Кто виноват в тепловых скандалах на Уралмаше. И что делать

Горячие батареи лучше самых теплых пожеланий


13.12.2011

В продолжение темы уралмашевского ЖКХ, начатой ранее на «ВВ», журналистами издания были выявлены новые подробности и интересные обстоятельства сложившейся ситуации. Основной удар негодования жителей микрорайона приняла на себя управляющая компания «РЭМП Эльмаш», так вышло потому, что в данном конкретном случае не несут ответственность организации, которым нет дела до житейских забот населения. Это касается прежде всего ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» и всем известной ТГК-9, правда, есть и другие «соучастники», но обо всем по порядку.

Чтобы понимать ситуацию в целом, давайте обратимся к основам – как происходит подключение тепла в Екатеринбурге. В нашем славном городе семь административных районов, каждый из которых обеспечивается теплом от производителя, находящегося в Среднеуральске. При этом подключение происходит в несколько этапов и начинается оно с конца, то есть с южной части города. Отметим, что объекты социальной значимости, такие как детские сады, больницы и школы, подключаются в первую очередь. Официально отопительный сезон начинается 15 сентября, однако на практике это вовсе не значит, что в этот день во всех квартирах уральской столицы станет тепло. Вовсе нет, сначала нагреваются батареи в домах Чкаловского района, как самого дальнего, затем наступает очередь Ленинского и Октябрьского, затем идут Верх-Исетский, Кировский и Железнодорожный, а завершает процесс глобального включения Орджоникидзевский административный район.

Логика подключения тепла «от дальнего к ближнему» едина для всех масштабов сетей – для городского, для межрайонного, внутрирайонного и так далее. Это объясняется устоявшейся технологией и делается для того, чтобы тепло доходило всегда даже до самых отдаленных точек подачи теплоносителя. Кстати, екатеринбургская тепловая система замкнутая – нагрев батареи в квартирах, теплонесущая жидкость возвращается в Среднеуральск, где подогревается и подается обратно. Только представьте себе всю сложность этого многокилометрового технологического процесса, где необходимо постоянно поддерживать регламентированные уровни температуры и давления на каждом из участков. Хорошо, когда хозяин один, но в существующих реалиях владельцев участков этой системы сотни, если не тысячи. И от поведения каждого такого «князька» зависит состояние, а в нашем случае температура, его соседей. Нежелание нескольких владельцев точек потребления тепла взаимодействовать с окружающими может негативно сказаться и сказывается на некоторых участках.

Подключения на уровне кварталов идут по той же схеме: сначала дальние дома, затем те, что поближе. Но внутри самого дома все тоже непросто – кто-то батареи неумело поменял, кто-то воздух в систему нечаянно запустил. Встречаются также случаи откровенного вредительства со стороны владельцев жилья или тех неквалифицированных сантехников, которых нанимают жильцы для проведения работ в своих квартирах.

В любом случае подключение внутри дома идет по тому же порядку, постепенно, от стояка к стояку. Порой, чтобы установить причину отсутствия тепла в той или иной квартире, сотрудникам управляющих компаний требуется несколько дней, а то и недель. И все бы ничего, но, когда сантехник, предположим, Иванов оказывается в двух шагах от установления истинной причины батарейной прохлады, могут вдруг вмешаться внешние силы в виде поставщика теплоносителя, который по своему хотению вдруг обрубает подачу тепла. Пуская тем самым насмарку неделю квалифицированного труда товарища Иванова, у которого, между прочим, не один дом, а 101. Выражение «Сизифов труд» как нельзя лучше описывает такую ситуацию.

Нехитрое устройство, способное
парализовать работы по диагностике системы отопления на целую неделю


А отключения поставщиком тепла производиться обязательно будут, и не одно, и без предупреждения, и часто. По данным «Вечерних Ведомостей», только с момента начала отопительного сезона в кварталах, где располагается дом 94б по ул. Индустрии, их было пять: 5–17 октября, 2–16 ноября и 8 декабря. То есть мало того, что Орджоникидзевский район стоит последним в графике подключений и что жильцы нанимают неквалифицированный персонал для установки батарей и прочего оборудования, что также влечет за собой массу проблем, так еще и продиагностировать систему невозможно по причине внеплановых отключений.

Однако факты – штука упрямая: теплом покрыто подавляющее количество домов микрорайона, а как это удалось сделать сотрудникам «РЭМП Эльмаш», наверное, тема отдельной статьи.

Как уже упоминалось выше, жители тоже горазды на выдумки в плане засовывания палок в сантехническую колесницу – в квартире одного из домов жилфонда «РЭМП Эльмаш» квартиранты, или их наемные работники, установили интересное усовершенствование, на выявление которого ушло почти две трудовых недели. Искали, ломали голову, перепроверяли, переподключали, а в итоге нашли небольшой кусок запаянной трубы в системе. Зачем конкретно она была установлена, наверное, останется загадкой, но предположить, что это небольшой саботаж, все-таки можно.

Следующим немаловажным фактором влияния на общий баланс распределения тепла является неравномерное потребление гигакалорий всеми участниками системы. Кому-то холодно, а кто-то целыми днями форточки дома держит открытыми. Есть даже такое понятие «перетоп», которым можно охарактеризовать положение в ряде муниципальных и коммерческих организаций, питающихся от одной ветки с домом 94б по ул. Индустрии. В частности, можно говорить о «перетопе» на рыночном комплексе «Омега» и в Свердловской областной клинической больнице «Детство». Фактически получая тепловые излишки, обе эти организации крадут драгоценные градусы у жителей соседних домов, несмотря на многочисленные просьбы со стороны администрации района и УК внести изменения в систему собственного отопления. Но ведь, когда тепла много, можно просто открыть окно, а на просьбы можно и не реагировать. Подумаешь, какая-то пара сотен человек замерзает в квартирах, совершенно ничего особенного, потерпят, переживут. Цинизм, с которым руководители указанных и других, находящихся рядом, организаций отказываются выполнять предписания по настройке систем отопления, бьет через край.

Между тем редакция «Вечерних Ведомостей» располагает копией нескольких одинаковых писем, составленных УК «РЭМП Эльмаш» и адресованных сразу трем организациям – ОАО «ТГК-9» в лице ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», Администрации Орджоникидзевского района и прокуратуре этого же района. Они идентичны, но с разными датами, а суть их сводится к тому, что в системе теплоснабжения квартала улиц Ильича – Космонавтов – Индустрии отсутствует должный гидравлический режим. Также в письмах указывается факт «перетопа» ряда строений. Частота отправки этих писем дает возможность сделать заключение о том, что все они остались без ответа, как остались без тепла жители нескольких домов этого микрорайона.

Теперь попытаемся сложить все переменные в одном уравнении. Жители замерзают и клянут на чем свет стоит управляющую компанию, отправляя в ее адрес ругательные письма. В свою очередь «РЭМП Эльмаш» в сумасшедшем темпе и с нечеловеческими усилиями совершает подвиги по подключению тепла в собственном жилфонде, ведь по Постановлению главы Екатеринбурга № 3790 от 13.09.2011 «О начале отопительного сезона» отопительный сезон, а следовательно, подключение жилых многоквартирных домов к центральному отоплению, должен был начаться 19.09.2011, а нагретый теплоноситель будет дан хорошо если в начале октября. С другой стороны, Свердловская теплоснабжающая на пару с Территориальной генерирующей устраивают внеплановые и почти еженедельные отключения тоже, наверное, не от хорошей жизни. А те, у кого тепла излишки, вдруг встали в позу и делиться им не желают. Районная администрация помогает всеми силами, но повлиять на этих «жадин» не может. Прокуратура хочет наказать, но пока толком не понимает кого. А народ все мерзнет, и на носу Новый год.

В заключение стоит сказать, что ситуация, в которую оказались заключены жители вышеупомянутого квартала, сложилась не за один день и не за одно десятилетие. Проблему надо решать комплексно, поскольку определяющих факторов целое множество – начиная от необходимых профилактики и ежесезонных подготовительных работ, заканчивая высоким уровнем квалификации работников сферы ЖКХ. Есть еще один важный фактор, который, похоже, перестали учитывать, – это мера терпения населения, а ему, в принципе, все равно, кто виноват, лишь бы батареи грели.
Кирилл Долгопрудный © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>