Возрастное ограничение 18+
Оскорбленные Чебурашкой. В Перми политический наезд наполнили художественным смыслом
Почему карикатуры на сочинскую Олимпиаду обидели федеральных депутатов
Рисунки: almanach-litera.pl
«Геббельс был бы доволен!» – возмущается сенатор Андрей Климов. «Глумление над национальным достижением России!» – превосходит сенатора депутат Госдумы Григорий Куранов. В один день разом два уважаемых пермских политика обнаружили страшное: карикатуры на сочинскую Олимпиаду-2014. Коллекция демотиваторов художника Василия Слонова «Добро пожаловать в Сочи», размещенная в городке фестиваля «Белые ночи», оскорбила политиков больше, чем активных верующих пляски Pussy Riot. Олимпиаду приравняли к святыням, а виноватым в святотатстве объявили губернатора. Впрочем, за пафосными фразами и публикациями некоторые циничные эксперты увидели не информатаку на Виктора Басаргина, а простое желание выслужиться.
Все было спокойно до вечера 5 июня. По Перми носили факел Универсиады, перекрыв полгорода. Горожане, стоя в пробках, материли факел, Универсиаду, но больше всего власти, которые столь плохо организовали шествие. Но вечером небольшое интернет-издание «внезапно» обнаружило жуткое надругательство над святым для российского гражданина явлением – Олимпиадой в Сочи. В фестивальном городке выставлялась коллекция плакатов-демотиваторов красноярского художника Василия Слонова «Добро пожаловать в Сочи». Вот как описывается эта коллекция в официальных пресс-релизах фестиваля:
«Плакаты к Олимпиаде-2014 подносят зрителю на тарелочке смесь баснословной национальной удали и патриархальной агрессии, этакий нанококтейль Молотова в духе новостей Первого канала. Популистского толка госпропаганда, уже много лет лишенная пафоса, разбирается Слоновым на составные элементы; не теряя смысла, она становится кристально откровенна. Самовар на лыжах, олимпийские кольца из колючей проволоки вполне отвечают официальному дискурсу, от которого может прилично воротить нос, но знать его все же полагается… Особенность Василия Слонова – в работе с массовой, истинно народной символикой. Символы широкого потребления под его рукой оживают и индивидуализируются. Так же соц-арт когда-то работал с умирающими символами СССР, но материал Слонова свеж, как несбывшаяся еще Сочинская Олимпиада, или символичен, как баян и матрешка».
Надо отметить, что краевые начальники должны были обойти фестивальный городок перед открытием и работы осмотреть заранее. Но, похоже, не обходили и не осматривали, поскольку до сегодняшнего дня никакого возмущения чиновников выставка не вызывала. До тех пор пока сенатор Андрей Климов и депутат Госдумы Григорий Куранов не опубликовали свои заявления. Оба текста, кстати, очень гармонируют по степени пафоса с ругаемой ими выставкой.
«Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!» – написал г-н Климов, добавив, что ему очень стыдно и обидно, что непотребные плакаты появились «в самом сердце моего родного города».
«Несколько лет назад благодаря усилиям Президента страны Владимира Путина Международный Олимпийский Комитет признал Россию победительницей, выигравшей право принять Олимпиаду. Это величайшая победа для России. Национальная гордость! Победа! А что мы видим в Перми? Пренебрежительное, уничижительное отношение к успеху нашей страны, великой державы», – с не меньшим патриотическим пафосом вторил Куранов.
При этом депутат Госдумы подчеркнул, что, возможно, не стоит сваливать вину на галериста, допустившего размещение скандальной экспозиции: «Есть краевое руководство, правительство, администрация губернатора, есть оргкомитет и руководитель оргкомитета. Либо все эти начальники отдали многомиллионный проект на откуп галеристу, но тогда в чем же состоят их функции? Либо они полностью контролировали процесс и всё это безобразие, – глумление над национальным достижением России, – делается с их одобрения».
Надо отметить, что ни Андрей Климов, ни Григорий Куранов ранее не были замечены ни в публичной критике г-на Гельмана, ни в столь панегирическом стиле публичных заявлений. Сама по себе коллекция Слонова также не вызывала ажиотажа. Она уже неоднократно выставлялась в разных городах, но никакого скандала не провоцировала. Обычно выделяли ироничный взгляд художника на Олимпиаду, не очень высокий уровень работ и слишком грубый юмор. Всё. А тут скандал.
Надежда Агишева, пермская бизнесвумен, любительница современного искусства и хозяйка галереи «Музей советского наива», отреагировала на выступления политиков очень резко, заявив, что вместо того, чтобы защищать чувства спортсменов, лучше бы было заняться проблемой нехватки спортобъектов в регионе.
– У нас, видимо, все хорошо со стадионами, спортивными площадками, спортшколами. Особенные успехи у нас в строительстве бассейнов и крытых ледовых стадионов. Про доступность спортивных учреждений для инвалидов можно не упоминать. Медведь вам не нравится? Задевает чувства? Надвигается на наших фигуристов? А вы в «Орленок» сходите. Или на хоккейную площадку на Лебедева, 43. Медведей там нет, конечно. Но чувства задевает. Мои чувства. Обидно за город, за деток-спортсменов, за отсутствие перспектив. В этом, конечно, виноват Гельман. Ну и еще художники. Пафос выключите, совесть включите, – обратилась к власть имущим г-жа Агишева.
Язвительными замечаниями по данному, раздутому пермскими политиками скандалу заполнился весь пермский интернет. Среди пользователей мгновенно разлетелось стихотворение – переделка знаменитой детской песенки:
«Чебурашка, дружочек, что ж ты сел в уголочек,
С Сочи нагло согнав марафет?
Соберутся в кружочек, подожгут городочек,
Депутатский исполнив завет!»
Фактически политиков обсмеяли, попутно удивившись превращению вполне себе разумных депутатов в столь жестко настроенных людей. В отличие от «москвичей», чиновники краевого правительства немедленно «сдали» назад, иногда противореча себе:
– Мы с Гельманом и Надеждой Кочуровой пришли, посмотрели на все это и приняли решение закрыть, – заявил председатель оргкомитета «Белых ночей» и председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов. – Лично я не понимаю такое искусство и считаю его пошлым. Может, кому-то оно и нравится, но не мне – это точно.
При этом в другом комментарии г-н Тушнолобов утверждает, что на выставке был днем раньше: «Вчера я побывал в фестивальном городке, и то, что я увидел, меня, как нормального человека, повергло в шок». Удивительно, что председатель оргкомитета «Белых ночей» посещает вверенный ему фестиваль только на пятый день его работы. Впрочем, он немедленно принял меры: «Могу сказать, что этой выставки уже нет. К нам поступили сигналы, на которые мы отреагировали». Выставку перенесли в другое помещение, подальше от фестивального городка. Фактически г-н Тушнолобов выступил в роли цензора, причем не до, а во время скандала.
В свою очередь Марат Гельман (и не только он) увидел в этом деле явный политический наезд на губернатора Прикамья. Причем культуртрегер не исключает, что в условиях особенностей пермской политики этот скандал, наоборот, Басаргину может сыграть на руку.
– По сути, наезд продолжает быть анонимным. Но зато поясняет замысел заказчика. Наезжают на Басаргина – Гельман и фестиваль тут скорее повод. Решили, как когда-то с Чиркуновым, что культурный проект – слабое звено и легкая добыча. А в связи с прозрачностью намерений и анонимность эта в Перми условная. Так что в результате могут получить, наоборот, сплоченную вокруг Басаргина пермскую элиту.
Справедливости ради отметим, версия о заказном характере информационной атаки, действительно, имеет под собой определенную почву. Во-первых, заявления депутатов удивительным образом совпали по времени с обнаружением «скандальности» этой выставки в парочке СМИ, назвать которые серьезными никто не рискнет. Второе: день в день появилась слабая, но явно направленная против фестиваля и губернатора статья в одной из федеральных газет. Третье: абсолютное несоответствие стиля заявлений депутатов их предыдущей политической риторике. Ну а главное, эта культурная антикампания имеет личную подоплеку. Известно, что Григорий Куранов возглавлял администрацию Басаргина и был отправлен в отставку с ярлыком «слуга двух господ» за работу в интересах своего бывшего шефа, ныне помощника президента, Юрия Трутнева. Отношения Трунева и Басаргина после этого ни один эксперт не рискнет назвать здоровыми.
Впрочем, есть другая версия, согласно которой мишенью является г-н Гельман, чьи экзерсисы всегда воспринимались неоднозначно и чей покровитель Вячеслав Сурков теперь вышел из фавора.
Правда, среди такой полифонии мнений есть и более прозаическая точка зрения, объясняющая происходящее. Это уже не новый федеральный тренд время от времени выражать яркие вспышки решительного патриотизма и безоглядного православия по всякому удобному случаю. Тогда не исключено, что федеральный депутат и сенатор таким образом решили выслужиться, используя «Белые ночи» на пользу карьеры. Это, кстати, не исключает их реального возмущения такой трактовкой восприятия Олимпиады.
Работы-то и правда плохие.
«Геббельс был бы доволен!» – возмущается сенатор Андрей Климов. «Глумление над национальным достижением России!» – превосходит сенатора депутат Госдумы Григорий Куранов. В один день разом два уважаемых пермских политика обнаружили страшное: карикатуры на сочинскую Олимпиаду-2014. Коллекция демотиваторов художника Василия Слонова «Добро пожаловать в Сочи», размещенная в городке фестиваля «Белые ночи», оскорбила политиков больше, чем активных верующих пляски Pussy Riot. Олимпиаду приравняли к святыням, а виноватым в святотатстве объявили губернатора. Впрочем, за пафосными фразами и публикациями некоторые циничные эксперты увидели не информатаку на Виктора Басаргина, а простое желание выслужиться.
Все было спокойно до вечера 5 июня. По Перми носили факел Универсиады, перекрыв полгорода. Горожане, стоя в пробках, материли факел, Универсиаду, но больше всего власти, которые столь плохо организовали шествие. Но вечером небольшое интернет-издание «внезапно» обнаружило жуткое надругательство над святым для российского гражданина явлением – Олимпиадой в Сочи. В фестивальном городке выставлялась коллекция плакатов-демотиваторов красноярского художника Василия Слонова «Добро пожаловать в Сочи». Вот как описывается эта коллекция в официальных пресс-релизах фестиваля:
«Плакаты к Олимпиаде-2014 подносят зрителю на тарелочке смесь баснословной национальной удали и патриархальной агрессии, этакий нанококтейль Молотова в духе новостей Первого канала. Популистского толка госпропаганда, уже много лет лишенная пафоса, разбирается Слоновым на составные элементы; не теряя смысла, она становится кристально откровенна. Самовар на лыжах, олимпийские кольца из колючей проволоки вполне отвечают официальному дискурсу, от которого может прилично воротить нос, но знать его все же полагается… Особенность Василия Слонова – в работе с массовой, истинно народной символикой. Символы широкого потребления под его рукой оживают и индивидуализируются. Так же соц-арт когда-то работал с умирающими символами СССР, но материал Слонова свеж, как несбывшаяся еще Сочинская Олимпиада, или символичен, как баян и матрешка».
Надо отметить, что краевые начальники должны были обойти фестивальный городок перед открытием и работы осмотреть заранее. Но, похоже, не обходили и не осматривали, поскольку до сегодняшнего дня никакого возмущения чиновников выставка не вызывала. До тех пор пока сенатор Андрей Климов и депутат Госдумы Григорий Куранов не опубликовали свои заявления. Оба текста, кстати, очень гармонируют по степени пафоса с ругаемой ими выставкой.
«Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!» – написал г-н Климов, добавив, что ему очень стыдно и обидно, что непотребные плакаты появились «в самом сердце моего родного города».
«Несколько лет назад благодаря усилиям Президента страны Владимира Путина Международный Олимпийский Комитет признал Россию победительницей, выигравшей право принять Олимпиаду. Это величайшая победа для России. Национальная гордость! Победа! А что мы видим в Перми? Пренебрежительное, уничижительное отношение к успеху нашей страны, великой державы», – с не меньшим патриотическим пафосом вторил Куранов.
При этом депутат Госдумы подчеркнул, что, возможно, не стоит сваливать вину на галериста, допустившего размещение скандальной экспозиции: «Есть краевое руководство, правительство, администрация губернатора, есть оргкомитет и руководитель оргкомитета. Либо все эти начальники отдали многомиллионный проект на откуп галеристу, но тогда в чем же состоят их функции? Либо они полностью контролировали процесс и всё это безобразие, – глумление над национальным достижением России, – делается с их одобрения».
Надо отметить, что ни Андрей Климов, ни Григорий Куранов ранее не были замечены ни в публичной критике г-на Гельмана, ни в столь панегирическом стиле публичных заявлений. Сама по себе коллекция Слонова также не вызывала ажиотажа. Она уже неоднократно выставлялась в разных городах, но никакого скандала не провоцировала. Обычно выделяли ироничный взгляд художника на Олимпиаду, не очень высокий уровень работ и слишком грубый юмор. Всё. А тут скандал.
Надежда Агишева, пермская бизнесвумен, любительница современного искусства и хозяйка галереи «Музей советского наива», отреагировала на выступления политиков очень резко, заявив, что вместо того, чтобы защищать чувства спортсменов, лучше бы было заняться проблемой нехватки спортобъектов в регионе.
– У нас, видимо, все хорошо со стадионами, спортивными площадками, спортшколами. Особенные успехи у нас в строительстве бассейнов и крытых ледовых стадионов. Про доступность спортивных учреждений для инвалидов можно не упоминать. Медведь вам не нравится? Задевает чувства? Надвигается на наших фигуристов? А вы в «Орленок» сходите. Или на хоккейную площадку на Лебедева, 43. Медведей там нет, конечно. Но чувства задевает. Мои чувства. Обидно за город, за деток-спортсменов, за отсутствие перспектив. В этом, конечно, виноват Гельман. Ну и еще художники. Пафос выключите, совесть включите, – обратилась к власть имущим г-жа Агишева.
Язвительными замечаниями по данному, раздутому пермскими политиками скандалу заполнился весь пермский интернет. Среди пользователей мгновенно разлетелось стихотворение – переделка знаменитой детской песенки:
«Чебурашка, дружочек, что ж ты сел в уголочек,
С Сочи нагло согнав марафет?
Соберутся в кружочек, подожгут городочек,
Депутатский исполнив завет!»
Фактически политиков обсмеяли, попутно удивившись превращению вполне себе разумных депутатов в столь жестко настроенных людей. В отличие от «москвичей», чиновники краевого правительства немедленно «сдали» назад, иногда противореча себе:
– Мы с Гельманом и Надеждой Кочуровой пришли, посмотрели на все это и приняли решение закрыть, – заявил председатель оргкомитета «Белых ночей» и председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов. – Лично я не понимаю такое искусство и считаю его пошлым. Может, кому-то оно и нравится, но не мне – это точно.
При этом в другом комментарии г-н Тушнолобов утверждает, что на выставке был днем раньше: «Вчера я побывал в фестивальном городке, и то, что я увидел, меня, как нормального человека, повергло в шок». Удивительно, что председатель оргкомитета «Белых ночей» посещает вверенный ему фестиваль только на пятый день его работы. Впрочем, он немедленно принял меры: «Могу сказать, что этой выставки уже нет. К нам поступили сигналы, на которые мы отреагировали». Выставку перенесли в другое помещение, подальше от фестивального городка. Фактически г-н Тушнолобов выступил в роли цензора, причем не до, а во время скандала.
В свою очередь Марат Гельман (и не только он) увидел в этом деле явный политический наезд на губернатора Прикамья. Причем культуртрегер не исключает, что в условиях особенностей пермской политики этот скандал, наоборот, Басаргину может сыграть на руку.
– По сути, наезд продолжает быть анонимным. Но зато поясняет замысел заказчика. Наезжают на Басаргина – Гельман и фестиваль тут скорее повод. Решили, как когда-то с Чиркуновым, что культурный проект – слабое звено и легкая добыча. А в связи с прозрачностью намерений и анонимность эта в Перми условная. Так что в результате могут получить, наоборот, сплоченную вокруг Басаргина пермскую элиту.
Справедливости ради отметим, версия о заказном характере информационной атаки, действительно, имеет под собой определенную почву. Во-первых, заявления депутатов удивительным образом совпали по времени с обнаружением «скандальности» этой выставки в парочке СМИ, назвать которые серьезными никто не рискнет. Второе: день в день появилась слабая, но явно направленная против фестиваля и губернатора статья в одной из федеральных газет. Третье: абсолютное несоответствие стиля заявлений депутатов их предыдущей политической риторике. Ну а главное, эта культурная антикампания имеет личную подоплеку. Известно, что Григорий Куранов возглавлял администрацию Басаргина и был отправлен в отставку с ярлыком «слуга двух господ» за работу в интересах своего бывшего шефа, ныне помощника президента, Юрия Трутнева. Отношения Трунева и Басаргина после этого ни один эксперт не рискнет назвать здоровыми.
Впрочем, есть другая версия, согласно которой мишенью является г-н Гельман, чьи экзерсисы всегда воспринимались неоднозначно и чей покровитель Вячеслав Сурков теперь вышел из фавора.
Правда, среди такой полифонии мнений есть и более прозаическая точка зрения, объясняющая происходящее. Это уже не новый федеральный тренд время от времени выражать яркие вспышки решительного патриотизма и безоглядного православия по всякому удобному случаю. Тогда не исключено, что федеральный депутат и сенатор таким образом решили выслужиться, используя «Белые ночи» на пользу карьеры. Это, кстати, не исключает их реального возмущения такой трактовкой восприятия Олимпиады.
Работы-то и правда плохие.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.