Возрастное ограничение 18+

В Свердловском областном суде заработала апелляционная инстанция. Дела рассматривают ОЧЕНЬ внимательно. Система работает «на износ»

18.38 Суббота, 5 мая 2012
На Урале с недавних пор заработала апелляционная инстанция областного суда – одно из тех нововведений, которые привнес в систему правосудия уходящий президент Медведев. Особенности работы этой инстанции с некоторых пор стали предметом язвительных шуток уральских адвокатов. Журналисты до сих пор пристально не исследовали эту сторону работы областного суда. Однако, как выяснилось при внимательном рассмотрении, в апелляции обнаруживаются любопытные вещи.

Представитель одной из уральских редакций буквально сегодня, 5 мая, посетил заседание суда апелляционной инстанции, на котором рассматривалось дело о раздельном воспитании несовершеннолетнего. Крайне опытная и авторитетная (по отзывам адвокатов) судья Звягинцева аж второй раз отправила стороны «решать вопрос миром», вместо того чтобы рассмотреть апелляционные жалобы по существу по абсолютно рядовому и типовому делу.

С одной стороны, можно сказать, что идет неоправданное затягивание дела, с другой – вопросы раздельного воспитания несовершеннолетнего требуют особого внимания и юристов, и родителей.

Мы обратились к известному адвокату Георгию Абшилаве с просьбой прокомментировать, сколько времени и денег может отнять процесс урегулирования судебного спора по раздельному воспитанию несовершеннолетнего ребенка и сколько стоят услуги юристов по решению такого рода вопросов.

– Данный процесс может занимать от 2 до 6 месяцев включительно. В зависимости от сложности дела и квалификации адвоката, – сообщил нам Георгий Валерьянович. – Здесь учитывается не только желание конкретного клиента, но и мнение экспертов, в частности детского психолога. Определяется, с кем ребенку лучше всего, с каким из родителей. Учитывается и мнение самого ребенка. Само собой, это долгие и многочисленные переговоры между родителями и их представителями.

– Что касается оплаты услуг адвокатов, то господин Абшилава сообщил, что цены в такого рода делах начинаются от 60 тысяч рублей. «Доходит до 100–120 тысяч рублей, в зависимости от квалификации юриста, – утверждает Абшилава. – При этом оплата никак не зависит от конечных результатов, присудят ребенка клиенту или нет. Существует практика предварительной консультации: до того, как взяться за дело, адвокат говорит, может ли что-то получиться, каковы шансы на то, что ребенка присудят именно его клиенту. Это стоит значительно меньше 60 тысяч, опять-таки в зависимости от квалификации».

Напомним, что с 1 января 2012 года по всей Российской Федерации заработала апелляционная инстанция судов общей юрисдикции. Это было связано с тем, что уходящий президент Дмитрий Медведев посчитал, что таким способом права граждан будут лучше защищаться. На деле это только создало проблемы судейскому сообществу. Во-первых, пришлось забирать из районных и городских судов лучших судей в апелляционную инстанцию. Во-вторых, увеличился штат судей, что повлекло увеличение расходов на содержание судей и судейского аппарата. В-третьих, сейчас в судейском сообществе жесточайший кадровый голод, на который накладывается массовый «исход» судей советской закалки, недовольных изменением порядка исчисления стажа и порядка оплаты работы судей. Фактически судебная система РФ сейчас, из-за инициативы Медведева, работает «на износ».

Введение апелляционной инстанции первоначально вызвало «едкую ухмылку» юридического сообщества. Это связано с тем, что ранее кассационная инстанция Свердловского областного суда работала в режиме «конвейера». То есть люди, далекие от реалий судопроизводства, искренне полагали, что их «услышат» в кассационной инстанции. Но кассация работала абсолютно правильно в части рассмотрения дел: отменялись и изменялись те судебные акты, которые действительно шли вразрез с действующим законодательством и практикой Областного суда. Гражданам «жечь глаголом» не давали, так как в Облсуде были собраны лучшие кадры с богатой процессуальной практикой. По логике принятых изменений, апелляционная инстанция Областного суда должна была «правильно дописывать» судебные акты районных и городских судов Свердловской области и «выслушивать» стороны судебного разбирательства. То есть декларировалось изменение подхода к судопроизводству, а фактически порядок производства в суде апелляционной инстанции должен быть таким, каким он был в кассационной инстанции. А это означает тот же «конвейер», но с рядом процессуальных ограничений. То есть уходящий президент добавил работы судейскому сообществу, увеличил гонорары адвокатов за рассмотрение дела в апелляционной инстанции, но принципиально для граждан ничего не поменялось.

На территории Свердловской области, как вспоминают адвокаты, был пример такого подхода. Одно время Арбитражный суд Свердловской области и апелляционная инстанция сидели в одном здании, но на разных этажах на ул. Ленина. В результате такого «грамотного» размещения стороны судебного разбирательства, в том числе и налоговые органы, предпочитали обжаловать судебные акты не в апелляцию, а в кассацию, которая хотя бы находилась в другом здании по ул. Ленина в городе Екатеринбурге.

Также уходящий президент РФ Медведев принудительно ввел систему медиации, то есть внесудебного разбирательства. Арбитражные суды, в силу малочисленности, очень активно «рекламируют» медиацию: в том же Арбитражном суде Свердловской области есть комната медиации, где пока бесплатно работает профессиональный медиатор. По мнению участников судебных процессов, Областной суд, под руководством Ивана Овчарука, пока что вяло «рекламирует» медиацию и судьи Областного суда, в отличие от арбитражных судей, не утруждают себя продвижением этой новации. Этот подход судей общей юрисдикции является, по мнению юристов, правильным, так как большинство участников судопроизводства, включая и адвокатов, плохо владеют законодательством РФ и практикой Свердловского областного суда.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK