Возрастное ограничение 18+
Цугцванг по-пермски. Независимо от победителя в схватке Басаргина и Заксобрания, жители края все равно проиграют
Депутаты: «Он же «отжимает» регион в пользу «варягов»
На встрече Виктора Басаргина с краевыми парламентариями не удалось договориться ни по одному из принципиальных вопросов. Ни по бюджету, ни по списку крупнейших объектов, которые должны строиться, ни по льготе газовикам. «Он же «отжимает» регион в пользу «варягов», – эмоционально возмущался один из депутатов, имея в виду «неправильные», по его мнению, действия губернатора по ключевым объектам. Таким как аэропорт. «Они (депутаты), как при Чиркунове, готовы на годы заболтать любые проекты. Они, что, не понимают, что лимит времени уже давно исчерпан?» – как бы в ответ выплескивает раздражение один из членов губернаторской команды. Самое плохое, что, скорее всего, обе стороны правы.
Ключевую разницу подходов депутаты и краевые чиновники демонстрируют в спорах по газовой льготе. Смысл истории: «Газпром» платит меньше налогов, зато намного больше вкладывается в «социалку». Потери бюджета – примерно 600 миллионов рублей в этом году и около 3 миллиардов в следующие два. Предполагаемые вложения газовиков – 7,5 миллиардов.
– Мы входим в процесс, когда ежегодно нам будут доказывать, что «Газпром» – это бедная организация, которая не может заплатить налогов, в то время как другие это делают, – заявила председатель комитета по бюджету Заксобрания Елена Зырянова.
В свою очередь председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов так прокомментировал этот вопрос в интервью радио «Эхо Перми»:
– Мы хотим протянуть руку предложения на более серьезное сотрудничество с «Газпромом». Вот у меня есть табличка, я ее готов сегодня продиктовать вам. Сколько у нас было: 11-й год – 370 миллионов инвестиций «Газпрома», 12-й год – 4,5 миллиарда, 13-й год в плане – 7,5 миллиардов, и уже на 14-й год – 9,3 миллиарда. Мы говорим: мы готовы дать льготу, но сделайте всё это в два раза больше с конкретным строительством объектов не только газотранспортной инфраструктуры, но и со строительством объектов социальной инфраструктуры. Средний уровень газификации природным газом по России составляет 63 процента, у нас – чуть более 60 процентов. Если взять село, то мы почти отстаем от среднего российского показателя чуть ли не в два раза, притом имея на своей территории почти полтора десятка магистральных газопроводов. Это сигнал для «Газпрома» к приходу инвестиций в Пермский край. Не будет обратной связи – никакой льготы не будет. Потому я не зря сказал, что это самый легкий вопрос. Это подача сигнала, не более того.
И вот еще одна точно такая же история: споры вокруг проекта строительства нового железнодорожного вокзала в Перми. Точнее железнодорожно-автобусного хаба. Губернатор и правительство договорились с РЖД о создании совместного предприятия. Стороны закачивают туда по 150 миллионов и разрабатывают проект. Потом привлекают инвестора.
– Мы вкладываемся в это совместно, на партнерских отношениях с РЖД, однако правительство получает только 49 процентов, а РЖД – 51 процент акций совместного акционерного общества. Кто мне скажет, сколько стоят эти 2 процента? А я отвечу – эти 2 процента стоят всех 150 миллионов рублей. Потому что решение о расходовании, в том числе и трех миллиардов рублей из краевого бюджета, будет принимать РЖД. Получается, мы дарим РЖД 150 миллионов рублей, – комментирует ситуацию депутат Зырянова.
И опять ей заочно оппонирует Геннадий Тушнолобов:
– Что планируется? Сделать проектно-сметную документацию, найти инвестора (кстати, желающие есть, и мы уже от одного инвестора получили официальное предложение). Он выкупит эту документацию и, как инвестор, построит соответствующее здание железнодорожного вокзала, о котором мы говорим уже, по-моему, десятка два лет. Ну давайте еще дальше говорить. Мы хотим не говорить, а мы хотим делать, чтобы в 2016 году начать строительство на деньги инвестора.
Идентичная история складывается и с другими крупными проектами, которые продвигает исполнительная власть региона. Агентство жилищного кредитования, аэропорт, зоопарк, театр оперы и балета, новое здание галереи, крупные дорожные объекты. Точка зрения депутатов: при серьезном бюджетном дефиците надо все очень тщательно взвесить. Нельзя тратить бездумно ни одного рубля. Все проекты губернатора не продуманы, легкомысленны, некоторые на грани законности. Давайте подождем годик и доведем их до ума. Лучше не раскачивать лодку.
Это конечно, удивительная позиция. При этом некоторые лидеры депутатской оппозиции сидели в прошлом правительстве при Чиркунове и содействовали любым тратам предыдущего губернатора. Та же Елена Зырянова была вице-премьером, и, кстати, вполне себе несет ответственность за провальный проект переселения в Березниках. Однако сейчас она не готова выделять ни единой копейки на исправление своей же работы.
С другой стороны, депутатов понять можно. С грохотом ломающий все более-менее приличные экономические схемы вице-премьер из «варягов» Олег Демченко способен внушить недоверие кому угодно. Именно в его зоне ответственности конкурс по аэропорту, который сейчас будет расследоваться УФАС России. И он же с огромным шумом порушил трехлетнюю подготовку к застройке квартала № 179 в центре Перми. И после всего этого доверять ему в вопросах организации других многомиллионных вложений, как минимум, рискованно.
Но при этом надо учитывать еще один крайне важный фактор: большие, еще не начавшиеся стройки, обсуждаемые в Перми восемь лет, превратились сейчас из фактора инфраструктурного в фактор социально-политический. Каждая из них – своего рода точка бифуркации, которую нужно ликвидировать и по которой есть дефицит времени. Например, здание галереи нужно построить до 2017 года, иначе старое отберет РПЦ. Такие же временные рамки (где-то жесткие, где-то не очень) сформировались по другим объектам. При этом каждая неудача способна обрушить рейтинг власти в регионе, а каждая победа – поднять.
В этой ситуации Виктор Басаргин, скорее всего, вынужден будет принимать политические решения – вне зависимости от позиции депутатов Заксобрания. Вопрос лишь в том, будут эти позиции учтены или нет.
Что же касается жителей региона, то от них сейчас мало что зависит. В лучшем случае объекты, которых они так долго ждут, начнут строить с громкими скандалами, нарушениями и неясными перспективами. В худшем случае вопросы снова подвесят на неопределенный срок, как это уже неоднократно было и раньше.
P.S. Когда этот материал отправлялся в публикацию, стало известно, что несколько инициатив правительства не были поддержаны на профильных комитетах Заксобрания. Комитет по бюджету переголосовал сразу четыре поправки в краевую казну. Из статей расходов исключены затраты на несколько направлений – программы патриотического воспитания и развития лесного хозяйства, внесение 150 миллионов в уставной капитал «Развитие вокзалов – Пермь» и 300 миллионов в уставной капитал Пермского агентства ипотечного жилищного кредитования (ПАИЖК). Кроме того, парламентский комитет по экономике не поддержал налоговую льготу компаний газового сектора: большинство депутатов воздержались при голосовании. Таким образом, вопрос будет решаться завтра, 23 мая, на «пленарке» краевого парламента.
Ключевую разницу подходов депутаты и краевые чиновники демонстрируют в спорах по газовой льготе. Смысл истории: «Газпром» платит меньше налогов, зато намного больше вкладывается в «социалку». Потери бюджета – примерно 600 миллионов рублей в этом году и около 3 миллиардов в следующие два. Предполагаемые вложения газовиков – 7,5 миллиардов.
– Мы входим в процесс, когда ежегодно нам будут доказывать, что «Газпром» – это бедная организация, которая не может заплатить налогов, в то время как другие это делают, – заявила председатель комитета по бюджету Заксобрания Елена Зырянова.
В свою очередь председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов так прокомментировал этот вопрос в интервью радио «Эхо Перми»:
– Мы хотим протянуть руку предложения на более серьезное сотрудничество с «Газпромом». Вот у меня есть табличка, я ее готов сегодня продиктовать вам. Сколько у нас было: 11-й год – 370 миллионов инвестиций «Газпрома», 12-й год – 4,5 миллиарда, 13-й год в плане – 7,5 миллиардов, и уже на 14-й год – 9,3 миллиарда. Мы говорим: мы готовы дать льготу, но сделайте всё это в два раза больше с конкретным строительством объектов не только газотранспортной инфраструктуры, но и со строительством объектов социальной инфраструктуры. Средний уровень газификации природным газом по России составляет 63 процента, у нас – чуть более 60 процентов. Если взять село, то мы почти отстаем от среднего российского показателя чуть ли не в два раза, притом имея на своей территории почти полтора десятка магистральных газопроводов. Это сигнал для «Газпрома» к приходу инвестиций в Пермский край. Не будет обратной связи – никакой льготы не будет. Потому я не зря сказал, что это самый легкий вопрос. Это подача сигнала, не более того.
И вот еще одна точно такая же история: споры вокруг проекта строительства нового железнодорожного вокзала в Перми. Точнее железнодорожно-автобусного хаба. Губернатор и правительство договорились с РЖД о создании совместного предприятия. Стороны закачивают туда по 150 миллионов и разрабатывают проект. Потом привлекают инвестора.
– Мы вкладываемся в это совместно, на партнерских отношениях с РЖД, однако правительство получает только 49 процентов, а РЖД – 51 процент акций совместного акционерного общества. Кто мне скажет, сколько стоят эти 2 процента? А я отвечу – эти 2 процента стоят всех 150 миллионов рублей. Потому что решение о расходовании, в том числе и трех миллиардов рублей из краевого бюджета, будет принимать РЖД. Получается, мы дарим РЖД 150 миллионов рублей, – комментирует ситуацию депутат Зырянова.
И опять ей заочно оппонирует Геннадий Тушнолобов:
– Что планируется? Сделать проектно-сметную документацию, найти инвестора (кстати, желающие есть, и мы уже от одного инвестора получили официальное предложение). Он выкупит эту документацию и, как инвестор, построит соответствующее здание железнодорожного вокзала, о котором мы говорим уже, по-моему, десятка два лет. Ну давайте еще дальше говорить. Мы хотим не говорить, а мы хотим делать, чтобы в 2016 году начать строительство на деньги инвестора.
Идентичная история складывается и с другими крупными проектами, которые продвигает исполнительная власть региона. Агентство жилищного кредитования, аэропорт, зоопарк, театр оперы и балета, новое здание галереи, крупные дорожные объекты. Точка зрения депутатов: при серьезном бюджетном дефиците надо все очень тщательно взвесить. Нельзя тратить бездумно ни одного рубля. Все проекты губернатора не продуманы, легкомысленны, некоторые на грани законности. Давайте подождем годик и доведем их до ума. Лучше не раскачивать лодку.
Это конечно, удивительная позиция. При этом некоторые лидеры депутатской оппозиции сидели в прошлом правительстве при Чиркунове и содействовали любым тратам предыдущего губернатора. Та же Елена Зырянова была вице-премьером, и, кстати, вполне себе несет ответственность за провальный проект переселения в Березниках. Однако сейчас она не готова выделять ни единой копейки на исправление своей же работы.
С другой стороны, депутатов понять можно. С грохотом ломающий все более-менее приличные экономические схемы вице-премьер из «варягов» Олег Демченко способен внушить недоверие кому угодно. Именно в его зоне ответственности конкурс по аэропорту, который сейчас будет расследоваться УФАС России. И он же с огромным шумом порушил трехлетнюю подготовку к застройке квартала № 179 в центре Перми. И после всего этого доверять ему в вопросах организации других многомиллионных вложений, как минимум, рискованно.
Но при этом надо учитывать еще один крайне важный фактор: большие, еще не начавшиеся стройки, обсуждаемые в Перми восемь лет, превратились сейчас из фактора инфраструктурного в фактор социально-политический. Каждая из них – своего рода точка бифуркации, которую нужно ликвидировать и по которой есть дефицит времени. Например, здание галереи нужно построить до 2017 года, иначе старое отберет РПЦ. Такие же временные рамки (где-то жесткие, где-то не очень) сформировались по другим объектам. При этом каждая неудача способна обрушить рейтинг власти в регионе, а каждая победа – поднять.
В этой ситуации Виктор Басаргин, скорее всего, вынужден будет принимать политические решения – вне зависимости от позиции депутатов Заксобрания. Вопрос лишь в том, будут эти позиции учтены или нет.
Что же касается жителей региона, то от них сейчас мало что зависит. В лучшем случае объекты, которых они так долго ждут, начнут строить с громкими скандалами, нарушениями и неясными перспективами. В худшем случае вопросы снова подвесят на неопределенный срок, как это уже неоднократно было и раньше.
P.S. Когда этот материал отправлялся в публикацию, стало известно, что несколько инициатив правительства не были поддержаны на профильных комитетах Заксобрания. Комитет по бюджету переголосовал сразу четыре поправки в краевую казну. Из статей расходов исключены затраты на несколько направлений – программы патриотического воспитания и развития лесного хозяйства, внесение 150 миллионов в уставной капитал «Развитие вокзалов – Пермь» и 300 миллионов в уставной капитал Пермского агентства ипотечного жилищного кредитования (ПАИЖК). Кроме того, парламентский комитет по экономике не поддержал налоговую льготу компаний газового сектора: большинство депутатов воздержались при голосовании. Таким образом, вопрос будет решаться завтра, 23 мая, на «пленарке» краевого парламента.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.