Возрастное ограничение 18+
Парламент Прикамья на грани раскола – из-за бюджетных «дыр» и увеличивающих их льгот «Газпрому»
«Депутаты делятся на две части: первым непонятно, но они доверяют правительству, вторым непонятно, но они хотят узнать»
Никто, даже сами парламентарии, не ожидали столь напряженной драматургии на мартовском заседании Законодательного собрания Пермского края, состоявшемся 21 марта. «Пленарка» собрала в себе весь политический негатив прошедшей недели. Обзор заседания ЗС становится фактически обзором политических итогов недели. Хотя предположить, что это самое заседание не пройдет спокойно, можно было по ряду предшествовавших событий. О причинах парламентского конфликта и его возможных последствиях – в материале «Вечерних Ведомостей».
Недобрые предзнаменования…
Прежде всего, в Перми побывал с визитом бывший губернатор, а ныне помощник президента России, Юрий Трутнев. Московский гость проинспектировал вместе с представителями краевой администрации и мэрии проблемные объекты Перми – детский сад № 69 и долгострой, детскую поликлинику в микрорайоне Пролетарский. Учитывая, что администрация Виктора Басаргина объявила важнейшими социальными задачами массовое строительство садиков и поддержку здравоохранения, в подобной избирательности визитера можно было увидеть недоброе для действующего губернатора «предзнаменование». Так оно и вышло. В ходе визита Трутнев раскритиковал отдельные инициативы Басаргина. Например, по переносу пермского зоопарка в Черняевский лес. После, на пресс-конференции, на вопрос о взаимоотношениях с нынешним губернатором лаконично ответил: «Нет ни плохих, ни дружеских».
Спустя пару дней, 18 марта, прошла первая при Басаргине пресс-конференция правительства региона. Премьер Геннадий Тушнолобов и министр финансов Ольга Антипина сообщили безотрадное известие: дефицит бюджета Прикамья в 2013 году составит 15,5 миллиардов рублей. При этом для покрытия долга 11 миллиардов планируется привлечь в виде банковских кредитов.
Ситуацию с дефицитным бюджетом усугубило то, что одновременно с его коррективами в краевой парламент был внесен проект закона о предоставлении налоговых льгот ОАО «Газпром», которые только в 2013 году принесли бы потери для казны почти в 600 миллионов рублей.
Все эти «новости» накануне пленарного заседания ЗС вызвали у части депутатов опасения, что дефицит краевого бюджета превысит лимитированные 15 процентов. Напомним, перешагивать эту «планку» запрещается федеральным законодательством.
– Существуют прогнозы, что по итогам года дефицит может превысить 23 миллиарда рублей, – заявил председатель комитета Заксобрания по социальной политике Сергей Клепцин, – а это объем расходов региона на нужды образования.
На парламентских комитетах, прошедших 19-20 марта, прозвучала идея потребовать от краевого минфина подробной информации об исполнении бюджета за первый квартал. С этой инициативой выступил депутат Дмитрий Скриванов. Идея выглядит, мягко говоря, своеобразно: первый квартал даже не закончился, и требовать от финансового ведомства конкретных цифр ранее середины следующего месяца нереально. Однако часть депутатов подхватила инициативу Скриванова.
В свою очередь в правительстве отнеслись к этой идее весьма настороженно. На заседании комитета Заксобрания по бюджету вице-премьер Олег Демченко приложил все усилия, чтобы информация о бюджетных доходах не попала в повестку ближайшей «пленарки». Но его усилия успехом не увенчались.
Две «фиги» для правительства
Краевому министру финансов Ольге Антипиной все же пришлось предстать перед парламентариями на «пленарке». Но особой ясности в части прогнозов об исполнении бюджета за год на заседании она так и не внесла. Что для многих парламентариев было ясно с самого начала. Тем не менее глава минфина выдала новую порцию пессимистической информации: бюджетные доходы к началу марта составили 6,8 миллиарда рублей, или 45,2 процента от плана первого квартала. И это при том, что по сравнению с тем же периодом 2012 года налоговые и неналоговые поступления сократились на 26,5 процента.
Тем не менее г-жа Антипина пыталась убедить законодателей, что ничего критически опасного не происходит: дескать, по итогам двух месяцев сделать годовой прогноз невозможно. Однако парламентариев это не особенно впечатлило, и давление на кабмин продолжилось.
По предложению Дмитрия Скриванова депутаты постановили: министерству финансов дополнительно предоставить оперативную информацию, а законодателям – провести внеочередное заседание комитета по бюджету по исполнению главного финансового закона Прикамья за первый квартал 2013 года.
Председатель правительства Геннадий Тушнолобов попытался убедить депутатов не поддерживать это предложение.
– Я не вижу смысла сейчас обсуждать эту тему, – заявил премьер, – хотя прекрасно понимаю, о чем хочет сказать Дмитрий Станиславович (Скриванов. – Прим. ред.). Мы ведь не против предоставить информацию и ни от чего не отказываемся. Готовы в рамках бюджетного комитета Заксобрания провести любые слушания… Могу сказать, что мы формируем и исполняем бюджет строго в соответствии с законодательством РФ и Пермского края. А слыша в этом зале некоторые возгласы, не понимаю, к чему они?
Депутат Скриванов не стал отступать перед возмущением премьера и продолжил дискуссию, отметив жесткость некоторых формулировок Тушнолобова.
– Я не считаю, что сказанное мной и моими коллегами является «возгласами», – парировал Дмитрий Скриванов. – И хотел бы попросить председательствующего: если звучат оценочные выражения – «возгласы», «всхлипывания», – надо делать замечания председателю правительства.
После, комментируя журналистам итоги состоявшейся дискуссии, депутат отметил:
– Та информация, предоставления которой я прошу у краевого правительства, является абсолютно открытой и должна быть полностью доступной. Если, например, посмотреть сайт правительства Москвы, то там полная и оперативная информация об исполнении бюджета появляется в течение суток. Чем Пермский край отличается в этом плане от столицы России, сказать затрудняюсь. Логика правительства на сегодняшний день мне абсолютно непонятна. И не только мне. Как мне кажется, сейчас краевые парламентарии делятся на две части: первым непонятно, но они доверяют правительству, вторым непонятно, но они хотят узнать, что происходит с бюджетом.
Еще одним «ударом» для краевого правительства стало отклонение поправок к закону «О налогообложении в Пермской области».
Цель предлагавшихся изменений – освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в отношении магистральных трубопроводов, входящих в Единую систему газоснабжения, а также технологических линий энергопередачи. Выигрывает от этого в основном ОАО «Газпром». Выпадающие доходы бюджета, как уже писал veved.ru, могли бы составить в 2013 году порядка 570 миллионов рублей.
Несмотря на значительные бюджетные потери, газовики и представители краевого кабинета министров уверяли, что введение этой налоговой льготы «создаст привлекательные условия для инвестирования в освоение новых месторождений, развития строительства и реконструкции объектов Единой системы газоснабжения, работ по газификации и в конечном счете приведет к позитивным бюджетным и социальным эффектам для региона».
Однако депутаты сочли, что трубопроводы «Газпром» построит и так, поскольку это входит в план развития газовой инфраструктуры. А четких социальных обязательств перед Пермским краем, закрепленных на бумаге, у газовиков на сегодня нет. Есть лишь словесные заверения, однако, как выразилась глава парламентского комитета по экономической политике Елена Гилязова, «обещать – не значит женится».
Большинство парламентариев Прикамья при голосовании по «газпромовскому» законопроекту воздержались. В результате голосов для его принятия не хватило. Такой поворот событий, полагают наблюдатели, может осложнить отношения руководства Пермского края с ОАО «Газпром» и подорвать еще одно из декларируемых достижений команды Виктора Басаргина – успешные взаимоотношения с крупнейшими российскими компаниями.
А что в итоге?
Все произошедшее в Заксобрании на самом деле несет в себе мало практического смысла, по крайней мере с точки зрения решения проблем региона. Эксперты склонны полагать, что это, скорее, политическая атака на позиции губернатора. Причем ряд сообщений в СМИ о якобы покачнувшихся позициях Виктора Басаргина только подтверждают эту точку зрения.
Заметим, что сам губернатор на последнем парламентском заседании не присутствовал. В отличие от экс-главы администрации губернатора – ныне депутата Госдумы Григория Куранова. После «пленарки» обнажился и намечающийся раскол в рядах самих депутатов. И это понятно. В вопросе соцобязательств бюджета и льгот «Газпрому» поставлена под сомнение федеральная политика. Во всяком случае, именно так могут расценить вчерашние депутатские перипетии в Москве.
В любом случае следующий ход за губернатором.
Недобрые предзнаменования…
Прежде всего, в Перми побывал с визитом бывший губернатор, а ныне помощник президента России, Юрий Трутнев. Московский гость проинспектировал вместе с представителями краевой администрации и мэрии проблемные объекты Перми – детский сад № 69 и долгострой, детскую поликлинику в микрорайоне Пролетарский. Учитывая, что администрация Виктора Басаргина объявила важнейшими социальными задачами массовое строительство садиков и поддержку здравоохранения, в подобной избирательности визитера можно было увидеть недоброе для действующего губернатора «предзнаменование». Так оно и вышло. В ходе визита Трутнев раскритиковал отдельные инициативы Басаргина. Например, по переносу пермского зоопарка в Черняевский лес. После, на пресс-конференции, на вопрос о взаимоотношениях с нынешним губернатором лаконично ответил: «Нет ни плохих, ни дружеских».
Спустя пару дней, 18 марта, прошла первая при Басаргине пресс-конференция правительства региона. Премьер Геннадий Тушнолобов и министр финансов Ольга Антипина сообщили безотрадное известие: дефицит бюджета Прикамья в 2013 году составит 15,5 миллиардов рублей. При этом для покрытия долга 11 миллиардов планируется привлечь в виде банковских кредитов.
Ситуацию с дефицитным бюджетом усугубило то, что одновременно с его коррективами в краевой парламент был внесен проект закона о предоставлении налоговых льгот ОАО «Газпром», которые только в 2013 году принесли бы потери для казны почти в 600 миллионов рублей.
Все эти «новости» накануне пленарного заседания ЗС вызвали у части депутатов опасения, что дефицит краевого бюджета превысит лимитированные 15 процентов. Напомним, перешагивать эту «планку» запрещается федеральным законодательством.
– Существуют прогнозы, что по итогам года дефицит может превысить 23 миллиарда рублей, – заявил председатель комитета Заксобрания по социальной политике Сергей Клепцин, – а это объем расходов региона на нужды образования.
На парламентских комитетах, прошедших 19-20 марта, прозвучала идея потребовать от краевого минфина подробной информации об исполнении бюджета за первый квартал. С этой инициативой выступил депутат Дмитрий Скриванов. Идея выглядит, мягко говоря, своеобразно: первый квартал даже не закончился, и требовать от финансового ведомства конкретных цифр ранее середины следующего месяца нереально. Однако часть депутатов подхватила инициативу Скриванова.
В свою очередь в правительстве отнеслись к этой идее весьма настороженно. На заседании комитета Заксобрания по бюджету вице-премьер Олег Демченко приложил все усилия, чтобы информация о бюджетных доходах не попала в повестку ближайшей «пленарки». Но его усилия успехом не увенчались.
Две «фиги» для правительства
Краевому министру финансов Ольге Антипиной все же пришлось предстать перед парламентариями на «пленарке». Но особой ясности в части прогнозов об исполнении бюджета за год на заседании она так и не внесла. Что для многих парламентариев было ясно с самого начала. Тем не менее глава минфина выдала новую порцию пессимистической информации: бюджетные доходы к началу марта составили 6,8 миллиарда рублей, или 45,2 процента от плана первого квартала. И это при том, что по сравнению с тем же периодом 2012 года налоговые и неналоговые поступления сократились на 26,5 процента.
Тем не менее г-жа Антипина пыталась убедить законодателей, что ничего критически опасного не происходит: дескать, по итогам двух месяцев сделать годовой прогноз невозможно. Однако парламентариев это не особенно впечатлило, и давление на кабмин продолжилось.
По предложению Дмитрия Скриванова депутаты постановили: министерству финансов дополнительно предоставить оперативную информацию, а законодателям – провести внеочередное заседание комитета по бюджету по исполнению главного финансового закона Прикамья за первый квартал 2013 года.
Председатель правительства Геннадий Тушнолобов попытался убедить депутатов не поддерживать это предложение.
– Я не вижу смысла сейчас обсуждать эту тему, – заявил премьер, – хотя прекрасно понимаю, о чем хочет сказать Дмитрий Станиславович (Скриванов. – Прим. ред.). Мы ведь не против предоставить информацию и ни от чего не отказываемся. Готовы в рамках бюджетного комитета Заксобрания провести любые слушания… Могу сказать, что мы формируем и исполняем бюджет строго в соответствии с законодательством РФ и Пермского края. А слыша в этом зале некоторые возгласы, не понимаю, к чему они?
Депутат Скриванов не стал отступать перед возмущением премьера и продолжил дискуссию, отметив жесткость некоторых формулировок Тушнолобова.
– Я не считаю, что сказанное мной и моими коллегами является «возгласами», – парировал Дмитрий Скриванов. – И хотел бы попросить председательствующего: если звучат оценочные выражения – «возгласы», «всхлипывания», – надо делать замечания председателю правительства.
После, комментируя журналистам итоги состоявшейся дискуссии, депутат отметил:
– Та информация, предоставления которой я прошу у краевого правительства, является абсолютно открытой и должна быть полностью доступной. Если, например, посмотреть сайт правительства Москвы, то там полная и оперативная информация об исполнении бюджета появляется в течение суток. Чем Пермский край отличается в этом плане от столицы России, сказать затрудняюсь. Логика правительства на сегодняшний день мне абсолютно непонятна. И не только мне. Как мне кажется, сейчас краевые парламентарии делятся на две части: первым непонятно, но они доверяют правительству, вторым непонятно, но они хотят узнать, что происходит с бюджетом.
Еще одним «ударом» для краевого правительства стало отклонение поправок к закону «О налогообложении в Пермской области».
Цель предлагавшихся изменений – освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в отношении магистральных трубопроводов, входящих в Единую систему газоснабжения, а также технологических линий энергопередачи. Выигрывает от этого в основном ОАО «Газпром». Выпадающие доходы бюджета, как уже писал veved.ru, могли бы составить в 2013 году порядка 570 миллионов рублей.
Несмотря на значительные бюджетные потери, газовики и представители краевого кабинета министров уверяли, что введение этой налоговой льготы «создаст привлекательные условия для инвестирования в освоение новых месторождений, развития строительства и реконструкции объектов Единой системы газоснабжения, работ по газификации и в конечном счете приведет к позитивным бюджетным и социальным эффектам для региона».
Однако депутаты сочли, что трубопроводы «Газпром» построит и так, поскольку это входит в план развития газовой инфраструктуры. А четких социальных обязательств перед Пермским краем, закрепленных на бумаге, у газовиков на сегодня нет. Есть лишь словесные заверения, однако, как выразилась глава парламентского комитета по экономической политике Елена Гилязова, «обещать – не значит женится».
Большинство парламентариев Прикамья при голосовании по «газпромовскому» законопроекту воздержались. В результате голосов для его принятия не хватило. Такой поворот событий, полагают наблюдатели, может осложнить отношения руководства Пермского края с ОАО «Газпром» и подорвать еще одно из декларируемых достижений команды Виктора Басаргина – успешные взаимоотношения с крупнейшими российскими компаниями.
А что в итоге?
Все произошедшее в Заксобрании на самом деле несет в себе мало практического смысла, по крайней мере с точки зрения решения проблем региона. Эксперты склонны полагать, что это, скорее, политическая атака на позиции губернатора. Причем ряд сообщений в СМИ о якобы покачнувшихся позициях Виктора Басаргина только подтверждают эту точку зрения.
Заметим, что сам губернатор на последнем парламентском заседании не присутствовал. В отличие от экс-главы администрации губернатора – ныне депутата Госдумы Григория Куранова. После «пленарки» обнажился и намечающийся раскол в рядах самих депутатов. И это понятно. В вопросе соцобязательств бюджета и льгот «Газпрому» поставлена под сомнение федеральная политика. Во всяком случае, именно так могут расценить вчерашние депутатские перипетии в Москве.
В любом случае следующий ход за губернатором.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.