Возрастное ограничение 18+
Пермский трамвай встал на рельсы банкротства
Ради спасения муниципального электротранспорта чиновники залезут в карман к частным автоперевозчикам
Из года в год электротранспорт Перми требует вливаний из городского бюджета – порядка полумиллиарда рублей. При этом развитие отрасли уже несколько лет официально является приоритетом городских властей. Но, несмотря на это, электротранспорт упорно не желает развиваться. Причем до такой степени, что муниципальное предприятие «Пермгорэлектротранс» вплотную приблизилось к банкротству.
В октябре новый гендиректор «ПГЭТ» – назначенный на должность 3 месяца назад депутат гордумы Александр Филиппов – изучив положение дел, публично заговорил о критической ситуации на предприятии, долгах перед бюджетом и по налоговым платежам. Проведенная аудиторская проверка показала: требуется немедленное финансовое оздоровление. В противном случае в ближайшее время, исходя из формальных признаков и в соответствии с законодательством, придется запускать процедуру банкротства.
Решением главы администрации Перми Дмитрия Самойлова для разрешения ситуации была создана рабочая группа. Со своей стороны, руководство предприятия разработало мероприятия, направленные на финансовое оздоровление. Александр Филиппов уже представил рабочей группе основные пункты программы. Ключевые направления – увеличение доходов и оптимизация расходов предприятия. Источники дополнительных средств – услуги по сдаче имущества в аренду, новые виды деятельности и увеличение объемов предоставляемых рекламных услуг. Ну а оптимизация предполагает сокращение действующих городских маршрутов и устранение дублирования.
Насколько эффективными окажутся эти меры, пока сказать трудно. Наблюдатели уже успели записать в минус проекту полное отсутствие у Александра Филиппова опыта работы на кризисных предприятиях. Но куда более существенным поводом для сомнений является сама 85-летняя история пермского трамвая. Город разрастается вширь, но спальные районы трамвайного сообщения не имеют. Чтобы добраться до трамвая, гражданам сначала нужно сесть на автобус.
При этом никаких перспектив прокладки новых рельсов не прослеживается. Повторяя из года в год тезис о приоритете электротранспорта, городские чиновники еще ни разу не упомянули о возможности расширения существующих сетей. Они все время размышляют о том, как бы отобрать пассажира у автоперевозчика. Как будто пассажир – это исключительно кошелек, который можно переложить из одного салона в другой.
Прокладка трамвайных линий в Перми завершилась в 60-х годах прошлого века. С тех пор сеть только сокращалась. Постепенно исчезли рельсы с половины улицы Ленина и половины Карла Маркса, в начале 90-х разобрали рельсы на Камском мосту и в Осенцах к южной промзоне. По ходу дела закрывались и трамвайные депо – сначала в Разгуляе, а уже в новое время – на Красном Октябре. И все это, заметим в скобках, по решению городских властей.
Иными словами, сокращение трамвайных перевозок – многолетний тренд, в последние десятилетия подкрепленный еще и рыночными отношениями. Другое дело, что электротранспорт особенно дорог властям: ведь только он и остался в муниципальной собственности.
В мэрии видят только один путь развития: изгнать с самых доходных улиц частные автобусы и тем самым принудить пассажира пересесть в муниципальный трамвай
Автобусы, опять-таки усилиями власти, были переданы на откуп частным перевозчикам. С тех пор город все никак не может решить, что с ними делать, какие условия выставлять участникам муниципальных конкурсов. А главное – как оптимизировать маршрутную сеть автобусов таким образом, чтобы выбить их с самых многолюдных улиц. Тогда, по мысли чиновников, народ вынужденно начнет набиваться в трамваи и троллейбусы, и муниципальный бизнес перестанет быть убыточным.
Хотя буквально на поверхности лежит совершенно другое, элементарное решение. Если единственно доходный вид общественного транспорта в Перми – автобус, то, может быть, стоит задуматься над возвращением муниципальных автопарков?
Эксперты в области городского транспорта в один голос утверждают: электротранспорт экологичен, при движении по выделенным линиям трамвай по количеству перевезенных за единицу времени пассажиров заткнет за пояс любой другой вид транспорта. И потому его нужно всячески развивать. Но вопрос в том, что понимать под развитием. Особенно если исходить из существующей маршрутной сети. Чем поможет трамвайная «выделенка» в центре, на улице Ленина, жителям далекого микрорайона Садовый?
Никто не спорит: электротранспорт – дело хорошее. Но не до степени приоритетов городской власти. Потому что приоритетом все-таки должно быть полноценное, бесперебойное транспортное обслуживание населения, охватывающее весь город. А с этим, похоже, ожидаются трудности. Согласно новому проекту модернизации единой маршрутной сети города, число автобусных маршрутов сокращается с 74 до 65, троллейбусов – до 8 и трамваев – до 9. В основе новаций – опять-таки приоритет электротранспорта и ликвидация дублирующих автобусных маршрутов.
Предложение депутатов гордумы подумать об удобстве новой сети для граждан начальник городского департамента дорог и транспорта Илья Денисов отверг с негодованием: «Так можно дойти до того, чтобы каждому жителю подавать транспорт прямо к дому!»
В октябре новый гендиректор «ПГЭТ» – назначенный на должность 3 месяца назад депутат гордумы Александр Филиппов – изучив положение дел, публично заговорил о критической ситуации на предприятии, долгах перед бюджетом и по налоговым платежам. Проведенная аудиторская проверка показала: требуется немедленное финансовое оздоровление. В противном случае в ближайшее время, исходя из формальных признаков и в соответствии с законодательством, придется запускать процедуру банкротства.
Решением главы администрации Перми Дмитрия Самойлова для разрешения ситуации была создана рабочая группа. Со своей стороны, руководство предприятия разработало мероприятия, направленные на финансовое оздоровление. Александр Филиппов уже представил рабочей группе основные пункты программы. Ключевые направления – увеличение доходов и оптимизация расходов предприятия. Источники дополнительных средств – услуги по сдаче имущества в аренду, новые виды деятельности и увеличение объемов предоставляемых рекламных услуг. Ну а оптимизация предполагает сокращение действующих городских маршрутов и устранение дублирования.
Насколько эффективными окажутся эти меры, пока сказать трудно. Наблюдатели уже успели записать в минус проекту полное отсутствие у Александра Филиппова опыта работы на кризисных предприятиях. Но куда более существенным поводом для сомнений является сама 85-летняя история пермского трамвая. Город разрастается вширь, но спальные районы трамвайного сообщения не имеют. Чтобы добраться до трамвая, гражданам сначала нужно сесть на автобус.
При этом никаких перспектив прокладки новых рельсов не прослеживается. Повторяя из года в год тезис о приоритете электротранспорта, городские чиновники еще ни разу не упомянули о возможности расширения существующих сетей. Они все время размышляют о том, как бы отобрать пассажира у автоперевозчика. Как будто пассажир – это исключительно кошелек, который можно переложить из одного салона в другой.
Прокладка трамвайных линий в Перми завершилась в 60-х годах прошлого века. С тех пор сеть только сокращалась. Постепенно исчезли рельсы с половины улицы Ленина и половины Карла Маркса, в начале 90-х разобрали рельсы на Камском мосту и в Осенцах к южной промзоне. По ходу дела закрывались и трамвайные депо – сначала в Разгуляе, а уже в новое время – на Красном Октябре. И все это, заметим в скобках, по решению городских властей.
Иными словами, сокращение трамвайных перевозок – многолетний тренд, в последние десятилетия подкрепленный еще и рыночными отношениями. Другое дело, что электротранспорт особенно дорог властям: ведь только он и остался в муниципальной собственности.
В мэрии видят только один путь развития: изгнать с самых доходных улиц частные автобусы и тем самым принудить пассажира пересесть в муниципальный трамвай
Автобусы, опять-таки усилиями власти, были переданы на откуп частным перевозчикам. С тех пор город все никак не может решить, что с ними делать, какие условия выставлять участникам муниципальных конкурсов. А главное – как оптимизировать маршрутную сеть автобусов таким образом, чтобы выбить их с самых многолюдных улиц. Тогда, по мысли чиновников, народ вынужденно начнет набиваться в трамваи и троллейбусы, и муниципальный бизнес перестанет быть убыточным.
Хотя буквально на поверхности лежит совершенно другое, элементарное решение. Если единственно доходный вид общественного транспорта в Перми – автобус, то, может быть, стоит задуматься над возвращением муниципальных автопарков?
Эксперты в области городского транспорта в один голос утверждают: электротранспорт экологичен, при движении по выделенным линиям трамвай по количеству перевезенных за единицу времени пассажиров заткнет за пояс любой другой вид транспорта. И потому его нужно всячески развивать. Но вопрос в том, что понимать под развитием. Особенно если исходить из существующей маршрутной сети. Чем поможет трамвайная «выделенка» в центре, на улице Ленина, жителям далекого микрорайона Садовый?
Никто не спорит: электротранспорт – дело хорошее. Но не до степени приоритетов городской власти. Потому что приоритетом все-таки должно быть полноценное, бесперебойное транспортное обслуживание населения, охватывающее весь город. А с этим, похоже, ожидаются трудности. Согласно новому проекту модернизации единой маршрутной сети города, число автобусных маршрутов сокращается с 74 до 65, троллейбусов – до 8 и трамваев – до 9. В основе новаций – опять-таки приоритет электротранспорта и ликвидация дублирующих автобусных маршрутов.
Предложение депутатов гордумы подумать об удобстве новой сети для граждан начальник городского департамента дорог и транспорта Илья Денисов отверг с негодованием: «Так можно дойти до того, чтобы каждому жителю подавать транспорт прямо к дому!»
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.