Уральские ученые провели эксперимент, чтобы установить факт охоты палеолитических людей на пещерных медведей

10.56 Понедельник, 31 мая 2021
Фото: пресс-служба УрФУ
Палеонтологи УрфУ и Уральского отделения РАН провели уникальный эксперимент. Учены пробили черепа бурых медведей, чтобы установить первый в мире факт охоты палеолитических людей на малых пещерных медведей, сообщили «Вечерним ведомостям» в пресс-службе УрФУ.

– В 2015 году в пещере Иманай, Башкирия, мы обнаружили череп малого пещерного медведя. После нескольких лет камеральной обработки материала поняли, что имеем дело с интересным отверстием в черепе. Оно могло быть либо естественным, либо искусственным. В первом случае, к примеру, медведю на голову мог упасть камень, либо на протяжении тысяч лет на череп капала вода. Но это крайне маловероятно. Вероятнее всего, животное убили древние люди, – рассказал поясняет старший научный сотрудник лабораторий палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН и естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ Дмитрий Гимранов.

Ученым предстояло выяснить, когда было сделано отверстие в черепе животного, чтобы установить, был ли медведь убит. Если отверстие сделали после смерти животного, то это могло быть свидетельством ритуала.

Фото: пресс-служба УрФУ

– В палеолите были распространены ритуальные, сакральные практики. Это и поделки из костей, и рисунки на стенах пещер, причем не только мамонтов, и многое другое. Поэтому и отверстие в черепе могло быть сделано после смерти медведя как ритуальная практика. Факты охоты на медведей в целом того времени крайне немногочисленны. Все находки со следами рук человеческих принадлежат большим пещерным медведям. Таким образом, наш череп – единственное в мире свидетельство охоты древних людей на малых пещерных медведей, – пояснил Гимранов.

Чтобы точно установить, что случилось с медведем из Иманая, палеонтологи провели эксперимент. Они пробили копьями головы недавно убитых медведей и высохшие черепа медведей, датировка которых 3, 20 лет и 3–4 тысяч лет. Для точности эксперимента ведущий научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Михаил Жилин изготовил реплики наконечников копий палеолитических людей. В пещере, где ранее обнаружили череп малого пещерного медведя, при раскопках археологи обнаружили два таких наконечника.

– Удары по черепам фиксировали. После изучили форму отверстий, наличие трещин, сколы, провели макро и микросъемку наконечников копий (на них также остаются следы). В итоге ученые выяснили, что медведь из Иманая был убит точным ударом в теменную кость. Наконечник вошел на 2 см в мозг (толщина кости — около 3 мм), чего было достаточно для быстрой смерти, – рассказали в пресс-службе УрФУ.

Ранее мы писали, что в Северной пещере в Свердловской области нашли останки древних бурых медведей. Находки передали Институту экологии растений и животных УрО РАН.

Юлия Кольтенберг © Вечерние ведомости