Возрастное ограничение 18+

Свердловский транспорт может сыграть в «черный ящик»

Дальнобойщики оказались «под прицелом» автоинспекторов за отсутствие тахографов, а свердловский депутат взялся за решение проблемы

14.58 Пятница, 7 июня 2013
Фото: zr.ru

В День смеха Минтранс преподнес водителям грузовиков и автобусов ужасно смешной подарок. С 1 апреля вошли в силу изменения в законе «О безопасности дорожного движения», согласно которым все грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонны и междугородние автобусы должны быть оснащены тахографами. К такому коллапсу никто не был готов, но пока процедуру нельзя даже начать, потому что устройства в нужном объеме не выпускает ни одна компания. И поэтому 1 апреля особенно праздновали сотрудники ГИБДД: с этого дня они получили возможность штрафовать практически любого водителя грузовика… Об опасности транспортного коллапса Госдуму предупредил депутат свердловского Заксобрания Владимир Коньков.

Что такое тахограф?

Тахограф – это, по сути дела, «черный ящик» автомобиля, предназначенный для контроля таких параметров, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

Всем автомобилям и автобусам, выполняющим международные перевозки, предписано иметь на борту этот прибор еще с 1998 года, такие требования на Западе существуют давно. Водитель обязан делать 40-минутную передышку после каждых 4 часов пути, у него должны быть выходные дни и отпуск. В именной электронной карточке водителя, которая вставляется в тахограф, все это фиксируется. Дорожная полиция может в любой момент проверить «периоды труда и отдыха экипажа»… и оштрафовать за нарушение.

– Цель оборудования тахографом – фиксация времени работы водителя на линии, – объясняет председатель ассоциации «Объединение самосвальных грузоперевозчиков Владимир Матягин. – Цель правильная, мы ее поддерживаем. Но средства!..

«Средствами» перевозчики сегодня называют пресловутый приказ Министерства транспорта РФ за номером 36, вступивший в силу с 1 апреля.

Две недели на переоборудование – это нереальный срок. Это невозможно сделать чисто физически. Ни мастерские по установке, ни производители тахографов на такой бум просто не рассчитывали. Есть четыре российских и четыре европейских производителя таких приборов, но никто из них не был готов выпустить такое количество за две недели, резюмируют эксперты.

– Тахографы нового поколения, которые сейчас внедряются в России, снабжены СКЗИ, системой GPS/Глонасс, GPRS-модемом. В Европе такие тахографы станут обязательными только в 2018 году. В зарубежных тахографах применяется встроенное СКЗИ, в России решили сделать отдельный блок криптозащиты – такой подход облегчает процедуры сертификации изделия для производителя, позволяет использовать вместе с блоком тахографы, выпущенные за рубежом, – отметил гендиректор Агентства автомобильного транспорта Минтранса Сергей Сухарев.

По словам эксперта, сегодня только один европейский производитель – немецкая компания «Континенталь» – готов оборудовать приборы блоком СКЗИ и запустить производство в сентябре.

Также водители узнали, что с 1 апреля они должны иметь индивидуальные электронные карты исключительно российского образца.

– Оформление такой карты – это очередь длиной несколько месяцев, потому что занимается этим только одна организация в стране, – рассказывает глава ассоциации перевозчиков Владимир Матягин. Его коллега-грузоперевозчик Евгений Газиев подсчитал, что монополисту придется выдавать по 20 тысяч карт в день во всех регионах страны, чтобы за год снабдить ими все 6 миллионов профессиональных водителей.

Но если даже все водители разом, по 20 тысяч человек в день, оформят карты, это все равно не поможет контролировать их труд и отдых. Кстати, стоимость тахографа, удовлетворяющего текущим требованиям в России, с установкой будет начинаться от 45 000 рублей.

В целом приказ Минтранса, с одной стороны, позволит сократить количество ДТП, связанных с усталостью водителей, с другой – существенно сократит на рынке количество игроков, которые могут предоставить низкие тарифы на транспортировку, что приведет к общему удорожанию услуг, а следовательно, и увеличению конечной стоимости транспортируемого продукта.

Владимир Коньков: проблему необходимо решать

Поскольку ситуация на рынке транспортных услуг сложилась неоднозначная и до сего момента решалась, по сути, нарушением закона. Водители не имели тахографов, как это предписано, а сотрудники автоинспекции, руководствуясь здравым смыслом, не проверяли наличие данного устройства.

Данную проблему взялся решить депутат Законодательного собрания Свердловской области Владимир Коньков. В конце апреля Владимир Андреевич обратился в комитет Государственной думы по транспорту.

В обращении особое внимание было уделено не только сложившемуся нарушению закона, но и финансовым трудностям предприятий Свердловской области в связи с необходимостью в срочном порядке оборудовать транспорт относительно дорогостоящей техникой.

Также Владимир Андреевич попросил руководителя профильного комитета Ираклия Асламазова дать рекомендации о целесообразности наказания водителей за правонарушение, связанное с отсутствием средств технического контроля, а конкретно тахографа.

Комитет по транспорту отреагировал на обращение свердловского депутата, и 28 мая пришел ответ следующего содержания:

Уважаемый Владимир Андреевич!

В связи с Вашим обращением по проблеме установке тахографов на транспортные средства Комитет направил запрос в МВД России о возможных подходах ведомства по нормализации ситуации. После получения ответа данного министерства Вам будет направлено письмо Комитета.

Проблема с тахографами действительно серьезно осложняет работу отрасли, и Комитет ведет напряженную работу по ее скорейшему урегулированию. Так, в том числе вследствие деятельности Комитета, Правительство Российской Федерации озаботилось сложившийся ситуацией и, по нашим сведениям, в ближайшем будущем возможны разумные коррективы в нормативную базу.

Государственная Дума в целом также обеспокоена данной проблемой и 22 мая 2013 года уже принят в первом чтении законопроект №276612-6 « О приостановлении действия статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», до 1.04.2014 г. освобождающий перевозчиков от санкций за отсутствие тахографа.

Надеемся, что в ближайшем будущем совместными усилиями удастся разрешить нелепую, но очень нужную для отрасли проблему.


Старт дан, и проблема в ближайшее время усилиями российских законодателей будет решена, однако Владимир Коньков продолжит «держать руку на пульсе» и, если потребуется, дальше бороться за права перевозчиков.

Важно заметить, что дефицит тахографов может привести к серьезному увеличению их стоимости и, как следствие, вызвать коллапс грузовых и пассажирских перевозок. Для России с ее большими расстояниями данная проблема может стать критичной и серьезно подорвать не только всю транспортную отрасль, но и в целом экономическое благополучие.

Наша редакция продолжает следить за развитием событий и борьбой Владимира Конькова за права перевозчиков как в Свердловской области, так и по всей России.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Татьяна Желуденко © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK