Возрастное ограничение 18+

Откуда на Урале название Сан-Донато, и какое здание более века связывает Екатеринбург с Флоренцией. Колонка главреда

15.52 Вторник, 9 января 2024
Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости
В связи с недавним хлопком на тагильской станции Сан-Донато многих заинтересовало, откуда на Среднем Урале взялась станция с названием Сан-Донато. Объяснение этому весьма интересное.

Если вкратце, то топоним был нужен представителю известного семейства промышленников Павлу Демидову, который в Италии был известен как Paolo II Demidoff. В Италии он имел титул князя Сан-Донато, унаследованный от дяди, Анатолия Демидова, но в России этот титул не признавался, а Павлу хотелось быть князем и в России. Тогда он решил соблюсти условие для получения титула — владеть имением с таким названием на территории Российской империи. В итоге посёлок при руднике под Нижним Тагилом получил название Сан-Донато, а Паоло Демидов получил от императора Александра II титул князя. Вообще, в этом объяснении есть небольшая неувязочка — поскольку станция Сан-Донато появилась с постройкой Уральской горнозаводской железной дороги в 1878 году, а титул князя Сан-Донато Александр II разрешил использовать Демидову раньше – 2 июня 1872 года. Свидетельств о том, что посёлок рудника (впоследствии названного рудником III Интернационала), на территории которого находится станция Сан-Донато, существовал в 1872 году, я тоже не нашёл — самые ранние упоминания о руднике датируются 1909 годом, а о появлении посёлка — и вовсе раннесоветским периодом. Но тем не менее другого объяснения появления топонима Сан-Донато на Урале нет.

Так или иначе о связях нижнетагильской топонимики (посёлок при станции Сан-Донато с ростом города вошёл в черту Нижнего Тагила) с Италией и итальянской историей династии Демидовых слышали многие (особенно теперь), а вот о том, что связывает Екатеринбург с Италией, и причём тут Династия Демидовых, знают немногие. Причём это весьма странно — потому что в отличии от Нижнего Тагила, в Екатеринбурге сохранились архитектурные свидетельства этой связи.

А началась история вот с чего. В 1822–1831 годах во Флоренции Николаем Демидовым и его сыном Анатолием была построена роскошная вилла Сан-Донато. В 1840 году Анатолий Демидов получил от тосканского герцога титул князя Сан-Донато — имение как раз было необходимым условием для получения титула. А наличие княжеского титула, в свою очередь, дало право Анатолию жениться на племяннице Наполеона I Матильде Бонапарт.

В 1872 году титул князя Сан-Донато, уже от короля объединённой Италии, получил племянник Анатолия, Павел Демидов. Тоже какое-то время живший на вилле во Флоренции.

Но вилла Сан-Донато — не единственное здание во Флоренции, в строительство которого вложились владельцы уральских заводов. Они поучаствовали и в строительстве главного архитектурного символа Флоренции — собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

В Википедии датой завершения строительства собора указан 1436 год. Однако это не сосем так — в XVI веке старый фасад был разобран, и до XIX века главный фасад и часть боковых стен стояли без облицовки. Для итальянских церквей это была весьма распространённая история – когда «парадный» фасад стоит практически без облицовки «в ожидании лучших времён». Лишь в 1887 году собор принял свой современный вид, когда его оформили в стиле флорентийской неоготики. Средства на достройку выделил вышеупомянутый Павел Демидов, который после этого стал ещё и почётным гражданином Флоренции. На фасад нанесли его имя, рядом с ним — семейный герб Демидовых.

А в Екатеринбурге примерно в то же время, что во Флоренции было завершено строительство Санта-Мария-дель-Фьоре, здание на Главном проспекте, 25 (ныне – Ленина, 25) покупают купцы Василий и Михаил Дмитриевы. И практически сразу же его реконструируют, украшая фасад новыми неоготическими формами – произошло это на рубеже 1880-х–1890-х.

Фасад этого здания, в отличии от флорентийского собора, стоял не голый, но украшен был весьма сдержанно — в стиле русского классицизма, как соседний дом №23. Зато после реконструкции стал одним из наиболее пышно украшенных домов Екатеринбурга.

То, что при обновлении его фасада вдохновлялись именно Санта-Мария-дель-Фьоре, очевидно — если вы вглядитесь в детали, то увидите множество перекликающихся элементов. Архитектор даже сделал в тимпане по центру круглое слуховое окно (которого не было до реконструкции) — это отсылка к неоготической розе флорентийского собора. Стрельчатые арки с пинаклями, сложный по пластике готический карниз — все эти элементы, только в упрощённом исполнении, как будто сняты с Санта-Мария-дель-Фьоре.


Коллаж: Вечерние ведомости


Почему купцы Дмитриевы решили стилизовать свой екатеринбургский дом под флорентийский собор, доподлинно неизвестно. О связях Дмитриевых с Демидовыми в интернете информации нет — возможно, они торговали продукцией демидовских заводов. О Дмитриевых вообще крайне мало информации, хотя они владели весьма крупным торговым домом «Братья Дмитриевы». Известно лишь, что их отец, Иван Дмитриев приехал в Екатеринбург из Казани в 1850-х.

Но если копнуть историю дома Дмитриевых глубже, то выяснится, что с Демидовыми он связан самым непосредственным образом — потому что одними из предыдущих владельцев дома были купцы Коробковы, а первой женой Акинфия Демидова была их двоюродная бабушка — Евдокия Коробкова.

Братьев своей жены, Михаила и Тимофея Коробковых, Акинфий Демидов в 1720 году пригласил работать приказчиками (на современный лад -- менеджерами) на металлургических заводах. А в 1730-х Коробковы записались купцами в екатеринбургскую гильдию и начали торговать демидовскими железом и солью.

В 1826 году внук Михаила Коробкова Максим вместе со своим компаньоном, купцом Александром Красильниковым выкупили место под два дома на главной площади Екатеринбурга, которые впоследствии получили адреса Главный проспект, 23 и 25. Дома были построены в стиле классицизма в 1828–1830 годах и были практически одинаковыми... до 1880-х годов — пока новый владелец дома №25 не стилизовал его на манер Санта-Мария-дель-Фьоре.

Сыграл ли роль для Дмитриевых тот факт, что дом был построен потомком жены Акинфия Демидова, когда те решили стилизовать его под одно из итальянских демидовский творений? Вряд ли. Но что-то же побудило! Возможно, в будущем в архивах будет найден ответ на этот вопрос.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Владислав Постников © Вечерние ведомости


Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK