Возрастное ограничение 18+
Екатеринбург на распутье: ученые написали три прогноза развития города до 2035 года
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования его авторы обсудили с представителями местных СМИ. Правда, журналисты по привычке не хвалили и не ругали документ, а старались выпытать у спикеров детали и подробности.
Ученые Института экономики УрО РАН разработали три варианта развития событий: инерционный, базовый и инновационный. Проще говоря, плохой, средний и хороший. Поэтому, что бы ни происходило в жизни города, прогноз окажется более-менее точным в любом случае.
Инерционный вариант предполагает сохранение текущих тенденций деиндустриализации и рост торгово-сервисного сегмента экономики при умеренном росте инвестиций, базовый – то же самое, но при высоких инвестициях, инновационный – новую индустриализацию города, которая потребует существенных инвестиций.
Ученые считают оптимальным вариантом возрождение промышленности в Екатеринбурге. Этим прогноз принципиально отличается от предыдущего стратегического плана развития города, принятого при Аркадии Чернецком. Тогда, кстати, именно диверсификация экономики удержала город на плаву, когда рушились промышленные предприятия и на боку лежала «оборонка».
И не вполне понятно, как город может принципиально повлиять на экономическую ситуацию, если средства для поддержки экономики выделяет область и к ней же перешли градостроительные полномочия.
Прогноз основан на сегодняшней официальной статистике. Между тем официальные данные о количестве мигрантов, безработных, как признают ученые, отличаются от реальных в разы. То же самое и с зарплатой (вспомним о «конвертах»). В инновационном сценарии она вырастет к 2035 году в три раза – до 123 тысяч рублей. Цифра кажется невероятной, но вспомним об инфляции и о том, какими огромными показались бы сегодняшние наши доходы двадцать лет назад. Даже в 2016 году реальная, а не номинальная зарплата составила 89 процентов от 2015 года.
Заведующая отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина отметила, что количество крупных предприятий останется прежним или даже сократится. Но ученые надеются, что новая индустриализация будет развиваться за счет малого и среднего инновационного бизнеса.
– Этот прогноз должен стать инструментом создания плана на долгосрочную перспективу, – считает начальник департамента экономики администрации Алексей Прядеин. – Документ получился объемный, но бесценный.
В разделе «Транспорт» предполагается, что перевозка пассажиров вырастет всеми видами транспорта, кроме троллейбуса, который считают неперспективным и невыгодным. Правда, авторы сценария не принимают во внимание возможные технологические прорывы в разных областях, в том числе на транспорте. Здесь уместно вспомнить прогноз британских ученых о развитии транспорта в Лондоне, сделанный в начале прошлого века. По их подсчетам, через двадцать лет город должен был утонуть в конском навозе.
Уделено внимание и экологии. Количество зеленых насаждений на человека неуклонно снижается, но не из-за их уничтожения, а потому, что население быстро увеличивается. Вынос промышленных предприятий за черту города не поможет заметно улучшить экологическую обстановку, поскольку заводы дают лишь 15 процентов вредных выбросов, а все остальное – это выхлопные газы. Точки роста для промышленности экономисты видят в производстве высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК, а также в развитии технопарков и кластеров.
Фото автора
Ученые Института экономики УрО РАН разработали три варианта развития событий: инерционный, базовый и инновационный. Проще говоря, плохой, средний и хороший. Поэтому, что бы ни происходило в жизни города, прогноз окажется более-менее точным в любом случае.
Инерционный вариант предполагает сохранение текущих тенденций деиндустриализации и рост торгово-сервисного сегмента экономики при умеренном росте инвестиций, базовый – то же самое, но при высоких инвестициях, инновационный – новую индустриализацию города, которая потребует существенных инвестиций.
Ученые считают оптимальным вариантом возрождение промышленности в Екатеринбурге. Этим прогноз принципиально отличается от предыдущего стратегического плана развития города, принятого при Аркадии Чернецком. Тогда, кстати, именно диверсификация экономики удержала город на плаву, когда рушились промышленные предприятия и на боку лежала «оборонка».
И не вполне понятно, как город может принципиально повлиять на экономическую ситуацию, если средства для поддержки экономики выделяет область и к ней же перешли градостроительные полномочия.
Прогноз основан на сегодняшней официальной статистике. Между тем официальные данные о количестве мигрантов, безработных, как признают ученые, отличаются от реальных в разы. То же самое и с зарплатой (вспомним о «конвертах»). В инновационном сценарии она вырастет к 2035 году в три раза – до 123 тысяч рублей. Цифра кажется невероятной, но вспомним об инфляции и о том, какими огромными показались бы сегодняшние наши доходы двадцать лет назад. Даже в 2016 году реальная, а не номинальная зарплата составила 89 процентов от 2015 года.
Заведующая отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина отметила, что количество крупных предприятий останется прежним или даже сократится. Но ученые надеются, что новая индустриализация будет развиваться за счет малого и среднего инновационного бизнеса.
– Этот прогноз должен стать инструментом создания плана на долгосрочную перспективу, – считает начальник департамента экономики администрации Алексей Прядеин. – Документ получился объемный, но бесценный.
В разделе «Транспорт» предполагается, что перевозка пассажиров вырастет всеми видами транспорта, кроме троллейбуса, который считают неперспективным и невыгодным. Правда, авторы сценария не принимают во внимание возможные технологические прорывы в разных областях, в том числе на транспорте. Здесь уместно вспомнить прогноз британских ученых о развитии транспорта в Лондоне, сделанный в начале прошлого века. По их подсчетам, через двадцать лет город должен был утонуть в конском навозе.
Уделено внимание и экологии. Количество зеленых насаждений на человека неуклонно снижается, но не из-за их уничтожения, а потому, что население быстро увеличивается. Вынос промышленных предприятий за черту города не поможет заметно улучшить экологическую обстановку, поскольку заводы дают лишь 15 процентов вредных выбросов, а все остальное – это выхлопные газы. Точки роста для промышленности экономисты видят в производстве высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК, а также в развитии технопарков и кластеров.
Фото автора
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.