Возрастное ограничение 18+

Алексей Багаряков – об эффективности мэров

«Губернатор поставил задачи, которые не ставились добрых 15 лет, в том числе и систему мотивации для глав городов»

15.29 Вторник, 1 ноября 2011
По всей видимости, с приходом Алексея Багарякова на должность вице-премьера свердловского правительства по работе с муниципалитетами жизнь «на местах» сойдет с привычных рельс. Не за горами то время, когда в муниципии потекут рекой инвестиции, а деньги от налогов будут оседать в местных бюджетах. Однако есть подозрения, что в регионе уже объявлена охота на мэров-популистов и непрофессионалов. Более подробно об «экзекуциях» и «поощрениях» – в эксклюзивном интервью с зампредом свердловского правительства Алексеем Багаряковым.

– Алексей Владимирович, в этом году Вы вступили в должность заместителя председателя областного правительства по работе с муниципалитетами. Расскажите подробнее, что входит в круг Ваших обязанностей?

– До недавнего времени в свердловском правительстве не было человека, который занимался бы работой с муниципальными образованиями. Пришло понимание, что эта работа должна вестись системно, целенаправленно и не хаотично, поэтому была создана специальная должность в областном правительстве.

Губернатор поставил задачи, которые не ставились добрых 15 лет, в том числе и систему мотивации для эффективных мэров. Поэтому в круг моих обязанностей входит координация работы всех муниципалитетов, начиная от рекомендаций при подборе кандидатов на должность главы МО до осуществления лоббистских возможностей муниципии. Другими словами, обеспечение муниципалитетам полного представления в системе власти области с целью формирования бюджета, а также участия в региональных программах и проектах.

– Как Вы можете оценить качество мэрского корпуса с точки зрения профессионализма? Можете ли озвучить сильные и слабые стороны управленцев на сегодняшний день?

– Уровень квалификации муниципальных служащих везде разный. В больших городах он более высокий, в маленьких – чаще всего низкий.

Например, сегодня в некоторых муниципальных образованиях существуют целые кланы, когда мэр устраивает своих родственников на все ключевые должности в администрацию и крупные управляющие компании. Это, конечно, региональная власть самым жестоким образом пресекает, потому что надо стремиться не к панибратчине и кумовщине в органах местного самоуправления, а к совместной работе с профессионалами.

– А коррупция?

– Проблема коррупции существует не только в Свердловской области и России в целом, но, как ни печально, этот порок существует во всем мире. Ее победить крайне сложно, и сегодня это очень живая тема для спекуляции. Если мы видим, что чиновники берут взятки, наживаясь на муниципальных контрактах, платежах от населения, – такие чиновники должны сидеть в тюрьме.

Прямой пример – мэр Североуральска, погоревший на взятке. Отсидев несколько месяцев в СИЗО, сегодня он баллотируется от оппозиционной политической партии в областную думу, спекулируя на якобы незаслуженном обвинении, хотя в сети Интернет гуляют ролики, где можно увидеть такие разговоры человека, похожего на главу, что волосы на голове дыбом встают. Финальную точку в этой некрасивой истории должен поставить суд, и если человек виновен, его место в тюрьме, и депутатский мандат оппозиционной партии здесь не должен быть защитой.

Еще одной из серьезных кадровых проблем в области является то, что за последние 3–4 года в ряде муниципалитетов были избраны так называемые мэры-популисты, прорвавшиеся к власти на волне оппозиционных настроений. В этих случаях политические силы, спекулируя на насущных проблемах, приводят к власти людей, совершенно не подготовленных к руководящей работе. Нужно понимать, что, прежде чем обещать что-то, необходимо разобраться, за счет каких средств это можно осуществить.

Поэтому я разделяю всех кандидатов в мэры на тех, кто объективно разбирается в ситуации и реально расценивает свои силы и возможности муниципального бюджета, и кандидатов-популистов. Но здравый смысл у нас еще есть, поэтому популисты не сильно избираются, но в некоторых городах они все-таки прорываются к власти.

– Могли бы Вы привести конкретные примеры действующих мэров-популистов?

– Самый яркий пример – мэр города Первоуральска, избранный на волне негатива к отдельным кандидатам от партии власти, недоверия к ним; но в дальнейшем он вышел из компартии. Юрий Переверзев никогда не руководил большим городом, большим коллективом. И поэтому, когда он попал на должность мэра города, у него сразу же возникла куча проблем.

Далеко ходить не надо – под конец октября в некоторых домах Первоуральска не было тепла, потому что опрессовки, которые должны быть сделаны в августе, прошли в конце сентября. Региональная власть понимает, что это все следствие неопытности чиновника. Однако людям в таком случае уже не важно, кто к какой политической партии принадлежит. Они начинают обвинять во всем власть. Но тут надо разделять: раз граждане сами себе выбрали такого мэра, пусть теперь его и терпят.

– Готова ли региональная власть протянуть руку помощи тем избранным главам, которые не справляются со своими обязанностями, в том числе и мэрам-популистам?

– Помогать можно тем, кто хочет работать эффективно, причем не на свой карман, а на общее дело. Безусловно, региональная власть пристально следит за ситуацией в муниципалитетах. В случае серьезных проблем есть несколько решений. Например, в Артемовском по инициативе губернатора был отстранен мэр, который развалил все городское хозяйство. В дальнейшем в этом городе поменялась система власти на сити-менеджера и мэра.

Второй пример – тот же Первоуральск, куда избрался Юрий Переверзев. Понимая, что у него нет опыта муниципального управления, область ему протягивает руку помощи. И сегодня он имеет возможность получать консультации прямо из уст министров на прямой связи, но времени на раскачку уже нет, надо максимально включаться в процесс.

Хочу отметить, что мы готовы помогать тем, кто готов работать в команде. Если мэр не хочет вступать с нами в диалог, то мы не можем принудительно его заставить. Понимая, что в одиночку работать невозможно, большинство глав к позиции «мэр-профессионал» относятся с пониманием. Мы их видим нашими союзниками и проводниками идей губернатора и областной власти. Если мэр идет в диссонанс с позицией области, то от этого зачастую страдают не только жители, но и вся система в целом.

– А есть ли какое-то решение, которое обезопасит население от мэров-популистов? Или его поиски полностью ложатся на плечи электората?

– На мой взгляд, выход только один – выбирать во власть профессионалов, не покупаться на красивые сказки о жизни после выборов и быть объективными. Вообще, на сегодня наше федеральное законодательство позволяет установить не только прямые выборы главы администрации, но и – через изменение муниципальных уставов – «двуглавую» систему власти. Когда мэр, избираемый всенародно, является мэром политическим. А сити-менеджер – профессионал, принятый на работу по контракту, – занимается городским хозяйством. На мой взгляд, эта система более устойчивая, хотя так же имеет недостатки, как и любая система власти. Если мэра всенародно избранного крайне сложно за его недоработки отправить в отставку, так как необходимы серьезные процедуры согласования, то сити-менеджер работает по контракту. Если он не справляется со своими обязанностями, то гордума имеет полное право разорвать контракт с таким чиновником.

– Насколько эффективна «двуглавая» система управления? В каких случаях такой управленческий подход оправдан, а в каких нет?

– В разных муниципальных образованиях мы уже опробовали эту систему, в некоторых она уже начала работать. Есть как положительные, так и отрицательные стороны и по той, и по другой системе. Есть очевидные плюсы прямоизбранного мэрства. Но в этом случае избранный мэр должен быть профессионалом в ведении муниципального и коммунального хозяйств, уметь говорить и договариваться с политическими оппонентами, быть лоббистом. То есть у такого управленца должно быть очень много личностных и профессиональных качеств.

Принять на сегодняшний день какой-то один вариант, я считаю, будет неправильно. То есть необходимо максимально исходить из обстановки и положения дел в муниципалитете, состояния городского хозяйства, взаимоотношения с градообразующими предприятиями – учитывать целый комплекс факторов. И решение это принимается не региональной властью, а жителями и местными думами.

– Можно ли говорить, что сити-менеджер нужен только в больших городах, а с маленьким сможет справляться и один управленец?

– Критерий для выбора той или иной системы не зависит от размера города. Например, самый крупный в области муниципалитет – «город Екатеринбург» – перешел на «двуглавую» систему местного самоуправления. Эта система постепенно отстраивается. И мы считаем, что на сегодняшний день она очень актуальна для уральской столицы. Все мы помним скандалы и конфликты между экс-губернатором Росселем и экс-мэром Чернецким. Сегодня таких конфликтов нет: Екатеринбург четко встроен в систему власти региона.

В свою очередь, в других крупных муниципалитетах – в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске – работают избранные мэры. Поэтому прямой зависимости от масштабов города нет. Но если региональная власть видит, что в каком-то из муниципалитетов идет некий торг и спекуляция на городских проблемах, то мы будем делать все возможное, чтобы этот торг как можно быстрее прекратить вне зависимости от системы выборов, с самыми суровыми последствиями для всех сторон.

– А есть ли в областном правительстве проекты по развитию муниципалитетов?

– Сегодня мы ставим задачу подготовить инвестиционные паспорта каждого муниципального образования, чтобы понять, что есть привлекательного для инвесторов, которых надо привлекать всеми возможными способами. Без этого развития нам не видать как своих ушей создания новых рабочих мест. В настоящее время в России из всей Свердловской области знают один Екатеринбург. А это неправильно. Мы считаем, что каждый муниципалитет должен быть представлен на карте не только нашей страны, но, может быть, и мира, ведь залежи полезных ископаемых, которыми богата наша область, кадровый потенциал, накопленный за последние годы, должны работать.

– Что такое инвестиционный паспорт?

– В этом документе будут представлены все инвестиционные ресурсы муниципалитета. Это и полезные ископаемые, и исторические достопримечательности, и объекты промышленности. После разработки паспортов муниципалитетов будет сформирован более полный инвестиционный паспорт региона, и у нас будет возможность показать всем инвесторам наш потенциал, например на выставке ИННОПРОМ или даже на мировой ЭКСПО-2020, за проведение которой борется Екатеринбург. Так как задача регионального правительства – искать инвесторов для всех городов области, а не только для Екатеринбурга. Это в конечном итоге приведет к тому, что каждый муниципалитет найдет и займет свою нишу в непростой рыночной ситуации.

В настоящее время не все муниципии являются прибыльными: большинство образований получают средства в казну за счет областных субсидий и дотаций. Это происходит как по объективным, так и по субъективным причинам.

– Вы уже внесли свои инициативы по работе с муниципальными образованиями Свердловской области?

– Сейчас в правительстве обсуждается вопрос о возможности возрождения традиции подготовки муниципальных служащих. Я уверен, их необходимо обучать, чтобы главы, работая на своем посту, были профессионалами.

У нас есть большая программа, которую мы собираемся реализовывать совместно с крупнейшими вузами области и страны по обучению мэров, может быть даже без отрыва от производства.

Особое внимание, на мой взгляд, нужно обратить на новых мэров. Их профессионализм и патриотизм в подавляющем большинстве оставляют желать лучшего. И моя прямая обязанность – разработать систему мотиваций мэров. Глава должен четко понимать, как будет развиваться его город, как будет выстроена система власти.

– Каким, по-Вашему, должен быть идеальный мэр?

– Я бы ввел для претендентов на пост главы муниципалитета специальное требование – наличие профильного образования. Это должно значительно сократить число популистов во власти. Потому что глава в первую очередь должен быть понятен областному руководству, а главы-популисты только дискредитируют систему власти. Забегая вперед, скажу, что мы будем выходить с этой инициативой на федеральный уровень законодательной власти.

Мы хотели бы формировать кадровый резерв из потенциальных претендентов на должность глав муниципалитетов. Мы готовы привлекать к работе и молодые кадры – нам нужны молодые люди с амбициями, которые хотели бы работать. У нас уже есть кадровый резерв губернатора. Кроме того, существует ряд образовательных программ, которые мы реализуем совместно с ведущими вузами области. И конечно же, в первую очередь мы будем брать ребят, прошедших обучение по этим программам.

Я убежден, что любой человек, который будет избираться в мэры, должен иметь либо опыт муниципального управления, либо теоретические знания в этой области.

– Кроме введения дополнительных требований для кандидатов в мэры, готовы ли Вы внести еще предложения относительно муниципалитетов?

– Мы также будем добиваться более справедливого распределения налогов от промышленных предприятий. Сегодня эти налоги в большей части идут в федеральный и областной центры. Однако было бы справедливее, если весомая часть налогов от предприятий оставалась бы в муниципалитете. Дело в том, что сегодня у муниципалитета очень много обязанностей и мало денег.

Профессионализм мэров, стабильность в области – это наша основная задача. И тем кандидатам, которые собираются в Госдуму, мы даем наказы довести нашу позицию в отношении местной власти до большинства. И от тех кандидатов, которые пройдут в Госдуму в декабре, мы будем требовать внести эти изменения в законодательство.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK