«Беспредел» на свердловских заводах собираются лечить тюрьмой, прокуратурой и полицией
Совбез по промышленным предприятиям готовит радикальные меры по нормализации ситуации
13.09.2012
В Свердловской области создан Совет общественной безопасности для решения проблем «горячих точек» на промышленных предприятиях региона. На данный момент таких «точек» на Среднем Урале 14, решать их проблемы решили совместно власти региона, правоохранители, правозащитники и собственники. Нерадивых руководителей предложили сажать в тюрьму. Правоохранителям и чиновникам придется устроить тщательные проверки на заводах. А рабочим решили выплатить долги по зарплате из специального фонда.
Заседание Совбеза открыл глава Свердловской области Евгений Куйвашев, заявив, что на данный момент в регионе свыше 8 тысяч человек испытывают проблемы с заработной платой (просроченная задолженность – 409 млн рублей), либо их дальнейшее трудоустройство под вопросом.
Среди проблемных предприятий Свердловской области Куйвашев назвал четыре металлургических – БАЗ (Краснотурьинск, входит в корпорацию «РУСАЛ»), «Руслич» (Верхняя Салда), «Нигмас» (Верхняя Синячиха), «Режникель». Помимо этого восемь предприятий относятся к оборонно-промышленному комплексу и машиностроению. Среди них – Баранчинский электромеханический завод, Тавдинский машиностроительный завод, Верхнетуринский машиностроительный завод, «АМУР» (Новоуральск), Лобвинский лесопромышленный комбинат, СУБР (Североуральск, «РУСАЛ») и другие.
– Основные причины возникновения проблем на предприятиях – неэффективный менеджмент, конфликт между акционерами, устаревшие технологии, высокий уровень железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию, а также большая кредиторская задолженность, – подчеркнул достаточно критично Евгений Куйвашев.
Правоохранительные и законодательные меры
Главной проблемой свердловский губернатор назвал отсутствие в регионе комплексной программы развития промышленности, которую необходимо укреплять, в том числе и законодательно. Куйвашев предложил не только принять данную инициативу, но и обратиться с ней к федеральным властям, принять ее на всероссийском уровне, по примеру программ «Жилище» и «Образование».
К решению проблем промышленных предприятий губернатор призвал подключиться и муниципалитетам. Совместно с областными чиновниками местные должны будут провести ревизию промышленного комплекса Свердловской области и разработать программу модернизации предприятий, согласовав ее с программой развития муниципалитетов.
Не остались в стороне и правоохранительные органы – Куйвашев попросил их более оперативно реагировать по проблемным предприятиям, выяснять факты преднамеренного банкротства, вывода капиталов, сокрытия денежных средств, факты хронической невыплаты зарплаты, а также нарушения прав работников предприятий.
– Необходимо создать спецкомиссии с участием представителей прокуратуры, ОБЭП и ФСБ. Деятельность каждого проблемного предприятия должна курировать отдельная группа специалистов, – заявил губернатор. – Они должны досконально изучить предприятие – безнаказанными не должны остаться ни собственники, ни руководство.
«Амурные» дела Афанасьева
На Совбезе свердловскому вице-премьеру Александру Петрову необходимо было детально доложить о каждом проблемном заводе. Начал Петров с «АМУРа», где уже четвертую неделю бывшие сотрудники предприятия голодают, требуя зарплату.
Среди главных причин банкротства новоуральского предприятия Петров назвал повышение пошлин и закрытый статус города. Именно по этим причинам были нарушены связи с иностранными партнерами, которые вылились в долги предприятия, непогашение кредитов и банкротство.
Эти же причины в дальнейшем назвал и гендиректор «АМУРа» Юрий Афанасьев, кстати, единственный из «проблемных» руководителей, прибывших на Совбез. Он отметил, что в 2007–2008 годах завод был на производственном пике – выпускались комплектующие для индийских и китайских машин. После введения пошлин производить детали для автомобилей стало невыгодно. Кузов с растаможкой стоил 5 тысяч долларов (сама машина продавалась за 7 тысяч долларов).
– Мы взяли кредиты, но отдавать было нечем, – подчеркнул Юрий Афанасьев. Но тут же предложил выход из сложившейся ситуации. В предприятие необходимо инвестировать 70 млн долларов для установки линии по покраске и сварке автомобилей. В данной ситуации, по словам гендиректора, кредит «АМУРу» никто не даст, но данное производство позволит заводу трудоустроить 3 тысячи человек и не закрыться.
Это предложение Афанасьева осталось без комментариев. Зато несколько раз во время совещания вспоминали про соглашение о сотрудничестве между «АМУРом» и УВЗ. Подробности сделки не разглашаются, а также не было сказано, как именно это соглашение поможет выплатить зарплату голодающим новоуральцам. Отметим, что в данный момент на «АМУРе» голодают порядка 100 человек. Пятеро прекратили участие в акции – их на «скорой» увезли в больницу.
Дерипаску предупредили
Другая горячая точка Свердловской области – краснотурьинский БАЗ. Руководство РУСАЛа, которому принадлежит завод, собирается сократить предприятие на 700 человек, закрыв электролизное производство. Сначала представители РУСАЛа заявляли о необходимости снижения для них тарифов на электроэнергию, чтобы не закрыть электролиз. Затем о том, что электролизное производство все равно прекратит существование, а людей переведут на другое место работы. Видимо, в РУСАЛе пока сами не знают, что хотят от БАЗа.
На данный момент неизвестно, какое окончательное решение будет принято. Видимо, все находится в стадии обсуждений, которые завершатся, скорее всего, в воскресенье, 16 сентября. Тогда Свердловскую область должен посетить владелец РУСАЛа Олег Дерипаска. Планируется, что в переговорах примут участие представители «алюминиевого гиганта» и Свердловской власти.
В свою очередь исполняющий обязанности прокурора Свердловской области Владимир Маленьких заявил, что в адрес Олега Дерипаски вынесено предостережение о необходимости сохранить рабочие места.
Новая горячая точка – Лобва
Кроме известных проблемных предприятий Свердловской области на заседании Совбеза были названы и новые. Так, критическая ситуация сложилась на Лобвинском лесопромышленном комбинате. Александр Петров подчеркнул, что в результате «неэффективной деятельности его собственников работа предприятия приостановлена». Долг по зарплате – 22 млн рублей. Рабочие комбината готовы выйти на митинг и устроить голодовку.
Ситуацию прояснила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Комбинат находится под контролем гражданской жены Павла Федулёва Елены Копытовой. Предприятие за три года поменяло руководство уже шесть раз. Каждый новый менеджер нарабатывал долги и уходил.
Руководитель Новолялинского городского округа Сергей Бондаренко (куда входит Лобва) подчеркнул, что «на грань выживания поставлено 10 тысяч человек – практически все население Лобвы и прилегающих к ней поселков». Свердловский губернатор предложил создать на Лобве рабочую группу, аналогичную работающей на БАЗе.
– Вы за это лично будете отвечать головой, – обратился Куйвашев к Петрову.
– Я и так за все головой отвечаю, – парировал вице-премьер.
– За это особенно, – подытожил глава региона.
Прокурорские меры
Доклад свердловской прокуратуры еще больше насторожил участников Совбеза. Так, по данным прокурорских, в регионе не 14, а 68 предприятий, имеющих проблемы в том числе и с выплатами зарплаты на сумму 409 млн рублей. При этом 20% из них – государственные и муниципальные унитарные предприятия, их совокупная задолженность – 22 млн рублей. Правда, прокурор отметил, что с каждым годом ситуация в этом секторе улучшается. В 2010 году долг по зарплате равнялся 600 млн рублей, в 2011-м – около 500 млн рублей.
За 2012 год областная прокуратура выявила около десяти тысяч нарушений на предприятиях – принято девять тысяч предписаний. Несколько десятков руководителей и собственников заводов привлечены к ответственности.
– Необходимо заострить внимание на предприятиях, которые не состоят в свердловском союзе промышленников и предпринимателей. Из 14 проблемных только БАЗ состоит в союзе. Моего сегодняшнего заявления достаточно для того, чтобы на проблемных предприятиях прошли дополнительные проверки? – обратился к и.о. свердловского прокурора Владимиру Маленьких губернатор.
– Достаточно, – согласился Маленьких. – Наши сотрудники уже работают с привлечением ОБЭП и ФСБ.
«Проблемных руководителей – в тюрьму»
Свой вариант решения проблемы предложила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она заявила, что ситуация никогда не изменится, пока собственники предприятий, допустившие такие проблемы, как в Лобве, на Екатеринбургском мясокомбинате и т.д., не будут сидеть в тюрьме.
Собственником Лобвинского лесхоза и Екатеринбургского мясокомбината является Елена Копытова. Она отказывается продавать предприятия, но не пускает туда арендаторов. В итоге сотрудники сидят без зарплат, а Копытова заявляет, что у нее их нет.
– При этом она может позволить себе отдых в Испании, – заметила Татьяна Мерзлякова, – Все собственники имеют деньги… К тому же на заседания она не является.
– Может, ее по повестке пригласить? – предложил губернатор.
– Посадить, – подчеркнула Мерзлякова.
Помимо радикальных мер Татьяна Мерзлякова предложила создать в Свердловской области специальный социальный фонд. Его средства будут уходить по мере необходимости на выплату зарплаты рабочим проблемных предприятий. А пополняться он будет за счет продажи активов несостоятельных предприятий.
Резолюция заседания Совета безопасности будет готова через несколько дней, но уже сейчас можно констатировать факт того, что свердловский губернатор наконец-то начал жестко реагировать на проблемы промышленных предприятий. Период переговоров и убалтываний собственников прошел, к решению интенсивнее подключаются правоохранители, чиновники будут «отвечать головой», видимо, скоро может дойти дело и до радикального предложения Татьяны Мерзляковой.
Заседание Совбеза открыл глава Свердловской области Евгений Куйвашев, заявив, что на данный момент в регионе свыше 8 тысяч человек испытывают проблемы с заработной платой (просроченная задолженность – 409 млн рублей), либо их дальнейшее трудоустройство под вопросом.
Среди проблемных предприятий Свердловской области Куйвашев назвал четыре металлургических – БАЗ (Краснотурьинск, входит в корпорацию «РУСАЛ»), «Руслич» (Верхняя Салда), «Нигмас» (Верхняя Синячиха), «Режникель». Помимо этого восемь предприятий относятся к оборонно-промышленному комплексу и машиностроению. Среди них – Баранчинский электромеханический завод, Тавдинский машиностроительный завод, Верхнетуринский машиностроительный завод, «АМУР» (Новоуральск), Лобвинский лесопромышленный комбинат, СУБР (Североуральск, «РУСАЛ») и другие.
– Основные причины возникновения проблем на предприятиях – неэффективный менеджмент, конфликт между акционерами, устаревшие технологии, высокий уровень железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию, а также большая кредиторская задолженность, – подчеркнул достаточно критично Евгений Куйвашев.
Правоохранительные и законодательные меры
Главной проблемой свердловский губернатор назвал отсутствие в регионе комплексной программы развития промышленности, которую необходимо укреплять, в том числе и законодательно. Куйвашев предложил не только принять данную инициативу, но и обратиться с ней к федеральным властям, принять ее на всероссийском уровне, по примеру программ «Жилище» и «Образование».
К решению проблем промышленных предприятий губернатор призвал подключиться и муниципалитетам. Совместно с областными чиновниками местные должны будут провести ревизию промышленного комплекса Свердловской области и разработать программу модернизации предприятий, согласовав ее с программой развития муниципалитетов.
Не остались в стороне и правоохранительные органы – Куйвашев попросил их более оперативно реагировать по проблемным предприятиям, выяснять факты преднамеренного банкротства, вывода капиталов, сокрытия денежных средств, факты хронической невыплаты зарплаты, а также нарушения прав работников предприятий.
– Необходимо создать спецкомиссии с участием представителей прокуратуры, ОБЭП и ФСБ. Деятельность каждого проблемного предприятия должна курировать отдельная группа специалистов, – заявил губернатор. – Они должны досконально изучить предприятие – безнаказанными не должны остаться ни собственники, ни руководство.
«Амурные» дела Афанасьева
На Совбезе свердловскому вице-премьеру Александру Петрову необходимо было детально доложить о каждом проблемном заводе. Начал Петров с «АМУРа», где уже четвертую неделю бывшие сотрудники предприятия голодают, требуя зарплату.
Среди главных причин банкротства новоуральского предприятия Петров назвал повышение пошлин и закрытый статус города. Именно по этим причинам были нарушены связи с иностранными партнерами, которые вылились в долги предприятия, непогашение кредитов и банкротство.
Эти же причины в дальнейшем назвал и гендиректор «АМУРа» Юрий Афанасьев, кстати, единственный из «проблемных» руководителей, прибывших на Совбез. Он отметил, что в 2007–2008 годах завод был на производственном пике – выпускались комплектующие для индийских и китайских машин. После введения пошлин производить детали для автомобилей стало невыгодно. Кузов с растаможкой стоил 5 тысяч долларов (сама машина продавалась за 7 тысяч долларов).
– Мы взяли кредиты, но отдавать было нечем, – подчеркнул Юрий Афанасьев. Но тут же предложил выход из сложившейся ситуации. В предприятие необходимо инвестировать 70 млн долларов для установки линии по покраске и сварке автомобилей. В данной ситуации, по словам гендиректора, кредит «АМУРу» никто не даст, но данное производство позволит заводу трудоустроить 3 тысячи человек и не закрыться.
Это предложение Афанасьева осталось без комментариев. Зато несколько раз во время совещания вспоминали про соглашение о сотрудничестве между «АМУРом» и УВЗ. Подробности сделки не разглашаются, а также не было сказано, как именно это соглашение поможет выплатить зарплату голодающим новоуральцам. Отметим, что в данный момент на «АМУРе» голодают порядка 100 человек. Пятеро прекратили участие в акции – их на «скорой» увезли в больницу.
Дерипаску предупредили
Другая горячая точка Свердловской области – краснотурьинский БАЗ. Руководство РУСАЛа, которому принадлежит завод, собирается сократить предприятие на 700 человек, закрыв электролизное производство. Сначала представители РУСАЛа заявляли о необходимости снижения для них тарифов на электроэнергию, чтобы не закрыть электролиз. Затем о том, что электролизное производство все равно прекратит существование, а людей переведут на другое место работы. Видимо, в РУСАЛе пока сами не знают, что хотят от БАЗа.
На данный момент неизвестно, какое окончательное решение будет принято. Видимо, все находится в стадии обсуждений, которые завершатся, скорее всего, в воскресенье, 16 сентября. Тогда Свердловскую область должен посетить владелец РУСАЛа Олег Дерипаска. Планируется, что в переговорах примут участие представители «алюминиевого гиганта» и Свердловской власти.
В свою очередь исполняющий обязанности прокурора Свердловской области Владимир Маленьких заявил, что в адрес Олега Дерипаски вынесено предостережение о необходимости сохранить рабочие места.
Новая горячая точка – Лобва
Кроме известных проблемных предприятий Свердловской области на заседании Совбеза были названы и новые. Так, критическая ситуация сложилась на Лобвинском лесопромышленном комбинате. Александр Петров подчеркнул, что в результате «неэффективной деятельности его собственников работа предприятия приостановлена». Долг по зарплате – 22 млн рублей. Рабочие комбината готовы выйти на митинг и устроить голодовку.
Ситуацию прояснила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Комбинат находится под контролем гражданской жены Павла Федулёва Елены Копытовой. Предприятие за три года поменяло руководство уже шесть раз. Каждый новый менеджер нарабатывал долги и уходил.
Руководитель Новолялинского городского округа Сергей Бондаренко (куда входит Лобва) подчеркнул, что «на грань выживания поставлено 10 тысяч человек – практически все население Лобвы и прилегающих к ней поселков». Свердловский губернатор предложил создать на Лобве рабочую группу, аналогичную работающей на БАЗе.
– Вы за это лично будете отвечать головой, – обратился Куйвашев к Петрову.
– Я и так за все головой отвечаю, – парировал вице-премьер.
– За это особенно, – подытожил глава региона.
Прокурорские меры
Доклад свердловской прокуратуры еще больше насторожил участников Совбеза. Так, по данным прокурорских, в регионе не 14, а 68 предприятий, имеющих проблемы в том числе и с выплатами зарплаты на сумму 409 млн рублей. При этом 20% из них – государственные и муниципальные унитарные предприятия, их совокупная задолженность – 22 млн рублей. Правда, прокурор отметил, что с каждым годом ситуация в этом секторе улучшается. В 2010 году долг по зарплате равнялся 600 млн рублей, в 2011-м – около 500 млн рублей.
За 2012 год областная прокуратура выявила около десяти тысяч нарушений на предприятиях – принято девять тысяч предписаний. Несколько десятков руководителей и собственников заводов привлечены к ответственности.
– Необходимо заострить внимание на предприятиях, которые не состоят в свердловском союзе промышленников и предпринимателей. Из 14 проблемных только БАЗ состоит в союзе. Моего сегодняшнего заявления достаточно для того, чтобы на проблемных предприятиях прошли дополнительные проверки? – обратился к и.о. свердловского прокурора Владимиру Маленьких губернатор.
– Достаточно, – согласился Маленьких. – Наши сотрудники уже работают с привлечением ОБЭП и ФСБ.
«Проблемных руководителей – в тюрьму»
Свой вариант решения проблемы предложила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она заявила, что ситуация никогда не изменится, пока собственники предприятий, допустившие такие проблемы, как в Лобве, на Екатеринбургском мясокомбинате и т.д., не будут сидеть в тюрьме.
Собственником Лобвинского лесхоза и Екатеринбургского мясокомбината является Елена Копытова. Она отказывается продавать предприятия, но не пускает туда арендаторов. В итоге сотрудники сидят без зарплат, а Копытова заявляет, что у нее их нет.
– При этом она может позволить себе отдых в Испании, – заметила Татьяна Мерзлякова, – Все собственники имеют деньги… К тому же на заседания она не является.
– Может, ее по повестке пригласить? – предложил губернатор.
– Посадить, – подчеркнула Мерзлякова.
Помимо радикальных мер Татьяна Мерзлякова предложила создать в Свердловской области специальный социальный фонд. Его средства будут уходить по мере необходимости на выплату зарплаты рабочим проблемных предприятий. А пополняться он будет за счет продажи активов несостоятельных предприятий.
Резолюция заседания Совета безопасности будет готова через несколько дней, но уже сейчас можно констатировать факт того, что свердловский губернатор наконец-то начал жестко реагировать на проблемы промышленных предприятий. Период переговоров и убалтываний собственников прошел, к решению интенсивнее подключаются правоохранители, чиновники будут «отвечать головой», видимо, скоро может дойти дело и до радикального предложения Татьяны Мерзляковой.
Денис Евстафьев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19
В Свердловской области за сутки на пожарах погибли два человека
Суббота, 23 ноября, 14.32
В Екатеринбурге «сотрудники поликлиники» воруют деньги пациентов
Суббота, 23 ноября, 13.04