Возрастное ограничение 18+
Дети малоземелья: властям Прикамья нечем похвастаться перед полпредом Михаилом Бабичем
Многодетным семьям грозит остаться без бесплатной земли либо жить в «социальных гетто»
Полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич 6-7 апреля проведет в Пермском крае, чтобы лично проконтролировать исполнение президентского указа о выделении бесплатной земли многодетным семьям. Нужно отметить, что этот земельный вопрос в настоящее время одно из слабых мест прикамских властей по сравнению с другими регионами округа. В крае площадью в 16 миллионов гектаров не могут найти и одной тысячи для льготников. Феномен настолько впечатляет, что даже полпред приехал его изучить. О причинах и следствиях малого земельного вопроса – в материале «Вечерних Ведомостей».
По итогам поездки приволжский полпред Михаил Бабич проведет заседание. Это значит, что прикамские власти всех уровней – от краевых до районных – получат оценку своей трехгодовой работы. А именно столько чиновники пытаются реализовать распоряжение президента о выдаче земельных наделов всем многодетным семьям. Судя по всему, похвалы не будет, поскольку два года из трех работа фактически буксовала и лишь в 2013-м появились слабые подвижки.
Хождение по земельным мукам
Процесс выделения земли многодетным в Пермском крае может служить красноречивой иллюстрацией к тезису «как простое сделать сложным и непонятным», если не к знаменитому народному выражению «жаба душит». Создается впечатление, что власти почти всех муниципалитетов как от себя отрывают клочки земли. Как будто президентское распоряжение исполняется не в России, а в Европе, где каждый квадратный метр в дефиците. Между тем из имеющихся в Пермском крае 16 миллионов гектаров для всех многодетных найти надо 2,5 тысячи, то есть что-то около 0,03 процента всех территорий. Микроскопическое количество, но споры о нем идут уже третий год.
Еще в 2011 году (аж через год после земельного указа президента) администрация экс-губернатора Олег Чиркунова выдала законопроект, едва не вызвавший локальную революцию. Трактовка понятия «кому давать землю» там была своеобразной. Жаркие споры вызвало условие, которое стало препятствием для большинства многодетных семей, – «наличие необходимых денежных средств или возможности их привлечения для оплаты индивидуального жилищного строительства на предоставляемом земельном участке». Кроме того, граждане и их дети не должны были иметь в собственности земельные участки. При этом семьи, претендующие на бесплатный участок, обязательно должны были проживать в стесненных условиях – с общей площадью менее учетной нормы на одного члена семьи. Ну а родители не должны быть лишены родительских прав (или ограничены в них), а их дети не должны были значиться в списках несовершеннолетних преступников.
Взвился на дыбы даже абсолютно лояльный тогдашнему губернатору парламент. Еще бы – Олег Чиркунов пытался перевалить именно на депутатов свою очень странную трактовку президентского указа. Законопроект забраковали и только через несколько месяцев приняли нынешний, рабочий вариант: всем многодетным семьям (от 3 детей) по 15 соток однократно.
Ну а затем встал традиционный русский вопрос: «Кто последний?» В смысле, по какому принципу организуется очередь? Свара по этому поводу в Перми заслуживает отдельного повествования объемом «Войны и мира», и затянулась она, кстати, почти на год. Вместо стандартного принципа «в порядке живой очереди», неутомимые чиновники придумали новый способ – «чей ребенок старше» и «кто раньше получил статус многодетной». Исход «драки» оказался прогнозируемым: администрация Перми проиграла в суде. Однако, как показало время, это был не конец. Разгар чиновничьего угара наступил при дележе участков.
Социальные гетто в культурной столице?
В краевой столице в границах региона проживает больше всего многодетных семей – 2,5 тысячи. Из расчета 15 соток на каждую, всего властям нужно выделить 375 гектаров из 80 000 общей площади города. Понятно, что в Перми ситуация самая сложная: в городском округе свободной муниципальной земли не много, остатки стоят дорого и выделять их бесплатно, видимо, рука не поднимается.
Наверное, именно поэтому в городе все происходит очень медленно. За прошлый год участки получили всего 74 семьи. В конце февраля этого года заместитель сити-менеджера Перми Андрей Ярославцев сообщил о том, что в этом году планируется сформировать еще 64 участка, из которых власти смогут выдать только 22. На сегодняшний день, с учетом выданных участков, землю получили 97 пермских семей. Сейчас в районе Заозерья и Ива ведется разработка и межевание площадей на 300 участков. Отдельной территорией, где краевые власти намереваются формировать пул участков из федеральных земель, станет пермский микрорайон Липовая Гора. Там планируется выделить 1054 участка.
Но, распределяя участки крупными пулами, пермские власти создают себе дополнительную головную боль, причем на долгие годы. Сами посудите: если в одном месте собрать тысячу семей, где воспитывается минимум 3 тысячи детей, то совсем в скором времени возникнет необходимость не только в инженерной инфраструктуре (траты по которой взял на себя частично дефицитный краевой бюджет), но и в социальной. А это детсады, поликлиники, школы, спортсекции, дом творчества и еще куча специальной детской инфраструктуры, без которой эти микрорайоны (а это будут именно микрорайоны) мгновенно превратятся в «социальные гетто».
Что мешало властям Перми «размазать» участки по всей площади агломерации? Что мешало договориться с властями соседнего Пермского района об обмене участками? Вопросы сегодня риторические.
Кстати об инфраструктуре. Для того чтобы заставить власти соблюдать закон и протянуть к участкам сети (точнее, принять решение об их строительстве), пришлось несколько раз вмешиваться прокуратуре. Теперь это обойдется краевому бюджету почти в 4 миллиарда рублей, и еще примерно столько же потратят муниципалитеты. При этом понять, откуда взялась именно эта сумма расходов, практически невозможно. В бюджете она не заложена, региональный минфин эти расходы не озвучивал. Впервые 4 миллиарда возникли в комментариях каких-то экспертов, а после и депутатов. Но если попробовать подсчитать, то получится, что на подключение каждого из 15 тысяч участков к инфраструктуре нужно потратить минимум 270 тысяч рублей. А если считать только зарегистрировавшиеся семьи, что корректнее, цифра вырастает до полумиллиона. Фантастическая сумма даже для Перми, я уж не говорю про Чердынь или Косьву.
А тем временем в провинции…
Что касается проблем в отдельных территориях края, то, например, в Звездном не могут решить вопрос о передаче нужных земель от Минобороны в собственность муниципалитета. Так, чиновники в Березниках, столкнувшись с разными подзаконными актами о льготах для жителей городских и сельских округов, никак не могут эту правовую коллизию решить. А глава Соликамска и вовсе предложил сократить размер выделяемого участка до 10 соток, так как в городе уже нарезаны наделы именно такой площади и других нет и не будет, так как на межевание денег нет. И вообще, заявил Сергей Девятков, все равно продадут, зачем стараться. И частично мэр прав – скорее всего, продадут.
В отдаленном Юрлинском районе все 32 многодетные семьи продали выделенные им участки. Так как муниципальные власти ни с межеванием, ни с инфраструктурой не заморачивались. Да и для самих местных лишние 15 соток – мелочь. Зато в отдаленных районах края уже давно с этими вопросами разобрались. Они понимают, сколько на самом деле свободной земли в регионе.
Собственно, весь пермский земельный парадокс состоит в том, что ни один уровень власти – региональный или местный – до недавнего времени не желал совершать ни одного лишнего телодвижения на эту тему. А все потому, что невыгодно. На земле для многодетных заработать оказалось невозможно, ни обычного капитала, ни политического.
В результате вопрос, который муссировали около трех лет, придется решать в ручном режиме начальнику аж целого федерального округа.
По итогам поездки приволжский полпред Михаил Бабич проведет заседание. Это значит, что прикамские власти всех уровней – от краевых до районных – получат оценку своей трехгодовой работы. А именно столько чиновники пытаются реализовать распоряжение президента о выдаче земельных наделов всем многодетным семьям. Судя по всему, похвалы не будет, поскольку два года из трех работа фактически буксовала и лишь в 2013-м появились слабые подвижки.
Хождение по земельным мукам
Процесс выделения земли многодетным в Пермском крае может служить красноречивой иллюстрацией к тезису «как простое сделать сложным и непонятным», если не к знаменитому народному выражению «жаба душит». Создается впечатление, что власти почти всех муниципалитетов как от себя отрывают клочки земли. Как будто президентское распоряжение исполняется не в России, а в Европе, где каждый квадратный метр в дефиците. Между тем из имеющихся в Пермском крае 16 миллионов гектаров для всех многодетных найти надо 2,5 тысячи, то есть что-то около 0,03 процента всех территорий. Микроскопическое количество, но споры о нем идут уже третий год.
Еще в 2011 году (аж через год после земельного указа президента) администрация экс-губернатора Олег Чиркунова выдала законопроект, едва не вызвавший локальную революцию. Трактовка понятия «кому давать землю» там была своеобразной. Жаркие споры вызвало условие, которое стало препятствием для большинства многодетных семей, – «наличие необходимых денежных средств или возможности их привлечения для оплаты индивидуального жилищного строительства на предоставляемом земельном участке». Кроме того, граждане и их дети не должны были иметь в собственности земельные участки. При этом семьи, претендующие на бесплатный участок, обязательно должны были проживать в стесненных условиях – с общей площадью менее учетной нормы на одного члена семьи. Ну а родители не должны быть лишены родительских прав (или ограничены в них), а их дети не должны были значиться в списках несовершеннолетних преступников.
Взвился на дыбы даже абсолютно лояльный тогдашнему губернатору парламент. Еще бы – Олег Чиркунов пытался перевалить именно на депутатов свою очень странную трактовку президентского указа. Законопроект забраковали и только через несколько месяцев приняли нынешний, рабочий вариант: всем многодетным семьям (от 3 детей) по 15 соток однократно.
Ну а затем встал традиционный русский вопрос: «Кто последний?» В смысле, по какому принципу организуется очередь? Свара по этому поводу в Перми заслуживает отдельного повествования объемом «Войны и мира», и затянулась она, кстати, почти на год. Вместо стандартного принципа «в порядке живой очереди», неутомимые чиновники придумали новый способ – «чей ребенок старше» и «кто раньше получил статус многодетной». Исход «драки» оказался прогнозируемым: администрация Перми проиграла в суде. Однако, как показало время, это был не конец. Разгар чиновничьего угара наступил при дележе участков.
Социальные гетто в культурной столице?
В краевой столице в границах региона проживает больше всего многодетных семей – 2,5 тысячи. Из расчета 15 соток на каждую, всего властям нужно выделить 375 гектаров из 80 000 общей площади города. Понятно, что в Перми ситуация самая сложная: в городском округе свободной муниципальной земли не много, остатки стоят дорого и выделять их бесплатно, видимо, рука не поднимается.
Наверное, именно поэтому в городе все происходит очень медленно. За прошлый год участки получили всего 74 семьи. В конце февраля этого года заместитель сити-менеджера Перми Андрей Ярославцев сообщил о том, что в этом году планируется сформировать еще 64 участка, из которых власти смогут выдать только 22. На сегодняшний день, с учетом выданных участков, землю получили 97 пермских семей. Сейчас в районе Заозерья и Ива ведется разработка и межевание площадей на 300 участков. Отдельной территорией, где краевые власти намереваются формировать пул участков из федеральных земель, станет пермский микрорайон Липовая Гора. Там планируется выделить 1054 участка.
Но, распределяя участки крупными пулами, пермские власти создают себе дополнительную головную боль, причем на долгие годы. Сами посудите: если в одном месте собрать тысячу семей, где воспитывается минимум 3 тысячи детей, то совсем в скором времени возникнет необходимость не только в инженерной инфраструктуре (траты по которой взял на себя частично дефицитный краевой бюджет), но и в социальной. А это детсады, поликлиники, школы, спортсекции, дом творчества и еще куча специальной детской инфраструктуры, без которой эти микрорайоны (а это будут именно микрорайоны) мгновенно превратятся в «социальные гетто».
Что мешало властям Перми «размазать» участки по всей площади агломерации? Что мешало договориться с властями соседнего Пермского района об обмене участками? Вопросы сегодня риторические.
Кстати об инфраструктуре. Для того чтобы заставить власти соблюдать закон и протянуть к участкам сети (точнее, принять решение об их строительстве), пришлось несколько раз вмешиваться прокуратуре. Теперь это обойдется краевому бюджету почти в 4 миллиарда рублей, и еще примерно столько же потратят муниципалитеты. При этом понять, откуда взялась именно эта сумма расходов, практически невозможно. В бюджете она не заложена, региональный минфин эти расходы не озвучивал. Впервые 4 миллиарда возникли в комментариях каких-то экспертов, а после и депутатов. Но если попробовать подсчитать, то получится, что на подключение каждого из 15 тысяч участков к инфраструктуре нужно потратить минимум 270 тысяч рублей. А если считать только зарегистрировавшиеся семьи, что корректнее, цифра вырастает до полумиллиона. Фантастическая сумма даже для Перми, я уж не говорю про Чердынь или Косьву.
А тем временем в провинции…
Что касается проблем в отдельных территориях края, то, например, в Звездном не могут решить вопрос о передаче нужных земель от Минобороны в собственность муниципалитета. Так, чиновники в Березниках, столкнувшись с разными подзаконными актами о льготах для жителей городских и сельских округов, никак не могут эту правовую коллизию решить. А глава Соликамска и вовсе предложил сократить размер выделяемого участка до 10 соток, так как в городе уже нарезаны наделы именно такой площади и других нет и не будет, так как на межевание денег нет. И вообще, заявил Сергей Девятков, все равно продадут, зачем стараться. И частично мэр прав – скорее всего, продадут.
В отдаленном Юрлинском районе все 32 многодетные семьи продали выделенные им участки. Так как муниципальные власти ни с межеванием, ни с инфраструктурой не заморачивались. Да и для самих местных лишние 15 соток – мелочь. Зато в отдаленных районах края уже давно с этими вопросами разобрались. Они понимают, сколько на самом деле свободной земли в регионе.
Собственно, весь пермский земельный парадокс состоит в том, что ни один уровень власти – региональный или местный – до недавнего времени не желал совершать ни одного лишнего телодвижения на эту тему. А все потому, что невыгодно. На земле для многодетных заработать оказалось невозможно, ни обычного капитала, ни политического.
В результате вопрос, который муссировали около трех лет, придется решать в ручном режиме начальнику аж целого федерального округа.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.