Возрастное ограничение 18+

Новый глава свердловского избиркома: «Оппозиция меня демонизирует»

Валерий Чайников обещает, что выборы будут честными

12.04 Понедельник, 17 сентября 2012
Гостем нового программы «Акцент» телеканала «ОТВ» стал Валерий Чайников – новый председатель избирательной комиссии Свердловской области. Валерий Аркадьевич в беседе с ведущим программы Максимом Путинцевым рассказал о предвыборных страхах оппозиции и о знакомстве со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым. Также глава избиркома назвал главные принципы своей работы и мотивы, заставившие его переехать в Екатеринбург.

– Валерий Аркадьевич, прежде всего, примите поздравления с избранием. На этом посту вы сменили Владимира Мостовщикова, фактически «зубра» местной политики, который этот пост занимал 18 лет. Как ощущения?

– В начале было непреходящее волнение, ощущение колоссальной работы, которую предстоит проделать, тем более мы уже встречались с Владимиром Дмитриевичем, он поделился со мной информацией о работе комиссии, о ее составе. Я считаю, что этот разговор для меня оказался очень полезным и позитивным, поэтому то, что было заложено доброго в комиссии, я думаю, будет развиваться дальше.

– В дальнейшем взаимодействовать при необходимости с Владимиром Дмитриевичем будете?

– Конечно. Все признают, что он в избирательном праве авторитет на всех уровнях – как в ЦИКе, так и здесь. Поэтому не использовать такой богатейший опыт я считаю дурным тоном.

– Председатель ЦИК Владимир Чуров, когда приезжал сюда несколько недель назад, говорил о том, что Свердловская избирательная комиссия – однозначно одна из лучших.

– Об этом я и говорю. Я общался с коллегами – председателями избиркомов других областей, и все они говорят о том, что здесь есть что почерпнуть как по части форм проведения избирательных кампаний, так и в плане человеческого опыта – у членов избирательных комиссий и аппаратов.

– Валерий Аркадьевич, насколько мне известно, ранее вы работали в Самарской области. С вашей точки зрения, то, что вы на Среднем Урале человек новый – это минус или плюс? Понятный минус в том, что вы, возможно, не знаете какой-то политической и партийной специфики. А каковы плюсы?

– Плюс – в равноудаленности. Сегодня надо мной не довлеет никакое мнение, поэтому есть свобода принимать решения, руководствуясь законом – и только им.

– До этого вы работали в арбитражном суде. В этом смысле избирательное законодательство для вас – абсолютно чистый лист или уже нет?

– Я не скажу, что это абсолютно чистый лист. Даже в процессе работы в арбитражном суде судьям не запрещено участвовать в общественных объединениях – есть запрет только на участие в работе политических фракций. Я, скажем, в ходе местных выборов 2010 года работал в общественной комиссии «За честные выборы» при Общественной палате Самарской области.

– Фактически вы были в роли наблюдателя?

– Не только наблюдателя. От различных партий приходила целая масса жалоб на действия комиссий и иных организаций, и мы давали им свою правовую оценку.

– Ближайшие выборы у нас уже в октябре, остается чуть больше месяца – успеете включиться? Или объективно все-таки маловато времени?

– Думаю, что успею. Надеюсь, что когда мы встретимся недели через две, я, уже глядя на ситуацию по-другому, отвечу положительно.

– Оппозиция вас уже боится. В интернете встречаются высказывания, дескать, и раньше было тяжело с Мостовщиковым, а сейчас пришел новый человек, совсем гайки закрутит, и невозможно будет вообще никуда выдвинуться. Эти страхи обоснованы или под ними абсолютно ничего нет?

– Я думаю, они демонизируют личность. Я уже говорил на заседании о том, что комиссия – это орган коллегиальный, и нельзя все сводить к одной личности, которая будет решать все вопросы. Председатель голосует последним, и только в случае равенства голосов его мнение является решающим. Все остальные практические ситуации рассматриваются совместно комиссией, в том числе и богатая судебная практика, которая имеется по тому либо иному вопросу. Поэтому говорить о том, что там кого-то засудят или снимут, пока, я считаю, необъективно.

– Валерий Аркадьевич, правда ли, что вы – давний знакомый свердловского губернатора Евгения Куйвашева? Масса слухов на эту тему ходит, скажите, как на самом деле все обстоит?

– Я не буду этого отрицать. Говорят, что мы вместе работали, но это не так. Вместе мы не работали – разве что двигались параллельно. К моменту, когда он стал главой администрации Пойковского, я в милиции уже не работал. В общем, мы были в одно время в одном месте, но каких-то тесных пересечений у нас не было.

– Если вернуться к вашему избранию главы избиркома Свердловской области – когда вам впервые поступило предложение задуматься о возможности поработать на этом посту? И как долго вы думали, прежде чем дать положительный ответ?

– Предложение поступило мне в конце июля. Долго я не думал, потому что просили дать ответ быстрее. Моей мотивацией для согласия было то, что я работал в общественном комитете «За честные выборы», видел некие технологии проведения выборов.
С другой стороны, я задумываюсь о будущем этой страны, и хотелось бы, чтобы мои дети, моя внучка жили в той же стране, в какой живу я. Для этого избирателям нужна твердая уверенность в том, что эта власть законна, легитимна. Не секрет, что на сегодня доверие к власти находится на низком уровне в силу того, что, как говорят, при избрании применялись какие-то механизмы, в том числе и с избирательными комиссиями. Это хочется исключить, чтобы потом не грешили на избирательную комиссию – ведь она лишь фиксирует голоса. И, конечно, моя цель – открытые, честные выборы, чтобы у людей не было сомнения в том, что все их голоса учтены правильно. А уж кого они выберут – это вопрос их волеизъявления.

– Валерий Аркадьевич, не кажется ли вам, что нынешняя достаточно сложная ситуация – это дополнительный вызов для вас? С одной стороны – активные оппозиционные выступления, в том числе по итогам декабрьских и мартовских выборов, а с другой стороны, опять произошли серьезные изменения в избирательном законодательстве – один только закон о регистрации партий чего стоит. Вам придется приспосабливаться к резко изменившимся условиям – говорят, уже совсем скоро может появиться около сотни партий, участвующих в выборах.

– Да, по некоторым регионам, в том числе в Свердловской области зарегистрировано уже свыше 20 партийных отделений, которые вправе участвовать в выборах. Естественно, это накладывает свой отпечаток на подготовку к выборам и на сам выборный процесс. Как я уже говорил, хочется поучаствовать в правовом воспитании представителей партий, чтобы права и культура как членов избирательной комиссии, так и тех, кто идет агитировать, работать наблюдателем, была на уровне.

– В чем заключается главный жизненный принцип Валерия Чайникова? Спрашиваю, потому что мы о вас мало что знаем, и то, что Вы сейчас скажете, возможно, позволит узнать о вас нечто принципиально важное.

– Прежде чем сказать – подумай. Сказал – сделай. Стараюсь придерживаться этого принципа.

– Самый последний вопрос – какое у вас впечатление о Екатеринбурге как о городе, о столице Урала?

– Впечатление положительное. Здесь, конечно, нет такой большой реки, как в Самаре. Мне нравится архитектура, нравятся старые здания и то состояние, в котором они содержатся.

– Динамику уже почувствовали? У нас ведь считается, что политическая жизнь, что называется, бьет ключом.

– Политическое состояние я, в общем-то, начал оценивать с момента получения предложения – по сайтам смотреть, читать. Да, активность на высоком уровне. Скучно не будет.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
ОТВ © Вечерние ведомости


Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK