Возрастное ограничение 18+
«Бажовские места» могут вырубить под трассу Берлин – Пекин
Свердловские экологи настаивают на пересмотре проекта, а в Минприроды – свои тревоги
Трасса Берлин – Пекин вскоре пройдет через Урал. В Минстрое региона решили, что свердловская часть дороги будет проложена рядом с Сысертью. Местные жители беспокоятся, что для этого придется вырубить большую часть природного парка «Бажовские места». Последним препятствием к согласованию проекта дороги станет заключение ученых-экологов. Его может оказаться недостаточно из-за «наследия прошлого», благодаря которому сысертский парк уже сейчас вырубают арендаторы.
Свердловские экологи пытаются повлиять на проект дороги международного масштаба. В ближайшие дни Институт экологии растений и животных УрО РАН представит в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору свое заключение, которое должно заставить пересмотреть свердловскую часть будущей автотрассы Берлин – Пекин. Как поясняет собственный источник veved.ru, сроки строительства дороги пока неизвестны, однако проект должен быть утвержден в самое ближайшее время.
Как пояснил veved.ru председатель местного отделения организации «Зеленая Лига» Сергей Кириллов, уже сейчас понятно, что экологи не одобрят вариант дороги, предложенный Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. По их мнению, этот вариант недопустим, поскольку в этом случае предстоит прокладывать дорогу через «Бажовские места».
Окно из Европы в Азию
Масштабная дорожная стройка предполагает связать напрямую столицу Германии, Берлин, и столицу Китая, Пекин. По сути, она свяжет активно развивающуюся азиатскую страну с Европой. Трасса пройдет также через Москву и, что, пожалуй, куда важнее для нас, через Свердловскую область.
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области разработало сразу пять вариантов своего видения трассы. Согласно им, трасса должна пройти в южной части региона и не будет касаться Екатеринбурга напрямую. Один из вариантов предполагает, что дорога пройдет вдоль микрорайона Химмаш. Наличие в области трассы международного масштаба предполагает выгоду для региона.
В уме сразу всплывают темы чемпионата мира по футболу 2018 года и возможного пока ЭКСПО-2020. Дорога, впрочем, будет полезна и в «обычной» жизни: путепровод, связывающий два важных экономических района, позволит увереннее говорить об интересе потенциальных инвесторов и резидентов свердловских технопарков на встречах самого высокого уровня. Например, на «Иннопроме-2013».
Предложено несколько вариантов
Окончательный вариант строительства трассы еще не определен. Помимо Минстроя, проект должен пройти ряд согласований в различных ведомствах, так или иначе участвующих в самом строительстве. Три варианта возможной трассы были забракованы из-за того, что пересекали зоны ограничения рядом с поселком-ЗАТО Уральским и Белоярской АЭС. Из оставшихся двух вариантов одна трасса может пройти рядом с городом Сысерть, именно его чиновники считают сейчас основным и наиболее удобным.
С министрами не согласны экологи. По словам Сергея Кириллова, в случае, если правительство региона утвердит этот вариант, дорога пройдет через природный парк «Бажовские места», причем отрежет озеро Тальков Камень от основного массива леса. Он отмечает, что для трассы будет вырублен лесной массив шириной в 100 метров, при этом пострадает не только лес: будут уничтожены растения, занесенные в Красную книгу. К нему уже обратились местные жители с просьбой повлиять на ситуацию.
«Почти все министерства устраивает вариант, где дорога пройдет через природный парк «Бажовские места», причем эта дорога отрежет Тальков Камень от основного массива. Очень прошу, помогите нам, мы тут просто бьемся как рыбы об лед, но мы в явном меньшинстве. Если председатель правительства примет такое решение, то мы уже ничего не сможем сделать», – буквально кричат в электронном письме жители Сысерти.
Как поясняет председатель СРО «Зеленой Лиги», проект в настоящее время прошел уже все согласования, кроме одного – в Уральском управлении Ростехнадзора, которое должно вынести свое решение, предварительно выслушав мнение экологов. Собственно, заключение экологов о недопустимости вырубки леса в государственном заповеднике под трассу и уничтожения редких растений – одна из весомых причин, по которой проект дороги могут пересмотреть.
Кроме того, как стало известно veved.ru, на возможную вырубку «Бажовских мест» в пользу международной трассы с тревогой смотрят в областном Минприроды. Не удивительно, ведь именно усилиями этого министерства указанный природный парк и был создан в 2007 году.
Трудности начались не сегодня
Усилий экологов может и не хватить. Дело в том, что в настоящее время возникла отчасти казусная ситуация, из-за которой область может лишиться заповедных лесов в течение ближайшего года и защищать будет нечего.
В 2007 году, на момент создания «Бажовских мест», выяснилось, что большая часть территории заповедника находилась в аренде под лесозаготовки. Этому факту в то время не придали большого значения – парк стал особо охраняемой территорией областного значения, потому подразумевалось, что его никто не вырубит. Однако затем экологи, да и просто местные жители, подняли тревогу, и, как оказалось, не зря: под видом санитарной вырубки леса в «Бажовских местах» начали вывозить обычный «здоровый» лес. При этом лес вырубали в одном из наиболее живописных мест – вдоль озера Тальков Камень.
Общественники обратились с жалобами во всевозможные инстанции, однако запретить предпринимателям вырубать лес оказались не в силах ни прокуратура, ни министр: у коммерсантов на руках имелись разрешения на санитарную вырубку. В 2012 году Минприроды наконец удалось прийти к соглашению с бизнесменами о том, что ведомство откажется от претензий на лес на территории, где сейчас ведутся рубки, однако после 2013 года земля закрепится за дирекцией парка на праве постоянного бессрочного пользования.
Скоро спасать будет нечего?
Накануне, 10 апреля, в Екатеринбурге также прошла конференция, на которой был затронут и вопрос вырубки леса в «Бажовских местах». Как пояснила заместитель начальника отдела экологической безопасности и экспертизы объектов регионального уровня Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Александра Пономарева, сейчас идут вырубки леса на территории в 20 тысяч гектаров, при общей площади парка в 40 тысяч гектаров. При этом, по её словам, все санитарные мероприятия осуществляются при наличии лесопатологических исследований и по согласованию с руководством парка, нарушений не допущено.
– До конца 2013 года или в начале 2014 года указанная территория будет передана в пользование парку, и будет использоваться исключительно в рекреационных целях. Правда, рубки будут продолжаться еще в двух кварталах в течение 2014 года, – отметила Пономарева.
В «Зеленой Лиге» считают, что к этому времени предприниматели могут уничтожить значительную часть лесного массива «Бажовских мест». А это означает, что все доводы специалистов Института экологии растений и животных УрО РАН могут оказаться недостаточными и в свердловском правительстве примут решение построить трассу через Сысерть.
Свердловские экологи пытаются повлиять на проект дороги международного масштаба. В ближайшие дни Институт экологии растений и животных УрО РАН представит в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору свое заключение, которое должно заставить пересмотреть свердловскую часть будущей автотрассы Берлин – Пекин. Как поясняет собственный источник veved.ru, сроки строительства дороги пока неизвестны, однако проект должен быть утвержден в самое ближайшее время.
Как пояснил veved.ru председатель местного отделения организации «Зеленая Лига» Сергей Кириллов, уже сейчас понятно, что экологи не одобрят вариант дороги, предложенный Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. По их мнению, этот вариант недопустим, поскольку в этом случае предстоит прокладывать дорогу через «Бажовские места».
Окно из Европы в Азию
Масштабная дорожная стройка предполагает связать напрямую столицу Германии, Берлин, и столицу Китая, Пекин. По сути, она свяжет активно развивающуюся азиатскую страну с Европой. Трасса пройдет также через Москву и, что, пожалуй, куда важнее для нас, через Свердловскую область.
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области разработало сразу пять вариантов своего видения трассы. Согласно им, трасса должна пройти в южной части региона и не будет касаться Екатеринбурга напрямую. Один из вариантов предполагает, что дорога пройдет вдоль микрорайона Химмаш. Наличие в области трассы международного масштаба предполагает выгоду для региона.
В уме сразу всплывают темы чемпионата мира по футболу 2018 года и возможного пока ЭКСПО-2020. Дорога, впрочем, будет полезна и в «обычной» жизни: путепровод, связывающий два важных экономических района, позволит увереннее говорить об интересе потенциальных инвесторов и резидентов свердловских технопарков на встречах самого высокого уровня. Например, на «Иннопроме-2013».
Предложено несколько вариантов
Окончательный вариант строительства трассы еще не определен. Помимо Минстроя, проект должен пройти ряд согласований в различных ведомствах, так или иначе участвующих в самом строительстве. Три варианта возможной трассы были забракованы из-за того, что пересекали зоны ограничения рядом с поселком-ЗАТО Уральским и Белоярской АЭС. Из оставшихся двух вариантов одна трасса может пройти рядом с городом Сысерть, именно его чиновники считают сейчас основным и наиболее удобным.
С министрами не согласны экологи. По словам Сергея Кириллова, в случае, если правительство региона утвердит этот вариант, дорога пройдет через природный парк «Бажовские места», причем отрежет озеро Тальков Камень от основного массива леса. Он отмечает, что для трассы будет вырублен лесной массив шириной в 100 метров, при этом пострадает не только лес: будут уничтожены растения, занесенные в Красную книгу. К нему уже обратились местные жители с просьбой повлиять на ситуацию.
«Почти все министерства устраивает вариант, где дорога пройдет через природный парк «Бажовские места», причем эта дорога отрежет Тальков Камень от основного массива. Очень прошу, помогите нам, мы тут просто бьемся как рыбы об лед, но мы в явном меньшинстве. Если председатель правительства примет такое решение, то мы уже ничего не сможем сделать», – буквально кричат в электронном письме жители Сысерти.
Южная часть Свердловской области, по которой пройдет часть трассы Берлин – Пекин. Под номеро 1 обозначен вариант дороги, ради которого будет вырублен лес в «Бажовских местах». 2,3 и 4 – варианты, которые не были одобрены из-за близости к стратегически важным объектам. Цифрой 5 обозначен вариант, который, в целом, удовлетворяет все ведомства
Как поясняет председатель СРО «Зеленой Лиги», проект в настоящее время прошел уже все согласования, кроме одного – в Уральском управлении Ростехнадзора, которое должно вынести свое решение, предварительно выслушав мнение экологов. Собственно, заключение экологов о недопустимости вырубки леса в государственном заповеднике под трассу и уничтожения редких растений – одна из весомых причин, по которой проект дороги могут пересмотреть.
Кроме того, как стало известно veved.ru, на возможную вырубку «Бажовских мест» в пользу международной трассы с тревогой смотрят в областном Минприроды. Не удивительно, ведь именно усилиями этого министерства указанный природный парк и был создан в 2007 году.
Трудности начались не сегодня
Усилий экологов может и не хватить. Дело в том, что в настоящее время возникла отчасти казусная ситуация, из-за которой область может лишиться заповедных лесов в течение ближайшего года и защищать будет нечего.
В 2007 году, на момент создания «Бажовских мест», выяснилось, что большая часть территории заповедника находилась в аренде под лесозаготовки. Этому факту в то время не придали большого значения – парк стал особо охраняемой территорией областного значения, потому подразумевалось, что его никто не вырубит. Однако затем экологи, да и просто местные жители, подняли тревогу, и, как оказалось, не зря: под видом санитарной вырубки леса в «Бажовских местах» начали вывозить обычный «здоровый» лес. При этом лес вырубали в одном из наиболее живописных мест – вдоль озера Тальков Камень.
Общественники обратились с жалобами во всевозможные инстанции, однако запретить предпринимателям вырубать лес оказались не в силах ни прокуратура, ни министр: у коммерсантов на руках имелись разрешения на санитарную вырубку. В 2012 году Минприроды наконец удалось прийти к соглашению с бизнесменами о том, что ведомство откажется от претензий на лес на территории, где сейчас ведутся рубки, однако после 2013 года земля закрепится за дирекцией парка на праве постоянного бессрочного пользования.
Скоро спасать будет нечего?
Накануне, 10 апреля, в Екатеринбурге также прошла конференция, на которой был затронут и вопрос вырубки леса в «Бажовских местах». Как пояснила заместитель начальника отдела экологической безопасности и экспертизы объектов регионального уровня Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Александра Пономарева, сейчас идут вырубки леса на территории в 20 тысяч гектаров, при общей площади парка в 40 тысяч гектаров. При этом, по её словам, все санитарные мероприятия осуществляются при наличии лесопатологических исследований и по согласованию с руководством парка, нарушений не допущено.
– До конца 2013 года или в начале 2014 года указанная территория будет передана в пользование парку, и будет использоваться исключительно в рекреационных целях. Правда, рубки будут продолжаться еще в двух кварталах в течение 2014 года, – отметила Пономарева.
В «Зеленой Лиге» считают, что к этому времени предприниматели могут уничтожить значительную часть лесного массива «Бажовских мест». А это означает, что все доводы специалистов Института экологии растений и животных УрО РАН могут оказаться недостаточными и в свердловском правительстве примут решение построить трассу через Сысерть.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.