Возрастное ограничение 18+
Земельная жадность властей Екатеринбурга лишает город уникального музея графики
Чиновники на протяжении нескольких лет не могут выделить землю для музея уральского художника Спартака Киприна
Вот уже 4 года начальник отдела института «УралНИИпроект РААСН» Гюльнара Родионова не может получить небольшой земельный участок в центре Екатеринбурга под строительство музея-галереи в память своего отца – известного уральского художника-графика Спартака Киприна. Администрация по непонятным причинам затянула процедуру, в результате чего конфликт пришлось решать в суде. Но даже после признания действий чиновников незаконными лакомый для многих бизнесменов крохотный кусочек земли до сих пор удерживается.
Возможно, ситуация развивалась бы по другому сценарию, если бы в роли потенциального арендатора земельного участка выступил щедрый бизнесмен, желающий построить очередной торговый центр. Так, например, за то время, пока Гюльнара Родионова борется за 3,6 соток на улице Мамина-Сибиряка, на этой же улице (в 200 метрах) уже вырос впечатляющий деловой центр «Манхеттен», принадлежащий уральскому олигарху и депутату Заксобрания Валерию Савельеву.
За разъяснением ситуации мы обратились к самой Гюльнаре Спартаковне, когда обнаружили в документах арбитражного суда информацию о спорах ООО «Кипр» и администрации города за участок земли по улице Мамина-Сибиряка. Эти судебные тяжбы затянулись более чем на год.
Имея хорошую коллекцию графики и живописи, доставшуюся по наследству от отца – графика Киприна Спартака, Гюльнара Родионова задумала проект строительства небольшого музея-галереи. О коммерческой составляющей данного проекта говорить не приходится. «Я просто хочу поделиться с людьми прекрасными произведениями», – отметила Родионова.
– В 2006–2007 годах я испросила под галерею земельный участок, получив поддержку администрации города. В 2008 году экс-мэр Аркадий Чернецкий подписал постановление «О предварительном согласовании ООО «Кипр» места размещения здания музея-галереи по улице Мамина-Сибиряка», – рассказывает Родионова.
После того как городские власти одобрили проект, Гюльнара Спартаковна, будучи высококвалифицированным специалистом в сфере градостроительства, потратила немало личных средств и усилий на соблюдение всех требований для получения земли в аренду: размежевание участка, постановка его на кадастровый учет, геолого-геодезические работы.
В 2009 году были проведены публичные слушания по проекту межевания квартала улиц Первомайская – Луначарского – проспект Ленина – Мамина-Сибиряка. В ноябре этого же года глава Екатеринбурга утвердил данный проект межевания с учетом земельного участка под музей. Но когда все юридические нюансы, необходимые для начала строительства, были улажены, в администрации, по всей видимости, передумали отдавать землю.
– При обращении за вторым постановлением «О предоставлении земельного участка под строительство» от февраля 2011 года ответа я не получила, – продолжает рассказывать Гюльнара Родионова. – И по истечении четырех месяцев, в июне, я была вынуждена обратиться в суд на бездействие администрации.
Судебные тяжбы затянулись более чем на год и продолжаются до сих пор, несмотря на то что в октябре прошлого года суд признал бездеятельность администрации незаконной. Согласно этому решению власти Екатеринбурга обязаны были передать Родионовой участок в аренду в течение двух недель. Однако чиновники, пока оформлялся исполнительный лист, нашли повод не отдавать участок.
– Пока судились-рядились, земельный участок был снят с кадастрового учета (оказывается, есть такой порядок: по истечении двух лет кадастровый номер аннулируется), – сетует Гюльнара Родионова.
На просьбы застройщика помочь восстановить кадастровый номер участка чиновники ответили категорическим отказом, хотя юридически эта процедура властям ничего не стоила. Ее не удалось провести и через арбитраж. В августе этого года почему-то суд не нашел основания продлить срок действия Постановления «О предварительном согласовании …» для восстановления кадастрового учета земельного участка.
За все время судебных споров Гюльнара Родионова, надеясь на понимание городских госслужащих, пыталась, что называется, не выносить сор из избы. Как уже ранее говорилось, она не искала поддержки как со стороны властей, так и со стороны бизнеса. Единственный раз с просьбой о содействии, Родионова, понимая, что земельные споры затягиваются, обратилась к председателю Гордумы Евгению Порунову. Однако ее обращение так и осталось без ответа. В общем-то, как и призыв о помощи, направленный в этом же году на имя сити-менеджера Александра Якоба.
С одной стороны, ситуация со строительством музея Спартака Киприна для Свердловской области, а особенно для Екатеринбурга, увы, типичная. Примеров, когда инициативы создания подобных площадок остаются без должного внимания, к сожалению, очень много. Так, свердловские власти, наверное, никогда не объяснят, почему музеи уральского скульптора Эрнста Неизвестного уже открыты по всему миру, только не в его родном городе (справедливости ради, надо отметить, что областное правительство спустя десятилетие, кажется, готово помогать) Но если для создания этого музея от чиновников просили, что называется, по максимуму (помещение и бюджетное финансирование), то для музея Спартака Киприна от чиновников требуется всего лишь последовать закону и выделить землю под строительство.
Проект Гюльнары Родионовой для города необходим, считают эксперты. И дело не только в творчестве Киприна, но и в недостатке экспозиционных площадок в городе.
– Что значит музей-галерея? Это значит, что помимо работ Спартака Киприна (музея) будет работать галерея, где постоянно будут проходить выставки других художников. Она особенно нужна нашим – уральским – художникам, ведь в Екатеринбурге не так много площадок, где современники могут размещать свои работы, – говорит Родионова.
Как и в случае с Эрнстом Неизвестным, музей Спартака Киприна стал бы еще одним примером исправления досадного «культурного» упущения в Свердловской области. Уже сегодня в защиту проекта Родионовой выступило СРО Союз художников России, членом которого являлся Спартак Семенович, ушедший из жизни за месяц до присуждения ему звания «Заслуженный художник России». По словам дочери, Киприн – участник многих выставок самых разных рангов, начиная от городских и заканчивая международными. Его работы находятся в музеях страны и за рубежом. В течение почти 30 лет Киприн был постоянным членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», став одним из создателей его художественного облика.
Эксперты-искусствоведы подчеркивают: несмотря на то, что Спартак Киприн рано ушел из жизни, он сделал очень много для развития художественной культуры Урала. В станковой графике он чаще всего обращался к технике линогравюры. Его работы отличаются высоким профессионализмом и лаконизмом. А пейзажи раскрывают богатый духовный потенциал и неисчерпаемые творческие возможности художника.
Но, по всей видимости, вклад выдающегося графика в культуру региона и страны не стал для екатеринбургских чиновников определяющим фактором для предоставления клочка земли в центре. Мэрия продолжает проявлять упорство. Сегодня, помимо того, что противодействуют восстановлению кадастрового учета, Гюльнаре Родионовой разъяснили, что строительство музея-галереи может вызвать недовольство жильцов квартала.
Здесь нужно особо отметить, что проект музея разработан с учетом всех градостроительных норм и требований. Помимо того, что здание будет невысоким (2 этажа), оно займет 1/10 часть квартала, площадь которого 3 гектара. Наблюдатели отмечают, что по сравнению с теми небоскребами, которыми сегодня усеивают каждую пядь центровой земли Екатеринбурга, музей Киприна для жильцов станет наилучшим вариантом застройки этого участка. На этом фоне опасения городских чиновников за спокойствие горожан, проживающих в центре, выглядят, мягко говоря, лукавством.
Не исключено, что у 360 квадратных метров размежеванной земли на Мамина-Сибиряка нашелся другой, более выгодный арендатор, который сможет использовать этот участок на все сто. Родионовой же советуют подыскать другие, альтернативные варианты, но уже не в центре. Однако она, опасаясь не получить ничего, рада уже и этому.
– Это не самый плохой из возможных вариантов, – иронизирует Гюльнара Спартаковна.
Между тем наблюдатели заверяют, что этот случай стал очередным доказательством существования в городе определенной земельной политики, согласно которой приоритет для получения участка имеет круг «приближенных» застройщиков. Об этом, в частности, говорит и депутат свердловского Заксобрания Владимир Коньков – основатель строительной корпорации «Маяк».
– Уже сегодня среди застройщиков Екатеринбурга ходят конспирологические теории о том, что администрация города намеренно ограничивает выдачу землеотводов, чтобы не ронять стоимость квадратного метра, – заявляет заслуженный строитель РФ Коньков.
В свою очередь Гюльнара Родионова призналась, что, будучи человеком, сведущим в строительстве, она даже не догадывалась, как на самом деле трудно строить в Екатеринбурге.
– Я думала, город обрадуется перспективе получить художественную галерею (которых не так много для такого крупного города, как наш) только за счет частных инвестиций, – делится Гюльнара Спартаковна. – Однако по истечении четырех лет я понимаю, как ошибалась. И все-таки я надеюсь, что в конце концов мне удастся реализовать мой проект с помощью администрации города. И мне не придется обращаться выше.
Возможно, ситуация развивалась бы по другому сценарию, если бы в роли потенциального арендатора земельного участка выступил щедрый бизнесмен, желающий построить очередной торговый центр. Так, например, за то время, пока Гюльнара Родионова борется за 3,6 соток на улице Мамина-Сибиряка, на этой же улице (в 200 метрах) уже вырос впечатляющий деловой центр «Манхеттен», принадлежащий уральскому олигарху и депутату Заксобрания Валерию Савельеву.
За разъяснением ситуации мы обратились к самой Гюльнаре Спартаковне, когда обнаружили в документах арбитражного суда информацию о спорах ООО «Кипр» и администрации города за участок земли по улице Мамина-Сибиряка. Эти судебные тяжбы затянулись более чем на год.
Имея хорошую коллекцию графики и живописи, доставшуюся по наследству от отца – графика Киприна Спартака, Гюльнара Родионова задумала проект строительства небольшого музея-галереи. О коммерческой составляющей данного проекта говорить не приходится. «Я просто хочу поделиться с людьми прекрасными произведениями», – отметила Родионова.
– В 2006–2007 годах я испросила под галерею земельный участок, получив поддержку администрации города. В 2008 году экс-мэр Аркадий Чернецкий подписал постановление «О предварительном согласовании ООО «Кипр» места размещения здания музея-галереи по улице Мамина-Сибиряка», – рассказывает Родионова.
После того как городские власти одобрили проект, Гюльнара Спартаковна, будучи высококвалифицированным специалистом в сфере градостроительства, потратила немало личных средств и усилий на соблюдение всех требований для получения земли в аренду: размежевание участка, постановка его на кадастровый учет, геолого-геодезические работы.
В 2009 году были проведены публичные слушания по проекту межевания квартала улиц Первомайская – Луначарского – проспект Ленина – Мамина-Сибиряка. В ноябре этого же года глава Екатеринбурга утвердил данный проект межевания с учетом земельного участка под музей. Но когда все юридические нюансы, необходимые для начала строительства, были улажены, в администрации, по всей видимости, передумали отдавать землю.
– При обращении за вторым постановлением «О предоставлении земельного участка под строительство» от февраля 2011 года ответа я не получила, – продолжает рассказывать Гюльнара Родионова. – И по истечении четырех месяцев, в июне, я была вынуждена обратиться в суд на бездействие администрации.
Судебные тяжбы затянулись более чем на год и продолжаются до сих пор, несмотря на то что в октябре прошлого года суд признал бездеятельность администрации незаконной. Согласно этому решению власти Екатеринбурга обязаны были передать Родионовой участок в аренду в течение двух недель. Однако чиновники, пока оформлялся исполнительный лист, нашли повод не отдавать участок.
– Пока судились-рядились, земельный участок был снят с кадастрового учета (оказывается, есть такой порядок: по истечении двух лет кадастровый номер аннулируется), – сетует Гюльнара Родионова.
На просьбы застройщика помочь восстановить кадастровый номер участка чиновники ответили категорическим отказом, хотя юридически эта процедура властям ничего не стоила. Ее не удалось провести и через арбитраж. В августе этого года почему-то суд не нашел основания продлить срок действия Постановления «О предварительном согласовании …» для восстановления кадастрового учета земельного участка.
За все время судебных споров Гюльнара Родионова, надеясь на понимание городских госслужащих, пыталась, что называется, не выносить сор из избы. Как уже ранее говорилось, она не искала поддержки как со стороны властей, так и со стороны бизнеса. Единственный раз с просьбой о содействии, Родионова, понимая, что земельные споры затягиваются, обратилась к председателю Гордумы Евгению Порунову. Однако ее обращение так и осталось без ответа. В общем-то, как и призыв о помощи, направленный в этом же году на имя сити-менеджера Александра Якоба.
С одной стороны, ситуация со строительством музея Спартака Киприна для Свердловской области, а особенно для Екатеринбурга, увы, типичная. Примеров, когда инициативы создания подобных площадок остаются без должного внимания, к сожалению, очень много. Так, свердловские власти, наверное, никогда не объяснят, почему музеи уральского скульптора Эрнста Неизвестного уже открыты по всему миру, только не в его родном городе (справедливости ради, надо отметить, что областное правительство спустя десятилетие, кажется, готово помогать) Но если для создания этого музея от чиновников просили, что называется, по максимуму (помещение и бюджетное финансирование), то для музея Спартака Киприна от чиновников требуется всего лишь последовать закону и выделить землю под строительство.
Проект Гюльнары Родионовой для города необходим, считают эксперты. И дело не только в творчестве Киприна, но и в недостатке экспозиционных площадок в городе.
– Что значит музей-галерея? Это значит, что помимо работ Спартака Киприна (музея) будет работать галерея, где постоянно будут проходить выставки других художников. Она особенно нужна нашим – уральским – художникам, ведь в Екатеринбурге не так много площадок, где современники могут размещать свои работы, – говорит Родионова.
Как и в случае с Эрнстом Неизвестным, музей Спартака Киприна стал бы еще одним примером исправления досадного «культурного» упущения в Свердловской области. Уже сегодня в защиту проекта Родионовой выступило СРО Союз художников России, членом которого являлся Спартак Семенович, ушедший из жизни за месяц до присуждения ему звания «Заслуженный художник России». По словам дочери, Киприн – участник многих выставок самых разных рангов, начиная от городских и заканчивая международными. Его работы находятся в музеях страны и за рубежом. В течение почти 30 лет Киприн был постоянным членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», став одним из создателей его художественного облика.
Эксперты-искусствоведы подчеркивают: несмотря на то, что Спартак Киприн рано ушел из жизни, он сделал очень много для развития художественной культуры Урала. В станковой графике он чаще всего обращался к технике линогравюры. Его работы отличаются высоким профессионализмом и лаконизмом. А пейзажи раскрывают богатый духовный потенциал и неисчерпаемые творческие возможности художника.
Но, по всей видимости, вклад выдающегося графика в культуру региона и страны не стал для екатеринбургских чиновников определяющим фактором для предоставления клочка земли в центре. Мэрия продолжает проявлять упорство. Сегодня, помимо того, что противодействуют восстановлению кадастрового учета, Гюльнаре Родионовой разъяснили, что строительство музея-галереи может вызвать недовольство жильцов квартала.
Здесь нужно особо отметить, что проект музея разработан с учетом всех градостроительных норм и требований. Помимо того, что здание будет невысоким (2 этажа), оно займет 1/10 часть квартала, площадь которого 3 гектара. Наблюдатели отмечают, что по сравнению с теми небоскребами, которыми сегодня усеивают каждую пядь центровой земли Екатеринбурга, музей Киприна для жильцов станет наилучшим вариантом застройки этого участка. На этом фоне опасения городских чиновников за спокойствие горожан, проживающих в центре, выглядят, мягко говоря, лукавством.
Не исключено, что у 360 квадратных метров размежеванной земли на Мамина-Сибиряка нашелся другой, более выгодный арендатор, который сможет использовать этот участок на все сто. Родионовой же советуют подыскать другие, альтернативные варианты, но уже не в центре. Однако она, опасаясь не получить ничего, рада уже и этому.
– Это не самый плохой из возможных вариантов, – иронизирует Гюльнара Спартаковна.
Между тем наблюдатели заверяют, что этот случай стал очередным доказательством существования в городе определенной земельной политики, согласно которой приоритет для получения участка имеет круг «приближенных» застройщиков. Об этом, в частности, говорит и депутат свердловского Заксобрания Владимир Коньков – основатель строительной корпорации «Маяк».
– Уже сегодня среди застройщиков Екатеринбурга ходят конспирологические теории о том, что администрация города намеренно ограничивает выдачу землеотводов, чтобы не ронять стоимость квадратного метра, – заявляет заслуженный строитель РФ Коньков.
В свою очередь Гюльнара Родионова призналась, что, будучи человеком, сведущим в строительстве, она даже не догадывалась, как на самом деле трудно строить в Екатеринбурге.
– Я думала, город обрадуется перспективе получить художественную галерею (которых не так много для такого крупного города, как наш) только за счет частных инвестиций, – делится Гюльнара Спартаковна. – Однако по истечении четырех лет я понимаю, как ошибалась. И все-таки я надеюсь, что в конце концов мне удастся реализовать мой проект с помощью администрации города. И мне не придется обращаться выше.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.