Возрастное ограничение 18+
Тайный Министр
Глава Минздрава больше месяца занимал свой пост «неформально»
Похоже, все «шпильки» в адрес министра здравоохранения Аркадия Белявского блекнут перед обнаруженной «Вечерними Ведомостями» сенсацией. Больше месяца министр работал, не будучи должным образом оформленным на работу. Что это – недоработка аппарата администрации губернатора? Или же чей-то злой умысел, ведь больше месяца серьезные контракты со стороны Минздрава подписывались человеком, не имеющим к министерству никакого отношения.
Как известно, знаменитые декреты «О мире» и «О земле», разработанные В.И. Лениным, далеко не сразу стали основополагающими нормативными документами молодой Советской республики. Несколько лет их легитимность равнялась количеству патронов в маузерах чекистов.
23 декабря 2009 года «Областная газета» (в чьи функции входит оглашение решений областной власти) опубликовала статью под названием «Александр Мишарин назначил членов правительства Свердловской области», в которой был приведен новый состав Кабинета министров, «министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский», – значится в одной из строчек списка.
«Напомним, что в начале этой недели Владимира Климина на посту министра здравоохранения сменил Аркадий Белявский», – написало ИА «Новый регион» 25 декабря 2009 года.
Однако «Вечерние Ведомости» имеют основания полагать, что ни в декабре 2009 года, ни в январе 2010 Аркадий Белявский министром не являлся.
По информации «Вечерних Ведомостей» официально на пост министра Аркадий Белявский был назначен лишь 4 февраля, указом губернатора № 79-УГ от 4 февраля 2010 года. К слову, отставка Владимира Климина была подтверждена 3 февраля, указом № 78-УГ. Таким образом, весь январь 2010 года как минимум, свердловское здравоохранение находилось в руках человека, не имевшего на то никакого права.
Как известно, условием вступления региональных нормативных правовых актов в законную силу является их публикация в средствах массовой информации (в Свердловской области этим занимается «Областная газета»). Однако, по словам руководства этого издания, указов № 78-УГ и №79-УГ у них опубликовано не было.
Более того, на официальном сайте губернатора Свердловской области Александра Мишарина www.amisharin.ru также творится некоторая путаница. В разделе «Назначения и отставки» сразу после указа № 75-УГ от 1 февраля 2010 года о назначении Натальи Сюткиной на должность директора областного государственного учреждения «Свердловская областная ветеринарная лаборатория» идет указ № 80-УГ от 4 февраля 2010 года об образовании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Свердловской области.
К слову, в разделе «Указы» этого же портала тоже существует «белое пятно». 7 декабря 2009 года там опубликован № 1093-УГ «О председателе правительства Свердловской области», которым на должность премьер-министра назначен Анатолий Гредин. 31 декабря указом № 1239-УГ на должность начальника управления Госстройнадзора назначен Борис Трефелов. А между этими двумя указами за весь период с 7 по 31 декабря находится лишь одна публикация, от 21 декабря. «Александр Мишарин Указом Губернатора Свердловской области назначил ряд членов Правительства Свердловской области», – именно этими словами и начинается данное сообщение департамента информационной политики губернатора, которое 23 декабря продублировала «Областная газета».
Предположим, что догадка «Вечерних Ведомостей» о существовании двух «загадочных» указов все же верна (маловероятно, что после № 75-УГ сразу же был подписан № 80-УГ, а указов с № 76 по № 79 попросту не существует – анархия какая-то): они действительно существуют и речь в них идет о должности министра здравоохранения. Почему же их охраняют, как государственную тайну? Ведь вопросы здравоохранения напрямую касаются каждого жителя Свердловской области. И каждый свердловчанин имеет право знать, кто ответственен за нашу медицину.
Кому-то может показаться, что мы придираемся: какая разница, когда Александр Мишарин закончил все формальности с оформлением Аркадия Белявского на работу? В конце-концов, тысячи россиян до сих пор получают «серую зарплату»…
Однако «Вечерние Ведомости» располагают одним очень интересным документом от 29 декабря 2009 года, который Аркадий Белявский не имел права подписывать, не будучи официально назначенным министром. Но тем не менее подписал. Речь идет о государственном контракте на поставку товаров для государственных нужд, иначе говоря – о госзакупках.
Гимнастика ума
Как известно, в коммерческих компаниях именно на закупщиков обращено самое пристальное внимание служб безопасности. В нашем же случае речь идет о целевом или нецелевом расходовании государственных средств.
Не имея возможности доказать факт незаконного подписания госконтрактов документально (администрация губернатора на момент подготовки материала так и не ответила на запрос с требованием предоставить копии указов губернатора № 78-УГ и № 79-УГ), «Вечерние Ведомости» обрались к юристам с просьбой прокомментировать следующую гипотетическую ситуацию: финансовую документацию некоего министерства (касающуюся расходования средств областного бюджета) от имени главы этого министерства подписывает человек, полномочия которого не подтверждены соответствующим указом губернатора.
– В Российской Федерации давным-давно, абсолютно параллельно, существуют «Право» и «Реальность», – комментирует адвокат Иван Кадочников. – В «Праве» нормативно-правовой акт без надлежащего опубликования в специализированном издании не подлежит применению. То есть в порядке ч. 1 ст. 103 Областного Закона Свердловской области «О правовых актах Свердловской области» № 4-ОЗ Указ Губернатора Свердловской области, не опубликованный в «Областной Газете», не подлежит применению. Но сам по себе Указ Губернатора о назначении на должность министра является индивидуальным правовым актом. И он может и не публиковаться в «Областной газете». В переводе с «юридического языка» на «человеческий язык» это означает, что у каждого документа есть номер, дата и, очень желательно, публикация в СМИ. Если этой публикации нет, то все, что было подписано до опубликованного Указа Губернатора, – имеет очень сложный и противоречивый характер. Как с позиции трудовых, так и с позиции гражданско-правовых, так и с позиции уголовных правоотношений. В «Реальности» же кадровые сложности и сложности во времени преодолеваются очень многообещающей приставкой «И.О.» или же на время согласований вся работа приостанавливается. В описываемой ситуации с Указом Губернатора Свердловской области вариантов может быть очень много. Самые негативные варианты: отмена всех документов, подписанных «министром» без «указа», возбуждение уголовных дел, дисциплинарные взыскания и т.д. Самые «позитивные»: повторное переподписание всех документов.
Что касается описанного «негативного» для гипотетического министра варианта, по словам коллеги г-на Кадочникова, заведующего «Адвокатской конторой № 1» Александра Савинова, ответственность злоумышленник может нести по целому букету статей. Как минимум, заметил адвокат, речь может пойти о ст. 330 УК РФ и ст. 19.1 КоАП (самоуправство). В случае же доказанного «злого умысла», подписание финансовой документации без соответствующих полномочий может быть расценено и как мошенничество.
К сожалению, и областная прокуратура, и СУ СКП РФ по Свердловской области комментировать абстракции не стали, заявив, что какие-либо комментарии возможны только после подачи соответствующего заявления и принятия его к производству. Представитель УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая, выслушав предложенную «Вечерними Ведомостями» задачу, предположила, что в данном случае вполне может идти речь об угрозе государственной безопасности (нецелевое расходование госбюджета), а этот аспект уже находится в сфере интересов ее ведомства.
Существует еще одна госструктура, имеющая право контролировать деятельность областных министерств – Счетная палата Свердловской области.
Председатель областной Счетной палаты Андрей Измоденов заявил «Вечерним Ведомостям», что провести проверку деятельности того или иного министерства его ведомство может, но лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, речь должна идти о проверке расходования средств областного бюджета. А во-вторых, СП начнет проверку только после соответствующего обращения от депутатов областной Думы. Впрочем, вероятно, данная публикация заинтересует областных парламентариев. По крайней мере, предварительный опрос позволяет на это надеяться.
– Если речь идет о целевом или нецелевом расходовании бюджетных средств, депутаты вполне могут поставить перед Счетной палатой задачу провести соответствующую проверку, – заявила в ответ на описанную «Вечерними Ведомостями» абстракцию спикер областной Думы Елена Чечунова.
Помимо лидера свердловского регионального отделения «Единой России», в поддержку вероятной проверки высказались также координатор свердловского регионального отделения ЛДПР, депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Таскаев (Владимир Павлович выразил готовность поддержать своих коллег из областной Думы и оказать им всю необходимую помощь) и другой депутат Государственной Думы, парламентарий от КПРФ Алексей Багаряков. Представитель «Справедливой России», депутат областной Думы Илья Гаффнер также не исключает возможность серьезных разбирательств. «Если же предписания Счетной палаты окажется недостаточно, мы готовы инициировать проверки со стороны всех правоохранительных структур», – подчеркнул серьезность намерений депутат.
Словом, будем надеяться, «загадочные» указы № 78-УГ и № 79-УГ все же всплывут. А уж сличить даты на указе и госконтрактах и сделать соответствующие выводы сможет любой.
Кто работает в правительстве области?
И напоследок. В ходе расследования «Вечерние Ведомости» не могли не обратить внимание на то, что в отношении большинства остальных членов Кабинета министров ситуация столь же, мягко говоря, расплывчата.
Вспомним вышеуказанную публикацию в «Областной газете» от 23 декабря 2009 года, которая ссылается на некий указ губернатора о назначении «ряда членов правительства». В частности, в статье сказано: «Александр Мишарин 22 декабря прокомментировал подписанный накануне Указ Губернатора Свердловской области о назначении ряда членов правительства Свердловской области».
Предположим, этот правовой акт (а большая часть указов губернатора являются именно нормативными правовыми актами) был подписан 21 декабря 2009 года. 21 декабря «Областная газета» не выходила, поэтому указ должен был быть опубликован 22 декабря 2009 года. Желающие могут полюбопытствовать – такого указа в номере «Областной газеты» от 22 декабря нет. Ну а 23 декабря об этом указе пишут уже как о свершившемся факте. Возможно, любимый «4 пункт» всех указов Губернатора: «…опубликовать в «Областной Газете»…» «забыли» дописать. А раз забыли – то и публиковать не надо.
Вывод очевиден. Кроме премьер-министра Анатолия Гредина и трех «ключевых» министров (Минфин – Константин Колтонюк, Минсоцзащиты – Владимир Власов и МУГИСО – Владимир Левченко, кандидатуры которых утверждала Областная Дума), никто публикаций о назначении в «Областной газете», судя по всему, не удостоился, а может, просто и «не по рангу».
Таким образом, эти индивидуальные нормативные акты о назначении министров официального опубликования не получили, трудовые книжки наши министры никому не покажут, а как быть работникам министерств, как быть с крупными контрактами? Никто же правды не видел, а узнать не у кого: сами министерства и местные чиновники заговорщицки молчат.
Думается, никто не будет удивлен, если аналогичные Минздраву «конфузы» с финансовой документацией проявятся и в отношении ряда других министерств: юристам еще предстоит ответить на вопрос: «А уполномоченное ли надлежащим образом лицо подписывало документы?». Остается надеяться лишь, что последствия от «самодеятельности» наших «министров» окажутся более-менее безобидными.
«Вечерние Ведомости» продолжат следить за развитием событий
Как известно, знаменитые декреты «О мире» и «О земле», разработанные В.И. Лениным, далеко не сразу стали основополагающими нормативными документами молодой Советской республики. Несколько лет их легитимность равнялась количеству патронов в маузерах чекистов.
23 декабря 2009 года «Областная газета» (в чьи функции входит оглашение решений областной власти) опубликовала статью под названием «Александр Мишарин назначил членов правительства Свердловской области», в которой был приведен новый состав Кабинета министров, «министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский», – значится в одной из строчек списка.
«Напомним, что в начале этой недели Владимира Климина на посту министра здравоохранения сменил Аркадий Белявский», – написало ИА «Новый регион» 25 декабря 2009 года.
Однако «Вечерние Ведомости» имеют основания полагать, что ни в декабре 2009 года, ни в январе 2010 Аркадий Белявский министром не являлся.
По информации «Вечерних Ведомостей» официально на пост министра Аркадий Белявский был назначен лишь 4 февраля, указом губернатора № 79-УГ от 4 февраля 2010 года. К слову, отставка Владимира Климина была подтверждена 3 февраля, указом № 78-УГ. Таким образом, весь январь 2010 года как минимум, свердловское здравоохранение находилось в руках человека, не имевшего на то никакого права.
Как известно, условием вступления региональных нормативных правовых актов в законную силу является их публикация в средствах массовой информации (в Свердловской области этим занимается «Областная газета»). Однако, по словам руководства этого издания, указов № 78-УГ и №79-УГ у них опубликовано не было.
Более того, на официальном сайте губернатора Свердловской области Александра Мишарина www.amisharin.ru также творится некоторая путаница. В разделе «Назначения и отставки» сразу после указа № 75-УГ от 1 февраля 2010 года о назначении Натальи Сюткиной на должность директора областного государственного учреждения «Свердловская областная ветеринарная лаборатория» идет указ № 80-УГ от 4 февраля 2010 года об образовании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Свердловской области.
К слову, в разделе «Указы» этого же портала тоже существует «белое пятно». 7 декабря 2009 года там опубликован № 1093-УГ «О председателе правительства Свердловской области», которым на должность премьер-министра назначен Анатолий Гредин. 31 декабря указом № 1239-УГ на должность начальника управления Госстройнадзора назначен Борис Трефелов. А между этими двумя указами за весь период с 7 по 31 декабря находится лишь одна публикация, от 21 декабря. «Александр Мишарин Указом Губернатора Свердловской области назначил ряд членов Правительства Свердловской области», – именно этими словами и начинается данное сообщение департамента информационной политики губернатора, которое 23 декабря продублировала «Областная газета».
Предположим, что догадка «Вечерних Ведомостей» о существовании двух «загадочных» указов все же верна (маловероятно, что после № 75-УГ сразу же был подписан № 80-УГ, а указов с № 76 по № 79 попросту не существует – анархия какая-то): они действительно существуют и речь в них идет о должности министра здравоохранения. Почему же их охраняют, как государственную тайну? Ведь вопросы здравоохранения напрямую касаются каждого жителя Свердловской области. И каждый свердловчанин имеет право знать, кто ответственен за нашу медицину.
Кому-то может показаться, что мы придираемся: какая разница, когда Александр Мишарин закончил все формальности с оформлением Аркадия Белявского на работу? В конце-концов, тысячи россиян до сих пор получают «серую зарплату»…
Однако «Вечерние Ведомости» располагают одним очень интересным документом от 29 декабря 2009 года, который Аркадий Белявский не имел права подписывать, не будучи официально назначенным министром. Но тем не менее подписал. Речь идет о государственном контракте на поставку товаров для государственных нужд, иначе говоря – о госзакупках.
Гимнастика ума
Как известно, в коммерческих компаниях именно на закупщиков обращено самое пристальное внимание служб безопасности. В нашем же случае речь идет о целевом или нецелевом расходовании государственных средств.
Не имея возможности доказать факт незаконного подписания госконтрактов документально (администрация губернатора на момент подготовки материала так и не ответила на запрос с требованием предоставить копии указов губернатора № 78-УГ и № 79-УГ), «Вечерние Ведомости» обрались к юристам с просьбой прокомментировать следующую гипотетическую ситуацию: финансовую документацию некоего министерства (касающуюся расходования средств областного бюджета) от имени главы этого министерства подписывает человек, полномочия которого не подтверждены соответствующим указом губернатора.
– В Российской Федерации давным-давно, абсолютно параллельно, существуют «Право» и «Реальность», – комментирует адвокат Иван Кадочников. – В «Праве» нормативно-правовой акт без надлежащего опубликования в специализированном издании не подлежит применению. То есть в порядке ч. 1 ст. 103 Областного Закона Свердловской области «О правовых актах Свердловской области» № 4-ОЗ Указ Губернатора Свердловской области, не опубликованный в «Областной Газете», не подлежит применению. Но сам по себе Указ Губернатора о назначении на должность министра является индивидуальным правовым актом. И он может и не публиковаться в «Областной газете». В переводе с «юридического языка» на «человеческий язык» это означает, что у каждого документа есть номер, дата и, очень желательно, публикация в СМИ. Если этой публикации нет, то все, что было подписано до опубликованного Указа Губернатора, – имеет очень сложный и противоречивый характер. Как с позиции трудовых, так и с позиции гражданско-правовых, так и с позиции уголовных правоотношений. В «Реальности» же кадровые сложности и сложности во времени преодолеваются очень многообещающей приставкой «И.О.» или же на время согласований вся работа приостанавливается. В описываемой ситуации с Указом Губернатора Свердловской области вариантов может быть очень много. Самые негативные варианты: отмена всех документов, подписанных «министром» без «указа», возбуждение уголовных дел, дисциплинарные взыскания и т.д. Самые «позитивные»: повторное переподписание всех документов.
Что касается описанного «негативного» для гипотетического министра варианта, по словам коллеги г-на Кадочникова, заведующего «Адвокатской конторой № 1» Александра Савинова, ответственность злоумышленник может нести по целому букету статей. Как минимум, заметил адвокат, речь может пойти о ст. 330 УК РФ и ст. 19.1 КоАП (самоуправство). В случае же доказанного «злого умысла», подписание финансовой документации без соответствующих полномочий может быть расценено и как мошенничество.
К сожалению, и областная прокуратура, и СУ СКП РФ по Свердловской области комментировать абстракции не стали, заявив, что какие-либо комментарии возможны только после подачи соответствующего заявления и принятия его к производству. Представитель УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая, выслушав предложенную «Вечерними Ведомостями» задачу, предположила, что в данном случае вполне может идти речь об угрозе государственной безопасности (нецелевое расходование госбюджета), а этот аспект уже находится в сфере интересов ее ведомства.
Существует еще одна госструктура, имеющая право контролировать деятельность областных министерств – Счетная палата Свердловской области.
Председатель областной Счетной палаты Андрей Измоденов заявил «Вечерним Ведомостям», что провести проверку деятельности того или иного министерства его ведомство может, но лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, речь должна идти о проверке расходования средств областного бюджета. А во-вторых, СП начнет проверку только после соответствующего обращения от депутатов областной Думы. Впрочем, вероятно, данная публикация заинтересует областных парламентариев. По крайней мере, предварительный опрос позволяет на это надеяться.
– Если речь идет о целевом или нецелевом расходовании бюджетных средств, депутаты вполне могут поставить перед Счетной палатой задачу провести соответствующую проверку, – заявила в ответ на описанную «Вечерними Ведомостями» абстракцию спикер областной Думы Елена Чечунова.
Помимо лидера свердловского регионального отделения «Единой России», в поддержку вероятной проверки высказались также координатор свердловского регионального отделения ЛДПР, депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Таскаев (Владимир Павлович выразил готовность поддержать своих коллег из областной Думы и оказать им всю необходимую помощь) и другой депутат Государственной Думы, парламентарий от КПРФ Алексей Багаряков. Представитель «Справедливой России», депутат областной Думы Илья Гаффнер также не исключает возможность серьезных разбирательств. «Если же предписания Счетной палаты окажется недостаточно, мы готовы инициировать проверки со стороны всех правоохранительных структур», – подчеркнул серьезность намерений депутат.
Словом, будем надеяться, «загадочные» указы № 78-УГ и № 79-УГ все же всплывут. А уж сличить даты на указе и госконтрактах и сделать соответствующие выводы сможет любой.
Кто работает в правительстве области?
И напоследок. В ходе расследования «Вечерние Ведомости» не могли не обратить внимание на то, что в отношении большинства остальных членов Кабинета министров ситуация столь же, мягко говоря, расплывчата.
Вспомним вышеуказанную публикацию в «Областной газете» от 23 декабря 2009 года, которая ссылается на некий указ губернатора о назначении «ряда членов правительства». В частности, в статье сказано: «Александр Мишарин 22 декабря прокомментировал подписанный накануне Указ Губернатора Свердловской области о назначении ряда членов правительства Свердловской области».
Предположим, этот правовой акт (а большая часть указов губернатора являются именно нормативными правовыми актами) был подписан 21 декабря 2009 года. 21 декабря «Областная газета» не выходила, поэтому указ должен был быть опубликован 22 декабря 2009 года. Желающие могут полюбопытствовать – такого указа в номере «Областной газеты» от 22 декабря нет. Ну а 23 декабря об этом указе пишут уже как о свершившемся факте. Возможно, любимый «4 пункт» всех указов Губернатора: «…опубликовать в «Областной Газете»…» «забыли» дописать. А раз забыли – то и публиковать не надо.
Вывод очевиден. Кроме премьер-министра Анатолия Гредина и трех «ключевых» министров (Минфин – Константин Колтонюк, Минсоцзащиты – Владимир Власов и МУГИСО – Владимир Левченко, кандидатуры которых утверждала Областная Дума), никто публикаций о назначении в «Областной газете», судя по всему, не удостоился, а может, просто и «не по рангу».
Таким образом, эти индивидуальные нормативные акты о назначении министров официального опубликования не получили, трудовые книжки наши министры никому не покажут, а как быть работникам министерств, как быть с крупными контрактами? Никто же правды не видел, а узнать не у кого: сами министерства и местные чиновники заговорщицки молчат.
Думается, никто не будет удивлен, если аналогичные Минздраву «конфузы» с финансовой документацией проявятся и в отношении ряда других министерств: юристам еще предстоит ответить на вопрос: «А уполномоченное ли надлежащим образом лицо подписывало документы?». Остается надеяться лишь, что последствия от «самодеятельности» наших «министров» окажутся более-менее безобидными.
«Вечерние Ведомости» продолжат следить за развитием событий
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
7 комментариев