Мэрию Екатеринбурга оставили без «двигателя торговли»
Свердловское правительство намерено вывести рынок рекламы из тени, установив контроль над миллиардным потоком
09.02.2016
Администрация Екатеринбурга потерпела второе крупное поражение в этом году. И если уход Александра Высокинского из мэрии в областное правительство некоторыми воспринимается как явление временное (с перспективой на возвращение в статусе главы), то потеря контроля над рекламным рынком практически поставила на грань выживаемости теневую бизнес-империю. У «серого дома», впрочем, были и возможности, и время, и ресурсы для сохранения рычагов управления «двигателем торговли», но банальная корысть и упрямство поставили точку в окончательном распределении полномочий.
Сегодня, 9 февраля, депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли решение передать функцию управления рекламным рынком в Екатеринбурге в ведение МУГИСО. Борьба за рекламный рынок началась еще в июле 2015 года, когда на одном из заседаний был принят законопроект о распределении полномочий в сфере рекламного рынка уральской столицы, который оценивается в размере от 2 до 3 миллиардов рублей. Согласно изменениям, полномочия по согласованию билбордов, в том числе на объектах недвижимости, передавались из администрации Екатеринбурга на областной уровень, а вторым законопроектом возвращались обратно. Правительство сохраняло за собой только контроль над финансовыми потоками, которые, как и раньше, продолжали поступать в бюджет города. Одним из условий стало подписание соглашения между мэрией и правительством региона.
Спустя семь месяцев договоренность так и не была выполнена. Чиновники «серого дома» попросту саботировали подписание договора, при этом продолжая взимать плату с владельцев рекламных конструкций. Не пройдя испытание на надежность, правительство решило не затягивать с наведением порядка в одной из самых коррупциогенных сфер бизнеса, инициировав возврат полномочий исполнительному органу областной власти. Федеральное законодательство это позволяло и ранее, но МУГИСО летом 2015 года сделало акт «доброй воли», дав шанс екатеринбургской мэрии проявить чудеса менеджмента.
Как и полгода назад, депутаты при обсуждении законопроекта разделились на два лагеря, а обсуждение вышло довольно бурным и эмоциональным. Учитывая предвыборный период, депутатам пришлось на личном примере столкнуться с системой рекламного рынка, в котором есть «свои» и «чужие», а заказчики делятся на «черных» и «белых».
– Мне стало интересно, как эта система работает. Я решил поздравить своих избирателей, жителей Екатеринбурга с наступающим Новым годом. Обратился в рекламную фирму, сделал макет, никакой политики. Пришел отказ: «Нет». Говорят: «У нас такие правила, мы все макеты отправляем в администрацию города на согласование – по вам пришел отказ». Рекламные фирмы отказываются себе же в ущерб. О чем это говорит? Если бы эти щиты были официальными и они платили бы с них налоги, никогда бы не отказались они от рекламы, потому что это их хлеб. Это теневой бизнес. Или кто-то закрывает глаза на эти вещи, потому что имеет какое-то отношение, или не справляется со своими полномочиями. Третьего-то не дано, – был категоричен депутат-коммунист Андрей Альшевских.
Парламентарий оказался не единственным получившим отказ – с аналогичной проблемой столкнулся его коллега из партии «Единая Россия» Алексей Коробейников, который, впрочем, оказался предприимчивее, и теперь изображение с парламентарием можно увидеть как минимум на 20 билбордах в окрестностях Екатеринбурга.
– Мы считаем, что надо наконец-то навести порядок на рынке наружной рекламы. Мы внимательно изучили этот вопрос и увидели, что порядка 90% конструкций являются незаконными. Эту коллизию надо исправлять, и МУГИСО, я уверен, с этой задачей справится. Надеемся, что фактор коррупциогенности исчезнет, и любой политик, вне зависимости от взглядов и партийной принадлежности, сможет размещать рекламу на билбордах по всему Екатеринбургу. Мы столкнулись с такой проблемой, когда хотели поздравить жителей с Новым годом и в одной из рекламных компаний нам сказали, что моя кандидатура не была согласована с администрацией города. Так не должно быть, – заявил Алексей Коробейников.
Цифра в 90%, которую назвал депутат, оказалась даже слегка занижена. По данным руководителя МУГИСО Алексея Пьянкова, на сегодняшний день в Екатеринбурге согласовано не более 2000 мест, при этом предложение на рынке составляет порядка 12 000 рекламных конструкций.
– Значительная их доля находится вне правового регулирования: где-то есть несоответствие стандарту, где-то они размещены в отсутствие аукционных процедур. Государству неправильно стоять в стороне, нам надо активно включиться, если мы ставим задачу навести порядок в этой сфере, – призвал депутатов включиться в работу министр.
Алексей Пьянков также дал сравнительную оценку работе структур, которые ответственны за «спиливание» незаконно установленных щитов в Екатеринбурге. Так, если силами мэрии за весь 2015 год было выписано всего 400 предписаний о демонтаже конструкций, то за первый месяц 2016 года МУГИСО составило уже 200 аналогичных распоряжений. По сути, цифры говорят сами за себя. Он прокомментировал и возражения некоторых депутатов относительно бюджетных затрат на борьбу с незаконно установленными рекламными щитами.
– Собственник конструкции платит штраф и оплачивает расходы по демонтажу. Согласно данным ГИБДД, вследствие не согласованных властями средств наружной рекламы в 2015 году произошло порядка двухсот аварий. Это официальные данные. Поэтому со стороны органов правопорядка активную поддержку и позитивный отклик находят те мероприятия, которые мы проводим. Пока мы не покажем участникам рынка необходимость легальных платежей в бюджет, а она обеспечивается только необратимостью наказания в виде демонтажа, порядка не будет, – уверен Алексей Пьянков.
Депутат от КПРФ Вячеслав Вегнер, вероятно досконально изучивший текст законопроекта, нашел в нем одну интересную деталь, которой позже нашлось объяснение.
– В обязательстве сторон говорится: «Предусмотреть и согласовать с министерством включение в условия аукционной документации бесплатное размещение информации органов государственной власти Свердловской области и Законодательного Собрания». Не является ли это принуждением к сделке? Любой предприниматель хочет извлекать прибыль. Областная власть тоже будет принуждать размещать информацию? – обратился он с вопросом к Пьянкову.
У министра, похоже, уже был приготовлен ответ на провокационный вопрос. Он пообещал, что на предпринимателей не будет оказываться никакого давления, а бесплатное размещение информации – дело сугубо добровольное.
– Законодатель предоставляет право лицу, которое участвует в конкурсе, предоставить условия по размещению бесплатной социальной рекламы, например, «Люди, соблюдайте ПДД». Лицо, которое участвует в конкурсе, может сказать: «Я предоставлю 20% поверхности под социальную рекламу». Кто-то скажет 10%. Победитель будет определяться по балльной системе, и этот показатель также будет учитываться, но он не ключевой, потому что все равно побеждает, как правило, тот, кто предложил наибольшую цену за размещение средств наружной рекламы, – парировал коммунисту член областного правительства.
Алексей Коробейников решил дополнить фразу министра, но ушел от деталей к самой, как он полагает, сути проблемы.
– То, что не позволяет сказать должность Пьянкову, скажу я. По нашему убеждению, некоторые из предпринимателей, не заключив договоры на рекламные конструкции, вносят наличные деньги в администрацию города, порождая коррупцию. Почему не заключили договоры? Для того, чтобы держать на коротком поводке этих предпринимателей. Есть требования ГИБДД, ГОСТ, которые необходимо соблюдать. Я считаю, что региональная власть сможет навести порядок как на трассах, так и в самом Екатеринбурге, – в очередной раз обрушился с критикой на мэрию Екатеринбурга Алексей Коробейников.
Смелое заявление единоросса не осталось незамеченным депутатом Нафиком Фамиевым, которого причисляют к «тунгусовскому лагерю», защищающему интересы администрации уральской столицы. Он напомнил коллегам, что еще совсем недавно они принимали совершенно иной законопроект, а также обвинил Коробейникова в самолюбовании.
– То, что мы делаем, это просто неуважение к своему труду. Полгода назад мы приняли закон, теперь мы его отменяем. Либо мы тогда были непрофессионалами, либо мы сейчас непрофессионалы, либо мы вообще не профессионалы. Так дела не делаются. Что, у нас Пьянков лучший специалист по спиливанию щитов? Коробейников, ну я бы вот даже просто не выходил на сцену. Я вот куда ни поеду, везде Коробейников – через каждые 50 метров. Либо он у нас скрытый супермиллиардер, либо он и есть владелец всех этих незаконных 10 тысяч щитов. Либо это нарциссизм какой-то, самолюбование. Он, наверное, каждый вечер едет и смотрит: через 50 метров я, с той стороны тоже я, – с иронией сказал Нафик Фамиев.
Как и семь месяцев назад, законопроект все же был одобрен большинством депутатов. Тем самым рекламный рынок в Екатеринбурге теперь окончательно перейдет под управление областного правительства, которое намерено увеличить поступления в бюджет за счет доходов от размещения рекламы.
Сегодня, 9 февраля, депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли решение передать функцию управления рекламным рынком в Екатеринбурге в ведение МУГИСО. Борьба за рекламный рынок началась еще в июле 2015 года, когда на одном из заседаний был принят законопроект о распределении полномочий в сфере рекламного рынка уральской столицы, который оценивается в размере от 2 до 3 миллиардов рублей. Согласно изменениям, полномочия по согласованию билбордов, в том числе на объектах недвижимости, передавались из администрации Екатеринбурга на областной уровень, а вторым законопроектом возвращались обратно. Правительство сохраняло за собой только контроль над финансовыми потоками, которые, как и раньше, продолжали поступать в бюджет города. Одним из условий стало подписание соглашения между мэрией и правительством региона.
Спустя семь месяцев договоренность так и не была выполнена. Чиновники «серого дома» попросту саботировали подписание договора, при этом продолжая взимать плату с владельцев рекламных конструкций. Не пройдя испытание на надежность, правительство решило не затягивать с наведением порядка в одной из самых коррупциогенных сфер бизнеса, инициировав возврат полномочий исполнительному органу областной власти. Федеральное законодательство это позволяло и ранее, но МУГИСО летом 2015 года сделало акт «доброй воли», дав шанс екатеринбургской мэрии проявить чудеса менеджмента.
Как и полгода назад, депутаты при обсуждении законопроекта разделились на два лагеря, а обсуждение вышло довольно бурным и эмоциональным. Учитывая предвыборный период, депутатам пришлось на личном примере столкнуться с системой рекламного рынка, в котором есть «свои» и «чужие», а заказчики делятся на «черных» и «белых».
– Мне стало интересно, как эта система работает. Я решил поздравить своих избирателей, жителей Екатеринбурга с наступающим Новым годом. Обратился в рекламную фирму, сделал макет, никакой политики. Пришел отказ: «Нет». Говорят: «У нас такие правила, мы все макеты отправляем в администрацию города на согласование – по вам пришел отказ». Рекламные фирмы отказываются себе же в ущерб. О чем это говорит? Если бы эти щиты были официальными и они платили бы с них налоги, никогда бы не отказались они от рекламы, потому что это их хлеб. Это теневой бизнес. Или кто-то закрывает глаза на эти вещи, потому что имеет какое-то отношение, или не справляется со своими полномочиями. Третьего-то не дано, – был категоричен депутат-коммунист Андрей Альшевских.
Парламентарий оказался не единственным получившим отказ – с аналогичной проблемой столкнулся его коллега из партии «Единая Россия» Алексей Коробейников, который, впрочем, оказался предприимчивее, и теперь изображение с парламентарием можно увидеть как минимум на 20 билбордах в окрестностях Екатеринбурга.
– Мы считаем, что надо наконец-то навести порядок на рынке наружной рекламы. Мы внимательно изучили этот вопрос и увидели, что порядка 90% конструкций являются незаконными. Эту коллизию надо исправлять, и МУГИСО, я уверен, с этой задачей справится. Надеемся, что фактор коррупциогенности исчезнет, и любой политик, вне зависимости от взглядов и партийной принадлежности, сможет размещать рекламу на билбордах по всему Екатеринбургу. Мы столкнулись с такой проблемой, когда хотели поздравить жителей с Новым годом и в одной из рекламных компаний нам сказали, что моя кандидатура не была согласована с администрацией города. Так не должно быть, – заявил Алексей Коробейников.
Цифра в 90%, которую назвал депутат, оказалась даже слегка занижена. По данным руководителя МУГИСО Алексея Пьянкова, на сегодняшний день в Екатеринбурге согласовано не более 2000 мест, при этом предложение на рынке составляет порядка 12 000 рекламных конструкций.
– Значительная их доля находится вне правового регулирования: где-то есть несоответствие стандарту, где-то они размещены в отсутствие аукционных процедур. Государству неправильно стоять в стороне, нам надо активно включиться, если мы ставим задачу навести порядок в этой сфере, – призвал депутатов включиться в работу министр.
Алексей Пьянков также дал сравнительную оценку работе структур, которые ответственны за «спиливание» незаконно установленных щитов в Екатеринбурге. Так, если силами мэрии за весь 2015 год было выписано всего 400 предписаний о демонтаже конструкций, то за первый месяц 2016 года МУГИСО составило уже 200 аналогичных распоряжений. По сути, цифры говорят сами за себя. Он прокомментировал и возражения некоторых депутатов относительно бюджетных затрат на борьбу с незаконно установленными рекламными щитами.
– Собственник конструкции платит штраф и оплачивает расходы по демонтажу. Согласно данным ГИБДД, вследствие не согласованных властями средств наружной рекламы в 2015 году произошло порядка двухсот аварий. Это официальные данные. Поэтому со стороны органов правопорядка активную поддержку и позитивный отклик находят те мероприятия, которые мы проводим. Пока мы не покажем участникам рынка необходимость легальных платежей в бюджет, а она обеспечивается только необратимостью наказания в виде демонтажа, порядка не будет, – уверен Алексей Пьянков.
Депутат от КПРФ Вячеслав Вегнер, вероятно досконально изучивший текст законопроекта, нашел в нем одну интересную деталь, которой позже нашлось объяснение.
– В обязательстве сторон говорится: «Предусмотреть и согласовать с министерством включение в условия аукционной документации бесплатное размещение информации органов государственной власти Свердловской области и Законодательного Собрания». Не является ли это принуждением к сделке? Любой предприниматель хочет извлекать прибыль. Областная власть тоже будет принуждать размещать информацию? – обратился он с вопросом к Пьянкову.
У министра, похоже, уже был приготовлен ответ на провокационный вопрос. Он пообещал, что на предпринимателей не будет оказываться никакого давления, а бесплатное размещение информации – дело сугубо добровольное.
– Законодатель предоставляет право лицу, которое участвует в конкурсе, предоставить условия по размещению бесплатной социальной рекламы, например, «Люди, соблюдайте ПДД». Лицо, которое участвует в конкурсе, может сказать: «Я предоставлю 20% поверхности под социальную рекламу». Кто-то скажет 10%. Победитель будет определяться по балльной системе, и этот показатель также будет учитываться, но он не ключевой, потому что все равно побеждает, как правило, тот, кто предложил наибольшую цену за размещение средств наружной рекламы, – парировал коммунисту член областного правительства.
Алексей Коробейников решил дополнить фразу министра, но ушел от деталей к самой, как он полагает, сути проблемы.
– То, что не позволяет сказать должность Пьянкову, скажу я. По нашему убеждению, некоторые из предпринимателей, не заключив договоры на рекламные конструкции, вносят наличные деньги в администрацию города, порождая коррупцию. Почему не заключили договоры? Для того, чтобы держать на коротком поводке этих предпринимателей. Есть требования ГИБДД, ГОСТ, которые необходимо соблюдать. Я считаю, что региональная власть сможет навести порядок как на трассах, так и в самом Екатеринбурге, – в очередной раз обрушился с критикой на мэрию Екатеринбурга Алексей Коробейников.
Смелое заявление единоросса не осталось незамеченным депутатом Нафиком Фамиевым, которого причисляют к «тунгусовскому лагерю», защищающему интересы администрации уральской столицы. Он напомнил коллегам, что еще совсем недавно они принимали совершенно иной законопроект, а также обвинил Коробейникова в самолюбовании.
– То, что мы делаем, это просто неуважение к своему труду. Полгода назад мы приняли закон, теперь мы его отменяем. Либо мы тогда были непрофессионалами, либо мы сейчас непрофессионалы, либо мы вообще не профессионалы. Так дела не делаются. Что, у нас Пьянков лучший специалист по спиливанию щитов? Коробейников, ну я бы вот даже просто не выходил на сцену. Я вот куда ни поеду, везде Коробейников – через каждые 50 метров. Либо он у нас скрытый супермиллиардер, либо он и есть владелец всех этих незаконных 10 тысяч щитов. Либо это нарциссизм какой-то, самолюбование. Он, наверное, каждый вечер едет и смотрит: через 50 метров я, с той стороны тоже я, – с иронией сказал Нафик Фамиев.
Как и семь месяцев назад, законопроект все же был одобрен большинством депутатов. Тем самым рекламный рынок в Екатеринбурге теперь окончательно перейдет под управление областного правительства, которое намерено увеличить поступления в бюджет за счет доходов от размещения рекламы.
Иван Морозов, фото автора © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07