Возрастное ограничение 18+
Последняя пресс-конференция мэра Чернецкого: достижения, угрозы, карьерные перспективы
«Жизнь есть жизнь, и у нее много разных граней, существует много возможностей для самореализации»
Екатеринбургский градоначальник Аркадий Чернецкий сегодня провел последнюю пресс-конференцию в данном статусе. Уже с завтрашнего дня (после публикации решения гордумы, которая сегодня приняла отставку Чернецкого), Аркадий Михайлович окончательно потеряет статус главы города и сможет сосредоточиться на сенаторской работе в российском Совфеде. Заранее сбросив груз мэрских проблем, Чернецкий в явно приподнятом настроении охотно общался с представителями СМИ. «У нас сегодня достаточно вольный формат», – предупредил Чернецкий и ответил практически на все вопросы журналистов.
Главное достижение Чернецкого
«Самое главное, что в городе создана многофункциональная, многоотраслевая экономика, базирующаяся на развитой конкурентной среде, на высоких доходах населения, на высоком потребительском спросе; экономика, в которой существуют внутренние механизмы развития. Мы сегодня, в отличие от моногородов, в отличие от городов, которые свое благополучие строят на бюджетных вливаниях, в первую очередь решаем проблемы городского сообщества за счет бизнеса. Несомненно, есть сферы деятельности, где бюджетные деньги доминируют, например, в делах дорожных, но таких сфер не так уж много. В большинстве вопросов, в той или иной степени, присутствует бизнес, а в некоторых вопросах бизнес полностью решает проблему финансирования. Это, наверное, самое главное достижение за период моего управления».
Угрозы Екатеринбургу
«Сегодня утром была аппаратная, и там я много говорил не о том, что сделано за прошедшие 20 лет, а о тех угрозах и проблемах, которые остаются. Я бы хотел, чтобы эти проблемы уходили. Вот несколько иллюстраций: я считаю, что в Свердловской области действует совершенно неперспективная система межбюджетных отношений, по крайней мере, для Екатеринбурга она не является мотивирующей. Причем с 1997 года я эту тему поднимал с разной степень периодичности. Смотрите сами, какой смысл городу сегодня зарабатывать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных источников? Нормативы сделаны не из расчета потребностей Екатеринбурга, они были придуманы при царе Горохе. И сколько бы ни было доходов у города, ему обязательно посчитают профицит в 1,5 миллиарда. Также остро стоит вопрос о питьевой воде, здесь необходимо пользоваться ресурсами Челябинской области. Также сегодня в опасности мощнейший коммунальный комплекс города», – бьет тревогу Чернецкий.
По его словам, федеральная власть, «раздербанив нефть, газ, энергетику и металлургию», теперь покушается на ЖКХ крупных российских муниципий. Ведь после углеводородов, энергетики и металлургии «коммуналка» миллионников является следующим сектором экономики «с точки зрения доходности и эффективности».
Большой Екатеринбург
«Если заняться им прямо сейчас, то это, в лучшем случае, займет 1,5 года. Скорее всего, потребуются все три года. Наша функция была именно идеологическая, мы даже не можем проект реализовывать постольку, поскольку это не входит в наш круг полномочий. Мы не можем прийти сегодня в Пышму с нашей идеей проводить там референдум и решать, объединяться или нет – эти вопросы полностью в компетенции областной власти. Официально они не отказываются от идеи Большого Екатеринбурга, высказывают свою заинтересованность, но, может быть, какие-то проблемы просто вышли на первый план. Например, проблемы устава города Екатеринбурга и проблемы изменения устава области».
Сити-менеджмент
«Я не считаю, что эффективность управления в полной мере зависит от модели управления. По моему мнению, от модели управления зависит примерно 20%. Существуют варианты успешного функционирования модели сильного мэра, то есть выбранного главы исполнительной власти, есть относительно успешные модели взаимодействия главы города, председателя Думы и назначенного по конкурсу председателя Администрации. В данной ситуации я поддержал эту идею, исходя из двух соображений: во-первых, это минимизация рисков прихода к власти в качестве сильного мэра некомпетентного человека либо авантюриста. Такие примеры у нас были, например город Самара (сначала попался человек с авантюрными наклонностями, затем свои четыре года отсидел человек не очень компетентный). Чтобы исключить такие риски, лучше пойти на ситуацию разделения власти, на ситуацию, когда ошибки можно будет исправить быстро. Только из этих соображений я поддержал ту систему, которая сейчас принята. Но при этом модель невыборного главы города мне не нравится, в городе должен быть некий политический лидер, который отвечает перед населением. Руководитель представительного органа должен обладать некими исполнительными полномочиями».
СФ – карьерный взлет или заслуженная пенсия
«Для меня самого пока не очень понятны возможности, которыми обладают члены Совета Федерации, то есть то, о чем мы пока что говорим, носит теоретический характер. Что касается отношений с бизнесом – тут я уверен, а что касается степени вовлеченности отдельного представителя Совфеда во взаимодействие с федеральным правительством – мне пока не ясно. Если я, находясь на этом посту, буду иметь реальные возможности что-то делать, значит, буду работать там, а если окажется, что главная задача – это одобрение законов, то это будет не очень интересно и я буду решать что-то со своими дальнейшими планами на жизнь».
Лоббизм в пользу Екатеринбурга
«Должность в Совете Федерации - это своего рода и информационный порт, то есть возможности для контактов с бизнесом, для контактов страны с бизнесом зарубежным, возможность привлечения инвестиций, возможность презентации города для всех, кто заинтересован во вхождении на Урал, и вложения инвестиций в развитие города. Это только одна сторона проблемы, а вторая – это федеральные программы, реализуемые и проходящие в первую очередь через Думу, но в какой-то степени – и через Совет Федерации. Соответственно, возможность контакта с министерствами (там, где эти программы формируются), возможность лоббировать интересы города и области и участвовать в распределении ресурсов по общефедеральным программам – вот что в моем понимании является возможностью не оставить город и область».
Прощание
В финале пресс-конференции де-факто бывший градоначальник добавил к общению с прессой немного сентиментальности.
«Жизнь есть жизнь, и у нее много разных граней, существует много возможностей для самореализации. Конечно, мне по-человечески жалко покидать город. Двадцать лет я работал в команде, осознавал наши результаты, и у меня есть определенная гордость за город. Но наступает момент, когда понимаешь, что надо сойти с протоптанной дорожки и идти рядом, наблюдая успехи. Вещи в Москву я еще не собрал, но обязательно возьму с собой что-то, что будет напоминать мне о Екатеринбурге», – вдохнул на прощанье Аркадий Чернецкий.
Главное достижение Чернецкого
«Самое главное, что в городе создана многофункциональная, многоотраслевая экономика, базирующаяся на развитой конкурентной среде, на высоких доходах населения, на высоком потребительском спросе; экономика, в которой существуют внутренние механизмы развития. Мы сегодня, в отличие от моногородов, в отличие от городов, которые свое благополучие строят на бюджетных вливаниях, в первую очередь решаем проблемы городского сообщества за счет бизнеса. Несомненно, есть сферы деятельности, где бюджетные деньги доминируют, например, в делах дорожных, но таких сфер не так уж много. В большинстве вопросов, в той или иной степени, присутствует бизнес, а в некоторых вопросах бизнес полностью решает проблему финансирования. Это, наверное, самое главное достижение за период моего управления».
Угрозы Екатеринбургу
«Сегодня утром была аппаратная, и там я много говорил не о том, что сделано за прошедшие 20 лет, а о тех угрозах и проблемах, которые остаются. Я бы хотел, чтобы эти проблемы уходили. Вот несколько иллюстраций: я считаю, что в Свердловской области действует совершенно неперспективная система межбюджетных отношений, по крайней мере, для Екатеринбурга она не является мотивирующей. Причем с 1997 года я эту тему поднимал с разной степень периодичности. Смотрите сами, какой смысл городу сегодня зарабатывать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных источников? Нормативы сделаны не из расчета потребностей Екатеринбурга, они были придуманы при царе Горохе. И сколько бы ни было доходов у города, ему обязательно посчитают профицит в 1,5 миллиарда. Также остро стоит вопрос о питьевой воде, здесь необходимо пользоваться ресурсами Челябинской области. Также сегодня в опасности мощнейший коммунальный комплекс города», – бьет тревогу Чернецкий.
По его словам, федеральная власть, «раздербанив нефть, газ, энергетику и металлургию», теперь покушается на ЖКХ крупных российских муниципий. Ведь после углеводородов, энергетики и металлургии «коммуналка» миллионников является следующим сектором экономики «с точки зрения доходности и эффективности».
Большой Екатеринбург
«Если заняться им прямо сейчас, то это, в лучшем случае, займет 1,5 года. Скорее всего, потребуются все три года. Наша функция была именно идеологическая, мы даже не можем проект реализовывать постольку, поскольку это не входит в наш круг полномочий. Мы не можем прийти сегодня в Пышму с нашей идеей проводить там референдум и решать, объединяться или нет – эти вопросы полностью в компетенции областной власти. Официально они не отказываются от идеи Большого Екатеринбурга, высказывают свою заинтересованность, но, может быть, какие-то проблемы просто вышли на первый план. Например, проблемы устава города Екатеринбурга и проблемы изменения устава области».
Сити-менеджмент
«Я не считаю, что эффективность управления в полной мере зависит от модели управления. По моему мнению, от модели управления зависит примерно 20%. Существуют варианты успешного функционирования модели сильного мэра, то есть выбранного главы исполнительной власти, есть относительно успешные модели взаимодействия главы города, председателя Думы и назначенного по конкурсу председателя Администрации. В данной ситуации я поддержал эту идею, исходя из двух соображений: во-первых, это минимизация рисков прихода к власти в качестве сильного мэра некомпетентного человека либо авантюриста. Такие примеры у нас были, например город Самара (сначала попался человек с авантюрными наклонностями, затем свои четыре года отсидел человек не очень компетентный). Чтобы исключить такие риски, лучше пойти на ситуацию разделения власти, на ситуацию, когда ошибки можно будет исправить быстро. Только из этих соображений я поддержал ту систему, которая сейчас принята. Но при этом модель невыборного главы города мне не нравится, в городе должен быть некий политический лидер, который отвечает перед населением. Руководитель представительного органа должен обладать некими исполнительными полномочиями».
СФ – карьерный взлет или заслуженная пенсия
«Для меня самого пока не очень понятны возможности, которыми обладают члены Совета Федерации, то есть то, о чем мы пока что говорим, носит теоретический характер. Что касается отношений с бизнесом – тут я уверен, а что касается степени вовлеченности отдельного представителя Совфеда во взаимодействие с федеральным правительством – мне пока не ясно. Если я, находясь на этом посту, буду иметь реальные возможности что-то делать, значит, буду работать там, а если окажется, что главная задача – это одобрение законов, то это будет не очень интересно и я буду решать что-то со своими дальнейшими планами на жизнь».
Лоббизм в пользу Екатеринбурга
«Должность в Совете Федерации - это своего рода и информационный порт, то есть возможности для контактов с бизнесом, для контактов страны с бизнесом зарубежным, возможность привлечения инвестиций, возможность презентации города для всех, кто заинтересован во вхождении на Урал, и вложения инвестиций в развитие города. Это только одна сторона проблемы, а вторая – это федеральные программы, реализуемые и проходящие в первую очередь через Думу, но в какой-то степени – и через Совет Федерации. Соответственно, возможность контакта с министерствами (там, где эти программы формируются), возможность лоббировать интересы города и области и участвовать в распределении ресурсов по общефедеральным программам – вот что в моем понимании является возможностью не оставить город и область».
Прощание
В финале пресс-конференции де-факто бывший градоначальник добавил к общению с прессой немного сентиментальности.
«Жизнь есть жизнь, и у нее много разных граней, существует много возможностей для самореализации. Конечно, мне по-человечески жалко покидать город. Двадцать лет я работал в команде, осознавал наши результаты, и у меня есть определенная гордость за город. Но наступает момент, когда понимаешь, что надо сойти с протоптанной дорожки и идти рядом, наблюдая успехи. Вещи в Москву я еще не собрал, но обязательно возьму с собой что-то, что будет напоминать мне о Екатеринбурге», – вдохнул на прощанье Аркадий Чернецкий.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
9 комментариев