Возрастное ограничение 18+
С «Е-карт» пропадают сотни миллионов рублей
Veved.ru устроит очную ставку. Подозреваемых двое: «серый дом» и транспортная компания-посредник
Перевозчики Екатеринбурга бьют тревогу: их серьезно обсчитывают. За последние два года администрация недоплатила им чуть ли не полмиллиарда рублей. Veved.ru поговорил с одним из частных перевозчиков и выяснил, что деньги могли «потеряться» по пути к предпринимателям. Под подозрение попадают как сами чиновники «серого дома», так и посредники в этой запутанной и непрозрачной схеме. Подробности детективной истории – в нашем материале.
Транспортники Екатеринбурга посчитали свои расходы и доходы и сильно удивились. Оказывается, только за последние два года на их деятельности могло быть «сэкономлено» (а если называть вещи своими именами, украдено) почти полмиллиарда рублей, а то и больше. Причем непонятно, где эти средства. Возможно, они попросту остались в Администрации Екатеринбурга, возможно, «потерялись» во время перекладывания из карманов в карманы посредников.
В редакцию veved.ru обратился один из городских частных перевозчиков, рассказавший об общей проблеме среднего бизнеса в этой сфере. Свое имя и номера маршрутов его автобусов предприниматель просил не озвучивать. По его словам, транспортники города уже не первый год пытаются получить с администрации города деньги за тех, кто пользуется «Е-картой». Тем, кто несколько не в курсе всей схемы, поясним, что «Е-карта» была введена в 2009 году. Принцип ее работы прост: кондуктора считывают данные с карты при помощи валидатора. Вся информация поступает через компанию «И-сеть» в Администрацию Екатеринбурга, которая выдает деньги в соответствии с заявленной суммой (предполагается, что тонкости расчета тарифных ставок и прочие формальности утрясаются на уровне техники). Выглядит вроде бы просто и понятно. Однако есть еще один нюанс.
Для жителей города не новость, что даже на одном маршруте зачастую нет одинаковых автобусов. Причина, говорит собеседник, простая – порой маршрут могут обслуживать сразу несколько не связанных между собой предпринимателей. То есть прямых конкурентов. Возникает вопрос: как же на один маршрут попадают разные компании? По словам перевозчика, схема следующая: в соответствии с законом администрация города проводит тендер на перевозку пассажиров по определенному маршруту. Обязательным условием участия в тендере (помимо наличия автобусов) является лицензия на транспортные перевозки, а также другие необходимые документы.
После того, как некоторая компания выигрывает право на маршрут, она просто «перепродает» это право субподрядчикам – то есть желающим заниматься перевозками, но не имеющим по каким-то причинам лицензии и других документов. По информации veved.ru, «аренда» маршрута может стоить 1 тысячу рублей в день, плюс подрядчик собирает еще и 10 % с оборота всех денег через валидаторы «Е-карт» – «за обслуживание аппарата». Сумма немаленькая, одним словом.
Схема была бы работающей и худо-бедно всех удовлетворяла, если бы не одно большое «но»: деньги за пассажиров по «Е-карте» до конечных перевозчиков не доходят. По словам собеседника, в один рабочий день на один автобус приходится как минимум 200 пассажиров, которые платят по карте. Если взять для ровного счета 20 рабочих дней в месяце, а также умножить полученное число на примерно 500 частных автобусов, курсирующих по городу, получается, что за месяц по «Е-карте» совершается примерно 2 млн поездок. Заметим, мы брали всякий раз наименьшее из возможных значений, чтобы получить наиболее точную вероятную сумму.
Поскольку тарифы на проезд по «Е-карте» отличаются друг от друга, возьмем среднюю цену. По словам нашего собеседника, один пассажир должен приносить с учетом всех тарифов примерно 18 рублей. Умножим количество поездок на 18 рублей, а полученную сумму на 12 месяцев. Итого в год через валидаторы «Е-карты» проходит чуть меньше полумиллиарда рублей.
Проблема в том, что до конечного перевозчика, и так отдающего своему «подрядчику» немалые суммы за «аренду» маршрута, доходит только половина этих денег. По подсчетам предпринимателей, вместо 18 они получают 9–12 рублей на каждого пассажира. Почему так происходит – непонятно. В администрации города клянутся, что исправно перечисляют деньги по всем отчетам «И-сети» до последнего рубля. Компании-посредники же, напротив, божатся, что в «сером доме» изначально платят мало. Не исключено, что в этой ситуации лукавят и чиновники, и близкие им транспортники (не секрет, что зачастую тендер выигрывают одни и те же, «свои» компании, такие как «Автоном», «UVA-Транc», ТК «Восток», ТК «Пегас», Уралтрансгруп), оставляя частных перевозчиков сводить концы с концами.
При этом не так давно было заявлено о том, что цены на проезд в общественном транспорте вроде бы могут подняться до 26 рублей. Повысить цены попросили в Союзе автотранспортных компаний области. При этом, по информации председателя РЭК Свердловской области Александра Соболева, обращений от частных коммерческих перевозчиков не поступало.
Ситуация интересная как с точки зрения простого жителя города, каждый день пользующегося транспортом, так и с позиции общества в целом: речь идет о бюджетных миллионах, которые, возможно, оседают в чьих-то карманах. И, похоже, этим людям уже стало мало того, что они уже украли, раз в дело пошло лоббирование повышения тарифов.
Редакция «ВВ» отправит официальные запросы в областную прокуратуру, транспортные компании, а также в комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации Екатеринбурга с просьбой дать официальный комментарий по сложившейся ситуации. Мы будем следить за развитием событий.
Транспортники Екатеринбурга посчитали свои расходы и доходы и сильно удивились. Оказывается, только за последние два года на их деятельности могло быть «сэкономлено» (а если называть вещи своими именами, украдено) почти полмиллиарда рублей, а то и больше. Причем непонятно, где эти средства. Возможно, они попросту остались в Администрации Екатеринбурга, возможно, «потерялись» во время перекладывания из карманов в карманы посредников.
В редакцию veved.ru обратился один из городских частных перевозчиков, рассказавший об общей проблеме среднего бизнеса в этой сфере. Свое имя и номера маршрутов его автобусов предприниматель просил не озвучивать. По его словам, транспортники города уже не первый год пытаются получить с администрации города деньги за тех, кто пользуется «Е-картой». Тем, кто несколько не в курсе всей схемы, поясним, что «Е-карта» была введена в 2009 году. Принцип ее работы прост: кондуктора считывают данные с карты при помощи валидатора. Вся информация поступает через компанию «И-сеть» в Администрацию Екатеринбурга, которая выдает деньги в соответствии с заявленной суммой (предполагается, что тонкости расчета тарифных ставок и прочие формальности утрясаются на уровне техники). Выглядит вроде бы просто и понятно. Однако есть еще один нюанс.
Для жителей города не новость, что даже на одном маршруте зачастую нет одинаковых автобусов. Причина, говорит собеседник, простая – порой маршрут могут обслуживать сразу несколько не связанных между собой предпринимателей. То есть прямых конкурентов. Возникает вопрос: как же на один маршрут попадают разные компании? По словам перевозчика, схема следующая: в соответствии с законом администрация города проводит тендер на перевозку пассажиров по определенному маршруту. Обязательным условием участия в тендере (помимо наличия автобусов) является лицензия на транспортные перевозки, а также другие необходимые документы.
После того, как некоторая компания выигрывает право на маршрут, она просто «перепродает» это право субподрядчикам – то есть желающим заниматься перевозками, но не имеющим по каким-то причинам лицензии и других документов. По информации veved.ru, «аренда» маршрута может стоить 1 тысячу рублей в день, плюс подрядчик собирает еще и 10 % с оборота всех денег через валидаторы «Е-карт» – «за обслуживание аппарата». Сумма немаленькая, одним словом.
Схема была бы работающей и худо-бедно всех удовлетворяла, если бы не одно большое «но»: деньги за пассажиров по «Е-карте» до конечных перевозчиков не доходят. По словам собеседника, в один рабочий день на один автобус приходится как минимум 200 пассажиров, которые платят по карте. Если взять для ровного счета 20 рабочих дней в месяце, а также умножить полученное число на примерно 500 частных автобусов, курсирующих по городу, получается, что за месяц по «Е-карте» совершается примерно 2 млн поездок. Заметим, мы брали всякий раз наименьшее из возможных значений, чтобы получить наиболее точную вероятную сумму.
Поскольку тарифы на проезд по «Е-карте» отличаются друг от друга, возьмем среднюю цену. По словам нашего собеседника, один пассажир должен приносить с учетом всех тарифов примерно 18 рублей. Умножим количество поездок на 18 рублей, а полученную сумму на 12 месяцев. Итого в год через валидаторы «Е-карты» проходит чуть меньше полумиллиарда рублей.
Проблема в том, что до конечного перевозчика, и так отдающего своему «подрядчику» немалые суммы за «аренду» маршрута, доходит только половина этих денег. По подсчетам предпринимателей, вместо 18 они получают 9–12 рублей на каждого пассажира. Почему так происходит – непонятно. В администрации города клянутся, что исправно перечисляют деньги по всем отчетам «И-сети» до последнего рубля. Компании-посредники же, напротив, божатся, что в «сером доме» изначально платят мало. Не исключено, что в этой ситуации лукавят и чиновники, и близкие им транспортники (не секрет, что зачастую тендер выигрывают одни и те же, «свои» компании, такие как «Автоном», «UVA-Транc», ТК «Восток», ТК «Пегас», Уралтрансгруп), оставляя частных перевозчиков сводить концы с концами.
При этом не так давно было заявлено о том, что цены на проезд в общественном транспорте вроде бы могут подняться до 26 рублей. Повысить цены попросили в Союзе автотранспортных компаний области. При этом, по информации председателя РЭК Свердловской области Александра Соболева, обращений от частных коммерческих перевозчиков не поступало.
Ситуация интересная как с точки зрения простого жителя города, каждый день пользующегося транспортом, так и с позиции общества в целом: речь идет о бюджетных миллионах, которые, возможно, оседают в чьих-то карманах. И, похоже, этим людям уже стало мало того, что они уже украли, раз в дело пошло лоббирование повышения тарифов.
Редакция «ВВ» отправит официальные запросы в областную прокуратуру, транспортные компании, а также в комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации Екатеринбурга с просьбой дать официальный комментарий по сложившейся ситуации. Мы будем следить за развитием событий.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
3 комментария