Четвертый сон Виктора Федоровича
Усилиями губернатора Басаргина муниципальная реформа в Пермском крае пойдет по пути отсутствия реформ
27.10.2014
Фото novius.ru
Краевой парламент принял в первом чтении законопроект «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и избрания глав муниципальных образований». Большинством голосов пленарка ЗС утвердила проект муниципальной реформы, внесенный Советом глав муниципальных образований края. Решение было предсказуемо: именно этот законопроект, по общему мнению, отражает позицию губернатора и был подготовлен его командой.
В сентябре вопрос о муниципальной реформе в последний момент был снят с повестки пленарного заседания ЗС под формальным предлогом. Между тем как раз в сентябре итоги голосования могли быть другими. Дополнительный месяц команда губернатора использовала с умом, изменив баланс сил. При этом решающую роль сыграла «Единая Россия»: губернаторский проект реформы был рекомендован к консолидированному голосованию фракции.
В общей сложности в краевой парламент было внесено 5 законопроектов, из которых 4 предусматривали прямые выборы глав территорий. Однако 39 депутатов проголосовали за вариант муниципальной реформы, который допускает подобную конструкцию чисто теоретически.
Правда, даже представители «Единой России» в ходе обсуждения высказывались неоднозначно. Кое-кто даже признавал, что поддержать этот вариант муниципальной реформы их подвигла исключительно партийная дисциплина. Другие заранее говорили о коррективах, которые нужно будет внести ко второму чтению. Депутат Елена Гилязова, например, совместила обе позиции:
– Как послушный член фракции, я буду голосовать за принятие данного законопроекта, но оставляю за собой право между первым и вторым чтением внести поправку, позволяющую муниципалитетам в любой момент править свои уставы и изменять принципы выборов глав.
Противники проекта были менее политкорректны. Так, в отзыве на законопроект, подписанном губернатором, депутаты усмотрели словосочетание «с учетом мнения жителей». Они очень хотели услышать, каким образом учитывалось это мнение, сколько народу высказалось за, кто был против. Однако глава администрации губернатора Алексей Фролов, который взял на себя ответ на неудобный вопрос, выражался путано и в конечном итоге пришел к умозаключению: мнение народа учитывалось опосредованно, через депутатов как представителей граждан. А если кто против, то он неправильно понимает статус депутата и суть депутатской деятельности.
Согласно регламенту рассмотрения альтернативных законопроектов, который озвучил спикер Валерий Сухих, каждому автору законопроекта предоставлялось слово для доклада. После обсуждения всех пяти вариантов законопроекты последовательно выносились на голосование. Первый же законопроект, набравший нужное количество голосов, считался принятым, остальные на голосование не ставились.
В порядке внесения законопроектов первым получил слово депутат Алексей Бурнашов. Он напомнил суть своих предложений: прямые выборы и разделение ветвей власти. В эмоциональной части депутат напомнил, что городу Перми, к примеру, парламентарии неоднократно обещали прямые выборы главы города. Кстати, среди альтернативных проектов реформы наибольшую поддержку получил именно проект Бурнашова – 15 голосов «за». Проект, внесенный КПРФ, на голосование не ставился. До него просто не дошла очередь – утвержден законопроект, шедший четвертым по списку.
Таким образом, рабочая группа продолжит работу над проектом реформы местного самоуправления, который предусматривает два основных момента. Первое: представительные органы муниципальных районов избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Второе: сохраняется действующий порядок избрания глав муниципальных образований, предусмотренный их уставами на момент вступления закона в силу. То есть либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Далее, для всех муниципальных образований Пермского края устанавливается единая модель руководства органами местного самоуправления: глава муниципального образования, независимо от формы его избрания, входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Нововведение распространяется на муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения с численностью населения свыше 10 000 человек и сельские поселения, являющиеся административными центрами муниципальных районов.
Иными словами, в регионе будет тиражироваться модель, хорошо знакомая пермякам: выборы гордумы, потом выборы главы города депутатами из своего состава и заключение контракта с сити-менеджером, который будет возглавлять исполнительную власть.
При этом у территорий сохраняется шанс отстоять прямые выборы – если они оперативно внесут в устав соответствующие изменения. Потому что на момент вступления законопроекта в силу сохраняется порядок избрания глав, предусмотренный уставами муниципалитетов.
Но первое, что при этом нужно иметь в виду, – в любом случае глава муниципального образования будет возглавлять только законодательный орган. Хоть завыбирайся. Исключение сделано для поселений, где меньше 10 тысяч жителей: там глава будет един во всех лицах.
И второй нюанс: рычагов воздействия на муниципалитеты у губернатора предостаточно. К примеру, в Перми два года идет разработка нового Устава, который должен ввести прямые выборы главы города. Но уже с полгода новостей о том, как движется дело, что-то не слышно.
Краевой парламент принял в первом чтении законопроект «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и избрания глав муниципальных образований». Большинством голосов пленарка ЗС утвердила проект муниципальной реформы, внесенный Советом глав муниципальных образований края. Решение было предсказуемо: именно этот законопроект, по общему мнению, отражает позицию губернатора и был подготовлен его командой.
В сентябре вопрос о муниципальной реформе в последний момент был снят с повестки пленарного заседания ЗС под формальным предлогом. Между тем как раз в сентябре итоги голосования могли быть другими. Дополнительный месяц команда губернатора использовала с умом, изменив баланс сил. При этом решающую роль сыграла «Единая Россия»: губернаторский проект реформы был рекомендован к консолидированному голосованию фракции.
В общей сложности в краевой парламент было внесено 5 законопроектов, из которых 4 предусматривали прямые выборы глав территорий. Однако 39 депутатов проголосовали за вариант муниципальной реформы, который допускает подобную конструкцию чисто теоретически.
Правда, даже представители «Единой России» в ходе обсуждения высказывались неоднозначно. Кое-кто даже признавал, что поддержать этот вариант муниципальной реформы их подвигла исключительно партийная дисциплина. Другие заранее говорили о коррективах, которые нужно будет внести ко второму чтению. Депутат Елена Гилязова, например, совместила обе позиции:
– Как послушный член фракции, я буду голосовать за принятие данного законопроекта, но оставляю за собой право между первым и вторым чтением внести поправку, позволяющую муниципалитетам в любой момент править свои уставы и изменять принципы выборов глав.
Противники проекта были менее политкорректны. Так, в отзыве на законопроект, подписанном губернатором, депутаты усмотрели словосочетание «с учетом мнения жителей». Они очень хотели услышать, каким образом учитывалось это мнение, сколько народу высказалось за, кто был против. Однако глава администрации губернатора Алексей Фролов, который взял на себя ответ на неудобный вопрос, выражался путано и в конечном итоге пришел к умозаключению: мнение народа учитывалось опосредованно, через депутатов как представителей граждан. А если кто против, то он неправильно понимает статус депутата и суть депутатской деятельности.
Согласно регламенту рассмотрения альтернативных законопроектов, который озвучил спикер Валерий Сухих, каждому автору законопроекта предоставлялось слово для доклада. После обсуждения всех пяти вариантов законопроекты последовательно выносились на голосование. Первый же законопроект, набравший нужное количество голосов, считался принятым, остальные на голосование не ставились.
В порядке внесения законопроектов первым получил слово депутат Алексей Бурнашов. Он напомнил суть своих предложений: прямые выборы и разделение ветвей власти. В эмоциональной части депутат напомнил, что городу Перми, к примеру, парламентарии неоднократно обещали прямые выборы главы города. Кстати, среди альтернативных проектов реформы наибольшую поддержку получил именно проект Бурнашова – 15 голосов «за». Проект, внесенный КПРФ, на голосование не ставился. До него просто не дошла очередь – утвержден законопроект, шедший четвертым по списку.
Таким образом, рабочая группа продолжит работу над проектом реформы местного самоуправления, который предусматривает два основных момента. Первое: представительные органы муниципальных районов избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Второе: сохраняется действующий порядок избрания глав муниципальных образований, предусмотренный их уставами на момент вступления закона в силу. То есть либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Далее, для всех муниципальных образований Пермского края устанавливается единая модель руководства органами местного самоуправления: глава муниципального образования, независимо от формы его избрания, входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Нововведение распространяется на муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения с численностью населения свыше 10 000 человек и сельские поселения, являющиеся административными центрами муниципальных районов.
Иными словами, в регионе будет тиражироваться модель, хорошо знакомая пермякам: выборы гордумы, потом выборы главы города депутатами из своего состава и заключение контракта с сити-менеджером, который будет возглавлять исполнительную власть.
При этом у территорий сохраняется шанс отстоять прямые выборы – если они оперативно внесут в устав соответствующие изменения. Потому что на момент вступления законопроекта в силу сохраняется порядок избрания глав, предусмотренный уставами муниципалитетов.
Но первое, что при этом нужно иметь в виду, – в любом случае глава муниципального образования будет возглавлять только законодательный орган. Хоть завыбирайся. Исключение сделано для поселений, где меньше 10 тысяч жителей: там глава будет един во всех лицах.
И второй нюанс: рычагов воздействия на муниципалитеты у губернатора предостаточно. К примеру, в Перми два года идет разработка нового Устава, который должен ввести прямые выборы главы города. Но уже с полгода новостей о том, как движется дело, что-то не слышно.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19