55 раскрытых угонов, 36 томов уголовного дела. Свердловские полицейские рассказали о том, как была ликвидирована банда автоугонщиков

11.35 Четверг, 25 октября 2012
Новости дня
Всплеск угонов автомобилей представительского класса в Екатеринбурге начался еще в начале 2011 года, но расследование «подвигов» банды автоугонщиков закончилось не так давно. Стоит отметить, что все участники банды свою вину по предъявленному обвинению признали.

В основном машины угонялись с парковок крупных торговых центров. Сотрудники полиции сразу поняли, что столкнулись с профессионалами – похитители не были замечены ни одной видеокамерой и угон автомобиля происходил буквально в течение 1–3 минут. К тому же злоумышленники не оставляли следов.

Но все же оперативники вышли на след угонщиков. Первая спецоперация прошла в середине декабря 2011 года. В тот день с парковки ТЦ «МЕГА» была похищена «Хонда Пилот», владелец транспортного средства обратился в органы внутренних дел, незамедлительно полицейскими был объявлен план «Перехват». В ходе патрулирования сотрудниками ГИБДД автомобиль, схожий по описанию, был обнаружен на одной из улиц частного сектора в районе Химмаш Екатеринбурга с залепленными снегом номерами. Но ни в автомобиле, ни поблизости предполагаемого угонщика обнаружено не было.

Было решено оставить там засаду. Два сотрудника отделения по борьбе с кражами автотранспорта Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области – майор полиции Евгений Крыжановский и лейтенант полиции Евгений Агапитов – просидели в засаде в собственной машине, наблюдая за «Хондой» с 2 ночи до 5 утра. За окном при этом было минус 23 градуса, а им нельзя было даже завести машину, потому что имелась реальная опасность спугнуть злодея, и в любом случае это была единственная возможность ухватиться за имеющуюся ниточку. В итоге один из членов банды подошел к машине и был задержан, им оказался молодой человек из Нижнего Тагила. При досмотре у него был обнаружен так называемый «код-граббер» – специальное техническое устройство, предназначенное для получения из эфира данных радиокоманд дистанционного управления автомобильными системами охраны. А также «провороты» замков зажигания, при помощи которых впоследствии автомобиль угонялся.

Вторым фигурантом дела стал житель одного из режимных городов Челябинской области. Было выставлено наружное наблюдение, которое выяснило, что за несколько дней он сменил несколько автомобилей премиум-класса, среди которых «Лексус» и «Мерседес» (что уже вызывает определенные подозрения). В один из дней наблюдения подозреваемый выехал со двора своего дома на автомобиле «Ниссан Мурано» с номером Свердловской области. К слову, машина оказалась «двойником»: на угнанный автомобиль оформляются документы и присваиваются номера уже существующего аналогичного транспортного средства, и в результате получается, что по дорогам ездит две абсолютно одинаковые машины, причем все штрафы «двойника» приходят настоящему владельцу.

Второй подозреваемый также был задержан. В «Ниссане» был обнаружен второй «код-граббер» и такие же «провороты», что и в «Хонде». К тому же стало известно, что автомобиль числится в розыске.

Сопоставляя показания обоих задержанных, сотрудникам полиции стало понятно, что им удалось задержать организатора преступного бизнеса. Им оказался водитель «Ниссана»-двойника.

Оперативники получили в свое распоряжение информацию о распределении ролей и численности преступной группы. Всего было задействовано шесть человек. Двое уже были «закрыты», еще двоих вскоре задержали.

Так, подельник, который поставлял технические устройства и также участвовал в угонах, был задержан в мае 2012 года прямо у себя дома. Затем был установлен четвертый подельник, который осуществлял техническое сопровождение угнанных транспортных средств. Еще двое участников преступной группы объявлены в федеральный розыск.

Верх-Исетским судом Екатеринбурга в отношении главаря, исполнителя и технического руководителя угонов избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении соучастника, осуществлявшего перебивку номеров, – в виде подписки о невыезде и соответствующем поведении.

Получив и проанализировав показания, полицейские представляли уже всю картину угонов прошедшего года. Оказалось, что участники группы похищали автомобили, оборудованные сигнализацией с автозапуском. Непосредственно угону предшествовал длительный подготовительный этап. Организатор разрабатывал способы совершения и сокрытия следов преступлений, при этом для достижения результата каждый участник выполнял минимум действий, чтобы оставаться незамеченным. Это и позволило злоумышленникам длительное время оставаться безнаказанными.

Схема угонов была следующая – вначале подыскивался подходящий дорогой автомобиль с автозапуском. Затем при помощи «код-граббера» записывался «прямой» сигнал машины, обратным сигналом она открывалась, далее в замок зажигания вставлялся «проворот», мотор заводился, и автомобиль перегонялся в «отстойник» в гаражном массиве Екатеринбурга, где менялись номера, а затем транспортировался в Челябинскую область, где и реализовывался. Попались злодеи на «Хонде», своевременно не отогнав ее в отстойник, а оставив ее «наудачу» на улице.

Сотрудникам управления уголовного розыска и Главного следственного управления в ходе десятимесячной кропотливой работы с подозреваемыми удалось установить, что всего похищенными являются 55 дорогих иномарок, среди них 25 автомобилей «Мазда», 11 – «Тойота RAV-4», 7 – «Ниссан Мурано», по 2 – «Киа Соренто», «Ниссан Тиана» и «Хонда Пилот», по одной – «Тойота Ленд Крузер 200», «Тойота Хайлендер», «Ауди Q5», «Хонда СРВ», «Субару Аутбек», «Мицубиси Аутлендер» и «Ниссан Панфайдер».

Угонялись автомобили, как уже было сказано выше, преимущественно с парковок крупных торговых центров в Верх-Исетском, Ленинском, Кировском и Чкаловском районах Екатеринбурга. Общий ущерб, нанесенный похитителями, составил 54,5 миллиона рублей.

Под тяжестью собранных по уголовному делу доказательств все участники преступной группы полностью признали свою вину по предъявленному обвинению, хотя на первоначальном этапе расследования ряд из них свое участие в преступлениях отрицали.

36 томов уголовного дела, возбужденного по пункту «а» части 4 статьи 158 УК Российской Федерации (кража, совершенная организованной группой), направлены ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области в прокуратуру Свердловской области.

Весь изъятый автотранспорт находится на охраняемой стоянке и будет возвращен владельцам по решению суда.
© Вечерние ведомости
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.