто что-то создает. Много ли создают «менеджеры», специалисты по перепродаже воздуха?
Президент Путин сказал, что экономическое развитие нашей страны невозможно без создания 25 миллионов новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Где эти рабочие места? Неужели в офисах? Нет, они в основном будут возникать и уже возникают – в высокотехнологических отраслях промышленности. Именно там – будущее. Именно там – социальные лифты. Именно там – школа лидерства».
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.