Возрастное ограничение 18+
Главврач екатеринбургской больницы № 20 снова может уйти от уголовной ответственности
Горздрав уже одобрил массовые увольнения при Борисе Золотареве, назвав их «кадровой политикой»
По всей видимости, скандал, разгоревшийся в стенах ЦГБ № 20, так и останется без логического завершения. Спустя год после того, как широкая общественность узнала о «бесчинствах» в стенах больницы на Химмаше, в муниципальном учреждении ничего не изменилось. Несмотря на заведенные уголовные дела, к ответственности пока не было привлечено ни одно должностное лицо. Более того, связанный с делом о мошенничестве Борис Золотарев продолжает занимать пост главного врача, в то время как десятки специалистов, которых он вынудил уволиться, до сих пор не могут найти работу. На все жалобы опальных медиков в Управлении здравоохранения отвечают отказом, апеллируя к тому, что они не намерены вмешиваться в кадровую политику главврача.
О происходящем в стенах 20-й больницы стало известно благодаря ее сотрудникам, написавшим коллективную жалобу во многие правоохранительные инстанции. После проведенных проверок в начале августа прошлого года в отношении трех лиц администрации больницы были возбуждены уголовные дела по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения». Однако в рамках уголовного расследования, осуществляемого СО Чкаловского района СУ СКР, до сих пор не принято ни одного весомого процессуального решения. Как сообщил «ВВ» начальник отдела следственного управления по взаимодействию со СМИ Александр Шульга, пока для журналистов нет никакой информации.
Поводом для «уголовки» стала работа благотворительного фонда «Меценат-XXI», через который пациенты оказывали добровольную финансовую поддержку больнице. По словам персонала, благотворительным данный фонд назвать было трудно. Больных просто вынуждали вносить деньги на счет «Мецената-XXI», намекая на то, что в противном случае необходимую медицинскую помощь они могут и не получить. Таким образом, оригинал платежного поручения о внесенных «пожертвованиях» становился неким входным билетом на лечение в муниципальную больницу. Однако те услуги, которые гражданин оплачивал в фонде больницы, априори покрывались средствами из Фонда обязательного медицинского страхования.
– У нас дурят народ вечно. А народ позволяет себя дурить, так как он зачастую не владеет нужной информацией, – комментирует ситуацию бывший заместитель главврача 20-й больницы Дмитрий Ладыгин.
По его словам, большая часть доходов фонда должна была идти на повышение зарплаты персоналу, а также обновление материально-технической базы, АХЧ и так далее. Однако в течение всех лет деньги не уходили дальше карманов «узкого круга заинтересованных лиц» больницы.
По заявлению уволенных и уволившихся врачей, в круг «приближенных» к казне фонда лиц помимо главврача Золотарева входил главный бухгалтер больницы, а также старшая медсестра. В результате должностные лица могли иметь среднемесячный доход до 200 тысяч рублей, в то время как доктора медицинских наук, профессора получали около 5 тысяч. Однако помимо «Мецената-XXI» в больнице отлаженно работала схема по «оприходованию» государственных денег через «отоваривание» талонов амбулаторного посещения (ТАП).
В надзорные ведомства не раз направлялись жалобы о том, что вместо оказания медицинских услуг населению в поликлиниках № 1 и № 3 (МУ ЦГБ № 20) существует практика написания ТАПов, не обеспеченных реальным обращением больных в поликлиники. То есть процветает система элементарных приписок – лечения «мертвых душ». Между тем каждый ТАП оплачивается ТФОМСом (Территориальным фондом обязательного медицинского страхования). По заявлению персонала, в химмашевской больнице талоны выписывались на умерших людей или людей, фактически проживающих в другом районе, а также на пациентов, находящихся на лечении в стационаре. По информации из открытых источников, медсестрами больницы ежемесячно выписывается от 300 до 700 несуществующих ТАПов.
Отметим, в 2007 году в отношении должностных лиц 20-й больницы уже возбуждалось уголовное разбирательство по факту махинаций с ТАПами. Тогда на скамье подсудимых оказался заместитель главного врача Дмитрий Ладыгин. Однако из-за недостатка доказательств его вины дело в 30 томах было направлено на доследование. Тем временем интересно отметить, что по каким-то причинам главврачу Золотареву никаких обвинений предъявлено не было. Как потом правоохранители объяснили Лыдыгину, в отношении главврача дело возбудить «не дали».
Со слов Ладыгина, несмотря на то, что дело до сих пор не закрыто, махинации с талонами не прекращались, просто главврач стал чуть осторожнее.
– Раньше талоны выписывались безмерно – на одного специалиста приходилось около 3–5 тысяч посещений в месяц, что просто невозможно. После возбуждения уголовного дела Золотареву для уменьшения удельного веса пациентов на одного врача пришлось привлекать больше докторов под предлогом проведения консультаций в поликлиниках. Существовал целый список специалистов, «под кого» должны были писаться талоны, – рассказал терапевт со стажем Дмитрий Ладыгин.
Далеко не все врачи тогда согласились пойти на должностное преступление. Но Золотарев поставил ультиматум: либо «консультации» в поликлиниках, либо увольнение. Многие специалисты, не дожидаясь приказа, уходили по собственному желанию, большинство было уволено по статье. В результате меньше чем за 3 года – с 2008 по 2011 год – больница потеряла 67 специалистов высочайшего класса.
В списках уволенных оказался и Дмитрий Ладыгин, 5 лет проработавший в должности замглавврача. По его словам, приказ об увольнении был оформлен после того, как он заявил о своем нежелании лечить «мертвые души». Он уверен, что фикция с талонами посещений амбулаторных больных продолжается на Химмаше и по сей день.
– Я не знаю, в каких масштабах это проходит сегодня, но я знаю точно, что честно выполнить муниципальный заказ практически невозможно. Если бы мне предоставили отчетность, я бы без затруднений назвал процент фальшивых посещений, – отметил Ладыгин.
К началу 2011 года целый район Екатеринбурга, в котором проживает около 72 тысяч человек, остался без квалифицированной медицинской помощи. В больнице, которая всегда славилась опытными специалистами, разразился кадровый голод. Сейчас, по словам экспертов, «двадцатка» работает на уровне фельдшерского медпункта.
– Суть в том, что многие врачи не выдержали напряженной атмосферы в коллективе, угроз уголовного преследования и были вынуждены пойти искать себе новую работу, – отмечает экс-заместитель главврача больницы. – Большинство из ушедших были лучшими специалистами в своей области. Их имена действительно поднимали рейтинг больницы на высокий профессиональный уровень.
Тем временем в Управлении здравоохранения Екатеринбурга в сложившейся ситуации не видят ничего страшного. «Сегодня во всех больницах города существует нехватка кадров», – заявили нам чиновники.
Отметим, уже более года профессиональный врач-терапевт, в 2009 году получивший грамоту свердловского Законодательного собрания за внедрение высокотехнологичных методов лечения, не может найти себе работу. Дмитрий Ладыгин подозревает, что одной из главных причин является неблаговидная характеристика с прошлого места работы, обеспечиваемая Борисом Золотаревым.
Объяснить, почему в то время, пока лучшие специалисты в городе остаются без работы, в больницах процветает нехватка кадров, в управлении здравоохранения нам пояснить не смогли. При этом пресс-секретарь ведомства Екатерина Макашина подчеркнула, что в конце февраля ЦГБ № 20 был проведен медсовет и ни один из сотрудников учреждения не высказал недовольства. Конечно, это можно счесть за резонный показатель, если не учитывать того, что все, кто мог высказать свое недовольство, были уволены еще год назад. Между тем в управлении поспешили заметить, что все разговоры о бездействии ведомства ведутся лицами, «испытывающими личную неприязнь к администрации города».
– Чего они добиваются – непонятно. Все эти слухи уже больше года муссируются и раздуваются до непонятных масштабов, – заключила г-жа Макашина.
Вообще, судя по всему, чиновники Горздрава решили максимально отстраниться от проблемы. Как рассказал нам Дмитрий Ладыгин, сразу после увольнения он обратился в управление здравоохранения за помощью, однако ему отрезали: «Мы не будем воспитывать главного врача, указывая ему на то, как надо вести кадровую политику».
Сегодня многие наблюдатели высказывают мнение о том, что Борису Золотареву, как и в недалеком 2007 году, удастся избежать наказания. Ведь сегодня остается констатировать, что в то время, когда директора какого-нибудь гаринского дома культуры, обогатившегося на 12 тысяч рублей за использование ставки уборщицы, объявляют коррупционером, в кратчайшие сроки направляя дело в суд, расследование в отношении главврача, возможно имеющего в личном гараже Volvo S 80 и Nissan Pathfinder, за год не сдвинулось с места.
В настоящее время редакция «Вечерних Ведомостей» готовит запросы в Следственный комитет и прокуратуру о ходе, сроках, фигурантах и корректности ведения расследования в рамках уголовных дел в отношении должностных лиц ЦГБ № 20. Копии обращений будут направлены на имя депутата Госдумы РФ – члена комиссии по противодействию коррупции Игоря Баринова.
О происходящем в стенах 20-й больницы стало известно благодаря ее сотрудникам, написавшим коллективную жалобу во многие правоохранительные инстанции. После проведенных проверок в начале августа прошлого года в отношении трех лиц администрации больницы были возбуждены уголовные дела по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения». Однако в рамках уголовного расследования, осуществляемого СО Чкаловского района СУ СКР, до сих пор не принято ни одного весомого процессуального решения. Как сообщил «ВВ» начальник отдела следственного управления по взаимодействию со СМИ Александр Шульга, пока для журналистов нет никакой информации.
Поводом для «уголовки» стала работа благотворительного фонда «Меценат-XXI», через который пациенты оказывали добровольную финансовую поддержку больнице. По словам персонала, благотворительным данный фонд назвать было трудно. Больных просто вынуждали вносить деньги на счет «Мецената-XXI», намекая на то, что в противном случае необходимую медицинскую помощь они могут и не получить. Таким образом, оригинал платежного поручения о внесенных «пожертвованиях» становился неким входным билетом на лечение в муниципальную больницу. Однако те услуги, которые гражданин оплачивал в фонде больницы, априори покрывались средствами из Фонда обязательного медицинского страхования.
– У нас дурят народ вечно. А народ позволяет себя дурить, так как он зачастую не владеет нужной информацией, – комментирует ситуацию бывший заместитель главврача 20-й больницы Дмитрий Ладыгин.
По его словам, большая часть доходов фонда должна была идти на повышение зарплаты персоналу, а также обновление материально-технической базы, АХЧ и так далее. Однако в течение всех лет деньги не уходили дальше карманов «узкого круга заинтересованных лиц» больницы.
По заявлению уволенных и уволившихся врачей, в круг «приближенных» к казне фонда лиц помимо главврача Золотарева входил главный бухгалтер больницы, а также старшая медсестра. В результате должностные лица могли иметь среднемесячный доход до 200 тысяч рублей, в то время как доктора медицинских наук, профессора получали около 5 тысяч. Однако помимо «Мецената-XXI» в больнице отлаженно работала схема по «оприходованию» государственных денег через «отоваривание» талонов амбулаторного посещения (ТАП).
В надзорные ведомства не раз направлялись жалобы о том, что вместо оказания медицинских услуг населению в поликлиниках № 1 и № 3 (МУ ЦГБ № 20) существует практика написания ТАПов, не обеспеченных реальным обращением больных в поликлиники. То есть процветает система элементарных приписок – лечения «мертвых душ». Между тем каждый ТАП оплачивается ТФОМСом (Территориальным фондом обязательного медицинского страхования). По заявлению персонала, в химмашевской больнице талоны выписывались на умерших людей или людей, фактически проживающих в другом районе, а также на пациентов, находящихся на лечении в стационаре. По информации из открытых источников, медсестрами больницы ежемесячно выписывается от 300 до 700 несуществующих ТАПов.
Отметим, в 2007 году в отношении должностных лиц 20-й больницы уже возбуждалось уголовное разбирательство по факту махинаций с ТАПами. Тогда на скамье подсудимых оказался заместитель главного врача Дмитрий Ладыгин. Однако из-за недостатка доказательств его вины дело в 30 томах было направлено на доследование. Тем временем интересно отметить, что по каким-то причинам главврачу Золотареву никаких обвинений предъявлено не было. Как потом правоохранители объяснили Лыдыгину, в отношении главврача дело возбудить «не дали».
Со слов Ладыгина, несмотря на то, что дело до сих пор не закрыто, махинации с талонами не прекращались, просто главврач стал чуть осторожнее.
– Раньше талоны выписывались безмерно – на одного специалиста приходилось около 3–5 тысяч посещений в месяц, что просто невозможно. После возбуждения уголовного дела Золотареву для уменьшения удельного веса пациентов на одного врача пришлось привлекать больше докторов под предлогом проведения консультаций в поликлиниках. Существовал целый список специалистов, «под кого» должны были писаться талоны, – рассказал терапевт со стажем Дмитрий Ладыгин.
Далеко не все врачи тогда согласились пойти на должностное преступление. Но Золотарев поставил ультиматум: либо «консультации» в поликлиниках, либо увольнение. Многие специалисты, не дожидаясь приказа, уходили по собственному желанию, большинство было уволено по статье. В результате меньше чем за 3 года – с 2008 по 2011 год – больница потеряла 67 специалистов высочайшего класса.
В списках уволенных оказался и Дмитрий Ладыгин, 5 лет проработавший в должности замглавврача. По его словам, приказ об увольнении был оформлен после того, как он заявил о своем нежелании лечить «мертвые души». Он уверен, что фикция с талонами посещений амбулаторных больных продолжается на Химмаше и по сей день.
– Я не знаю, в каких масштабах это проходит сегодня, но я знаю точно, что честно выполнить муниципальный заказ практически невозможно. Если бы мне предоставили отчетность, я бы без затруднений назвал процент фальшивых посещений, – отметил Ладыгин.
К началу 2011 года целый район Екатеринбурга, в котором проживает около 72 тысяч человек, остался без квалифицированной медицинской помощи. В больнице, которая всегда славилась опытными специалистами, разразился кадровый голод. Сейчас, по словам экспертов, «двадцатка» работает на уровне фельдшерского медпункта.
– Суть в том, что многие врачи не выдержали напряженной атмосферы в коллективе, угроз уголовного преследования и были вынуждены пойти искать себе новую работу, – отмечает экс-заместитель главврача больницы. – Большинство из ушедших были лучшими специалистами в своей области. Их имена действительно поднимали рейтинг больницы на высокий профессиональный уровень.
Тем временем в Управлении здравоохранения Екатеринбурга в сложившейся ситуации не видят ничего страшного. «Сегодня во всех больницах города существует нехватка кадров», – заявили нам чиновники.
Отметим, уже более года профессиональный врач-терапевт, в 2009 году получивший грамоту свердловского Законодательного собрания за внедрение высокотехнологичных методов лечения, не может найти себе работу. Дмитрий Ладыгин подозревает, что одной из главных причин является неблаговидная характеристика с прошлого места работы, обеспечиваемая Борисом Золотаревым.
Объяснить, почему в то время, пока лучшие специалисты в городе остаются без работы, в больницах процветает нехватка кадров, в управлении здравоохранения нам пояснить не смогли. При этом пресс-секретарь ведомства Екатерина Макашина подчеркнула, что в конце февраля ЦГБ № 20 был проведен медсовет и ни один из сотрудников учреждения не высказал недовольства. Конечно, это можно счесть за резонный показатель, если не учитывать того, что все, кто мог высказать свое недовольство, были уволены еще год назад. Между тем в управлении поспешили заметить, что все разговоры о бездействии ведомства ведутся лицами, «испытывающими личную неприязнь к администрации города».
– Чего они добиваются – непонятно. Все эти слухи уже больше года муссируются и раздуваются до непонятных масштабов, – заключила г-жа Макашина.
Вообще, судя по всему, чиновники Горздрава решили максимально отстраниться от проблемы. Как рассказал нам Дмитрий Ладыгин, сразу после увольнения он обратился в управление здравоохранения за помощью, однако ему отрезали: «Мы не будем воспитывать главного врача, указывая ему на то, как надо вести кадровую политику».
Сегодня многие наблюдатели высказывают мнение о том, что Борису Золотареву, как и в недалеком 2007 году, удастся избежать наказания. Ведь сегодня остается констатировать, что в то время, когда директора какого-нибудь гаринского дома культуры, обогатившегося на 12 тысяч рублей за использование ставки уборщицы, объявляют коррупционером, в кратчайшие сроки направляя дело в суд, расследование в отношении главврача, возможно имеющего в личном гараже Volvo S 80 и Nissan Pathfinder, за год не сдвинулось с места.
В настоящее время редакция «Вечерних Ведомостей» готовит запросы в Следственный комитет и прокуратуру о ходе, сроках, фигурантах и корректности ведения расследования в рамках уголовных дел в отношении должностных лиц ЦГБ № 20. Копии обращений будут направлены на имя депутата Госдумы РФ – члена комиссии по противодействию коррупции Игоря Баринова.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.