Более 8 тысяч российских муниципий вскоре станут городами-призраками

«Может быть, это было сделано специально, и никто и не думал финансировать моногорода?»

14.38 Четверг, 23 сентября 2010
Первая полоса / Политика
Правительственная программа диверсификации экономики российских моногородов начинает сдавать явные сбои. По большому счету программа не работает, а к 355 самым проблемным муниципалитетам страны вскоре может присоединиться еще почти 8 тысяч населенных пунктов.

Такую информацию на прошедшем накануне заседании Госдумы РФ озвучил представитель комитета ГД по финансовым рынкам Алексей Багаряков, который выступил с докладом о проблемах поддержки монопрофильных российских муниципий. Приводим доклад без купюр, с сохранением авторской стилистики.

«В пятницу Государственная Дума будет рассматривать Отчет Правительства об антикризисных мерах. Мы досконально изучили этот документ и начиная с сегодняшнего дня готовы к его обсуждению. Вполне можно начать с антикризисных мер, которые правительство разработало для поддержки моногородов. В бюджете на 2010 год было зарезервировано 27 млрд. рублей на эту программу. Учитывая, что в России более 300 таких городов, в которых проживает более 25 миллионов человек, эта сумма совсем невелика.

Что же получилось в итоге?

Для получения финансирования местные власти должны были предоставить Внешэкономбанку бизнес-планы, причем требования были установлены на таком уровне, что без услуг ведущих консалтинговых компаний, обладающих высококлассными специалистами подготовить такой документ администрация города просто не в состоянии.
К примеру, в печально известном Пикалево, который получил около 90 млн. рублей на поддержку малого бизнеса и ремонт жилого фонда, сделали заявку в ВЭБ на 530 млн. рублей на инфраструктурные проекты. В итоге специалисты ВЭБа требуют предоставить проектно-сметную документацию по требованиям как заёмщику экстра класса.

Консультанты, к которым обратился город, запросили за услуги 40 млн. рублей. Но учитывая, что бюджет города на год составляет лишь 88 млн. рублей, то с этой идеей пришлось расстаться.

Мы решили разобраться в этой ситуации и опросили около 50 моногородов попавших в общий перечень. В итоге лишь только в 5% из опрошенных городов существуют специалисты, которые в состоянии подготовить документы по требованиям ВЭБа.

А теперь о стоимости этой процедуры: я направил запросы в 3 ведущие консалтинговые компании (Прайс Ватерхауз Куперс, Делойт енд Туш, КПМЖ.) с просьбой приблизительно оценить стоимость услуг при подготовке проектно сметной документации и сопровождению процесса её защиты в ВЭБе. Так вот базовая ставка за такие услуги начинается с 15 млн. рублей и при различных опциях может доходить до 75 млн. рублей. А если умножить эту сумму на количество моногородов, то получится астрономическая сумма, в разы превышающая выделенные 27 млрд. Но действительно, без этой работы можно закопать миллиарды в песок и не получить результат.

Ну откуда же у муниципалитетов такие средства?

В результате ситуация зашла в тупик, и обещанных денег моногорода не получили. На этот раз ВЭБ, в отличие от ситуации, когда была оказана помощь частным компаниям при рефинансировании их долгов перед зарубежными банками, когда были выданы деньги фактически просто по звонку, оказался на удивление разборчивым и потребовал от муниципалитетов документацию по максимуму.

У меня возникает вопрос, а может быть, это было сделано специально, и никто и не думал финансировать моногорода?

А если учесть, что Министерство обороны в ближайшее время планирует сократить количество военных городков на своем балансе с 8 тысяч до менее, чем двух сотен, то становится очевидно, что в отсутствии государственной программы они прибавятся к тем 335 моногородам и скорее всего превратятся в города-призраки.

Есть в России и пример градообразующего предприятия, на спасение которого потрачено уже просто неприличное количество денег – это Автоваз. Только прямая государственная помощь уже достигла 75 миллиардов рублей! Еще есть расходы на программу утилизации старых автомобилей, которые уже достигли 11 млрд. рублей, а в планах ещё 13 млрд рублей. Кроме того, еще и повышены таможенные пошлины на импортные автомобили, благодаря чему цены на многие машины у нас вдвое выше, чем на Западе.

Все это привело к тому, что программа стала похожа на технологию: обмен старого автохлама на новый. Но мне кажется, у спортсменов это называется бег на месте. А денег выделено около 100 млрд. рублей, так на эти деньги можно было начать строить совершенно новый и современный автозавод и получить технологический прорыв в отрасли.

Вывод: в существующем виде эта программа была никому не нужна, в том числе самим моногородам. Это карикатура на решение проблем моногородов, правительство получило вместо проработанных инвестпроектов и комплексных планов развития, проекты которые могут пойти лишь в мусорное ведро. Это называется БУТАФОРИЯ. Был создан информационный повод на фоне этих проблем, которые так и остались на шее у муниципалитетов», – подытожил доклад Алексей Багаряков.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно подписавшись на нас в Яндексе.
Олег Агранов © Вечерние ведомости
Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK