Возрастное ограничение 18+

«Это лоббизм РЖД, и не более того»

Свердловские депутаты выступили против поддержки железнодорожного монополиста

22.05 Вторник, 14 февраля 2017
Свердловская казна до 2020 года будет ежегодно терять около 400 миллионов рублей. Эти средства фактически будут недополучены в связи с налоговыми преференциями на имущество – инфраструктуру железной дороги. По мнению парламентариев, такая ситуация может грозить исками от других участников бизнеса, возмущенных избирательностью законодательства. Вместо послаблений железнодорожникам они предлагают умерить аппетиты топ-менеджеров – общий объем доходов членов правления ОАО «РЖД» от деятельности компании в 2016 году составил 2,296 миллиарда рублей.

Федеральные законодатели поставили в неловкую ситуацию своих региональных коллег. 28 декабря 2016 года они приняли закон, предусматривающий установление отдельных налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования на период с 2017 по 2020 год. Поправки вступили в силу 1 января 2017 года. Согласно изменениям, бюджеты краев, республик и областей недополучат сотни миллионов рублей, и что-либо предпринять в этой ситуации власти субъектов не в силах – согласно нормам, они обязаны привести региональное законодательство в соответствии федеральному. В противном случае последует протест прокуратуры.

Финансовые обстоятельства не обошли стороной и Свердловскую область. На заседании Законодательного собрания 14 февраля депутаты были вынуждены принять законопроект. Парламентарии возмущались, что происходящее не что иное, как лоббизм интересов ОАО «Российские железные дороги» – выгоду от снижения налоговой ставки получает именно компания государственного масштаба и её региональные «дочки».

По словам министра экономики Свердловской области Дмитрия Ноженко, потери будут составлять порядка 400 миллионов рублей ежегодно. При этом никаких разговоров о компенсации выпадающих из казны доходов пока не ведется. Депутат ЗССО, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков с сожалением признал, что это именно та ситуация, когда нравится или не нравится, но решение надо принимать.

«Есть федеральный закон, который, нравится нам или нет, должен быть исполнен на территории субъекта. Выпадающих доходов в целом за весь период действия данной льготы где-то в пределах 1,8 миллиарда рублей», – пояснил Владимир Терешков.

Он говорит, что на сегодняшний день пока не дано никаких пояснений относительно того, куда будут направлены сэкономленные налогоплательщиком средства.

«Можно только предполагать, что формируется некий инвестиционный проект. Может, это будет расширение выпуска тяжелых локомотивов на территории Свердловской области или расширение деятельности по производству вагонов или пассажирских пригородных перевозок. У меня у самого тоже вызывает некоторое удивление: в принципе акционерное общество, частная компания получает определенные преференции за счет не только федерального, но и областных бюджетов», – согласился с противниками принятия изменений глава бюджетного комитета.

Депутат Вячеслав Вегнер резонно поинтересовался: какие статьи расходной части бюджета будут урезаны в связи с выпадающими доходами – ежегодно необходимо будет изыскивать более 400 миллионов рублей, которые уже расписаны на те или иные цели.

«При рассмотрении проекта закона о внесении изменений в бюджет 2017 года и на плановый период вынуждены будем откорректировать доходную часть. Будем считать, смотреть вместе с экономистами, финансистами, с вами вместе садиться и смотреть, где, за счет чего и как, на какие программы это может повлиять с точки зрения развития. Я всегда в этом случае вспоминаю слова Высоцкого: «Было время – и цены снижали», – процитировал известного советского поэта и музыканта Владимир Терешков.

«Это лоббизм РЖД, и не более того»Увидят ли пользу от налоговых преференций пассажиры электричек и поездов, пока неясно


Отметим, что на 400 миллионов рублей можно было бы построить, например, три детских садика или одну школу. На эту сумму можно построить 100-квартирный жилой дом (при средней площади квартир в 50-60 квадратных метров) для переселенцев из ветхого и аварийного жилья.

Депутатов волнует также и другой вопрос. Почему интересы одной компании идут в ущерб бюджету, хотя и заявляется, что будет анонсирован инвестиционный проект? В таком случае за льготами могут обратиться и другие корпорации, обосновав свою заявку или даже обратившись в суд и Федеральную антимонопольную службу.

«Мы сегодня освобождаем от налога одного из участников бизнеса, а остальные скажут: на каком основании преференции даете? Если нам говорят, что есть инвестиционная составляющая, то в этом случае мы должны людям доказать, что увеличится, например, проход электричек между Нижним Тагилом и Екатеринбургом. Но этого нет», – рассуждает Вячеслав Вегнер.

Он предлагает пойти иным путем: урезать премии и зарплаты топ-менеджерам и руководству ОАО «РЖД». Так, общий объем доходов членов правления РЖД (состоит из 23 человек) от деятельности компании в 2016 году вырос на 43,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 2,296 миллиарда рублей, сообщает издание «РИА Новости».

«Может, стоит им отказаться от бонусов и космических зарплат, и они покроют эти 400 миллионов? Нарушается принцип конкурентных преимуществ, закон не должен быть избирательным – почему мы даем преференции одному акционерному обществу, а не даем другим? Почему кто-то оказался «равнее»? Мы рассчитывали на эти доходы в бюджете, откуда эти деньги забрать – у садиков, больниц, школ? На каком основании? Мы даже не получили вразумительный ответ», – заявил Вегнер.

Он, как и другой депутат, Александр Коркин, проголосовал против «поблажек».

«У нас нет источников покрытия дефицита. Мы спросили у Терешкова, какие статьи расходов будут сокращены, но ответа пока не услышали. На сегодняшний день предоставление льгот обосновывается тем, что будет некий инвестиционный проект, но пока это только слова, мы слышим расплывчатые формулировки. Крупные промышленные предприятия под эту льготу не подпадают. Это лоббизм РЖД на федеральном уровне, и не более того», – считает депутат от ЛДПР Александр Коркин.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Иван Морозов, фото: Михаил Калегин © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK