Виктор Кокшаров: «Сокращать преподавателей не будем»
Федеральный университет планирует отстаивать бюджетные места, сотрудничать с бизнесом и приглашать на работу заграничную профессуру
22.06.2010
Экс-председатель правительства Свердловской области, а ныне ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров официально приступил к работе в новой должности. Сейчас в его приемной кипит работа – заканчивается сессия, защита дипломов. На пути к кабинету ректора полным ходом идет ремонт: работники шпаклюют стены, белят потолки. Ремонт, к слову затеяли не только в главном корпусе УГТУ-УПИ, но и в УрГУ. Обновленный федеральный вуз откроет для студентов-2010 свои двери уже нынешней осенью.
Ректор Виктор Кокшаров рассказал «Вечерним Ведомостям», каким будет образование в главном университете Урала.
– Виктор Анатольевич, сегодня в свете объединения двух ведущих вузов Урала многие говорят, что работать в УрФУ будут не все преподаватели из УГТУ-УПИ и УрГУ. Какие-то сокращения действительно запланированы?
– Сокращения преподавательского состава не предполагается. Произойдет лишь некоторое сокращение административно-управленческого персонала. Но на студентах и преподавателях это никак не скажется. Преподаватели выполняют самую важную функцию – функцию образования. У нас и так сегодня на одного преподавателя приходится 10 студентов. Это очень много. В вузах Москвы и Санкт-Петербурга, в Томске и Казани – один к четырем, один к пяти. Наши преподаватели имеют огромную аудиторную нагрузку. По 800, по 1000 учебных часов. Им некогда заниматься наукой, некогда готовить специалистов высшего уровня.
Мы со следующего года переходим на двухуровневую работу: будем готовить бакалавров и магистров. И наша задача изменить соотношение преподавательского состава и студентов.
– Чиновники о вашей проблеме с кадрами знают?
– Этот вопрос я постоянно обсуждаю с министерством образования и науки, с министром Андреем Фурсенко об этом разговаривал несколько раз, с заместителем министра, который отвечает за экономику и финансы. Нам обещали, что количество преподавателей увеличится, в первую очередь, правда, по техническим и естественнонаучным специальностям. Но мы этот вопрос и дальше будем решать. Преподаватель должен иметь возможность уделять максимум внимания подготовке высококлассных специалистов. Кроме того, перед каждым преподавателем мы ставим достаточно жесткие задачи по научным публикациям и научной работе. А когда этим всем заниматься при таком соотношении числа педагогов и студентов? Поэтому речь о сокращении преподавательского состава не идет. Другое дело, что объективные условия демографического развития нас могут подвигнуть к тому, что студентов будет меньше.
– То есть вуз столкнется с проблемой низкой рождаемости в начале девяностых?
– Да. В ближайшие пять лет предвидится резкое сокращение выпускников средних учебных заведений. Но переход в статус федерального университета даст нам новый имидж и новые возможности. Во-первых, не будут резать бюджетные места, как по другим вузам, во-вторых, мы будем иметь возможность под свой статус под свой имидж привлекать дополнительных студентов, абитуриентов, в том числе иногородних и иностранных. Поэтому мы должны сохранить и приумножить преподавательский состав и воспитывать молодых преподавателей. Необходимо развивать системы грантов, поддержки молодых преподавателей и сотрудников, чтобы они закреплялись на рабочем месте и могли рассчитывать на достойную зарплату.
– Какие еще вопросы в ближайшее время придется решать руководству УрФУ?
– К 2020 году их общее количество магистрантов и аспирантов должно вырасти в три с лишним раза. По некоторым направлениям – до пяти раз. Еще раз повторю, что это штучный товар. Скажем, если у бакалавров в группе обучается 25 человек, то магистров 5-6 человек. На них нужен преподаватель, они должны иметь тесную связь с производственной практикой. А аспиранты вообще - единичные экземпляры.
– Вы уже сказали о том, что в УрФУ будут учиться иностранные студенты. А будут ли привлекаться для работы в вузе иностранные преподаватели?
– Обязательно. К 2020 году, по нашей программе, почти 30 процентов всех наших преподавателей должны иметь опыт работы в ведущих учебных или научных заведениях мира. Это означает, что мы должны иметь как иностранных преподавателей, так и своих, которые прошли соответствующую подготовку за рубежом. И мы будем активно использовать визит-профессуру (именитые профессоры, которые читают лекции в крупнейших вузах и научных центрах мира, – прим. ред.), будем часть часов преподавать на английском языке – своими силами и силами иностранных преподавателей, особенно в магистратуре. Будем всячески поддерживать студенческую мобильность, чтобы студенты могли на семестр уехать в один из партнерских вузов за рубеж, проучиться там и продолжить обучение в УрФУ. Также мы должны поддерживать систему стажировки преподавателей, чтобы они контактировали со своими иностранными коллегами, сами читали лекции за рубежом, проводили научные исследования, знакомились с опытом ведущих вузов.
– Сегодня уже есть договоренности по сотрудничеству с иностранными вузами или преподавателям?
– Иностранные преподаватели уже приезжают и в УПИ, и в УрГУ. Это преподаватели по лингвистической подготовке, по экономике и ряду других направлений. Наша задача сделать так, чтобы этот поток был гораздо больше. 26 июня будет объявлен конкурс специально для федеральных университетов и национальных исследовательских университетов по привлечению визит-профессуры. В первую очередь той, которая является обладателем громкого имени в научной и образовательной среде. Это вполне могут быть наши выпускники, которые в свое время уехали за рубеж. Под это дело правительство Российской Федерации дает деньги. Мы должны в этом конкурсе выставить свои кандидатуры, победить, чтобы эти люди работали у нас на деньги правительства.
– С какими странами планирует сотрудничать вуз?
– Мы должны контактировать со всеми. И со странами запада и со странами востока. Там могут быть разные целевые ниши: скажем, на востоке нас больше интересует контингент студентов, которые могут здесь учиться, а на западе преподавательский состав. Хотя мы будем открыты и для студентов стран запада, но для этого мы должны наш вуз превратить действительно в передовой.
– Для этого будут корректироваться образовательные программы?
– Да. Переход в статус федерального университета дает нам возможность разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты, собственные образовательные программы. Стандарты третьего поколения, которые основываются на системе компетенций. То есть прописываются очень четко те компетенции, которыми должны обладать на выходе выпускники, под это уже подстраивается предметный ряд. Наша задача очень тесно поработать с предпринимательским сообществом, с государственными организациями, которые потом наших выпускников должны брать к себе на работу. И эти задачи будут выполнять новые образовательные программы – программы нового типа, это магистерские, бакалаврские программы, которые мы сейчас разрабатываем у себя, и будем внедрять.
– То есть, в УрФУ, возможно, появятся новые предметы, преподаватели-практики?
– Обязательно. На многих факультетах уже работают преподаватели-практики, потому что без этого невозможно, например, в экономике, да и в журналистике тоже. Мы привлекаем на технические факультеты металлургов, химиков. И сотрудничество с преподавателями-практиками мы планируем развивать и дальше. Более того, сам процесс подготовки и на магистратуре, и на бакалавриате будет тесно связан с потребностями практики. То есть значительная часть времени должна быть уделена работе на производстве. Более того, по заказам промышленных организаций и предприятий мы будем целенаправленно готовить группы магистров под конкретные направления, под конкретные прописанные образовательные стандарты, которые вместе с ними же и разработаем. Для УГМК, для трубно-металлургических компаний, для энергетических компаний и так далее.
– Как вы планируете повышать уровень оплаты труда преподавателей?
– Мы сейчас вместе с коллегами из УрГУ активно работаем по вопросам, связанным с оценкой преподавателей, сотрудников. Мы должны разработать новую прозрачную, но стимулирующую систему оплаты труда, где помимо базового оклада есть система стимулирующих надбавок, которые даются за конкретные результаты в работе. И просто программа поддержки талантливой молодежи: преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и так далее. Этих людей мы тоже должны поощрять рублем. Единая рейтинговая система будет в самое ближайшее время проработана, и мы ее уже внедрим в современном вузе.
– Нынешние выпускники УрГУ и УГТУ-УПИ получат в этом году дипломы УрФУ. Скажите, будут ли на ваш взгляд котироваться на рынке труда дипломы исчезнувших УПИ и УрГУ?
– Конечно, будут. Не надо переживать: и УПИ и УРГУ это два ведущих вуза Урала, это вузы, которым скоро исполнится 90 лет. С такой богатой историей, с таким высоким качеством и уровнем образования, разве могут эти вузы куда-то кануть в лету? Они останутся в истории. Сегодня мы возвращаемся к своим истокам. 90 лет назад в октябре 1920 года был образован единый Уральский университет, который потом был разделен на государственный университет и политехнический институт. Потом в свое время отделился УРГЭУ (СИНХ) и так далее. Мы возвращаемся к истокам и вновь объединяемся.
– Уже известно, что УрФУ будет характеризоваться государственно-частным партнерством. Какие сегодня договоренности с частными инвесторами есть у вуза?
– Мы это уже обговаривали с возможными инвесторами. Сегодня нам нужно строить достаточно быстро и оперативно новые корпуса студенческих общежитий. Это проблема из проблем. И здесь в качестве варианта мы рассматриваем возможность строительства на частные деньги, этот вопрос уже обсуждался с представителями некоторых крупных финансово-промышленных компаний. Сейчас мы очень тесно сотрудничаем со сферой предпринимательства по разным направлениям.
– В чем заключается сотрудничество?
– Во-первых, многие крупные компании делают целевой заказ на подготовку специалистов. Например, из УГМК у нас 371 человек учится по целевому направлению. Они отправили к нам студентов, а потом примут их на работу. Во-вторых, мы по заказу бизнеса выполняем хоздоговорные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кстати, скоро будет объявлен конкурс по совместным научным исследованиям вузов и предприятий (организаций). До 100 миллионов рублей в год в один проект будет вкладывать государство, такое же финансирование должно быть со стороны фирмы-организации, итого 200 миллионов рублей в год. За три года бюджет одного проекта может составить 600 миллионов рублей. Думаю, что этим рычагом мы также активно воспользуемся. Ну и, наконец, мы должны сами создавать предпринимательскую среду. Это касается и создания малых инновационных предприятий, в том числе и технопарка, который будет построен при участии областного и федерального бюджетов, а это 1 миллиард 530 миллионов рублей. И он войдет в структуру университета, будет называться «Университетский». Собственность будет государственная, но управляться будет университетской компанией, то есть он будет в единой цепочке с нами. Далее, мы должны формировать предпринимательскую среду у студентов, чтобы они понимали: их научная деятельность будет востребована, их научный продукт можно будет коммерциализировать. Для этого мы сейчас договорились о создании в университете представительства фонда Бортника по старт-апам, чтобы готовить инновационные команды, давать стартовый капитал для создания малых инновационных предприятий. Мы договорились создать на базе университета представительство Российской венчурной компании. Будем использовать возможности для малого предпринимательства, которые есть у студентов, молодых сотрудников и преподавателей.
– Хотелось бы вернуться к вопросу общежитий. Вы уже уточнили, что в ближайшее время будут построены новые корпуса для студентов. Скажите, что ждет преподавателей и сотрудников, которые проживают в общежитиях по адресу Малышева, 127 «а», многие из которых уже потеряли связь с вузом: либо уволились, либо давно на пенсии, но отдали многие годы на благо образования УПИ? Сегодня они утверждают, что руководство вуза пытается их выселить их комнат, тогда как другого жилья у этих людей нет.
– Сегодня студентам негде жить – вот это для нас самая больная проблема. Часть сотрудников, которые въехали в общежитие, сегодня потеряли связь с вузом и не работают у нас. Они проживают на этой территории, их никто не выселяет. Другое дело, что мы как-то пытаемся подселять их в другие помещения. Но они хотят здесь воспользоваться правом собственности: зарегистрироваться, прописаться. Это значит, что наши студенты не будут иметь возможности заселяться в общежития. В ситуации с бывшими сотрудниками мы хотим сохранить статус общежития. Конечно, еще раз говорю, с людьми, которые давно потеряли связь с вузом, мы пытаемся вести разъяснительную работу. Для нас интересы наших студентов, сотрудников и преподавателей на первом плане. Как только освобождаются площади на территории, где даже раньше жили бывшие сотрудники, мы туда селим студентов. Им ведь негде жить. У нас много иногородних студентов, а мы предоставляем сегодня общежитие в обязательном порядке только первому и пятому курсам. Второй, третий и четвертый курсы вынуждены искать квартиры и другие места проживания. Для нас это важнейшая и очень серьезная проблема.
– Может быть, отремонтировать старый фонд общежитий?
– Те общежития, которые ремонтопригодны, будут ремонтироваться. Не подлежащие ремонту будем сносить, чтобы на их месте строить новые. Сейчас комиссия занимается вопросом выявления процентного соотношения данных категорий общежитий. Но я могу сказать, что уже есть здания, которые точно будут снесены.
– Летом УрФУ впервые набирает абитуриентов. Какие мероприятия, события, ждут их в будущем учебному году?
– Новые абитуриенты увидят 90-летие вузов – УПИ и УрГУ и первый год существования нового университета – УрФУ. В соответствии с этим все праздничные мероприятия по поводу этих дат будут проведены. Студенты увидят обновленный вуз, где ведется подготовка по большому количеству направлений, увидят, что в этот вуз направляются достаточно серьезные средства из федерального бюджета на обновление учебно-лабораторного парка, научного парка, на ремонт. Студенты окунутся в ту самую студенческую жизнь, которой всегда славились наши вузы: «Весна УрФУ», дни первокурсника, спортивные мероприятия. Наша задача создать в новом вузе четкую систему поддержки талантливой молодежи: чтобы студент, приходя на первый курс, понимал, что если у него есть задатки лидера, задатки в культурно-массовой, спортивной работе, а еще лучше – задатки в научной деятельности, то мы будем их развивать. Студент должен чувствовать поддержку, чтобы мы, доведя его до конца бакалавриата, а потом и магистратуры сделали незаменимым востребованным специалистом, как на производстве, так и в обществе.
Ректор Виктор Кокшаров рассказал «Вечерним Ведомостям», каким будет образование в главном университете Урала.
– Виктор Анатольевич, сегодня в свете объединения двух ведущих вузов Урала многие говорят, что работать в УрФУ будут не все преподаватели из УГТУ-УПИ и УрГУ. Какие-то сокращения действительно запланированы?
– Сокращения преподавательского состава не предполагается. Произойдет лишь некоторое сокращение административно-управленческого персонала. Но на студентах и преподавателях это никак не скажется. Преподаватели выполняют самую важную функцию – функцию образования. У нас и так сегодня на одного преподавателя приходится 10 студентов. Это очень много. В вузах Москвы и Санкт-Петербурга, в Томске и Казани – один к четырем, один к пяти. Наши преподаватели имеют огромную аудиторную нагрузку. По 800, по 1000 учебных часов. Им некогда заниматься наукой, некогда готовить специалистов высшего уровня.
Мы со следующего года переходим на двухуровневую работу: будем готовить бакалавров и магистров. И наша задача изменить соотношение преподавательского состава и студентов.
– Чиновники о вашей проблеме с кадрами знают?
– Этот вопрос я постоянно обсуждаю с министерством образования и науки, с министром Андреем Фурсенко об этом разговаривал несколько раз, с заместителем министра, который отвечает за экономику и финансы. Нам обещали, что количество преподавателей увеличится, в первую очередь, правда, по техническим и естественнонаучным специальностям. Но мы этот вопрос и дальше будем решать. Преподаватель должен иметь возможность уделять максимум внимания подготовке высококлассных специалистов. Кроме того, перед каждым преподавателем мы ставим достаточно жесткие задачи по научным публикациям и научной работе. А когда этим всем заниматься при таком соотношении числа педагогов и студентов? Поэтому речь о сокращении преподавательского состава не идет. Другое дело, что объективные условия демографического развития нас могут подвигнуть к тому, что студентов будет меньше.
– То есть вуз столкнется с проблемой низкой рождаемости в начале девяностых?
– Да. В ближайшие пять лет предвидится резкое сокращение выпускников средних учебных заведений. Но переход в статус федерального университета даст нам новый имидж и новые возможности. Во-первых, не будут резать бюджетные места, как по другим вузам, во-вторых, мы будем иметь возможность под свой статус под свой имидж привлекать дополнительных студентов, абитуриентов, в том числе иногородних и иностранных. Поэтому мы должны сохранить и приумножить преподавательский состав и воспитывать молодых преподавателей. Необходимо развивать системы грантов, поддержки молодых преподавателей и сотрудников, чтобы они закреплялись на рабочем месте и могли рассчитывать на достойную зарплату.
– Какие еще вопросы в ближайшее время придется решать руководству УрФУ?
– К 2020 году их общее количество магистрантов и аспирантов должно вырасти в три с лишним раза. По некоторым направлениям – до пяти раз. Еще раз повторю, что это штучный товар. Скажем, если у бакалавров в группе обучается 25 человек, то магистров 5-6 человек. На них нужен преподаватель, они должны иметь тесную связь с производственной практикой. А аспиранты вообще - единичные экземпляры.
– Вы уже сказали о том, что в УрФУ будут учиться иностранные студенты. А будут ли привлекаться для работы в вузе иностранные преподаватели?
– Обязательно. К 2020 году, по нашей программе, почти 30 процентов всех наших преподавателей должны иметь опыт работы в ведущих учебных или научных заведениях мира. Это означает, что мы должны иметь как иностранных преподавателей, так и своих, которые прошли соответствующую подготовку за рубежом. И мы будем активно использовать визит-профессуру (именитые профессоры, которые читают лекции в крупнейших вузах и научных центрах мира, – прим. ред.), будем часть часов преподавать на английском языке – своими силами и силами иностранных преподавателей, особенно в магистратуре. Будем всячески поддерживать студенческую мобильность, чтобы студенты могли на семестр уехать в один из партнерских вузов за рубеж, проучиться там и продолжить обучение в УрФУ. Также мы должны поддерживать систему стажировки преподавателей, чтобы они контактировали со своими иностранными коллегами, сами читали лекции за рубежом, проводили научные исследования, знакомились с опытом ведущих вузов.
– Сегодня уже есть договоренности по сотрудничеству с иностранными вузами или преподавателям?
– Иностранные преподаватели уже приезжают и в УПИ, и в УрГУ. Это преподаватели по лингвистической подготовке, по экономике и ряду других направлений. Наша задача сделать так, чтобы этот поток был гораздо больше. 26 июня будет объявлен конкурс специально для федеральных университетов и национальных исследовательских университетов по привлечению визит-профессуры. В первую очередь той, которая является обладателем громкого имени в научной и образовательной среде. Это вполне могут быть наши выпускники, которые в свое время уехали за рубеж. Под это дело правительство Российской Федерации дает деньги. Мы должны в этом конкурсе выставить свои кандидатуры, победить, чтобы эти люди работали у нас на деньги правительства.
– С какими странами планирует сотрудничать вуз?
– Мы должны контактировать со всеми. И со странами запада и со странами востока. Там могут быть разные целевые ниши: скажем, на востоке нас больше интересует контингент студентов, которые могут здесь учиться, а на западе преподавательский состав. Хотя мы будем открыты и для студентов стран запада, но для этого мы должны наш вуз превратить действительно в передовой.
– Для этого будут корректироваться образовательные программы?
– Да. Переход в статус федерального университета дает нам возможность разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты, собственные образовательные программы. Стандарты третьего поколения, которые основываются на системе компетенций. То есть прописываются очень четко те компетенции, которыми должны обладать на выходе выпускники, под это уже подстраивается предметный ряд. Наша задача очень тесно поработать с предпринимательским сообществом, с государственными организациями, которые потом наших выпускников должны брать к себе на работу. И эти задачи будут выполнять новые образовательные программы – программы нового типа, это магистерские, бакалаврские программы, которые мы сейчас разрабатываем у себя, и будем внедрять.
– То есть, в УрФУ, возможно, появятся новые предметы, преподаватели-практики?
– Обязательно. На многих факультетах уже работают преподаватели-практики, потому что без этого невозможно, например, в экономике, да и в журналистике тоже. Мы привлекаем на технические факультеты металлургов, химиков. И сотрудничество с преподавателями-практиками мы планируем развивать и дальше. Более того, сам процесс подготовки и на магистратуре, и на бакалавриате будет тесно связан с потребностями практики. То есть значительная часть времени должна быть уделена работе на производстве. Более того, по заказам промышленных организаций и предприятий мы будем целенаправленно готовить группы магистров под конкретные направления, под конкретные прописанные образовательные стандарты, которые вместе с ними же и разработаем. Для УГМК, для трубно-металлургических компаний, для энергетических компаний и так далее.
– Как вы планируете повышать уровень оплаты труда преподавателей?
– Мы сейчас вместе с коллегами из УрГУ активно работаем по вопросам, связанным с оценкой преподавателей, сотрудников. Мы должны разработать новую прозрачную, но стимулирующую систему оплаты труда, где помимо базового оклада есть система стимулирующих надбавок, которые даются за конкретные результаты в работе. И просто программа поддержки талантливой молодежи: преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и так далее. Этих людей мы тоже должны поощрять рублем. Единая рейтинговая система будет в самое ближайшее время проработана, и мы ее уже внедрим в современном вузе.
– Нынешние выпускники УрГУ и УГТУ-УПИ получат в этом году дипломы УрФУ. Скажите, будут ли на ваш взгляд котироваться на рынке труда дипломы исчезнувших УПИ и УрГУ?
– Конечно, будут. Не надо переживать: и УПИ и УРГУ это два ведущих вуза Урала, это вузы, которым скоро исполнится 90 лет. С такой богатой историей, с таким высоким качеством и уровнем образования, разве могут эти вузы куда-то кануть в лету? Они останутся в истории. Сегодня мы возвращаемся к своим истокам. 90 лет назад в октябре 1920 года был образован единый Уральский университет, который потом был разделен на государственный университет и политехнический институт. Потом в свое время отделился УРГЭУ (СИНХ) и так далее. Мы возвращаемся к истокам и вновь объединяемся.
– Уже известно, что УрФУ будет характеризоваться государственно-частным партнерством. Какие сегодня договоренности с частными инвесторами есть у вуза?
– Мы это уже обговаривали с возможными инвесторами. Сегодня нам нужно строить достаточно быстро и оперативно новые корпуса студенческих общежитий. Это проблема из проблем. И здесь в качестве варианта мы рассматриваем возможность строительства на частные деньги, этот вопрос уже обсуждался с представителями некоторых крупных финансово-промышленных компаний. Сейчас мы очень тесно сотрудничаем со сферой предпринимательства по разным направлениям.
– В чем заключается сотрудничество?
– Во-первых, многие крупные компании делают целевой заказ на подготовку специалистов. Например, из УГМК у нас 371 человек учится по целевому направлению. Они отправили к нам студентов, а потом примут их на работу. Во-вторых, мы по заказу бизнеса выполняем хоздоговорные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кстати, скоро будет объявлен конкурс по совместным научным исследованиям вузов и предприятий (организаций). До 100 миллионов рублей в год в один проект будет вкладывать государство, такое же финансирование должно быть со стороны фирмы-организации, итого 200 миллионов рублей в год. За три года бюджет одного проекта может составить 600 миллионов рублей. Думаю, что этим рычагом мы также активно воспользуемся. Ну и, наконец, мы должны сами создавать предпринимательскую среду. Это касается и создания малых инновационных предприятий, в том числе и технопарка, который будет построен при участии областного и федерального бюджетов, а это 1 миллиард 530 миллионов рублей. И он войдет в структуру университета, будет называться «Университетский». Собственность будет государственная, но управляться будет университетской компанией, то есть он будет в единой цепочке с нами. Далее, мы должны формировать предпринимательскую среду у студентов, чтобы они понимали: их научная деятельность будет востребована, их научный продукт можно будет коммерциализировать. Для этого мы сейчас договорились о создании в университете представительства фонда Бортника по старт-апам, чтобы готовить инновационные команды, давать стартовый капитал для создания малых инновационных предприятий. Мы договорились создать на базе университета представительство Российской венчурной компании. Будем использовать возможности для малого предпринимательства, которые есть у студентов, молодых сотрудников и преподавателей.
– Хотелось бы вернуться к вопросу общежитий. Вы уже уточнили, что в ближайшее время будут построены новые корпуса для студентов. Скажите, что ждет преподавателей и сотрудников, которые проживают в общежитиях по адресу Малышева, 127 «а», многие из которых уже потеряли связь с вузом: либо уволились, либо давно на пенсии, но отдали многие годы на благо образования УПИ? Сегодня они утверждают, что руководство вуза пытается их выселить их комнат, тогда как другого жилья у этих людей нет.
– Сегодня студентам негде жить – вот это для нас самая больная проблема. Часть сотрудников, которые въехали в общежитие, сегодня потеряли связь с вузом и не работают у нас. Они проживают на этой территории, их никто не выселяет. Другое дело, что мы как-то пытаемся подселять их в другие помещения. Но они хотят здесь воспользоваться правом собственности: зарегистрироваться, прописаться. Это значит, что наши студенты не будут иметь возможности заселяться в общежития. В ситуации с бывшими сотрудниками мы хотим сохранить статус общежития. Конечно, еще раз говорю, с людьми, которые давно потеряли связь с вузом, мы пытаемся вести разъяснительную работу. Для нас интересы наших студентов, сотрудников и преподавателей на первом плане. Как только освобождаются площади на территории, где даже раньше жили бывшие сотрудники, мы туда селим студентов. Им ведь негде жить. У нас много иногородних студентов, а мы предоставляем сегодня общежитие в обязательном порядке только первому и пятому курсам. Второй, третий и четвертый курсы вынуждены искать квартиры и другие места проживания. Для нас это важнейшая и очень серьезная проблема.
– Может быть, отремонтировать старый фонд общежитий?
– Те общежития, которые ремонтопригодны, будут ремонтироваться. Не подлежащие ремонту будем сносить, чтобы на их месте строить новые. Сейчас комиссия занимается вопросом выявления процентного соотношения данных категорий общежитий. Но я могу сказать, что уже есть здания, которые точно будут снесены.
– Летом УрФУ впервые набирает абитуриентов. Какие мероприятия, события, ждут их в будущем учебному году?
– Новые абитуриенты увидят 90-летие вузов – УПИ и УрГУ и первый год существования нового университета – УрФУ. В соответствии с этим все праздничные мероприятия по поводу этих дат будут проведены. Студенты увидят обновленный вуз, где ведется подготовка по большому количеству направлений, увидят, что в этот вуз направляются достаточно серьезные средства из федерального бюджета на обновление учебно-лабораторного парка, научного парка, на ремонт. Студенты окунутся в ту самую студенческую жизнь, которой всегда славились наши вузы: «Весна УрФУ», дни первокурсника, спортивные мероприятия. Наша задача создать в новом вузе четкую систему поддержки талантливой молодежи: чтобы студент, приходя на первый курс, понимал, что если у него есть задатки лидера, задатки в культурно-массовой, спортивной работе, а еще лучше – задатки в научной деятельности, то мы будем их развивать. Студент должен чувствовать поддержку, чтобы мы, доведя его до конца бакалавриата, а потом и магистратуры сделали незаменимым востребованным специалистом, как на производстве, так и в обществе.
Анна Яшкина © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19