Возрастное ограничение 18+
Ради двух проектов под «Ренову» и «ПИК» Виктор Басаргин планирует изменить все строительное законодательство Перми
Сити-менеджеру Анатолию Маховику пришла пора отдать долг губернатору
Фото: www.business-class.su
Бахаревку хотят превратить в жилой микрорайон, а квартал № 179 в центре Перми застроить 30-этажными башнями. При этом ни тот ни другой проект не соответствует действующему законодательству. Но только ради них губернатор Пермского края Виктор Басаргин планирует изменить все строительное законодательство. При этом сделать это глава региона планирует руками глав города – Игоря Сапко и Анатолия Маховикова. Что касается второго, то на сити-менеджера возложена большая часть бюрократической миссии. По всей видимости, таким образом чиновнику придется отрабатывать весенний конфликт с Гордумой, благоприятный исход которого не обошелся без вмешательства Басаргина.
Не летать, так застроить
Многотрудная история превращения бывшего аэродрома местного значения Бахаревка в гигантский жилой микрорайон началась еще в 2007-м году. Тогда аэропортовская земля принадлежала федералам, а губернатор Прикамья еще в лице Олега Чиркунова рассчитывал перевести землю в региональную собственность, да еще и получить федеральные дотации на возведении там жилого микрорайона эконом-класса. Дело испортил грязнейший скандал, который по большей своей части так и не вырвался наружу.
По неофициальной информации документы о передаче земель должны были подписать во время визита в Пермь еще вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева. Но буквально за сутки до его прилета стало известно, что землю продали.
Оказалось, что Леонид Ли, тогда занимавший пост руководителя краевого представительства Росимущества, умудрился сдать участок в аренду, а потом продать, якобы, через аукцион всю территорию аэропорта – 129 га – частному лицу. При этом за смешные деньги – 39 миллионов рублей. О сделке узнали случайно, ни губернатор, ни правительство, ни мэрия не были в курсе ситуации. В свою очередь частник немедленно перепродал земли группе предприятий «ПИК», которая стала, таким образом добросовестным приобретателем.
Эксперты не исключают, что вся сделка могла готовиться в интересах именно холдинга «ПИК», при участии высокопоставленных чиновников Росимущества и силовиков. Однако, это так и осталось только домыслами.
Ну а губернатор Чиркунов, чудом избежавший скандала, который мог поставить крест на всей его карьере, сделал впоследствии все, чтобы покупка оказалась зряшной. Суды и кризис не дали «ПИКу» начать застройку сразу после покупки, а затем в Генплане Перми территория бывшего аэропорта попала в зону общественно-деловой застройки, что сделало жилое строительство там невозможным. Подобные же ограничения заложены и в городских Правилах застройки и землепользования.
Однако «Пик», похоже, своего дождался: губернатор Басаргин неожиданно одобрил проект. Мало того, на прошедшем 2 июля заседании градсовета он фактически надавил на администрацию Перми, призывая их изменить градостроительную документацию:
– Отцы-командиры города, вы обсудите между собой, чтобы все встало на свои места… От изменений зависит многое. Хочется сказать – ну стройте хоть что-нибудь, ну давайте хоть что-нибудь уже построим!
От того, что планируется построить, кто-то впадет в восторг, кто-то – в ужас. Если бы автору этих строк через десять лет предложили стать мэром Перми, он бы согласился на это только при условии, что застроенную Бахаревку перенесут куда-нибудь подальше. Дело в том, что «ПИК» планирует пострить на площадке около миллиона квадратных метров жилья. Всего же в микрорайоне должно быть 1,6 миллионов кв.м. При этом, как и в начальном варианте, инженерную инфраструктуру, то есть сети, профинансируют федералы. За это «ПИК» свое экономичное жилье будет продавать по фиксированной и заниженной цене. В этом случае, даже если холдинг будет строить только своими руками, все равно, это встряска рынка – объемы работ для отрасли, необходимость поставлять материалы, рабочие руки. Это, наконец, дешевые квартиры и толчок для простаивающего рынка недвижимости Прикамья. Ну и удар по заевшимся пермским девелоперам.
Помимо этого есть и гигантские проблемы, которые коснуться именно муниципалитета. На казенном языке они называются просто: социальная и транспортная инфраструктура. Её нет, и «ПИК» за свой счет её строить не будет. Дорог там две, а значит, микрорайон будет радостно стоять два раза в день в гигантских пробках. А строительство новых за счет бюджета вряд ли начнется скоро. Садики, школы, больницы, детские клубы и прочие составляющие нормальной социальной жизни тоже придется делать за бюджетный счет. Сети профинансируют федеральные власти, но содержать их придется на месте.
То есть на одной чаше весов – подешевевшее жилье, встряска и толчок для всей строительной отрасли региона. На другой – невероятные проблемы для города в долгосрочной перспективе и ломка всех законов сейчас. При этом выбор сделал губернатор Басаргин, но вся ответсвенность за принятие остальных решений ложится на главу Перми Игоря Сапко и сити-менеджера Анатолия Маховикова. Пока в их силах затормозить процесс до классической стадии «к тому времени кто-нибудь обязательно умрет: или ишак, или эмир». А политические противники Виктора Басаргина в силах это торможение активно простимулировать.
Башни «Реновы» как питерский «фаллос» Газпрома
Про застройку квартала № 179 в центре Перми и связанные этим конкурсом многочисленные вопросы, veved.ru писал неоднократно. Судя по всему, ни препоны УФАС, ни конкурсы на грани закона не пугают губернатора Басаргина и компанию «Кортрос», пермским подразделением которого является «РеноваСтройГруп-Пермь». Эта кампания на том же градосвете 2 июля представила проект застройки квартала. Проект, судя по всему, может повергнуть в ужас даже пермских архитекторов, чьи вкусы и так не бесспорны.
Вместо аккуратного европейского квартала, по мысли архитекторов (кстати, итальянцев), на 10 гектарах разместятся 6 пар квадратных башен высотой от 18 до 30 этажей, плюс коммерческая застройка, торговый центр и большие площади под парковку. Что интересно, высотность в центре города ограничена, строить здания выше 6 этажей запрещено, однако Виктора Басаргина и в этом случае ничего не пугает. Он назвал проект свежим, весьма благосклонно кивая головой. Единственная попытка возразить прозвучала из уст зампредседателя Заксобрания Лилии Ширяевой:
– На каком правовом основании действует заказчик? Какая задача была поставлена?
Однако Басаргин тут же одернул депутат, заявив, что такие проблемы не пристало обсуждать на градосовете: мы тут концепцию обсуждаем.
Но как можно обсуждать концепцию, которая и формально, и реально полностью противоречит существующему законодательству. Мало того, что убого стеклянные офисные башни «Реновы» как не соответствуют высотности, так и не имеют никаких правовых оснований быть рассмотренными на градосовете.
Напомним, по конкурсу, который прошел этой весной и был выигран «Корторосом» за отсутствием других участников, возникли претензии у краевого УФАС, которое завело дело. «Пермагросторойзаказчик» и краевые власти были признаны нарушителями закона о конкуренции.
Мало того к процессу подключилась и прокуратура. Однако, команда Басаргина не намерена бросать на полпути «прореновский» проект. В правительстве готовят инвестиционный проект, соответствующий законодательству. Но под «Кортрос», не собираясь переигрывать результаты весеннего конкурса. Договора с компанией-застройщиком до сих пор нет, когда он будет заключен – неизвестно. Однако совместная команда пермской региональной власти и компании олигарха Вексельберга уверена в победе.
Что же касается подробностей проекта, то они, скорее всего, в ближайшем будущем будут по частям и целиком раскритикованы местными краеведами и общественниками. Собственно критиковать смысла нет: все видно на картинке. Стеклянно-высотное убожество демонстрирует исключительно дурной архитектурный вкус и жадность застройщика.
Надо отметить, что все нити в этих строительных историях ведут к сити-менеджеру Перми Анатолию Маховикову и в меньшей степени ко второму главе Игорю Сапко. Без внесения изменений в Генплан, в правила застройки и землепользования и в ряд других документов проекты не состоятся, так как они противоречат закону. А подписывать поправки в документы и «продавливать» их должен именно Маховиков. Казалось бы, губернатор просто попадает в зависимость от сити-менеджера. Однако Виктор Басаргин просто излучает уверенность в успехе. И в этой связи понятней становятся мотивы весенней конфликта Гордума – Маховиков, и та роль, которую сыграл глава края в его разрешении. Ведь глава администрации ему очень благодарен, не так ли?
Бахаревку хотят превратить в жилой микрорайон, а квартал № 179 в центре Перми застроить 30-этажными башнями. При этом ни тот ни другой проект не соответствует действующему законодательству. Но только ради них губернатор Пермского края Виктор Басаргин планирует изменить все строительное законодательство. При этом сделать это глава региона планирует руками глав города – Игоря Сапко и Анатолия Маховикова. Что касается второго, то на сити-менеджера возложена большая часть бюрократической миссии. По всей видимости, таким образом чиновнику придется отрабатывать весенний конфликт с Гордумой, благоприятный исход которого не обошелся без вмешательства Басаргина.
Не летать, так застроить
Многотрудная история превращения бывшего аэродрома местного значения Бахаревка в гигантский жилой микрорайон началась еще в 2007-м году. Тогда аэропортовская земля принадлежала федералам, а губернатор Прикамья еще в лице Олега Чиркунова рассчитывал перевести землю в региональную собственность, да еще и получить федеральные дотации на возведении там жилого микрорайона эконом-класса. Дело испортил грязнейший скандал, который по большей своей части так и не вырвался наружу.
По неофициальной информации документы о передаче земель должны были подписать во время визита в Пермь еще вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева. Но буквально за сутки до его прилета стало известно, что землю продали.
Оказалось, что Леонид Ли, тогда занимавший пост руководителя краевого представительства Росимущества, умудрился сдать участок в аренду, а потом продать, якобы, через аукцион всю территорию аэропорта – 129 га – частному лицу. При этом за смешные деньги – 39 миллионов рублей. О сделке узнали случайно, ни губернатор, ни правительство, ни мэрия не были в курсе ситуации. В свою очередь частник немедленно перепродал земли группе предприятий «ПИК», которая стала, таким образом добросовестным приобретателем.
Эксперты не исключают, что вся сделка могла готовиться в интересах именно холдинга «ПИК», при участии высокопоставленных чиновников Росимущества и силовиков. Однако, это так и осталось только домыслами.
Ну а губернатор Чиркунов, чудом избежавший скандала, который мог поставить крест на всей его карьере, сделал впоследствии все, чтобы покупка оказалась зряшной. Суды и кризис не дали «ПИКу» начать застройку сразу после покупки, а затем в Генплане Перми территория бывшего аэропорта попала в зону общественно-деловой застройки, что сделало жилое строительство там невозможным. Подобные же ограничения заложены и в городских Правилах застройки и землепользования.
Однако «Пик», похоже, своего дождался: губернатор Басаргин неожиданно одобрил проект. Мало того, на прошедшем 2 июля заседании градсовета он фактически надавил на администрацию Перми, призывая их изменить градостроительную документацию:
– Отцы-командиры города, вы обсудите между собой, чтобы все встало на свои места… От изменений зависит многое. Хочется сказать – ну стройте хоть что-нибудь, ну давайте хоть что-нибудь уже построим!
От того, что планируется построить, кто-то впадет в восторг, кто-то – в ужас. Если бы автору этих строк через десять лет предложили стать мэром Перми, он бы согласился на это только при условии, что застроенную Бахаревку перенесут куда-нибудь подальше. Дело в том, что «ПИК» планирует пострить на площадке около миллиона квадратных метров жилья. Всего же в микрорайоне должно быть 1,6 миллионов кв.м. При этом, как и в начальном варианте, инженерную инфраструктуру, то есть сети, профинансируют федералы. За это «ПИК» свое экономичное жилье будет продавать по фиксированной и заниженной цене. В этом случае, даже если холдинг будет строить только своими руками, все равно, это встряска рынка – объемы работ для отрасли, необходимость поставлять материалы, рабочие руки. Это, наконец, дешевые квартиры и толчок для простаивающего рынка недвижимости Прикамья. Ну и удар по заевшимся пермским девелоперам.
Помимо этого есть и гигантские проблемы, которые коснуться именно муниципалитета. На казенном языке они называются просто: социальная и транспортная инфраструктура. Её нет, и «ПИК» за свой счет её строить не будет. Дорог там две, а значит, микрорайон будет радостно стоять два раза в день в гигантских пробках. А строительство новых за счет бюджета вряд ли начнется скоро. Садики, школы, больницы, детские клубы и прочие составляющие нормальной социальной жизни тоже придется делать за бюджетный счет. Сети профинансируют федеральные власти, но содержать их придется на месте.
То есть на одной чаше весов – подешевевшее жилье, встряска и толчок для всей строительной отрасли региона. На другой – невероятные проблемы для города в долгосрочной перспективе и ломка всех законов сейчас. При этом выбор сделал губернатор Басаргин, но вся ответсвенность за принятие остальных решений ложится на главу Перми Игоря Сапко и сити-менеджера Анатолия Маховикова. Пока в их силах затормозить процесс до классической стадии «к тому времени кто-нибудь обязательно умрет: или ишак, или эмир». А политические противники Виктора Басаргина в силах это торможение активно простимулировать.
Башни «Реновы» как питерский «фаллос» Газпрома
Про застройку квартала № 179 в центре Перми и связанные этим конкурсом многочисленные вопросы, veved.ru писал неоднократно. Судя по всему, ни препоны УФАС, ни конкурсы на грани закона не пугают губернатора Басаргина и компанию «Кортрос», пермским подразделением которого является «РеноваСтройГруп-Пермь». Эта кампания на том же градосвете 2 июля представила проект застройки квартала. Проект, судя по всему, может повергнуть в ужас даже пермских архитекторов, чьи вкусы и так не бесспорны.
Вместо аккуратного европейского квартала, по мысли архитекторов (кстати, итальянцев), на 10 гектарах разместятся 6 пар квадратных башен высотой от 18 до 30 этажей, плюс коммерческая застройка, торговый центр и большие площади под парковку. Что интересно, высотность в центре города ограничена, строить здания выше 6 этажей запрещено, однако Виктора Басаргина и в этом случае ничего не пугает. Он назвал проект свежим, весьма благосклонно кивая головой. Единственная попытка возразить прозвучала из уст зампредседателя Заксобрания Лилии Ширяевой:
– На каком правовом основании действует заказчик? Какая задача была поставлена?
Однако Басаргин тут же одернул депутат, заявив, что такие проблемы не пристало обсуждать на градосовете: мы тут концепцию обсуждаем.
Но как можно обсуждать концепцию, которая и формально, и реально полностью противоречит существующему законодательству. Мало того, что убого стеклянные офисные башни «Реновы» как не соответствуют высотности, так и не имеют никаких правовых оснований быть рассмотренными на градосовете.
Напомним, по конкурсу, который прошел этой весной и был выигран «Корторосом» за отсутствием других участников, возникли претензии у краевого УФАС, которое завело дело. «Пермагросторойзаказчик» и краевые власти были признаны нарушителями закона о конкуренции.
Мало того к процессу подключилась и прокуратура. Однако, команда Басаргина не намерена бросать на полпути «прореновский» проект. В правительстве готовят инвестиционный проект, соответствующий законодательству. Но под «Кортрос», не собираясь переигрывать результаты весеннего конкурса. Договора с компанией-застройщиком до сих пор нет, когда он будет заключен – неизвестно. Однако совместная команда пермской региональной власти и компании олигарха Вексельберга уверена в победе.
Что же касается подробностей проекта, то они, скорее всего, в ближайшем будущем будут по частям и целиком раскритикованы местными краеведами и общественниками. Собственно критиковать смысла нет: все видно на картинке. Стеклянно-высотное убожество демонстрирует исключительно дурной архитектурный вкус и жадность застройщика.
Надо отметить, что все нити в этих строительных историях ведут к сити-менеджеру Перми Анатолию Маховикову и в меньшей степени ко второму главе Игорю Сапко. Без внесения изменений в Генплан, в правила застройки и землепользования и в ряд других документов проекты не состоятся, так как они противоречат закону. А подписывать поправки в документы и «продавливать» их должен именно Маховиков. Казалось бы, губернатор просто попадает в зависимость от сити-менеджера. Однако Виктор Басаргин просто излучает уверенность в успехе. И в этой связи понятней становятся мотивы весенней конфликта Гордума – Маховиков, и та роль, которую сыграл глава края в его разрешении. Ведь глава администрации ему очень благодарен, не так ли?
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.