Протестный Екатеринбург: Кто завоюет «поколение хипстеров»?

Свердловская молодежь вылезла из соцсетей и вышла на митинги. Готовы ли политики работать с этим новым электоратом?


12.12.2011

Екатеринбург оказался в числе миллионников, принявших участие в масштабной акции против официальных итогов выборов 4 декабря. Эксперты уверены: народный потенциал аккумулировался в интернет-пространстве, «белом пятне» на карте политического влияния власти. В социальных сетях критика правящей партии стала модным трендом среди представителей поколения конца 80-х – начала 90-х, детей новой России. Политически неоформленная ранее, серьезно не заявлявшая о себе аудитория мощно «сработала» на выборах и на акциях протеста. Этот факт дает повод задуматься о многом. И в первую очередь об устаревании политических методов уже привычных партий, которые рискуют упустить активную аудиторию, «подогретую» внесистемной оппозицией.

«Дети новой России»

В минувшую субботу 10 декабря в Екатеринбурге на площадь Труда вышли около полутора тысяч человек – это по официальным данным, по неофициальным – почти 5 тысяч. В Москве количество митингующих, по разным данным, зашкаливало за 50 тысяч. Аудитория уличных «бунтарей» на 90 процентов состояла из людей от 17 до 35 лет. 80 же процентов составили политические новички возрастом от 17 до 30, за которыми долгие годы был закреплен авторитет аполитичного поколения. К которым в последнее время приклеили международный ярлык – поколение «хипстеров» (представители субкультуры, нонконформизм которой во всем мире настолько мягок, что практически не заметен в политике).

Как ни странно, именно эти тихие обитатели интернет-кафе и ночных клубов 10 декабря в Екатеринбурге потребовали пересмотра результатов минувших выборов. Вчерашние интернет-«задроты» дружно скандировали: «Это наш город!», «Путин должен уйти!», «Чурова – в отставку!», «Даешь честные выборы!»

Несмотря на массовость и, на первый взгляд, стихийность собрания, акция прошла в рамках закона, без драк, кровопролития и стычек с ОМОНом. Создалось впечатление, что немногочисленные представители старшего поколения в шапках-формовках и махровых шарфах, привыкшие к митингам в стиле начала 90-х, выглядели чужаками среди «легкой» молодежи, развлекающей друг друга забавными плакатами с иронически-политическим подтекстом. Да и представители радикальных молодежных групп просто тонули в море позитивно настроенных молодых избирателей.

Тем временем политические наблюдатели не сомневаются, что минувшие события уже стали точкой отсчета новейшей истории страны, которая будет ознаменована сменой поколений. На место строителей демократии, стоявших у истоков постсоветской страны, приходят дети новой России, не испытавшие влияния тоталитарного строя. Это новая политическая сила, не вписывающаяся в рамки ни одной из существующих политических сил.

– В категорию ранних взрослых пришли те люди, которые родились и получили воспитание в условиях демократической России. Это первое реальное демократическое поколение. Сейчас людям, родившимся в 90-е, по 20 лет, а те, кто родились в 93-м, первый раз голосовали в этом году. Они не знают, что такое Советский Союз. Сейчас во власти сидят 40–50-летние, а те, кто пришел сейчас, – дети свободной России. И они не готовы ждать 20 лет, когда они придут на место старшего поколения. Они хотят сейчас влиять на политику, – дал оценку происходящему политолог, советник свердловского губернатора Вадим Дубичев.

Не говорить о политике не модно

Говоря о новом поколении, многие отмечают, что в формировании политической позиции и грамотности молодежи важнейшую роль играет интернет-пространство.

– Интерес к политике – это следствие внедрения компьютерных технологий. Это своеобразная мода, которой следуют молодые люди. Здесь очень важное значение имеют соцсети, как заряд, подстегивающий молодежь. Сегодня молодому человеку не модно не говорить о политике, не современно отставать от событий, если его друзья в «фейсбуке», например, обмениваются по этому поводу мнениями. Он неизбежно, хочет этого или нет, оказывается вовлеченным в политситуацию, – заявил «Вечерним Ведомостям» профессор УрФУ, доктор политических наук Дмитрий Стровский.

Действительно, нельзя отрицать, что интернет стал самостоятельной площадкой для политических дискуссий и выражения мнений. Еще несколько лет назад людей, пытающихся донести свои политические взгляды в соцсетях, называли политфриками и популистами. Сегодня встречи свердловского губернатора с блогерами стали неотъемлемой частью его расписания, а такие интернет-проекты, как «РосПил» и «РосЯма», завоевали всенародную популярность, превратившись в средство эффективного диалога с властью. Однако «сильные мира сего», несмотря на тенденцию, так и не смогли освоить виртуальный мир, по сути предоставив широкое поле деятельности внесистемной оппозиции.

– Власть абсолютно проиграла Интернет. У людей появилась возможность доступа к альтернативной информации, значительно отличающейся от официальной, транслирующейся по телевизору. Это стало фактором объединения людей, – замечает политолог Федор Крашенинников.

Тем временем некоторые официальные лица Свердловской области до сих пор не видят в новых информационных тенденциях положительные моменты. Например, по заявлению председателя Облизбиркома Владимира Мостовщикова, блогосфера в том виде, в котором она сейчас существует, работает на растление общества.

– По негласной договоренности было определено, что, например, «Живой журнал» – это площадка для разговора с самим собой. И важно, чтобы этот разговор осуществлялся не на основе хамства, пошлости и цинизма. А на основе уважения и благодарности друг к другу. Но мы, по всей видимости, не доросли до этого. Меня, как человека, как гражданина, это очень беспокоит. Может быть, это новая нравственность, но я до нее до сих пор не созрел, – признался Мостовщиков. Зато молодежь, как показывают последние события, для культурного диалога с властью уже созрела.

Вопрос политической крыши

За последние годы вопрос политической сознательности молодежи стоял достаточно остро. Официальная власть всех уровней вменяла молодым людям игнорирование выборов, равнодушие к политическим событиям в стране и реформам. Тем не менее ни одна из политических сил за это время так и не предприняла реальных действий в этом направлении. Именно это стало причиной того, уверены эксперты, что «проснувшаяся ото сна» молодежь оказалась «бесхозной».

– Политические партии достаточно долго отталкивали молодежь. Сейчас ей нужен «политический зонтик», под который она могла бы примкнуть и самовыражаться. Тем более что сегодня оголтелых радикалов, желающих получить сиюминутный результат, не так много. Проблема нашей политической системы в том, что нет ниш для самовыражения молодежных пристрастий. И это в большей степени играет на руку манипуляторам, когда лозунг, провозглашенный ими, оказывается созвучным умонастроениям среди молодежи, – отмечает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

Гагарин полагает, что молодое поколение склонно реагировать на происходящее во многом эмоционально. Оно особенно нетерпимо к проявлениям политической несправедливости, поэтому такие распиаренные лозунги, как фальсификация выборов, вызывают достаточно бурную реакцию. Это происходит потому, что власть до сих пор не выработала «политический язык общения с молодежью», полагает политолог. Ведь существующие объединения младопартийцев во многом работают для обслуживания той или иной политической силы, а не для выражения интересов и мнения нового поколения.

– У молодежи представления о политике не выработаны, – считает Анатолий Гагарин. – Те партии, которые существуют, представляют некий винегрет из политпристрастий. А молодежь просто недовольна тем, что происходит. И она не видит тех, к кому примкнуть, потому что многое, что есть у политических партий, ее не устраивает. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно выработать тот самый политический алфавит и сформулировать определенные пристрастия. Это проблема, которая стоит перед страной. Для этого нужна полная перезагрузка политической системы.

Растерянность системной оппозиции

В свою очередь, парламентская оппозиция находится в некотором замешательстве, поскольку появление нового политического игрока стало для них, мягко говоря, неожиданностью. Конечно, каждая партия склонна полагать, что скидывать со счетов проявившуюся политическую молодежь не стоит, да и уже невозможно. С другой стороны, не все политические силы понимают, каким образом с ней можно выстроить конструктивный диалог.

Например, по словам депутата Облдумы, секретаря по идеологии свердловского обкома КПРФ Елены Кукушкиной, акция на площади Труда вызвала у коммунистов смешанные чувства. С одной стороны, «аполитичная» молодежь пришла поддержать мероприятие, заявленное представителями КПРФ, но с другой – их мотивация не имеет ничего общего с мотивацией комсомольцев.

– Конечно, это хорошо, что они пришли, – комментирует Елена Кукушкина, – возможно, в будущем кто-то из них присоединится к нам. В первую очередь хорошо то, что молодые люди начинают что-то осознавать, что-то понимать. Другое дело, они толком и не знают, зачем они вышли на площадь.

По словам Елены Кукушкиной, именно «аполитичная молодежь», для которой уличная политика – лишь развлечение, зачастую становится легкой добычей «оранжистов», которые оперируют этой массой в собственных целях. Именно поэтому в будущих уличных акциях коммунисты намерены дистанцироваться от либералов, так же как сторонились их 10 декабря. В будущем свердловские коммунисты намерены требовать пересмотра итогов выборов 4 декабря, совмещая собственные уличные выступления с системной работой: исками в суды, перепиской с госорганами и так далее.

Тем временем в ЛДПР о дальнейших планах партийной молодежи предпочли умолчать. По словам заместителя координатора по работе с молодежью СРО ЛДПР Михаила Березина, сейчас областное отделение пересматривает тактику и стратегию после прошедших выборов. Впрочем, стоит отметить, что «либерал-демократы» подавали заявку на митинг 11 декабря, которая не была утверждена в последний момент. Таким образом, если кто-то из младопартийцев из ЛДПР и участвовал в несанкционированном митинге 10 декабря, то лишь в частном порядке.

Свердловские «эсеры» срочно менять планы в связи с новым всплеском политической активности свердловской молодежи пока не собираются. По заявлению лидера фракции «Справедливой России» в Облдуме Александра Караваева, работа с молодежью в «СР» ведется достаточно эффективно, что отразилось в тех кандидатах, которые прошли в свердловское Законодательное собрание в этот раз. Поэтому в планах СРО нет планов по кардинальному изменению работы с молодежью.

«С нами надо говорить на нашем языке»

В дискуссии по вопросу молодежи в политике представляется ценным и мнение брата политолога Анатолия Гагарина – Александра Гагарина, лидера группы «Сансара». Эта группа сегодня имеет культовый статус среди молодежи, которую условно можно причислить к движению «хипстеров». Также Гагарин является основателем бара «Горностай», популярного среди представителей этой группы. Поэтому именно Гагарина мы попросили оценить термин «Революция хипстеров», появившийся в Интернете и СМИ накануне протестных митингов. К этому термину пока относятся иронично, но здравое зерно здесь все-таки есть.

В разговоре с Александром мы установили, что сегодняшние хипстеры и все, кого можно условно к ним причислить, – это молодежь из формирующегося среднего класса. Это молодая мелкобуржуазная творческая интеллигенция. Хипстеры активно интересуются самыми свежими достижениями цивилизации, техническими гаджетами, новыми возможностями Интернета, социальных сетей, мультимедиа. Эта субкультура является активным потребителем и участником независимой культуры: от уличных флешмобов до кино, музыки и актуальной живописи. Единственное, что до недавнего времени для хипстеров было не модным, – социально-политическая активность. На Западе, кстати, эту субкультуру за аполитичность активно высмеивают и до сих пор. Но в России 2011 года все изменилось.

– Можно говорить, что сегодняшняя молодежь, те же хипстеры, уже сформировалась как грамотный потребитель. Эта молодежь уже научилась выбирать то, что для нее важно. И научилась при этом не наступать на права других людей. Что является важным составляющим понятия «свобода», – рассуждает Александр Гагарин. – И сегодня эта молодежь уже готова отстаивать свои потребительские права в политике. Ведь в нормальном гражданском обществе власть должна гарантировать людям качественные услуги так же , как руководство кафе, производитель телефона или интернет-провайдер. Разницы, по сути, никакой. Поэтому люди, возможно, и выходят на улицу, чтобы потребовать нового, достойного качества жизни, на этот раз – в политике. Грубо говоря, современная молодежь требует, чтобы предоставляемый властью продукт (в том числе и результаты выборов) был таким же качественным, как «айфон» или модные итальянские блокноты Moleskine.

Побывав на пикете в Екатеринбурге, Александр Гагарин отметил, что молодежи, которую условно можно причислить к хипстерам, было действительно много. Александра, как и многих других участников, приятно удивила высокая культура собравшейся на пикет публики. И в этом, по его словам, главная заслуга самих молодых людей, а не партийных организаторов акции.

Гагарин сделал акцент на еще одной важной черте, характерной для новой молодежи, – независимости и жесткой ориентации на «селфмейд» – на достижение цели своими силами, при большой творческой активности. По его оценке, эта социальная группа пока не определилась с политическими пристрастиями. Но могла бы назвать своими лидерами таких же свободных и креативных претендентов. Только вот в успешное взаимодействие, условно говоря, «хипстеров» с сегодняшними партиями из Госдумы Гагарин не верит:

– В настоящее время мы и парламентская оппозиция говорим на разных языках. Пожалуй, доверие есть только к таким же «селфмейд»-личностям, как мы, только в политике, – вроде екатеринбургского депутата Леонида Волкова или борца к коррупцией Алексея Навального. Их идеи, форма изложения этих идей и конкретные дела нам понятны. Сегодня нам не хватает честных, искренних, действительно верящих в свои силы людей. Возможно, «хипстеры», раз уж мы используем это слово, действительно ждут новых лидеров. Прошедшие в стране митинги показали, что спрос есть. Теперь дело за предложением.
Ксения Постовалова, Сергей Мальцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>