Возрастное ограничение 18+
«Покой или воля». Нужна ли свердловчанам прямая демократия?
Вице-премьер Яков Силин лично выяснил заинтересованность «областников» в реформе местного самоуправления
26 февраля в свердловском Заксобрании прошел круглый стол, посвященный совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления. Заместитель главы свердловского правительства Яков Силин дал мэрам свердловских городов уникальный шанс поучаствовать в разработке федеральной реформы МСУ, но оказалось, что главы муниципий намеков не понимают…
В зале заседаний облпарламента, где и проходило мероприятие, собралось около 40 человек: в основном главы свердловских городов, но присутствовали и региональные депутаты, чиновники и эксперты.
Модератор круглого стола Яков Силин ознакомил присутствующих со списком предложений от Свердловской области «по совершенствованию системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предложил обсудить, что еще можно добавить к этому 23-страничному документу?
Даже на первый взгляд документ поражает своей либеральностью к МСУ. Он разбит на семь тем (оптимизация полномочий, финансовые основы самоуправления, налоговые послабления, жилищное строительство и т.д.), в каждой по несколько пунктов. Видимо, подготовленные предложения оказались настолько исчерпывающими, что замечаний у присутствующих к ним практически не нашлось.
Некоторые мэры озвучили свои местные проблемы и достижения, но нашлись и те, кто высказал системные претензии к существующему регулированию местного самоуправления. К примеру, глава «второго города области» Нижнего Тагила Сергей Носов поднял злободневную проблему порядка софинансирования муниципальных проектов. По его словам, разработка проектной документации стоит достаточно дорого и нет никаких гарантий, что область даст добро («у меня за прошлый год на разработку документов около 100 млн руб. ушло – деньги не лишние для города. А что будет дальше с этими проектами, я не знаю»). Также г-н Носов коснулся проблемы полномочий муниципальных властей.
– У меня за прошлый год больше 200 млн рублей не попало в бюджет города, потому что бизнес платит налоги в других территориях – это разве моя проблема? Это проблема федеральных властей, почему они недорабатывают! – заявил чиновник.
Коллегу поддержал глава Сухого Лога Станислав Суханов. Он предложил четко разграничить проблемы и ответственность за их решение, поскольку небольшой муниципалитет, по его словам, физически не может бороться с глобальными проблемами вроде масштабных лесных пожаров или терроризмом.
– А если завтра мы внешнее нападение не сможем отбить? Тоже главы должны будут военную безопасность обеспечить?! – риторически спросил г-н Cуханов.
Тут уж не выдержал Яков Силин, напомнивший мэру, что защита границ России на Урале может быть предметом для шуток, а для приграничных регионов это суровая реальность. «Мэры приходят царствовать, а получают лопаты в руки», – резюмировал вице-премьер, намекая, что трудиться «лопатой» его собеседник не умеет.
К слову, Якова Силина поддержал и директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, заметивший, что проект реформы МСУ, а точнее расширение полномочий муниципалитетов, может вызвать опасение только у мэров, привыкших работать «по старинке».
– Конечно, их сейчас больше волнуют текущие вопросы, финансирование и так далее, – комментирует эксперт. – Не исключено, что в будущем пройдет ротация муниципальных глав на более инициативных и самостоятельных.
С другой стороны, реформа местного самоуправления, как отметил политолог Александр Предеин, больше важна для мегаполисов, нежели для небольших городов районного значения.
– Какой вообще был смысл собирать «мелкие» муниципалитеты? – удивился он. – Ведь реформа в первую очередь означает разукрупнение крупных муниципалитетов!
К слову, об этом на круглом столе тоже зашла речь. Свердловский депутат Анатолий Павлов, сидевший в президиуме, под конец мероприятия осторожно покритиковал проект реформы.
Дело в том, что применительно к городам-миллионникам федеральные депутаты «Единой России» предлагают ввести еще один уровень местного самоуправления: жители микрорайонов избирают «районные думы», которые, в свою очередь, избирают гордуму. Эту систему Александр Предеин назвал «властью шаговой доступности». Теоретически ее можно сравнить также и с демократией «прямого действия» образца древних Афин.
– В Екатеринбурге никогда не было местного самоуправления в прямом смысле, – заявил политолог. – У нас проще «достучаться» до федеральных властей.
Правда, необходимо еще понять, как «нарезать» в Екатеринбурге эти «муниципии», ведь семь административных районов города слишком уж большие территориально. Но не настолько, чтобы не вызвать опасение у депутата Сухова, который предостерег коллег, мол, сейчас у нас один «коллективный Чернецкий», а будет семь.
– Мы такой, извините за выражение, геморрой себе наживем, даже не знаю, как с ним будем разбираться! – заявил он.
В конце круглого стола Яков Силин попросил присутствующих все же прочитать предложения по реформе МСУ и выдвинуть свои инициативы, если есть. В течение недели-двух они будут отправлены в Москву, главе Всероссийского совета местного самоуправления, депутату Госдумы Вячеславу Тимченко. Так что г-н Силин попросил муниципальных чиновников поторопиться.
Впрочем, вице-премьер остался дискуссией доволен.
– Принципиально важно такие встречи проводить для того, чтобы услышать от практиков, что необходимо менять в системе законодательства местного самоуправления. Как его совершенствовать? По каким направлениям? Какие механизмы нужны? – заявил он в интервью veved.ru. – Местное самоуправление ближе всего к населению, население и спрашивает с него в первую очередь. И эти запросы нужно суметь удовлетворить.
Но, похоже, что глав больше волнуют недостатки действующей системы МСУ, а не разработка реформы. Как говорится, будет день – будет пища. Проще жить в «покое», а не с «волей».
Впрочем, одно другому не мешает. По мнению мэра Новоуральска Владимира Машкова, речь как раз и идет о корректировке созданной системы. Или, как образно заметила депутат Галина Артемьева, «никому не нужны революции».
Похоже, что Кремль, наблюдая за событиями в Киеве, сделал определенные выводы. Что «социальные волнения» – это не только две школьницы в Волчанске. И вновь, как в 2012 году, устало вздохнул и взял курс на либерализацию. И вот в «низы» пошла установка: узнать, что волнует представителей местного самоуправления. Давайте скорректируем!
Радует, что власть уже не раздает абстрактные обещания и предлагает гражданам «честный пополам»: избирайте сами своих «избранников» на уровне микрорайонов и с них уже спрашивайте за все недоработки. Так и на Болотную выходить смысла больше не будет.
В зале заседаний облпарламента, где и проходило мероприятие, собралось около 40 человек: в основном главы свердловских городов, но присутствовали и региональные депутаты, чиновники и эксперты.
Модератор круглого стола Яков Силин ознакомил присутствующих со списком предложений от Свердловской области «по совершенствованию системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предложил обсудить, что еще можно добавить к этому 23-страничному документу?
Даже на первый взгляд документ поражает своей либеральностью к МСУ. Он разбит на семь тем (оптимизация полномочий, финансовые основы самоуправления, налоговые послабления, жилищное строительство и т.д.), в каждой по несколько пунктов. Видимо, подготовленные предложения оказались настолько исчерпывающими, что замечаний у присутствующих к ним практически не нашлось.
Некоторые мэры озвучили свои местные проблемы и достижения, но нашлись и те, кто высказал системные претензии к существующему регулированию местного самоуправления. К примеру, глава «второго города области» Нижнего Тагила Сергей Носов поднял злободневную проблему порядка софинансирования муниципальных проектов. По его словам, разработка проектной документации стоит достаточно дорого и нет никаких гарантий, что область даст добро («у меня за прошлый год на разработку документов около 100 млн руб. ушло – деньги не лишние для города. А что будет дальше с этими проектами, я не знаю»). Также г-н Носов коснулся проблемы полномочий муниципальных властей.
– У меня за прошлый год больше 200 млн рублей не попало в бюджет города, потому что бизнес платит налоги в других территориях – это разве моя проблема? Это проблема федеральных властей, почему они недорабатывают! – заявил чиновник.
Коллегу поддержал глава Сухого Лога Станислав Суханов. Он предложил четко разграничить проблемы и ответственность за их решение, поскольку небольшой муниципалитет, по его словам, физически не может бороться с глобальными проблемами вроде масштабных лесных пожаров или терроризмом.
– А если завтра мы внешнее нападение не сможем отбить? Тоже главы должны будут военную безопасность обеспечить?! – риторически спросил г-н Cуханов.
Тут уж не выдержал Яков Силин, напомнивший мэру, что защита границ России на Урале может быть предметом для шуток, а для приграничных регионов это суровая реальность. «Мэры приходят царствовать, а получают лопаты в руки», – резюмировал вице-премьер, намекая, что трудиться «лопатой» его собеседник не умеет.
К слову, Якова Силина поддержал и директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, заметивший, что проект реформы МСУ, а точнее расширение полномочий муниципалитетов, может вызвать опасение только у мэров, привыкших работать «по старинке».
– Конечно, их сейчас больше волнуют текущие вопросы, финансирование и так далее, – комментирует эксперт. – Не исключено, что в будущем пройдет ротация муниципальных глав на более инициативных и самостоятельных.
С другой стороны, реформа местного самоуправления, как отметил политолог Александр Предеин, больше важна для мегаполисов, нежели для небольших городов районного значения.
– Какой вообще был смысл собирать «мелкие» муниципалитеты? – удивился он. – Ведь реформа в первую очередь означает разукрупнение крупных муниципалитетов!
К слову, об этом на круглом столе тоже зашла речь. Свердловский депутат Анатолий Павлов, сидевший в президиуме, под конец мероприятия осторожно покритиковал проект реформы.
Дело в том, что применительно к городам-миллионникам федеральные депутаты «Единой России» предлагают ввести еще один уровень местного самоуправления: жители микрорайонов избирают «районные думы», которые, в свою очередь, избирают гордуму. Эту систему Александр Предеин назвал «властью шаговой доступности». Теоретически ее можно сравнить также и с демократией «прямого действия» образца древних Афин.
– В Екатеринбурге никогда не было местного самоуправления в прямом смысле, – заявил политолог. – У нас проще «достучаться» до федеральных властей.
Правда, необходимо еще понять, как «нарезать» в Екатеринбурге эти «муниципии», ведь семь административных районов города слишком уж большие территориально. Но не настолько, чтобы не вызвать опасение у депутата Сухова, который предостерег коллег, мол, сейчас у нас один «коллективный Чернецкий», а будет семь.
– Мы такой, извините за выражение, геморрой себе наживем, даже не знаю, как с ним будем разбираться! – заявил он.
В конце круглого стола Яков Силин попросил присутствующих все же прочитать предложения по реформе МСУ и выдвинуть свои инициативы, если есть. В течение недели-двух они будут отправлены в Москву, главе Всероссийского совета местного самоуправления, депутату Госдумы Вячеславу Тимченко. Так что г-н Силин попросил муниципальных чиновников поторопиться.
Впрочем, вице-премьер остался дискуссией доволен.
– Принципиально важно такие встречи проводить для того, чтобы услышать от практиков, что необходимо менять в системе законодательства местного самоуправления. Как его совершенствовать? По каким направлениям? Какие механизмы нужны? – заявил он в интервью veved.ru. – Местное самоуправление ближе всего к населению, население и спрашивает с него в первую очередь. И эти запросы нужно суметь удовлетворить.
Но, похоже, что глав больше волнуют недостатки действующей системы МСУ, а не разработка реформы. Как говорится, будет день – будет пища. Проще жить в «покое», а не с «волей».
Впрочем, одно другому не мешает. По мнению мэра Новоуральска Владимира Машкова, речь как раз и идет о корректировке созданной системы. Или, как образно заметила депутат Галина Артемьева, «никому не нужны революции».
Похоже, что Кремль, наблюдая за событиями в Киеве, сделал определенные выводы. Что «социальные волнения» – это не только две школьницы в Волчанске. И вновь, как в 2012 году, устало вздохнул и взял курс на либерализацию. И вот в «низы» пошла установка: узнать, что волнует представителей местного самоуправления. Давайте скорректируем!
Радует, что власть уже не раздает абстрактные обещания и предлагает гражданам «честный пополам»: избирайте сами своих «избранников» на уровне микрорайонов и с них уже спрашивайте за все недоработки. Так и на Болотную выходить смысла больше не будет.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.