Возрастное ограничение 18+
Напряженность нового бюджета Пермского края кабмин компенсирует необязательностью его исполнения
Среди других источников покрытия рекордного дефицита называют кредиты, кредиты и еще раз кредиты
Фото: www.perm.ru
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, утверждая проект главного финансового документа региона на три года, оценил его как «бюджет исполнения социальных обязательств и развития нашего региона». Что, по сути, равносильно утверждению, что это будет бюджет исполнения желаний – доля социальных расходов и программ развития региона в нем заметно увеличена. Однако при этом бюджетный дефицит доведен до рекордных 13 миллиардов рублей. Возникает вопрос: каким образом будут исполняться обязательства, за счет чего будет происходить развитие?
Проект бюджета внесен в Законодательное собрание Пермского края 1 октября. Первое слушание состоится на пленарном заседании 24 октября. Правда, есть большие сомнения в том, что парламентарии вовремя приступили к изучению документа. Слишком уж затянулось обсуждение неудачной сентябрьской пленарки и ее последствий, сверка позиций и поиск врагов. Ряд наблюдателей даже высказывают сомнения в том, что парламент на следующей неделе примет бюджет в первом чтении – голосование ногами и срыв заседаний, похоже, уже вошли в привычку. Впрочем, большинство все же склоняется к мысли, что депутаты не пойдут на срыв бюджетного процесса. В том числе и потому, что от наличия краевого бюджета зависит утверждение муниципальных бюджетов, а каждый в Заксобрании хоть кого-нибудь да представляет.
Ситуация усугубляется тем, что бюджет региона впервые сверстан по «программному» принципу. В него включена 21 государственная программа, от экономического развития до образования, здравоохранения и социальной поддержки. Определены контрольные цифры на ближайшие 3 года. Так, доходы бюджета в 2014 году составят 89 миллиардов 967,9 миллиона рублей, расходы – 103 миллиарда 129,7 миллиона. В 2015 году доходы планируются на уровне 95 миллиардов 233,6 миллиона, расходы – 109 миллиардов 163,4 миллиона. Примерно на том же уровне эти показатели останутся и в 2016 году: доходы – 102 миллиарда 145,8 миллиона, а расходы – 117 миллиардов 333,6 миллиона. При этом в течение всего планового периода дефицит не должен превышать размеров, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Подписанный губернатором проект бюджета направлен в Законодательное собрание Пермского края
Не вызывает сомнений, что основная дискуссия развернется вокруг одного показателя – дефицита на 2014 год, который превышает 13 миллиардов рублей. Она, собственно, уже идет. И в правительстве края к этому готовы. Во всяком случае, министр финансов Пермского края Ольга Антипина уже дает разъяснения относительно предстоящего заимствования средств. По ее словам, это не обязательно будут кредиты коммерческих банков – разве что кассовые разрывы будут ужасающими:
– Во-первых, возможно временное заимствование средств у автономных или бюджетных учреждений. Во-вторых – заимствование средств федерации.
Как поясняет министр, средства на исполнение федеральных обязательств Минфин РФ перечисляет на квартал вперед. В этот-то карман Прикамье и сможет при случае залезть – и давно практикует такие шалости. В крайнем случае, еще можно взять кредит в федеральном бюджете.
Но откуда бы он ни взялся, кредит – он и есть кредит. Даже то, что позаимствовали по-тихому, когда-нибудь нужно отдавать. Между тем света в конце тоннеля не видно. На 2015 год запланирован дефицит в 14 миллиардов, на 2016-й – уже 15…
Кажется, уже звенят в воздухе голоса депутата Скриванова и прочей «группы товарищей»: зачем брать на себя обязательства, которые заведомо неисполнимы? Несомненно, вновь будут помянуты и льготы по налогообложению предприятий, и соглашение с «Газпромом». Нетрудно прогнозировать и атаки на сами госпрограммы, вошедшие в бюджет. По признанию чиновников, они далеки от совершенства, а обсуждения и общественные слушания, которыми краевая администрация могла бы хоть как-то прикрыться, не проводились.
Между тем краевому кабмину, по сути, выбирать не из чего. Вряд ли правительство Прикамья может позволить себе не включать в бюджет обязательства, предписанные президентскими указами, – вплоть до достижения предельного дефицита в 15 процентов. Как признает Ольга Антипина, не будь майских указов, регион и не подумал бы увеличивать зарплаты бюджетникам такими темпами. К 2016 году расходы только по этой статье приблизятся к 10 миллиардам рублей. Еще более астрономические цифры по другим статьям – например, капремонту жилья. А ведь помимо федеральных наказов есть и собственные «хотелки».
О готовности бюджета губернатору доложили председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов и министр финансов Ольга Антипина
Надо сказать, оптимизм краевого минфина строится вовсе не на доступности разных источников кредитования. В качестве основного ресурса казны здесь видят, во-первых, рост налогооблагаемой базы, а во-вторых… неисполнение бюджета в расходной части. И опыт в регионе по этой части колоссальный, в отличие от первой позиции.
Тут и далеко ходить не надо, достаточно заглянуть в отчет Контрольно-счетной палаты края об исполнении бюджета за первые полгода текущего года. Доходов регион слегка недополучил. Но зато и на расходах сэкономил, причем куда более ощутимо. Бюджет придержал в кармане 2,5 миллиарда рублей, причем не только собственных, но и федеральных. Исполнение целевых программ в среднем зафиксировано на уровне 21 процента.
Например, такая программа, как «Гармонизация национальных отношений», оплачена только на четверть, «Пожарная безопасность на территории Пермского края» – менее чем наполовину. Чемпионами же стали программы охраны охотничьих ресурсов – исполнение 84,4 процента – и «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни» (95,3 процента). О стопроцентном исполнении обязательств бюджета речь не идет ни в одном случае. Зато обратные примеры имеются. На «Развитие системы образования» было выделено 50 миллионов – исполнение ноль. Чуть больше повезло «Развитию малого и среднего предпринимательства» – на этом направлении расходы составили 3,5 процента от запланированных.
Как видим, оптимизм краевого минфина нельзя назвать беспочвенным. Вопрос в другом – насколько такая схема борьбы с дефицитом соответствует интересам жителей края? Возможно, парламентарии на будущей неделе задумаются и об этом. А может быть, снова сосредоточатся на «главном» – политическом давлении со стороны администрации губернатора. Потому что иначе как под давлением такой бюджет не пропихнуть. А этого, как показала практика, гордые пермские законодатели не любят.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, утверждая проект главного финансового документа региона на три года, оценил его как «бюджет исполнения социальных обязательств и развития нашего региона». Что, по сути, равносильно утверждению, что это будет бюджет исполнения желаний – доля социальных расходов и программ развития региона в нем заметно увеличена. Однако при этом бюджетный дефицит доведен до рекордных 13 миллиардов рублей. Возникает вопрос: каким образом будут исполняться обязательства, за счет чего будет происходить развитие?
Проект бюджета внесен в Законодательное собрание Пермского края 1 октября. Первое слушание состоится на пленарном заседании 24 октября. Правда, есть большие сомнения в том, что парламентарии вовремя приступили к изучению документа. Слишком уж затянулось обсуждение неудачной сентябрьской пленарки и ее последствий, сверка позиций и поиск врагов. Ряд наблюдателей даже высказывают сомнения в том, что парламент на следующей неделе примет бюджет в первом чтении – голосование ногами и срыв заседаний, похоже, уже вошли в привычку. Впрочем, большинство все же склоняется к мысли, что депутаты не пойдут на срыв бюджетного процесса. В том числе и потому, что от наличия краевого бюджета зависит утверждение муниципальных бюджетов, а каждый в Заксобрании хоть кого-нибудь да представляет.
Ситуация усугубляется тем, что бюджет региона впервые сверстан по «программному» принципу. В него включена 21 государственная программа, от экономического развития до образования, здравоохранения и социальной поддержки. Определены контрольные цифры на ближайшие 3 года. Так, доходы бюджета в 2014 году составят 89 миллиардов 967,9 миллиона рублей, расходы – 103 миллиарда 129,7 миллиона. В 2015 году доходы планируются на уровне 95 миллиардов 233,6 миллиона, расходы – 109 миллиардов 163,4 миллиона. Примерно на том же уровне эти показатели останутся и в 2016 году: доходы – 102 миллиарда 145,8 миллиона, а расходы – 117 миллиардов 333,6 миллиона. При этом в течение всего планового периода дефицит не должен превышать размеров, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Подписанный губернатором проект бюджета направлен в Законодательное собрание Пермского края
Не вызывает сомнений, что основная дискуссия развернется вокруг одного показателя – дефицита на 2014 год, который превышает 13 миллиардов рублей. Она, собственно, уже идет. И в правительстве края к этому готовы. Во всяком случае, министр финансов Пермского края Ольга Антипина уже дает разъяснения относительно предстоящего заимствования средств. По ее словам, это не обязательно будут кредиты коммерческих банков – разве что кассовые разрывы будут ужасающими:
– Во-первых, возможно временное заимствование средств у автономных или бюджетных учреждений. Во-вторых – заимствование средств федерации.
Как поясняет министр, средства на исполнение федеральных обязательств Минфин РФ перечисляет на квартал вперед. В этот-то карман Прикамье и сможет при случае залезть – и давно практикует такие шалости. В крайнем случае, еще можно взять кредит в федеральном бюджете.
Но откуда бы он ни взялся, кредит – он и есть кредит. Даже то, что позаимствовали по-тихому, когда-нибудь нужно отдавать. Между тем света в конце тоннеля не видно. На 2015 год запланирован дефицит в 14 миллиардов, на 2016-й – уже 15…
Кажется, уже звенят в воздухе голоса депутата Скриванова и прочей «группы товарищей»: зачем брать на себя обязательства, которые заведомо неисполнимы? Несомненно, вновь будут помянуты и льготы по налогообложению предприятий, и соглашение с «Газпромом». Нетрудно прогнозировать и атаки на сами госпрограммы, вошедшие в бюджет. По признанию чиновников, они далеки от совершенства, а обсуждения и общественные слушания, которыми краевая администрация могла бы хоть как-то прикрыться, не проводились.
Между тем краевому кабмину, по сути, выбирать не из чего. Вряд ли правительство Прикамья может позволить себе не включать в бюджет обязательства, предписанные президентскими указами, – вплоть до достижения предельного дефицита в 15 процентов. Как признает Ольга Антипина, не будь майских указов, регион и не подумал бы увеличивать зарплаты бюджетникам такими темпами. К 2016 году расходы только по этой статье приблизятся к 10 миллиардам рублей. Еще более астрономические цифры по другим статьям – например, капремонту жилья. А ведь помимо федеральных наказов есть и собственные «хотелки».
О готовности бюджета губернатору доложили председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов и министр финансов Ольга Антипина
Надо сказать, оптимизм краевого минфина строится вовсе не на доступности разных источников кредитования. В качестве основного ресурса казны здесь видят, во-первых, рост налогооблагаемой базы, а во-вторых… неисполнение бюджета в расходной части. И опыт в регионе по этой части колоссальный, в отличие от первой позиции.
Тут и далеко ходить не надо, достаточно заглянуть в отчет Контрольно-счетной палаты края об исполнении бюджета за первые полгода текущего года. Доходов регион слегка недополучил. Но зато и на расходах сэкономил, причем куда более ощутимо. Бюджет придержал в кармане 2,5 миллиарда рублей, причем не только собственных, но и федеральных. Исполнение целевых программ в среднем зафиксировано на уровне 21 процента.
Например, такая программа, как «Гармонизация национальных отношений», оплачена только на четверть, «Пожарная безопасность на территории Пермского края» – менее чем наполовину. Чемпионами же стали программы охраны охотничьих ресурсов – исполнение 84,4 процента – и «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни» (95,3 процента). О стопроцентном исполнении обязательств бюджета речь не идет ни в одном случае. Зато обратные примеры имеются. На «Развитие системы образования» было выделено 50 миллионов – исполнение ноль. Чуть больше повезло «Развитию малого и среднего предпринимательства» – на этом направлении расходы составили 3,5 процента от запланированных.
Как видим, оптимизм краевого минфина нельзя назвать беспочвенным. Вопрос в другом – насколько такая схема борьбы с дефицитом соответствует интересам жителей края? Возможно, парламентарии на будущей неделе задумаются и об этом. А может быть, снова сосредоточатся на «главном» – политическом давлении со стороны администрации губернатора. Потому что иначе как под давлением такой бюджет не пропихнуть. А этого, как показала практика, гордые пермские законодатели не любят.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.