Возрастное ограничение 18+
В Перми создадут базу портретов неизвестных
Процесс индентификации исторических персонажей — это настоящий детектив
В Прикамье появится целый электронный ресурс, где будет представлена информация о портретах, хранящихся в музеях края, об авторах и изображенных персонажах. Искусствоведы, музейщики и историки идентифицируют портреты неизвестных. Это похоже на детектив.
Задача со многими неизвестными — именно так можно назвать процесс идентификации портретов, которые поступили в музеи края в разное время и при разных обстоятельствах. Коллекции портретов региональных музеев изучены мало, и не всегда музейщики могут сказать, кто именно изображен на полотне. Ради справедливости необходимо отметить, что возвращение имён всё-таки происходит, но очень медленно.
— Неправильная атрибуция портретов или её отсутствие является большой проблемой, в региональных музеях нет специалистов соответствующей квалификации, — говорит ведущий научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея Дмитрий Лобанов. — Персональные портреты — это пласт культуры, который изучен мало. Мы хотим собрать информацию по неизвестным портретам в музеях Пермского края, идентифицировать их. Есть много уральских персонажей, которые сыграли значительную роль в истории региона, но мы не знаем, как они выглядели. Пермский краеведческий музей совместно с Историко-архивным музейным центром «РЕТРОспектива» при поддержке Министерства культуры Пермского края реализует проект «Лица старого Урала. Русский портрет XVIII–XIX веков в коллекциях музеев Пермского края». Целью нашего проекта является изучение и презентация в Сети коллекций портретов из муниципальных музеев.
Самая простая методика идентификации портретов — сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого надо знать, с кем именно сравнивать. Более сложным является историко-предметный метод. Он скорее напоминает детективное расследование: имена неизвестным героям возвращаются по особенностям одежды, орденам и вензелям на эполетах.
— Для России портретный жанр имеет особое значение, и именно в портрете отечественные художники достигли вершин творческого мастерства. Портретное искусство подчинялось строгим канонам, портреты стоили очень дорого, писали их по парадным случаям, и «приписать», например, лишний орден художник просто не мог. Потому, зная особенности ношения форменной одежды, орденов, эполет, мы можем точно сказать, кто именно изображен на портрете, — поясняет Дмитрий Лобанов.
Такой метод идентификации портретов — хорошая тренировка на память, логику и мышление, отмечают специалисты. Именно таким способом удалось определить портрет князя Сергея Михайловича Голицына. Изображение хранится в Пермской государственной художественной галерее.
— Считалось, что на портрете изображен иностранный военный, но по вензелям на эполетах стало ясно, что это офицер из свиты Александра I. Поскольку именно такой мундир свиты был введен в 1817 году, мы сделали вывод, что портрет не мог быть написан раньше этого времени. Также смотрели на ордена, среди которых был орден Святого Людовика. Еще одна отличительная черта — офицер был с усами. Дело в том, что в царствование Александра I усы разрешалось носить только офицерам легкой кавалерии. Мы взяли список свиты, искали в нём либо полковников, либо подполковников, флигель-адъютантов, служивших после 1817 года. В списке нашлось три-четыре офицера — гвардейских гусар. Затем сверяли комплекты их наград. Именно так мы и определили, что на портрете — Сергей Михайлович Голицын, а орден Святого Людовика он получил за вывод русских войск из Франции, — рассказывает Дмитрий Лобанов.
Опознанный портрет расскажет много больше о времени и о себе, чем его таинственный собрат. За персонажами стоят удивительные истории, поэтому историки и музейщики бьются за каждого «незнакомца». В рамках проекта планируется проведение мастер-классов по атрибуционной работе для сотрудников региональных музеев, а также создание сайта, на котором будет представлена коллекция портретов.
ФОТО: museum.perm.ru
Задача со многими неизвестными — именно так можно назвать процесс идентификации портретов, которые поступили в музеи края в разное время и при разных обстоятельствах. Коллекции портретов региональных музеев изучены мало, и не всегда музейщики могут сказать, кто именно изображен на полотне. Ради справедливости необходимо отметить, что возвращение имён всё-таки происходит, но очень медленно.
— Неправильная атрибуция портретов или её отсутствие является большой проблемой, в региональных музеях нет специалистов соответствующей квалификации, — говорит ведущий научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея Дмитрий Лобанов. — Персональные портреты — это пласт культуры, который изучен мало. Мы хотим собрать информацию по неизвестным портретам в музеях Пермского края, идентифицировать их. Есть много уральских персонажей, которые сыграли значительную роль в истории региона, но мы не знаем, как они выглядели. Пермский краеведческий музей совместно с Историко-архивным музейным центром «РЕТРОспектива» при поддержке Министерства культуры Пермского края реализует проект «Лица старого Урала. Русский портрет XVIII–XIX веков в коллекциях музеев Пермского края». Целью нашего проекта является изучение и презентация в Сети коллекций портретов из муниципальных музеев.
Самая простая методика идентификации портретов — сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого надо знать, с кем именно сравнивать. Более сложным является историко-предметный метод. Он скорее напоминает детективное расследование: имена неизвестным героям возвращаются по особенностям одежды, орденам и вензелям на эполетах.
— Для России портретный жанр имеет особое значение, и именно в портрете отечественные художники достигли вершин творческого мастерства. Портретное искусство подчинялось строгим канонам, портреты стоили очень дорого, писали их по парадным случаям, и «приписать», например, лишний орден художник просто не мог. Потому, зная особенности ношения форменной одежды, орденов, эполет, мы можем точно сказать, кто именно изображен на портрете, — поясняет Дмитрий Лобанов.
Такой метод идентификации портретов — хорошая тренировка на память, логику и мышление, отмечают специалисты. Именно таким способом удалось определить портрет князя Сергея Михайловича Голицына. Изображение хранится в Пермской государственной художественной галерее.
— Считалось, что на портрете изображен иностранный военный, но по вензелям на эполетах стало ясно, что это офицер из свиты Александра I. Поскольку именно такой мундир свиты был введен в 1817 году, мы сделали вывод, что портрет не мог быть написан раньше этого времени. Также смотрели на ордена, среди которых был орден Святого Людовика. Еще одна отличительная черта — офицер был с усами. Дело в том, что в царствование Александра I усы разрешалось носить только офицерам легкой кавалерии. Мы взяли список свиты, искали в нём либо полковников, либо подполковников, флигель-адъютантов, служивших после 1817 года. В списке нашлось три-четыре офицера — гвардейских гусар. Затем сверяли комплекты их наград. Именно так мы и определили, что на портрете — Сергей Михайлович Голицын, а орден Святого Людовика он получил за вывод русских войск из Франции, — рассказывает Дмитрий Лобанов.
Опознанный портрет расскажет много больше о времени и о себе, чем его таинственный собрат. За персонажами стоят удивительные истории, поэтому историки и музейщики бьются за каждого «незнакомца». В рамках проекта планируется проведение мастер-классов по атрибуционной работе для сотрудников региональных музеев, а также создание сайта, на котором будет представлена коллекция портретов.
ФОТО: museum.perm.ru
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.