Возрастное ограничение 18+

«Безголевой» бюджет грозит Среднему Уралу потерей спортивных достижений

У любимчиков свердловских болельщиков последняя надежда на депутатов и губернатора

15.12 Пятница, 25 сентября 2015
Фото Екатерины Норсеевой, hc-avto.ru

Свердловские спортсмены не без зависти посматривают в сторону других регионов, власти и бизнес в которых уделяют повышенное внимание командным видам спорта. И дело не в результатах – наш футбольный «Урал» и хоккейный «Автомобилист» в нынешнем сезоне радуют болельщиков голами и забитыми шайбами, взбираясь наверх по турнирной таблице невзирая на тренерскую чехарду и туманные перспективы финансирования. Именно последний момент больше всего тревожит команды, болельщиков и, хочется надеяться, власти.

Когда «финансы поют романсы», то во время матчей сложно думать, как обыграть соперника. На спорт высших достижений в Свердловской области средства выделяются, но их явно недостаточно для дальнейшего развития. Правительство региона и спонсоры не остаются безучастными, но даже их денежных вливаний не хватает, и руководству области приходится принимать непростые решения. Например, разбить «копилку», как это произошло в прошлом году, когда 475 миллионов рублей пришлось выделять из Резервного фонда, не предназначенного под такие цели. Согласно Бюджетному кодексу РФ у него иное предназначение – средства из фонда должны направляться на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Депутат свердловского Законодательного собрания Андрей Альшевских возмутился нецелевым расходованием Резервного фонда. Хотя чего возмущаться? Недостаток финансирования спорта высших достижений и есть ЧС, которую необходимо ликвидировать денежными вливаниями, пусть и за счет сокращения других строк бюджета. Например, в не самом экономически развитом Краснодарском крае не нашлось недовольных, когда в сентябре прошлого года Александр Ткачев, возглавлявший на тот момент регион, подписал постановление, согласно которому более 12,9 миллиарда рублей было направлено на развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. «Это позволяет говорить нам не только о спорте высших достижений, но и о решении главной задачи – развитии массового спорта», – отмечал глава.

Команды из Свердловской области в открытую не жалуются на недостаток средств и достигают неплохих результатов даже при скудном финансировании. Так, ФК «Урал» в последнем туре российской Премьер-лиги одержал волевую победу над «Краснодаром» – 3:1 (и это несмотря на щедрость Александра Ткачева, исчисляемую миллиардами), разделяя теперь с ним 8–9-ю строчки в турнирной таблице. Еще более яркий пример, характеризующий самоотдачу наших футболистов, это вчерашняя победа в Кубке России над «Енисеем» со счетом 2:1, благодаря которой впервые с 2009 года «Урал» пробился в 1/8 финала. «Шмели» показывают результативную игру во многом благодаря профессиональной селекции и подбору игроков. Александр Ерохин, Эдгар Манучарян, Асеведо Рохас – одни из лучших бомбардиров Российской футбольной Премьер-лиги.

Потрясающие результаты команда показывает при, не побоимся этого слова, убогом финансировании. Годовой бюджет клуба составляет 600 миллионов рублей: равными частями по 200 млн руб. его софинансируют правительство Свердловской области, «Группа компаний «Ренова» и «Трубная металлургическая компания». Найти спонсоров и убедить их вложиться в развитие спорта – это во многом заслуга руководства региона и личного осознанного отношения бизнесменов Виктора Вексельберга и Дмитрия Пумпянского. В этом сезоне спонсором клуба стал также «СКБ Банк». Чтобы свести концы с концами, «Урал» был вынужден продать название домашнего обновленного стадиона на Фестивальной, который теперь называется «СКБ-Банк Арена». Финансовая организация заплатила более 25 миллионов рублей за право дать имя стадиону, на котором в ближайшие несколько лет будут проходить домашние игры «Урала».

Годовой бюджет в 600 миллионов рублей – это уровень первого дивизиона. Соперники «Урала» по РФПЛ на уровне нашего свердловского клуба кажутся олигархическими структурами, распоряжаясь миллиардами спонсорских и бюджетных денег. Например, бюджет середнячковой «Кубани» в 2013 году составил 2,5 млрд руб., «Крыльев Советов» – чуть больше миллиарда. У первой пятерки бюджеты и вовсе достигают 4 миллиардов (казанский «Рубин), пяти миллиардов (московский «Локомотив»), восьми миллиардов (питерский «Зенит»).

Каждый год перед «Уралом» ставят амбициозные задачи и цели, но финансирование остается на прежнем уровне, и только чудо (вкупе с отдачей футболистов и поддержкой болельщиков) позволило клубу удержаться в Премьер-лиге в сезоне-2014/2015. Из выделенных средств менеджеры вынуждены осуществлять налоговые платежи, а это ни много ни мало 140 миллионов рублей. То есть, по сути, 70% средств, выделенных властями, возвращается обратно в бюджет. Оставшиеся деньги – это фонд оплаты игроков, тренерского штаба, медицинского персонала, а также текущие расходы: содержание базы, юношеских футбольных школ и молодежной команды, перелеты и прочее.

Хоккейный клуб «Автомобилист», на матчах которого можно часто увидеть губернатора Свердловской области (Евгений Куйвашев не только является любителем хоккея, но и сам гоняет шайбу по льду), также показывает приличные для своего скудного бюджета результаты. Команда занимает пятую строчку в турнирной таблице Континентальной хоккейной лиги, обогнав таких грандов, как магнитогорский «Металлург», «Ак Барс», ярославский «Локомотив» и московское «Динамо». Из года в год команде не снижают планку задач. Президент «Автомобилиста» Алексей Бобров на традиционной встрече клуба с болельщиками в июле этого года заявил, что ХК хочет стать минимально зависимым от областного финансирования.

«Общий бюджет ХК «Автомобилист» в начавшемся сезоне составляет около 950 миллионов рублей, из которых Свердловская область выделила почти 350 миллионов рублей, остальные расходы легли на плечи спонсоров и коммерческие доходы клуба (а они по планам ожидаются в размере 100 миллионов). Если учесть, что не покрытый источниками дохода дефицит бюджета клуба составит около 150 миллионов, то нехитрые расчеты показывают, что спонсорские взносы должны быть равны участию области в финансировании клуба», – раскрывает структуру бюджета общественник Александр Аникин, подробно изучивший, на чьи плечи ложится содержание спорта высоких достижений в Свердловской области.

В текущем сезоне бремя благотворительности, руководствуясь принципом социальной ответственности бизнеса, на себя взвалили «Газпромбанк», «МРСК Урала» и банк «Агропромкредит» (титульный спонсор). Несмотря на спонсорские вливания и заботу со стороны областной власти, у «шоферов» одни из самых низких зарплат в КХЛ. Фонд оплаты труда в ХК «Автомобилист» составляет порядка 350 миллионов рублей, что в три с половиной раза ниже предельной величины, установленной Федерацией хоккея России, и в два раза ниже среднего бюджета среди команд – участников КХЛ. «При более чем скромном бюджете нашим спортсменам удается держать уральскую марку и заявлять о себе как серьезном противнике», – рассуждает Александр Аникин.

Не стоит забывать, что кроме «Урала» и «Автомобилиста» Свердловская область также представлена и другими командами.

К сожалению, клубы со свердловской пропиской вынуждены постоянно заглядывать к себе в кошелек. Экономия всегда приветствуется, кроме тех случаев, когда она загоняет в нищету. В условиях недостатка финансирования команды не могут развиваться. Согласитесь, когда ежегодно тебя кормят завтраками, обещая найти крупного спонсора, который обеспечит надежность, спортсменам тяжело найти в себе силы для побед, а тренерскому составу смотреть в туманное будущее. Что будет? Где найти деньги на тренировочный сбор и аренду игроков, способных повести за собой команду?

Однако совсем не обязательно надеяться на спонсоров. Государство должно самостоятельно изыскивать средства, в том числе и при составлении бюджета. Депутаты свердловского Заксобрания, утверждающие основной финансовый документ, должны заранее предусмотреть и найти возможность для финансирования спорта высоких достижений. К тому же среди них профессиональные спортсмены – например, двукратный олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира по биатлону Сергей Чепиков.

ФК «Урал» и ХК «Автомобилист» – часть спортивного достояния Свердловской области. Требуя от них невозможного, власти должны найти соответствующие меры поддержки. И это должно произойти не сегодня и не завтра, а еще вчера. Пропагандируя здоровый образ жизни и сдачу норм ГТО, власти, похоже, забывают о командных видах спорта и сохранности существующего уровня и состава команд, ведь на одном турнике, отжиманиях и скакалке Свердловская область не войдет в топ спортивных регионов России.

По мнению Александра Аникина, «бюджеты на спорт высших достижений по видам спорта нужно составлять не с оглядкой на один сезон, а c долгосрочным прогнозом. Так станут понятны требуемые средства и ожидаемые результаты, станут понятны перспективы привлечения спонсорских и учредительских средств».

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Иван Морозов © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
1 комментарий
Франс
Добавил Франс
25 сентября 2015 15:37
Что бы понимал Альшевский в спорте? Ему своё нет сказать, как два пальца обмочить. А вот что то дельное предложить или спонсора ребятам найти, тут Альшевский не при делах. Занимался бы с молодости спортом, а не ларьки крышевал, может бы и понимал что такое профессиональный спорт. А так своим не согласием, только воздух гоняет да картину портит.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK