Возрастное ограничение 18+
Репутация Пермской оперы опережает бюджетные субсидии
В этом театре даже модели более правильные, чем в США
В Перми в последнее время усиленно формируется новая система ценностей. То, что раньше называлось образованием и культурой, теперь именуется услугой. В сферу «услуг» записали даже театр. Соответственно, и финансируется он исходя из количества заказанных ему услуг. Как живется театру в этих новых условиях? О высоком искусстве и некоторых сопровождающих его обыденных мелочах рассказал генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони. Несмотря на вполне современное название своей должности, он настаивает: оперный театр бизнесом быть не может.
На сегодняшний день Пермская опера практически полностью зависит от государственного финансирования. При средней посещаемости театра 86%, что является хорошим показателем, доходы от продажи билетов составляют не более 10% от годовых поступлений. Наверно, можно было бы собирать больше. Но театр ориентируется на доступность билетов для публики. Их стоимость начинается от 100 рублей, действуют скидки для студентов и пенсионеров.
Генеральный менеджер театра Марк де Мони, чье имя уже 15 лет связано с Россией, хорошо знаком с театральным менеджментом в Европе и в мире. Он проводит ряд параллелей:
– В пермском театре, конечно, есть небольшое количество мест, которые продаются за 5000 рублей, но это только на премьеры с участием Теодора Курентзиса. Для сравнения – в Венской опере цена билета очень высокая, там попасть в оперу за 15-20 евро можно только по определенной программе. У нас же цена билета никак не может отразить стоимость создания спектакля. Театр-мюзикл, антрепризный театр может быть прибыльным, если расходы низкие и ограничены, а доходы значительные и постоянные – это та формула, к которой стремится мюзикл. Но оперный театр прибыльным не может быть по определению.
В случае Пермского театра оперы и балета, помимо прибыли от продажи билетов, есть еще спонсорские средства – тоже около 10%. Но львиная часть финансирования – порядка 80% – государственные субсидии.
– В Западной Европе считается, что учреждения культуры должны стремиться к соотношению 30/30/30, – отмечает Марк де Мони. – Примерно такой порядок существует в Великобритании. А в США культура очень слабо финансируется государством, но сильно развита традиция меценатства, патронажа. В этом есть свои плюсы и минусы. Минусы в том, что спонсор часто диктует художественную политику. Во Франции, где культура – часть национальной философии, очень высока доля государственного финансирования. Там министр культуры не выступает проводником бюджетных сокращений, а защищает от них учреждения культуры. С моей точки зрения, государство обязано субсидировать культуру. Это правильнее, чем та же американская модель.
Пермский театр оперы и балета известен и в России, и за ее пределами. В последний год слава его еще расширилась. Театр записывает спектакли на аудиодиски для компании Sony, получает отчисления от их продаж – порядка 8%. Продано уже 15 тысяч экземпляров оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», 10 тысяч экземпляров оперы «Так поступают все», которая поступила в продажу только пару месяцев назад. Это очень хорошие показатели для классической музыки, тем более для записей оперы. Правда, по словам де Мони, театр от этого получает в большей степени репутационные дивиденды, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте:
– О нашем театре благодаря этим записям узнал весь мир. Дистрибьюция огромна. Критики со всего мира, во всех ведущих национальных газетах, отметили высокое качество работы Пермского театра.
Но даже без учета этих достижений Пермский оперный всегда был в регионе театром номер один. И существует мнение, что уж этот-то театр всегда «в шоколаде».
Между тем в самом учреждении культуры сладкой жизни не ощущают. Потому что театр – это не только огни рампы, но и огромное хозяйство – более 800 специалистов, имущество, которое нужно содержать. А бюджетные субсидии идут в том числе и на выполнение государственного задания. В него входит определенное количество спектаклей разного жанра в год, включая затратные премьеры.
В прошлом году театр попробовал решить проблему нехватки средств, работая с краевым минкультом по схеме государственно-частного партнерства. Но сейчас программа, которая могла бы со временем стать эффективной, сокращена. По сути, ей и подняться-то не дали.
На сегодняшний день Пермская опера практически полностью зависит от государственного финансирования. При средней посещаемости театра 86%, что является хорошим показателем, доходы от продажи билетов составляют не более 10% от годовых поступлений. Наверно, можно было бы собирать больше. Но театр ориентируется на доступность билетов для публики. Их стоимость начинается от 100 рублей, действуют скидки для студентов и пенсионеров.
Генеральный менеджер театра Марк де Мони, чье имя уже 15 лет связано с Россией, хорошо знаком с театральным менеджментом в Европе и в мире. Он проводит ряд параллелей:
– В пермском театре, конечно, есть небольшое количество мест, которые продаются за 5000 рублей, но это только на премьеры с участием Теодора Курентзиса. Для сравнения – в Венской опере цена билета очень высокая, там попасть в оперу за 15-20 евро можно только по определенной программе. У нас же цена билета никак не может отразить стоимость создания спектакля. Театр-мюзикл, антрепризный театр может быть прибыльным, если расходы низкие и ограничены, а доходы значительные и постоянные – это та формула, к которой стремится мюзикл. Но оперный театр прибыльным не может быть по определению.
В случае Пермского театра оперы и балета, помимо прибыли от продажи билетов, есть еще спонсорские средства – тоже около 10%. Но львиная часть финансирования – порядка 80% – государственные субсидии.
– В Западной Европе считается, что учреждения культуры должны стремиться к соотношению 30/30/30, – отмечает Марк де Мони. – Примерно такой порядок существует в Великобритании. А в США культура очень слабо финансируется государством, но сильно развита традиция меценатства, патронажа. В этом есть свои плюсы и минусы. Минусы в том, что спонсор часто диктует художественную политику. Во Франции, где культура – часть национальной философии, очень высока доля государственного финансирования. Там министр культуры не выступает проводником бюджетных сокращений, а защищает от них учреждения культуры. С моей точки зрения, государство обязано субсидировать культуру. Это правильнее, чем та же американская модель.
Пермский театр оперы и балета известен и в России, и за ее пределами. В последний год слава его еще расширилась. Театр записывает спектакли на аудиодиски для компании Sony, получает отчисления от их продаж – порядка 8%. Продано уже 15 тысяч экземпляров оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», 10 тысяч экземпляров оперы «Так поступают все», которая поступила в продажу только пару месяцев назад. Это очень хорошие показатели для классической музыки, тем более для записей оперы. Правда, по словам де Мони, театр от этого получает в большей степени репутационные дивиденды, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте:
– О нашем театре благодаря этим записям узнал весь мир. Дистрибьюция огромна. Критики со всего мира, во всех ведущих национальных газетах, отметили высокое качество работы Пермского театра.
Но даже без учета этих достижений Пермский оперный всегда был в регионе театром номер один. И существует мнение, что уж этот-то театр всегда «в шоколаде».
Между тем в самом учреждении культуры сладкой жизни не ощущают. Потому что театр – это не только огни рампы, но и огромное хозяйство – более 800 специалистов, имущество, которое нужно содержать. А бюджетные субсидии идут в том числе и на выполнение государственного задания. В него входит определенное количество спектаклей разного жанра в год, включая затратные премьеры.
В прошлом году театр попробовал решить проблему нехватки средств, работая с краевым минкультом по схеме государственно-частного партнерства. Но сейчас программа, которая могла бы со временем стать эффективной, сокращена. По сути, ей и подняться-то не дали.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.