В Прикамье формируется резерв криминального сообщества

После долгого перерыва резко пошла в рост подростковая преступность


06.10.2015

До недавнего времени ситуация с подростковой преступностью в Пермском крае была относительно стабильной. Или, во всяком случае, управляемой. Усилия правоохранительной системы, региональные и муниципальные программы на протяжении последних 10 лет способствовали последовательному снижению количества преступлений, совершенных подростками. Однако теперь ситуация изменилась. Менее чем за год многие негативные показатели выросли кратно. И причина, видимо, не только в том, что целый ряд социальных проектов в сфере профилактики больше не финансируется.

Степень криминализации молодежной среды – один из важнейших показателей здоровья общества. Предотвращение негативных тенденций в этой сфере требует взаимодействия правоохранительных органов, власти, служб трудоустройства, социальной защиты, системы образования. Без этого реальные результаты невозможны. Более того, недоработки чиновников, педагогов, медиков могут свести на нет любые превентивные меры. Что, собственно, и происходит.

Неутешительный тренд

– За 8 месяцев 2015 года в крае зарегистрирован рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 9%, на 20% возросло число подростков, совершивших преступления повторно, – отмечает прокурор Пермского края Вадим Антипов. – В 3 раза увеличилось число зарегистрированных случаев отравления подростков наркотическими средствами, в 8 раз – поставленных на учет в связи с употреблением наркотических средств. В прошлом году закон преступили 900 школьников! В крае идет омоложение преступности, а значит, имеет место недоработка системы профилактики, органов внутренних дел, КДН, учреждений образования. Мы фиксируем также неудовлетворительную работу по реабилитации и социальной адаптации подростков, которые освободились из мест лишения свободы. Необходимо выработать подходы, которые позволят изменить ситуацию в крае.

Таким образом прокурор края сформулировал задачи, стоящие перед различными ведомствами, в ходе координационного совещания руководителей правоохранительных органов Пермского края. По оценке прокуратуры, между органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями и другими субъектами системы профилактики не обеспечено эффективное взаимодействие. И это негативно отражается на уровне подростковой преступности.

– На краевом уровне вопросы предупреждения преступности в последний раз рассматривались в 2009 году, – напомнил заместитель прокурора края Александр Дерышов. – Что вполне объяснимо. На протяжении 10 лет в крае последовательно снижалось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, и их участников. С конца 2014 года ситуация изменилась. Крайне неблагополучное положение складывается в 26 муниципальных образованиях края, включая краевой центр, где рост преступности несовершеннолетних составил 64%. При этом удельный вес «пьяной» преступности вырос в два раза!

В соответствии с законом, основную нагрузку по предупреждению преступности несут органы внутренних дел. Однако в их деятельности повсеместно выявляются системные недостатки, отсутствует надлежащий ведомственный контроль, допускаются фальсификация учетных документов, формализм в работе с подростками.

К примеру, в сентябре 2014 года в Частинском районе был снят с учета ПДН несовершеннолетний, который за неделю до этого вновь совершил преступление. А в этом году он уже осужден еще за две кражи. О проведенной с ним работе свидетельствуют только два рапорта участкового. Информации негусто: «На момент проверки проживает с бабушкой».

Как следствие, треть несовершеннолетних, находящихся в поле зрения органов полиции, вновь совершают преступления. 60% подучетного контингента, еще не подлежащего уголовной ответственности по возрасту, совершают общественно опасные деяния. По оценке прокуратуры, за счет этих подростков формируется так называемый «резерв» криминального сообщества.

В Прикамье формируется резерв криминального сообществаПрокуратура края поставила вопрос о подготовке регионального закона, который четко определил бы границы ответственности каждого из субъектов профилактики


Прокурор города Перми Андрей Назаров обратил внимание на социальный аспект проблемы:

– По уровню подростковой преступности мы опережаем Казань, Челябинск, Нижний Новгород, «уступая» только Екатеринбургу. В прошлом году мы имели падение подростковой преступности на 34%, но нынешний год резко контрастирует с этим показателем. Причины: отсутствие профилактики, незанятость, безнадзорность, социальное неблагополучие. 58% в структуре преступности несовершеннолетних составляют имущественные преступления – кражи из магазинов и торговых центров одежды, продуктов, техники.

Откуда дровишки?

Недоработки органов местного самоуправления, учреждений образования, медицинских организаций сводят на нет превентивные меры, направленные на снижение подростковой преступности. Так, по-прежнему невысока роль служб занятости населения. В рамках регионального закона «О квотировании рабочих мест» в этом году органами занятости заключено 157 договоров об установлении квоты для несовершеннолетних граждан на 172 рабочих места, а трудоустроены лишь 52 человека. В территориях, где отмечен наибольший удельный вес повторной преступности, для трудоустройства несовершеннолетних квотирование вообще не использовалось. В Березниках за последние 3 года квота составила 372 рабочих места, а трудоустроен лишь один подросток.

Профилактика безнадзорности и индивидуальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, возложены на минсоцразвития Пермского края и его территориальные органы. Однако они с этой работой явно не справляются. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних больше заняты заполнением бесконечных форм отчетности, установленных краевой КДН, чем реальной работой.

Есть у прокуратуры претензии и к медикам. Учреждения здравоохранения не информируют органы внутренних дел о несовершеннолетних, поставленных на учет за употребление психоактивных веществ. В Ильинском районе подросток, в пьяном виде управлявший машиной, погиб в ДТП. И только прокурорская проверка установила: с 2012 года несовершеннолетний состоял на учете в медицинской организации, но сотрудники полиции об этом ничего не знали.

Особая тема – система образования. Именно здесь – теоретически – у детей закладываются основы законопослушного поведения, организуется досуг подростков, ведется контроль за посещаемостью, а тесное взаимодействие с семьей позволяет вовремя заметить признаки социального неблагополучия. Но на практике получается иначе. Учебные заведения больше озабочены своими текущими показателями, чем будущим детей. Они склонны скрывать факты противоправного поведения и преступлений, ограничиваясь «разбором полетов» на совете профилактики или в службе примирения.

Иногда доходит до абсурда. В пермской школе № 81, например, самостоятельно пытались разобраться с 12 (!) фактами побоев и оскорблений. В Юсьвинском районе педагоги, дежурившие на ночной дискотеке, «не заметили» несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения. А закончилось все гибелью подростков в ДТП.

Еще хуже ситуация в учреждениях профессионального образования. Форм организации досуга учащихся здесь меньше, контроль за посещаемостью ниже. Из 61 краевой профессиональной образовательной организации лишь 5 могут похвастаться тем, что их подопечные не совершали правонарушений. Более 1500 учащихся колледжей, подведомственных министерству образования края, состоят на учете в органах полиции, более 300 осуждены.

В целом результаты прокурорских проверок свидетельствуют о нарушениях со стороны всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, об их системном характере. С другой стороны, распространенность выявленных нарушений говорит об имеющихся недостатках прокурорского надзора, отсутствии качественного анализа состояния преступности в территориях, отмечает прокурор Пермского края Вадим Антипов.

В ходе координационного совещания руководителями правоохранительных органов Пермского края определены необходимые мероприятия. В том числе поставлен вопрос о подготовке регионального закона, который четко определил бы функционал и границы ответственности каждого из субъектов профилактики.

Не остался незамеченным и вопрос руководителя СУ СКР по Пермскому краю Марины Заббаровой: сколько еще правоохранительные органы будут заниматься координацией работы между собой? Формат подобных совещаний решено изменить – с тем чтобы на них можно было также услышать позицию краевой и городской власти. Но это если выражаться политкорректно. А по факту – пора бы уже чиновникам и отчитаться.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>