«Политическое самоубийство» Максима Ряпасова

Почему лидер фракции ЛДПР в Заксобрании расстался с полномочиями?


04.12.2012

Депутат Максим Ряпасов закончил политическую карьеру крайне эффектно. Ровно через год после избрания он публично объявил о сложении депутатских полномочий, мотивируя это нравственными причинами, и в частности тем, что он «устал идти на сделки с совестью». «Вечерние Ведомости» попытались разобраться в мотивах поступка г-на Ряпасова: эмоциональный надлом, принципиальная позиция или… иные причины?

Вероятнее всего, решение Максима Ряпасова закончить карьеру политика не было спонтанным. За два дня до своего выступления в своем блоге на Facebook г-н Ряпасов выложил свои размышления о жизни и политике: «Много войн уже пройдено. В спорте, Чечне, бизнесе. Но самая подлая и нечестная война – это политическая-подковерная. В ней нет победителей, в ней есть лишь проигравшие. Просто каждый теряет то, что готов потерять ради достижения цели. У одних это бизнес, у других друзья, у третьих семья и так далее. Скажу честно, я теряю все, одновременно наживая врагов. Кому нужна такая война, когда есть ради кого жить? Когда есть любимые, близкие, родные и те, кому ты просто нужен».

Через два дня, 4 декабря, на очередном заседании Заксобрания, лидер фракции ЛДПР публично объявил о намерении сложить полномочия.

Свои мотивы Максим Ряпасов объяснил следующим образом. Год назад он избирался с «надеждой на перемены», однако в сложившейся системе власти это, по мнению депутата, сделать невозможно. «На своей шкуре я ощутил все прелести властной вертикали, интриг и подковерной борьбы», – заявил депутат.

– Свои принципы я получил на улице, в борцовском зале, на войне. Здесь я каждый день чувствую, как теряю свои принципы, как теряю близких, друзей и знакомых, – резюмировал Максим Ряпасов (видимо, публикация в блоге была своеобразной «репетицией»). – Но я больше не хочу идти на сделку с совестью. Хочу сложить с себя полномочия депутата Законодательного собрания и руководителя фракции.

Впечатление от выступления было несколько смазано. В качестве некоего театрального жеста, г-н Ряпасов попытался сразу же отдать председателю Заксобрания Людмиле Бабушкиной свое депутатское удостоверение, однако та отказалась «подыграть», видимо, по процессуальным соображениям.

Впрочем, надо думать, что все протокольные формальности будут соблюдены, ведь после столь громкого выступления менять свое решение будет для Максима Ряпасова несколько странно. Согласно действующему законодательству, вакантный мандат должен будет перейти следующему за Ряпасовым в территориальной группе кандидату. В нижнетагильском списке это Денис Носков (в том маловероятном случае, если г-н Носков откажется от мандата или же будет принято какое-либо решение со стороны руководства партии, на кресло в Заксобрании может претендовать третий кандидат Алексей Золотов, а за ним – члены территориальной группы, набравшей наиболее высокий процент на выборах).

От каких-либо дополнительных комментариев г-н Ряпасов воздержался. На момент написания материала известно лишь, что он заперся в кабинете в компании нескольких коллег по фракции. Впрочем, другие депутаты Заксобрания общением со СМИ не пренебрегают. Общий тон комментариев: одобрительно-осторожный. С одной стороны, коллеги отнеслись с уважением к принципам Максима Ряпасова, не позволяющим ему более участвовать в политических процессах. Но с другой – депутатский статус, вообще-то, предполагает работу на благо своих избирателей, а не эмоции и самокопание.

Словом, несмотря на то, что провожали экс-лидера фракции ЛДПР аплодисментами, присоединяться к его решению не стали даже товарищи по фракции.

На первый взгляд может показаться, что основным мотивом поступка Максима Ряпасова был некий пересмотр жизненных ценностей (возможно, вызванный эмоциональным надломом). Но могут быть и другие причины.

Несмотря на прозвучавшие громкие слова, г-н Ряпасов не был ни «бессребреником», ни кристально чистым политиком – с самого начала его карьеру в Заксобрании сопровождали скандалы.

Практически сразу после победы Ряпасова на депутатских выборах в 2010 году в различных СМИ появилась информация о его конфликте с лидером свердловских либерал-демократов того времени, депутатом Госдумы РФ Владимиром Таскаевым (который, согласно одной из точек зрения, поддерживал Дениса Носкова).

А ранее, в августе 2010 года, на помощника депутата Ряпасова, того самого г-на Носкова, было совершено покушение – его автомобиль обстреляли из пистолета ТТ.

В декабре 2011 года Максим Ряпасов переизбирается в Заксобрание, его назначают главой фракции, а в январе 2012 года – еще и координатором отделения. Однако взлет оказался недолгим. Уже в мае 2012-го Ряпасов слагает с себя полномочия главы отделения (координатором стал депутат Госдумы РФ Константин Субботин), а еще через полгода – уходит из политики совсем.

Наиболее популярной версией всех этих карьерных «перепадов» Ряпасова многие СМИ называют кулуарный конфликт Максима Ряпасова с Владимиром Таскаевым. К слову, оба всегда отрицали наличие каких-либо серьезных недопониманий между собой.

– Я думаю, что он совершил нормальный мужской поступок, – прокомментировал «Вечерним Ведомостям» уход Ряпасова с политической сцены Владимир Таскаев, намекая, видимо, на принципиальную позицию коллеги. – Никто на него не давил, никто ничего не требовал, я сам об этом узнал только что. Я его поздравляю, больше мне нечего сказать.

Между тем существуют и другие «непубличные» обстоятельства, которые могли повлиять на ситуацию.

В частности, в свое время многие СМИ связали уход Ряпасова с должности координатора отделения с возбужденным против водителя депутата, Дмитрия Ярмонова, уголовным делом по ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Дело было возбуждено в 2009 году по факту смерти двух человек (Молчанова и Прудникова), из-за отсутствия фигурантов следствие приостановили, но в 2012 году возобновили вновь. В настоящее время, как сообщил «Вечерним Ведомостям» старший помощник руководителя свердловского СУ СКР Александр Шульга, Ярмонов находится в статусе подозреваемого под обязательством о явке, а Ряпасову был присвоен статус свидетеля.

К слову, в апреле 2012 года, когда следствие было возобновлено, СМИ вновь вернулись к версиям о конфликте Ряпасова и Таскаева.

Также политические «взлеты и падения» Максима Ряпасова иногда связывают с его коммерческой деятельностью. В разное время он являлся соучредителем нескольких ЧОПов (к примеру, «Стингер», «Трансблок», «Центр-Т»), которые, в свою очередь, достаточно регулярно фигурировали в различных бизнес-скандалах (в основном на территории Челябинской области).

По словам источников «ВВ», близких к руководству свердловского отделения ЛДПР, ни одну из вышеперечисленных версий ухода Максима Ряпасова с поста лидера фракции партии в Заксобрании нельзя назвать основной, и тем более единственной.

– Вероятно, речь идет о совокупности тех или иных факторов, – считает собеседник «ВВ». – Скажем, и об уголовном деле, и о контрактах с тем же «Мечелом» (имеется в виду группа компаний «Мечел», некоторые филиалы которой разорвали отношения с вышеуказанными ЧОПами по не вполне ясным основаниям).

Словом, неудивительно, если в итоге окажется, что г-н Ряпасов попросту запутался в кулуарных интригах и выбрал политическую самоликвидацию в качестве решения всех своих проблем.
Сергей Мальцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>