Пермская епархия: возвращение к истокам
Первым местным летописцем был священник Гавриил Сапожников
03.04.2019
В память о 220-летии образования самостоятельной Пермской епархии реализуется просветительский проект «Наследники». Он посвящен самым ярким страницам истории и людям, которые творили эту историю на пермской земле. И в том числе - людям, которые окружали первого Пермского епископа Иоанна (Островского), приехавшего в далеком 1800 году в новооснованную и самостоятельную Пермскую епархию.
Как заметил историк Дмитрий Софьин, в то время наш город совсем не походил на дикий «медвежий угол», и среди духовенства хватало просвещенных и очень достойных священнослужителей, которые стали главными помощниками Владыки Иоанна. Одним из них был яркий и одаренный священник Петропавловского собора - отец Гавриил Сапожников, который в истории нашего города известен как первый летописец.
Конечно, хотелось бы каждому из наших читателей посоветовать найти время, чтобы отправиться в архив и своими руками прикоснуться к истории. Ну, а для тех, кто живет в постоянном цейтноте, расскажем поподробнее о священнике и его «Летописи».
Вообще Сапожниковы – древний священнический род, представители которого, начиная с XVIII века, исправно несли свое служение в храмах Пермской и Вятской епархий. Среди представителей этого рода много славных имен. Это Иоанн Филиппович Сапожников, настоятель Троицкой церкви Полазненского завода, священник Успенского собора г. Осы, Николай Иоаннович Сапожников, священник Димитриевской церкви села Димитриевское Соликамского уезда, Петр Николаевич Сапожников, священник Николаевской церкви села Ершовка Осинского уезда.
О самом священнике Гаврииле Сапожникове известно немного. Родился он 8 июля 1759 года в селе Полазнинском в семье местного священника Филиппа Сапожникова, обучался в Вятской духовной семинарии. После окончания семинарии был назначен священником пермского Петропавловского собора. Служил, скорее всего, добросовестно и усердно. Когда в Перми открыли духовную консисторию в 1800 году, Гавриил Сапожников был назначен её членом. Недавно установлено, что умер Гавриил Сапожников 5 июля 1808 года. Запись о смерти иерея Гавриила Сапожникова имеется в метрической книге Петропавловского собора г. Перми.
Прежде чем перейти непосредственно к «Летописи» отца Гавриила, давайте обратимся к одной интересной публикации в газете «Вечерняя Пермь» за 1972 год. В то далекое время благодаря удивительным людям, которые, надо сказать, всегда были в нашем крае, каждый советский читатель за 2 копейки мог не только узнать новости города, но и приобщиться к истории своего города и края.
Сегодня вновь стали популярными такие занятия, как составление родословных, поиск своих корней, изучение истории своего рода, поиск генеалогических связей и т.д. Но ещё совсем, казалось бы, недавно внимание наших родителей, бабушек, дедушек всеми возможными способами акцентировали на истории партии и её вождей. Впрочем, известный тогда и сейчас архивист и историк Леон Сергеевич Кашихин в материале «Первая летопись Перми» писал в 70-е годы прошлого столетия о «будущих историках Церкви в Прикамье».
Здесь, наверное, стоит вспомнить о том, что в первой половине 70-х годов церковная жизнь была относительно свободной, стабильной и протекала без особых потрясений. Несмотря на то, что посещаемость храмов снижалась, так как большинство населения страны стало составлять поколение, воспитанное вне Церкви, более частыми становились случаи религиозного обращения людей, выросших в атеистических семьях, значительно выросло число крещений взрослых людей, особенно в больших городах. Средний возраст прихожан начал снижаться. «Сколько же верующих объединяет Святая Церковь? - говорил Патриарх Пимен в докладе, который он произнес на торжественном заседании по случаю 60-летия восстановления Патриаршества 25 мая 1978 года. - Паства наша многомиллионная. Ввиду разнообразия активности их духовной жизни и при отсутствии традиции нашей Церкви вести статистический учет верующих, назвать конкретные цифры невозможно. Наша Церковь радуется умножению своих чад и скорбит при их утрате».
Но возвратимся к «Первой летописи Перми», - материалу газеты «Вечерняя Пермь». Леон Кашихин пытается рассказать советскому читателю об удивительной истории и находке подлинника «летописи», а точнее, о «случайной находке». Вчитайтесь только: «Подлинник летописи был обнаружен в Пермском облархиве среди россыпи документов, поступивших в 50-е годы из областного краеведческого музея». Представляете? Уникальный исторический документ в «россыпи»»? Ну, что же, такие были времена.
Кстати, тогда процесс закрытия церквей практически остановился, но надзор за духовенством и верующими все еще сохранялся. За посещение храма могли уволить с работы. Поэтому нужно было обладать значительным мужеством, чтобы исповедовать веру в таких условиях. Слава Богу, времена изменились.
Открыв дело 1281 фонда 297 в Государственном архиве Пермского края, любой человек, интересующийся историей, несомненно, увидит, с каким усердием, прилежностью и талантом взялся за свою «летопись» отец Гавриил. Схема служащих на тот момент и служивших ранее священнослужителей в Петропавловском соборном храме предваряет саму летопись. Может, со мной и поспорят графологи, но первое, что тоже сразу бросилось в глаза, - это почерк священника Гавриила, который выдаёт характер автора. Дописки, пояснения и уточнения (скорее всего, появлявшиеся позже) говорят о том, что автор «Летописи» хотел как можно тщательней составить свой труд, отчего подчас нарушалась стройность текста. Нужно, конечно же, вспомнить и ту колоссальную загруженность, которая была у отца Гавриила как у священника и талантливого работника Духовной консистории, ближайшего сподвижника Владыки Иоанна.
Страница за страницей перелистывая труд отца Гавриила, мы знакомимся не только со священниками, но и с жизнью Перми вообще. Сменяются значимые, известные и не очень люди, возглавляющие Пермское наместничество, сменяются архипастыри, духовно окормляющие Пермскую землю, а беглый и эмоциональный почерк первого бытописателя всё это экспрессивно отражает на бумаге. Где-то развёрнуто и красиво описывая события дней минувших, а где-то, видимо, «на бегу», среди множества поручений отображая произошедшее, отец Гавриил сохранил память для последующих поколений.
Возможно, повторюсь ещё раз, но держать в своих руках этот удивительный труд поистине выдающегося человека большая ответственность и вместе с тем неописуемая радость! Наверное, не только одержимые историей и специалисты должны попробовать стать сопричастными летописям, документам и архивным фотографиям. Тем более что удивительное путешествие по волнам истории сегодня возможно для любого человека, имеющего доступ в Интернет, для всех жителей нашего города и края.
Как заметил историк Дмитрий Софьин, в то время наш город совсем не походил на дикий «медвежий угол», и среди духовенства хватало просвещенных и очень достойных священнослужителей, которые стали главными помощниками Владыки Иоанна. Одним из них был яркий и одаренный священник Петропавловского собора - отец Гавриил Сапожников, который в истории нашего города известен как первый летописец.
Конечно, хотелось бы каждому из наших читателей посоветовать найти время, чтобы отправиться в архив и своими руками прикоснуться к истории. Ну, а для тех, кто живет в постоянном цейтноте, расскажем поподробнее о священнике и его «Летописи».
Вообще Сапожниковы – древний священнический род, представители которого, начиная с XVIII века, исправно несли свое служение в храмах Пермской и Вятской епархий. Среди представителей этого рода много славных имен. Это Иоанн Филиппович Сапожников, настоятель Троицкой церкви Полазненского завода, священник Успенского собора г. Осы, Николай Иоаннович Сапожников, священник Димитриевской церкви села Димитриевское Соликамского уезда, Петр Николаевич Сапожников, священник Николаевской церкви села Ершовка Осинского уезда.
О самом священнике Гаврииле Сапожникове известно немного. Родился он 8 июля 1759 года в селе Полазнинском в семье местного священника Филиппа Сапожникова, обучался в Вятской духовной семинарии. После окончания семинарии был назначен священником пермского Петропавловского собора. Служил, скорее всего, добросовестно и усердно. Когда в Перми открыли духовную консисторию в 1800 году, Гавриил Сапожников был назначен её членом. Недавно установлено, что умер Гавриил Сапожников 5 июля 1808 года. Запись о смерти иерея Гавриила Сапожникова имеется в метрической книге Петропавловского собора г. Перми.
Прежде чем перейти непосредственно к «Летописи» отца Гавриила, давайте обратимся к одной интересной публикации в газете «Вечерняя Пермь» за 1972 год. В то далекое время благодаря удивительным людям, которые, надо сказать, всегда были в нашем крае, каждый советский читатель за 2 копейки мог не только узнать новости города, но и приобщиться к истории своего города и края.
Сегодня вновь стали популярными такие занятия, как составление родословных, поиск своих корней, изучение истории своего рода, поиск генеалогических связей и т.д. Но ещё совсем, казалось бы, недавно внимание наших родителей, бабушек, дедушек всеми возможными способами акцентировали на истории партии и её вождей. Впрочем, известный тогда и сейчас архивист и историк Леон Сергеевич Кашихин в материале «Первая летопись Перми» писал в 70-е годы прошлого столетия о «будущих историках Церкви в Прикамье».
Здесь, наверное, стоит вспомнить о том, что в первой половине 70-х годов церковная жизнь была относительно свободной, стабильной и протекала без особых потрясений. Несмотря на то, что посещаемость храмов снижалась, так как большинство населения страны стало составлять поколение, воспитанное вне Церкви, более частыми становились случаи религиозного обращения людей, выросших в атеистических семьях, значительно выросло число крещений взрослых людей, особенно в больших городах. Средний возраст прихожан начал снижаться. «Сколько же верующих объединяет Святая Церковь? - говорил Патриарх Пимен в докладе, который он произнес на торжественном заседании по случаю 60-летия восстановления Патриаршества 25 мая 1978 года. - Паства наша многомиллионная. Ввиду разнообразия активности их духовной жизни и при отсутствии традиции нашей Церкви вести статистический учет верующих, назвать конкретные цифры невозможно. Наша Церковь радуется умножению своих чад и скорбит при их утрате».
Но возвратимся к «Первой летописи Перми», - материалу газеты «Вечерняя Пермь». Леон Кашихин пытается рассказать советскому читателю об удивительной истории и находке подлинника «летописи», а точнее, о «случайной находке». Вчитайтесь только: «Подлинник летописи был обнаружен в Пермском облархиве среди россыпи документов, поступивших в 50-е годы из областного краеведческого музея». Представляете? Уникальный исторический документ в «россыпи»»? Ну, что же, такие были времена.
Кстати, тогда процесс закрытия церквей практически остановился, но надзор за духовенством и верующими все еще сохранялся. За посещение храма могли уволить с работы. Поэтому нужно было обладать значительным мужеством, чтобы исповедовать веру в таких условиях. Слава Богу, времена изменились.
Открыв дело 1281 фонда 297 в Государственном архиве Пермского края, любой человек, интересующийся историей, несомненно, увидит, с каким усердием, прилежностью и талантом взялся за свою «летопись» отец Гавриил. Схема служащих на тот момент и служивших ранее священнослужителей в Петропавловском соборном храме предваряет саму летопись. Может, со мной и поспорят графологи, но первое, что тоже сразу бросилось в глаза, - это почерк священника Гавриила, который выдаёт характер автора. Дописки, пояснения и уточнения (скорее всего, появлявшиеся позже) говорят о том, что автор «Летописи» хотел как можно тщательней составить свой труд, отчего подчас нарушалась стройность текста. Нужно, конечно же, вспомнить и ту колоссальную загруженность, которая была у отца Гавриила как у священника и талантливого работника Духовной консистории, ближайшего сподвижника Владыки Иоанна.
Страница за страницей перелистывая труд отца Гавриила, мы знакомимся не только со священниками, но и с жизнью Перми вообще. Сменяются значимые, известные и не очень люди, возглавляющие Пермское наместничество, сменяются архипастыри, духовно окормляющие Пермскую землю, а беглый и эмоциональный почерк первого бытописателя всё это экспрессивно отражает на бумаге. Где-то развёрнуто и красиво описывая события дней минувших, а где-то, видимо, «на бегу», среди множества поручений отображая произошедшее, отец Гавриил сохранил память для последующих поколений.
Возможно, повторюсь ещё раз, но держать в своих руках этот удивительный труд поистине выдающегося человека большая ответственность и вместе с тем неописуемая радость! Наверное, не только одержимые историей и специалисты должны попробовать стать сопричастными летописям, документам и архивным фотографиям. Тем более что удивительное путешествие по волнам истории сегодня возможно для любого человека, имеющего доступ в Интернет, для всех жителей нашего города и края.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Банде наркоторговцев в Екатеринбурге раздали сроки отсидки
Понедельник, 25 ноября, 22.08
На крупный штраф нарвался «Водоканал-НТ» за загрязнение рек Тагил и Исток
Понедельник, 25 ноября, 21.23
Через несколько дней екатеринбуржцы обсудят проект Основинского парка
Понедельник, 25 ноября, 19.51