Возрастное ограничение 18+

Что стоит за реформой свердловского правительства?

Источники «ВВ» рассказали об истинных причинах реформы кабмина

20.33 Пятница, 4 мая 2012
Зачем Александр Мишарин поменял структуру правительства? Как удалось узнать «ВВ», в планах губернатора – ликвидировать не только межведомственные распри в кабмине, но и диспропорцию развития муниципалитетов. Другими словами, через несколько лет регион должен превратиться в сеть профильных агломераций. Тем временем, обновив свою команду, Мишарин серьезно задумался над кадровым составом муниципий. О том, с чем придется столкнуться в ближайшем будущем органам местного самоуправления, – читайте в нашем материале.

Курс на децентрализацию: всем муниципалитетам раздали по «удочке»

Новый – поствыборный – курс Кремля нацелен на децентрализацию системы исполнительной власти. Согласно этой стратегии в ближайшее время большинство полномочий передается от федерации к субъектам, от регионов к муниципалитетам. Свердловское правительство оказалось в числе первых, отреагировавших на грядущие перемены.

Как было ранее заявлено, основным поприщем будущей работы свердловского «белого дома» станет развитие муниципальных территорий. В связи с этим создано новое «суперминистерство» – Министерство экономики и территориального развития. На него сегодня возложены функции взаимодействия с органами местного самоуправления, с целью дальнейшего развития территорий с учетом их специфики. Основная задача – создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов на всей территории Свердловской области, а не только в горстке крупных городов.

Как отметил директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, в области должна быть ликвидирована существующая диспропорция в уровне развития муниципалитетов. Ведь сегодня многие из них являются дотационными. Особенно остро эта проблема стоит в моногородах.

– Сегодня каждому муниципалитету дается своя «удочка», чтобы они могли наловить себе «рыбы». Это возможно благодаря новому принципу развития территорий – не волюнтаристский, а с учетом социально-экономической специфики. Например, Нижний Тагил, благодаря своей специализации на оборонно-промышленном производстве, имеет все возможности получить часть от 23 триллионов, выделяемых из федерального бюджета на создание ОПК.

Новые задачи – новое правительство

Именно новые цели и задачи стали основной причиной проведения реформы областного правительства, которое, по выражению политолога Гагарина, стало «более компактным». Напомним, аппарат региональной власти претерпел значительную редукцию. В частности, было ликвидировано 4 министерства, полномочия двух из которых были разделены между другими ведомствами, а 2 остальные – МУГИСО и Минторг – превратились в департаменты.

Отметим, что, став департаментами, эти ведомства приобретут более прикладное значение, нежели ранее. В частности, принцип работы Департамента имущественных и земельных отношений (бывшее Министерство по управлению госимуществом) должен основываться, в первую очередь, на поддержке реализации проектов муниципалитета. То есть это не извлечение прямой выгоды от операций с госнедвижимостью, как было ранее, а вынесение решений, детерминированных прежде всего их социально-экономическим значением для муниципалитета.

Помимо этого, весь функционал правительства разделен на 2 основных блока – социальный и политико-экономический. Их работу будут курировать 2 первых заместителя председателя правительства, на которых, в отличие от недалекого прошлого, не будут возложены полномочия министров. Как заявил нам заместитель руководителя администрации губернатора по вопросам идеологического управления и информационной политики Андрей Кузнецов, разделение статусов министра и вице-премьера должно повысить эффективность исполнения правительственных задач.

– Раньше возникали трудности во взаимодействии министерств, когда дело доходило до реализации региональных программ. Сегодня вице-премьер является координатором – он обладает более широкими полномочиями. При этом существуют министры, которые исполняют это, с точки зрения канонов управления, более оптимально, – отметил Андрей Кузнецов.

В свою очередь Анатолий Гагарин полагает, что освобождение первых замов от кресел министров позволит им более эффективно мониторить текущую ситуацию в муниципалитетах, как бы «с высоты птичьего полета».

– Эти преобразования позволяют уйти от ситуации, когда наших министров заедала текучка, – выразил свое мнение политолог Гагарин.

Что касается кадрового состава, то губернатор не раз заявлял о том, что в правительстве сформирована команда, отвечающая требованиям нового управленческого подхода. Существовавший ранее состав чиновников, сформированный сразу после 2008 года, был так называемой антикризисной командой, в которой сегодня необходимости уже нет.

Кроме того, многие эксперты полагают, что увольнение некоторых чиновников связано в том числе и с их личностными качествами, которые зачастую являлись причинами межведомственных распрей. В частности, на протяжении последних лет эксперты и СМИ говорили о неэффективности менеджмента премьера Анатолия Гредина. И разговоры о том, что председатель не пользовался должным авторитетом среди министров, были не так уж и беспочвенны. Постоянное противостояние министерств, ощутимо снижающее эффективность кабмина, оказалось хорошим тому подтверждением. Здесь стоит вспомнить бывшего министра инвестиций Михаила Максимова, который постоянно вмешивался в работу профильных министерств – Минэкономики и МиВЭС.

«Не умеешь – научим»

В свою очередь, эффективность нового областного правительства целиком и полностью зависит от адекватности и готовности муниципальных чиновников. Однако сегодня профессионализм многих госслужащих на местах оставляет желать лучшего. В связи с этим в правительстве готовится ряд решений об оказании главам муниципалитетов поддержки в сфере повышения квалификации муниципальных госслужащих. По словам замглавы администрации губернатора Кузнецова, эти задачи будут решать Министерство экономики и территориального развития, а также главы управленческих округов. Отметим, что эти чиновники теперь наделены большим спектром полномочий, чем ранее.

– Институт глав управленческих округов складывался еще при Росселе, и большая часть их функционала была связана с политикой. Сегодня этот функционал не актуален: наметился серьезный разрыв между политической и экономической сторонами. Поэтому осуществление политического надзора явно недостаточно. Сегодня от них требуется активное участие в подготовке экономических проектов, в развитии нового института административно-промышленных округов – новых, не территориальных единиц, а агломераций, – подчеркнул Анатолий Кузнецов.

По мнению Анатолия Гагарина, взаимодействие правительства с муниципальными чиновниками будет проходить по принципу «Не умеешь – научим». Тем не менее органам местного самоуправления не избежать кадровой ротации. Но в администрации губернатора отмечают, что в настоящее время региональные власти не имеют прямых рычагов влияния на кадровую политику муниципий. А косвенных, например участия в конкурсных комиссиях на выдвижение кандидатур сити-менеджера, будет явно недостаточно.

– Недостаток профессиональных кадров в местном самоуправлении – одна из основных проблем. Но у нас пока нет профессионального инструмента, – заметил Андрей Кузнецов. – Задачи могут ставиться любые, вопрос – будут ли они эффективно выполнены. Как говорит Александр Мишарин, «в муниципалитетах две проблемы: «денег нет» и «деньги есть», причем последняя – намного сложнее».

Отметим, что необходимость повышения квалификации местных чиновников признают и в муниципалитетах.

– Мы не скрываем, что у возможностей кадровой скамейки запасных в муниципалитетах есть ограничения. Конечно, при таком положении дел каждому руководителю – любого звена – необходимо проходить обучение. Я, например, тоже учусь – в этом году оканчиваю академию госслужбы, – рассказал нам мэр Ирбита Геннадий Агафонов, который на днях презентовал региональному Минкульту стратегию программы по сохранению культурного наследия своего города.

Тем временем некоторые муниципалитеты, не дожидаясь подсказок сверху, самостоятельно задумываются об эффективном взаимодействии с новой региональной властью. Так, в Камышлове на днях была принята новая структура администрации городского округа. Кроме того, по заявлению главы Михаила Чухарева, в настоящее время камышловская администрация готовит предложение правительству по созданию в области фонда развития территорий.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK