В суде Кургана прошли прения по «делу Решетникова»

Потерпевшая сторона и защита требуют оправдать генерал-майора


21.03.2017

Очередной громкий судебный процесс над руководством силовых структур подошел к своему финалу. В Курганском городском суде 20 марта завершились прения сторон по делу экс-начальника зауральского УМВД России Игоря Решетникова, обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Процесс примечателен тем, что прокурор на прениях остался в совершенном одиночестве. Представитель потерпевшей стороны полностью перешел на сторону защиты, требуя оправдать генерал-майора. Подробности читайте в материале.

Ведомственный загородный дом

Прокурор Алексей Киселев начал свое выступление хлестко, уверенно, не стесняясь в выражениях и даже не чуждаясь пафоса. Он обвиняет Решетникова в использовании здания реабилитационного центра УМВД на базе отдыха в Болдинцево «в качестве личного загородного дома, отдыха для своей семьи и близких, а также для проведения неофициальных мероприятий с руководителями правоохранительных и государственных органов области».

В качестве доказательств обвинитель ссылается на показания заключившего со следствием досудебное соглашение свидетеля Сергея Мазко, бывшего начальника тыла УМВД региона. Он же проходил главным свидетелем обвинения и в процессе над заместителями Решетникова – Андреем Алешкиным и Максимом Шевелевым. Напомним, он признан виновным в семи эпизодах получения взятки (ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ) и получил 3 года 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима. По словам Мазко, в здании Решетников проводил выходные дни с семьей, отмечал праздники. По его приглашению там часто были вместе с семьями его заместители. Несколько раз там бывал и сам Мазко. Кроме того, он сообщил, что подсудимый давал поручения приобрести в здание центра караоке, телевизор и другие вещи.

«Сотрудники комендантского взвода, охраняющие объект, подтвердили, что Решетников неоднократно приезжал как один, так и с семьей в рабочие и в выходные дни. В здании он праздновал Новый год, присвоение звания генерал-майора, посещал сауну, участвовал в проведении так называемых вторых частей расширенных коллегий МВД два раза в год в неформальной обстановке», – утверждает Киселев.

Как считает обвинение, факт использования в личных целях центра нашел свое подтверждение в заключении служебной проверки, проведенной Главным управлением собственной безопасности МВД России. «Прошу обратить внимание, что площадь здания центра составляет 734 кв. м, находится в районе базы отдыха «Болдинцево». Там есть спальня, столовая, сауна, бассейн, бильярдная, телевизор, караоке. Полагаю, это хорошее место для личного отдыха, учитывая, что намного скромнее апартаменты обошлись бы ему в 15 тысяч рублей», – злословил прокурор.

В ходе ревизии было установлено неиспользование объекта по назначению и выписано соответствующее предписание. Но достаточных мер для его исполнения Решетников не принял, утверждает гособвинитель, а продолжал использовать здание в своих целях.

Прокурор сослался на слова замначальника Управления медицинского обеспечения полиции, который пояснил, что никакой документации о необходимости в реабилитационном центре на согласование из МВД не поступало. Инициатива в этом должна исходить от начальника МВД, но такой инициативы не было.

В суде исследовались фотографии и видеоматериалы с празднования присвоения звания генерал-майора в РЦ, где были Алешкин, Шевелев, Смирнов, Мазко и сам Решетников со своими семьями. «Никто из свидетелей не сообщал, что центр посещали другие сотрудники с семьями, а лишь те, кого пригласил Решетников для прохождения службы в регионе. Ущерб составил 12 млн рублей, это деньги, затраченные на содержание центра, которое использовалось по нецелевому назначению. Своими действиями он грубо нарушил принципы эффективности и экономности госимущества, что нашло свое подтверждение в актах проверок Росимущества и Росфиннадзора», – подытожил прокурор.

Обвинитель утверждает, что из-за действий подсудимого более 30 действующих и бывших сотрудников органов внутренних дел, неся затраты, были вынуждены проходить реабилитационные процедуры в других регионах.

Прокурор попросил суд назначить Игорю Решетникову по данному эпизоду наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Также гособвинитель попросил удовлетворить исковые требования в полном объеме и оставить арест на денежные средства, принадлежащие генерал-майору.

Адвокаты строили свою защиту на том, что здание по факту не является реабилитационным центром. Адвокат Марина Толстикова сделала ссылку на копии проектной документации, где представлены измененные чертежи, на которых ясно видно, что запроектировано строительство здания без кабинета врача, процедурного кабинета, комнаты психологической разгрузки. На проекте чертежа имеются гостиничные номера, бильярдная, парная, банкетный зал, кухня, бассейн. Фактически был построен ведомственный гостевой дом, но не реабилитационный центр. В приемке указано, что строительство велось по индивидуальному проекту без согласования с профильными департаментами МВД России. А обычно такой центр строится по типовым проектам.

Свидетели рассказали, что в здание заселяли приезжавших ревизоров. Перед приездом в Курган президента Владимира Путина реабилитационный центр был включен в перечень объектов, где планировалось размещать сотрудников ФСО. Во время визита главы государства там жили сотрудники ФСБ, заявила адвокат.

Также свидетели пояснили, что для открытия центра психологической и восстановительной реабилитации необходимо было внести изменения в устав, получить медицинскую лицензию, утвердить штат сотрудников (не менее 50 человек), купить медоборудование. Здание рассчитано всего на 7 человек. Использовать по назначению его было невозможно. «Оно использовалось для временного проживания и служебных целей задолго до вступления в должность Решетникова», – уточнила Толстикова.

Что касается банкетов в РЦ, то адвокат обратила внимание суда на показания Алешкина и Смирнова, которые заявили, что без ведома Решетникова накрыли стол в честь присвоения ему звания генерал-майора, так как хотели сделать сюрприз. Также они дали показания, что однажды праздновали в здании встречу Нового года в отсутствие Решетникова. Он в это время был в Москве.

«Не установлено, когда и в какие дни Решетников использовал здание исключительно в личных целях. Ряд свидетелей ссылались на слухи, догадки и предположения и не могли указать источник осведомленности. Порядок использования здания сложился задолго до приезда Решетникова. Оно никогда не использовалось для реабилитации», – заявила адвокат.

По словам свидетеля Захарова, в настоящее время разработано положение об использовании здания в интересах сотрудников УМВД для проведения различных мероприятий, но не в целях реабилитации, что еще раз подтверждает невозможность использования здания как центра восстановительной медицины, уточнила Толстикова.

Представитель потерпевшей стороны полностью встала на сторону защиты, настаивая на том, что здание РЦ никогда не являлось лечебным учреждением, а о прохождении там реабилитационных мероприятий сотрудниками полиции невозможно и говорить.

«Заявленная в гражданском иске сумма, более 12 млн рублей, не соответствует действительности, – заявила представитель потерпевшей стороны. – При консервации объекта, использовании его Решетниковым, как гласит обвинение, в личных целях на содержание объекта все равно были бы израсходованы деньги. На лицо, которое владеет любым объектом, возложена обязанность по его содержанию, даже при консервации. Это касается и охраны и отопления. Прошу оставить гражданский иск без удовлетворения, а Решетникова оправдать».

Невыполненный госконтракт


В рамках гособоронзаказа 23 марта 2012 года между УМВД и компанией «Арт-мозаика» был заключен контракт на выполнение проектно-изыскательских работ здания центра кинологической службы и проведение госэкспертизы проекта стоимостью 2,5 млн рублей. Сроки исполнения его были заранее невыполнимы. Обвинение, ссылаясь на показания Мазко, утверждает, что Решетников подписал фиктивный акт сдачи-приемки выполненных работ от 11 декабря 2012 года, в соответствии с которым компания якобы выполнила проектно-изыскательские работы на 2 млн рублей, и поручил провести оплату не выполненной подрядчиком работы.

«С целью недопущения возврата неосвоенных средств, что является отрицательным результатом деятельности территориального органа внутренних дел, от Решетникова поступило распоряжение о необходимости «показать» МВД освоение средств, а также передать исполнение госконтракта субподрядчику, – заявил Алексей Киселев. – Условия контракта соблюдены не были, работа надлежащим образом проведена не была, экспертиза не проведена, а деньги были выплачены. Строительство центра так и не началось только из-за действий Решетникова, который злоупотребил должностными полномочиями. При этом МВД остро нуждается в новом здании для центра кинологической службы».

По второму эпизоду Решетников попадает под амнистию. По словам прокурора, подсудимый, будучи участником боевых действий на Северном Кавказе, подлежит освобождению от наказания на основании постановления Госдумы РФ об амнистии в связи с 70-летием победы в ВОВ. Однако генерал-майор не согласился с предложением прокурора «прекратить уголовное преследование и освободить его от наказания по данной норме закона», так как он не признает свою вину.

«Неосвоенные 500 тысяч рублей в связи с непроведением госэкспертизы в 2012 году возвращены в бюджет», – возразила прокурору адвокат Марина Толстикова. По словам адвоката, арбитражный суд не усмотрел существенного нарушения условий госконтракта в частичной оплате работ и в привлечении субподрядной организации. Госконтракт не расторгнут. Недобросовестность подрядчика, выразившаяся в частичном неисполнении своих обязанностей, компенсирована применением санкций в виде взыскания неустойки. «Суд установил правомерность оплаты выполненного проекта в сумме 2 млн рублей и законность неустойки», – уточнила она.

Не представлено и доказательств умышленных действий со стороны Решетникова, считает защита. Подсудимый пояснил, что подписывал большое количество контрактов, читать каждый у него не имелось возможности. До его подписи вся документация изучалась и визировалась профильными службами и юристами, строителями и тыловиками.

Представитель потерпевшей стороны попросила суд оправдать Решетникова и по второму эпизоду.

«В настоящее время госконтракт с компанией «Арт-мозаика» является действительным, он не исполнен и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Почему в 2013 году были впервые направлены материалы на экспертизу? Имелись недочеты со стороны как заказчика, так и подрядчика. Для их устранения необходим был определенный временной промежуток, и только после устранения всех этих недостатков возможно было направление на госэкспертизу. Объемы выполненных работ соответствовали сумме 2 млн рублей, которая была перечислена подрядчику по выставленному им счету», – утверждает она.

После прений суд дал возможность высказаться Игорю Решетникову. Он не был многословен и вел себя довольно сдержанно. Генерал-майор заявил о поверхностном отношении обвинения к доказательствам. Например, в сумму ущерба более 12 млн рублей, затраченных на содержание здания РЦ, обвинение включило деньги, потраченные до вступления его в должность. «Считаю, что доказательства обвинения не доказывают совершения мною преступлений и наличия у меня умысла по злоупотреблению служебными полномочиями. Прошу суд оправдать меня, гражданский иск оставить без удовлетворения», – сказал он.

В ходе прений второй защитник на 6 листах предоставил сведения о выявленных им множественных нарушениях при расследовании. Прокурор попросил суд возобновить судебное следствие, чтобы он смог детально изучить ходатайство адвоката. После рассмотрения данного вопроса судья, возможно, объявит об удалении в совещательную комнату и дату оглашения приговора.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>