«Покой или воля». Нужна ли свердловчанам прямая демократия?
Вице-премьер Яков Силин лично выяснил заинтересованность «областников» в реформе местного самоуправления
26.02.2014
26 февраля в свердловском Заксобрании прошел круглый стол, посвященный совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления. Заместитель главы свердловского правительства Яков Силин дал мэрам свердловских городов уникальный шанс поучаствовать в разработке федеральной реформы МСУ, но оказалось, что главы муниципий намеков не понимают…
В зале заседаний облпарламента, где и проходило мероприятие, собралось около 40 человек: в основном главы свердловских городов, но присутствовали и региональные депутаты, чиновники и эксперты.
Модератор круглого стола Яков Силин ознакомил присутствующих со списком предложений от Свердловской области «по совершенствованию системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предложил обсудить, что еще можно добавить к этому 23-страничному документу?
Даже на первый взгляд документ поражает своей либеральностью к МСУ. Он разбит на семь тем (оптимизация полномочий, финансовые основы самоуправления, налоговые послабления, жилищное строительство и т.д.), в каждой по несколько пунктов. Видимо, подготовленные предложения оказались настолько исчерпывающими, что замечаний у присутствующих к ним практически не нашлось.
Некоторые мэры озвучили свои местные проблемы и достижения, но нашлись и те, кто высказал системные претензии к существующему регулированию местного самоуправления. К примеру, глава «второго города области» Нижнего Тагила Сергей Носов поднял злободневную проблему порядка софинансирования муниципальных проектов. По его словам, разработка проектной документации стоит достаточно дорого и нет никаких гарантий, что область даст добро («у меня за прошлый год на разработку документов около 100 млн руб. ушло – деньги не лишние для города. А что будет дальше с этими проектами, я не знаю»). Также г-н Носов коснулся проблемы полномочий муниципальных властей.
– У меня за прошлый год больше 200 млн рублей не попало в бюджет города, потому что бизнес платит налоги в других территориях – это разве моя проблема? Это проблема федеральных властей, почему они недорабатывают! – заявил чиновник.
Коллегу поддержал глава Сухого Лога Станислав Суханов. Он предложил четко разграничить проблемы и ответственность за их решение, поскольку небольшой муниципалитет, по его словам, физически не может бороться с глобальными проблемами вроде масштабных лесных пожаров или терроризмом.
– А если завтра мы внешнее нападение не сможем отбить? Тоже главы должны будут военную безопасность обеспечить?! – риторически спросил г-н Cуханов.
Тут уж не выдержал Яков Силин, напомнивший мэру, что защита границ России на Урале может быть предметом для шуток, а для приграничных регионов это суровая реальность. «Мэры приходят царствовать, а получают лопаты в руки», – резюмировал вице-премьер, намекая, что трудиться «лопатой» его собеседник не умеет.
К слову, Якова Силина поддержал и директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, заметивший, что проект реформы МСУ, а точнее расширение полномочий муниципалитетов, может вызвать опасение только у мэров, привыкших работать «по старинке».
– Конечно, их сейчас больше волнуют текущие вопросы, финансирование и так далее, – комментирует эксперт. – Не исключено, что в будущем пройдет ротация муниципальных глав на более инициативных и самостоятельных.
С другой стороны, реформа местного самоуправления, как отметил политолог Александр Предеин, больше важна для мегаполисов, нежели для небольших городов районного значения.
– Какой вообще был смысл собирать «мелкие» муниципалитеты? – удивился он. – Ведь реформа в первую очередь означает разукрупнение крупных муниципалитетов!
К слову, об этом на круглом столе тоже зашла речь. Свердловский депутат Анатолий Павлов, сидевший в президиуме, под конец мероприятия осторожно покритиковал проект реформы.
Дело в том, что применительно к городам-миллионникам федеральные депутаты «Единой России» предлагают ввести еще один уровень местного самоуправления: жители микрорайонов избирают «районные думы», которые, в свою очередь, избирают гордуму. Эту систему Александр Предеин назвал «властью шаговой доступности». Теоретически ее можно сравнить также и с демократией «прямого действия» образца древних Афин.
– В Екатеринбурге никогда не было местного самоуправления в прямом смысле, – заявил политолог. – У нас проще «достучаться» до федеральных властей.
Правда, необходимо еще понять, как «нарезать» в Екатеринбурге эти «муниципии», ведь семь административных районов города слишком уж большие территориально. Но не настолько, чтобы не вызвать опасение у депутата Сухова, который предостерег коллег, мол, сейчас у нас один «коллективный Чернецкий», а будет семь.
– Мы такой, извините за выражение, геморрой себе наживем, даже не знаю, как с ним будем разбираться! – заявил он.
В конце круглого стола Яков Силин попросил присутствующих все же прочитать предложения по реформе МСУ и выдвинуть свои инициативы, если есть. В течение недели-двух они будут отправлены в Москву, главе Всероссийского совета местного самоуправления, депутату Госдумы Вячеславу Тимченко. Так что г-н Силин попросил муниципальных чиновников поторопиться.
Впрочем, вице-премьер остался дискуссией доволен.
– Принципиально важно такие встречи проводить для того, чтобы услышать от практиков, что необходимо менять в системе законодательства местного самоуправления. Как его совершенствовать? По каким направлениям? Какие механизмы нужны? – заявил он в интервью veved.ru. – Местное самоуправление ближе всего к населению, население и спрашивает с него в первую очередь. И эти запросы нужно суметь удовлетворить.
Но, похоже, что глав больше волнуют недостатки действующей системы МСУ, а не разработка реформы. Как говорится, будет день – будет пища. Проще жить в «покое», а не с «волей».
Впрочем, одно другому не мешает. По мнению мэра Новоуральска Владимира Машкова, речь как раз и идет о корректировке созданной системы. Или, как образно заметила депутат Галина Артемьева, «никому не нужны революции».
Похоже, что Кремль, наблюдая за событиями в Киеве, сделал определенные выводы. Что «социальные волнения» – это не только две школьницы в Волчанске. И вновь, как в 2012 году, устало вздохнул и взял курс на либерализацию. И вот в «низы» пошла установка: узнать, что волнует представителей местного самоуправления. Давайте скорректируем!
Радует, что власть уже не раздает абстрактные обещания и предлагает гражданам «честный пополам»: избирайте сами своих «избранников» на уровне микрорайонов и с них уже спрашивайте за все недоработки. Так и на Болотную выходить смысла больше не будет.
В зале заседаний облпарламента, где и проходило мероприятие, собралось около 40 человек: в основном главы свердловских городов, но присутствовали и региональные депутаты, чиновники и эксперты.
Модератор круглого стола Яков Силин ознакомил присутствующих со списком предложений от Свердловской области «по совершенствованию системы организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предложил обсудить, что еще можно добавить к этому 23-страничному документу?
Даже на первый взгляд документ поражает своей либеральностью к МСУ. Он разбит на семь тем (оптимизация полномочий, финансовые основы самоуправления, налоговые послабления, жилищное строительство и т.д.), в каждой по несколько пунктов. Видимо, подготовленные предложения оказались настолько исчерпывающими, что замечаний у присутствующих к ним практически не нашлось.
Некоторые мэры озвучили свои местные проблемы и достижения, но нашлись и те, кто высказал системные претензии к существующему регулированию местного самоуправления. К примеру, глава «второго города области» Нижнего Тагила Сергей Носов поднял злободневную проблему порядка софинансирования муниципальных проектов. По его словам, разработка проектной документации стоит достаточно дорого и нет никаких гарантий, что область даст добро («у меня за прошлый год на разработку документов около 100 млн руб. ушло – деньги не лишние для города. А что будет дальше с этими проектами, я не знаю»). Также г-н Носов коснулся проблемы полномочий муниципальных властей.
– У меня за прошлый год больше 200 млн рублей не попало в бюджет города, потому что бизнес платит налоги в других территориях – это разве моя проблема? Это проблема федеральных властей, почему они недорабатывают! – заявил чиновник.
Коллегу поддержал глава Сухого Лога Станислав Суханов. Он предложил четко разграничить проблемы и ответственность за их решение, поскольку небольшой муниципалитет, по его словам, физически не может бороться с глобальными проблемами вроде масштабных лесных пожаров или терроризмом.
– А если завтра мы внешнее нападение не сможем отбить? Тоже главы должны будут военную безопасность обеспечить?! – риторически спросил г-н Cуханов.
Тут уж не выдержал Яков Силин, напомнивший мэру, что защита границ России на Урале может быть предметом для шуток, а для приграничных регионов это суровая реальность. «Мэры приходят царствовать, а получают лопаты в руки», – резюмировал вице-премьер, намекая, что трудиться «лопатой» его собеседник не умеет.
К слову, Якова Силина поддержал и директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, заметивший, что проект реформы МСУ, а точнее расширение полномочий муниципалитетов, может вызвать опасение только у мэров, привыкших работать «по старинке».
– Конечно, их сейчас больше волнуют текущие вопросы, финансирование и так далее, – комментирует эксперт. – Не исключено, что в будущем пройдет ротация муниципальных глав на более инициативных и самостоятельных.
С другой стороны, реформа местного самоуправления, как отметил политолог Александр Предеин, больше важна для мегаполисов, нежели для небольших городов районного значения.
– Какой вообще был смысл собирать «мелкие» муниципалитеты? – удивился он. – Ведь реформа в первую очередь означает разукрупнение крупных муниципалитетов!
К слову, об этом на круглом столе тоже зашла речь. Свердловский депутат Анатолий Павлов, сидевший в президиуме, под конец мероприятия осторожно покритиковал проект реформы.
Дело в том, что применительно к городам-миллионникам федеральные депутаты «Единой России» предлагают ввести еще один уровень местного самоуправления: жители микрорайонов избирают «районные думы», которые, в свою очередь, избирают гордуму. Эту систему Александр Предеин назвал «властью шаговой доступности». Теоретически ее можно сравнить также и с демократией «прямого действия» образца древних Афин.
– В Екатеринбурге никогда не было местного самоуправления в прямом смысле, – заявил политолог. – У нас проще «достучаться» до федеральных властей.
Правда, необходимо еще понять, как «нарезать» в Екатеринбурге эти «муниципии», ведь семь административных районов города слишком уж большие территориально. Но не настолько, чтобы не вызвать опасение у депутата Сухова, который предостерег коллег, мол, сейчас у нас один «коллективный Чернецкий», а будет семь.
– Мы такой, извините за выражение, геморрой себе наживем, даже не знаю, как с ним будем разбираться! – заявил он.
В конце круглого стола Яков Силин попросил присутствующих все же прочитать предложения по реформе МСУ и выдвинуть свои инициативы, если есть. В течение недели-двух они будут отправлены в Москву, главе Всероссийского совета местного самоуправления, депутату Госдумы Вячеславу Тимченко. Так что г-н Силин попросил муниципальных чиновников поторопиться.
Впрочем, вице-премьер остался дискуссией доволен.
– Принципиально важно такие встречи проводить для того, чтобы услышать от практиков, что необходимо менять в системе законодательства местного самоуправления. Как его совершенствовать? По каким направлениям? Какие механизмы нужны? – заявил он в интервью veved.ru. – Местное самоуправление ближе всего к населению, население и спрашивает с него в первую очередь. И эти запросы нужно суметь удовлетворить.
Но, похоже, что глав больше волнуют недостатки действующей системы МСУ, а не разработка реформы. Как говорится, будет день – будет пища. Проще жить в «покое», а не с «волей».
Впрочем, одно другому не мешает. По мнению мэра Новоуральска Владимира Машкова, речь как раз и идет о корректировке созданной системы. Или, как образно заметила депутат Галина Артемьева, «никому не нужны революции».
Похоже, что Кремль, наблюдая за событиями в Киеве, сделал определенные выводы. Что «социальные волнения» – это не только две школьницы в Волчанске. И вновь, как в 2012 году, устало вздохнул и взял курс на либерализацию. И вот в «низы» пошла установка: узнать, что волнует представителей местного самоуправления. Давайте скорректируем!
Радует, что власть уже не раздает абстрактные обещания и предлагает гражданам «честный пополам»: избирайте сами своих «избранников» на уровне микрорайонов и с них уже спрашивайте за все недоработки. Так и на Болотную выходить смысла больше не будет.
Сергей Мальцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07