«Внесистемная» победа Леонида Волкова над Октябрьской ТИК
Депутат гордумы возобновляет борьбу за место в областном заксобрании и на всякий случай готовится к Верховному суду
08.11.2011
7 ноября одному из самых ярких екатеринбургских представителей «внесистемной оппозиции» удалось одержать победу над давно сложившейся системой устранения неугодных кандидатов с выборов. Леонид Волков выиграл иск против Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района Екатеринбурга, пытавшейся запретить ему участие в выборах депутатов свердловского законодательного собрания. Эта победа еще не окончательная. Но главное, что показал этот суд, с Системой бороться можно. И нужно.
Более 12 часов продолжалось судебное заседание по заявлению депутата Екатеринбургской городской Думы Леонида Волкова о признании недействительным решения Октябрьской территориальной избирательной комиссии, отказавшей ему в регистрации. Специалисты-графологи, забраковавшие подписные листы Волкова, допрашивались в судебном заседании и, со слов сторон, путались в своих показаниях. Около двух десятков свидетелей выступили в защиту депутата. Суд и прокурор увидели нарушения Октябрьской ТИК в оформлении протоколов. В результате заявление Волкова было удовлетворено. И он может продолжать борьбу за место в Законодательном собрании.
А теперь расскажем обо всем по порядку, вспомнив события двух прошедших недель.
23 октября Октябрьский ТИК одобрил регистрацию Волкова и открыл кандидату избирательный счет. Однако 25 октября у комиссии возникли некие сомнения в подлинности подписных листов Волкова, и вечером того же дня все подписи были отправлены в Уральский региональный центр судебной экспертизы. Уже на следующий день, 26 октября, перед заседанием комиссии, Волкову сообщили, что 154 подписи из 1039, представленных им в ТИК, забракованы специалистами. Руководствуясь заключением специалистов-графологов, Октябрьская избирательная комиссия заблокировала счет Леонида Волкова и предоставила ему другой протокол, датированный 26 октября, в котором Волкову отказано в регистрации в качестве кандидата.
Как уже писали «Вечерние Ведомости», 2 ноября состоялась предварительная «беседа» Октябрьского избиркома и Леонида Волкова в суде. Представители ТИК и депутат гордумы просто побеседовали за закрытыми дверями. В этот день стало понятно, что процесс может затянуться – благодаря праздничной пятнице и переносу первого настоящего заседания на понедельник, 7 ноября. Всем присутствовавшим в суде 2 ноября было очевидно, что затягивание суда явно сыграло бы на руку действующей власти.
Слушание, состоявшееся 7 ноября, длилось около 12 часов. На заседание суда во Дворце правосудия собралось значительное количество сторонников Леонида Волкова. В ожидании вердикта граждане ждали в суде весь день, до позднего вечера. При этом, зная, с какими нарушениями часто вершится правосудие в Свердловской области (особенно в случае заинтересованности властей в конкретном результате), многие и не надеялись на быстрое удовлетворение иска Волкова.
В ходе суда, помимо основного заявления, защитой Леонида Волкова было подготовлено еще несколько ходатайств. В частности, юристы Волкова попросили вызвать в суд около двух десятков свидетелей, ставивших подписи в подписных листах, а также тех, кто эти подписи собирал. Леонид Волков и его помощники смогли ознакомиться с подписными листами только в четверг, на следующий день после предварительной «беседы» (так назвали 2 ноября процедуру, похожую на предварительное слушание, сотрудники суда). За выходные Волков и его помощники связались практически со всеми людьми, подписи которых были забракованы.
Среди свидетелей оказался репортер радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Постников, который делал радиорепортаж в ходе сбора подписей вместе c Леонидом Волковым. Интересно, что две забракованные графологами подписи были сделаны в его присутствии. Очевидно, что совершать подлог в присутствии журналиста ведущего федерального СМИ было бы идиотизмом для любого претендента на депутатский пост.
Леонид Волков во время единственного перерыва в 12-часовом судебном заседании разговаривает со свидетелями
Кроме того, защита Волкова представила в суд нотариально заверенные заявления о подлинности данных, сделанные теми, кто ставил подписи. А также к делу были приобщены нотариально заверенные заявления сборщиков подписей.
– Мы полагаем, что вторая проверка проводилась незаконным порядком, она была продиктована какими-то внутренними соображениями ТИК, с целью исключить возможность участия Волкова в данных выборах, – высказалась в ходе слушания юрист Волкова. – Мы полагаем, что экспертное заключение было составлено с грубыми нарушениями методики проведения экспертизы. Эта экспертиза не отражает фактические результаты сбора подписей, поскольку, несмотря на доводы эксперта, результаты ничем не обоснованы. Не имеется никаких признаков внесения подписей и дат неизбирателями или одного избирателя за другого.
– Мы приняли решение о дополнительной проверке подписных листов, чтобы обезопасить кандидата Волкова от негативных последствий. Я сама не ожидала такого результата, — заявила на суде председатель Октябрьской избирательной комиссии Ольга Сикорская.
Стоит отметить, что в суде представители избиркома назвали проверку, сделанную от 23 до 26 октября, дополнительной. Хотя в самом протоколе пометки о том, что документ является дополнением, а не повторным документом, не было сделано. Законность второй проверки и существование второго протокола поставили под сомнение компетентность избирательной комиссии перед судом.
– Я являюсь действующим депутатом гордумы. Я выборы уже выигрывал, и мы подошли к избирательной кампании с максимальной четкостью, прекрасно понимая, что процедура сбора подписей – это самая щекотливая процедура во всей кампании. Поэтому мы особенно тщательно консультировали сборщиков о порядке внесения даты в подписной лист, которую вносит сам избиратель. Более 90 % сборщиков – волонтеры. Это мои друзья, знакомые, сторонники, – заявил Волков.
Специалисты Уральского регионального центра судебной экспертизы также предстали перед судом и дали свои показания, в которых усомнился даже прокурор.
Одна из экспертов-графологов, г-жа Изотова сообщила, что работала в паре со своей коллегой г-жой Шакирзяновой до 10 вечера 25 октября. Однако, когда суд вызвал Шакирзянову дать показания, она сообщила, что работала в тот день до 19 часов. Таким образом, для всех участников суда стало непонятно, в какое именно время проводилась экспертиза.
Сторонники Волкова наблюдают телемост из зала заседания и ожидают заключение судьи
Кроме того, сложно представить, как можно было провести экспертизу за вечер 25 октября и утро 26 октября. Ведь на рассмотрение экспертов было представлено более 1000 подписей.
Стоит также отметить, что более двух десятков свидетелей признали свои подписи – эти объяснения конкурируют с тем, что сказали эксперты, которые невнятно объясняли, по каким основаниям они забраковали подписи.
Сбивчивость и запутанность показаний этих графологов стала одним из главных факторов, повлиявших на решение суда.
На суде г-же Изотовой было предложено еще раз рассмотреть забракованные подписи и объяснить, по каким признакам они забракованы. Основным признаком, которым руководствовался специалист, стал признак координации движения.
Изотова начала сравнивать забракованные подписи, козыряя профессиональной лексикой. При этом Леонид Волков вовремя заметил, что в данном случае были забракованы не подписи, а даты возле подписей, чем вовсе застал эксперта врасплох.
Другой эксперт, г-жа Шакирзянова на вопрос юристов Волкова, принадлежат ли 150 якобы фальшивых подписей одному лицу, с сомнением ответила: «Видимо, да».
Кстати, Изотова также сообщила, что практически всегда, когда подписи сдаются на графологическую экспертизу, находится брак. Правда, бывают и «чудесные» исключения.
– За мою практику был лишь один случай, когда ни одна подпись в подписных листах не была забракована. Когда выбирали губернатора, – сообщила Изотова.
В заключительной части заседания защита Волкова задала сотрудникам ТИК вопрос: удостоверились ли они в том, что многочисленные избиратели и сборщики, что дали на суде не противоречащие друг другу показания, не обманывают. На это один из сотрудников ТИК ответил:
– Я людям верю, но есть акт специалистов…
Защита Леонида Волкова пожелала представить собственную экспертизу, сделанную другим, негосударственным экспертом. Однако в последний момент оказалось, что оригинал пропал в процессе суда, и суд отказал в приобщении копии к делу, руководствуясь статьей закона.
В перерыве Волков совещается со своими адвокатами
Несмотря на это, в ходе прений г-жа Сикорская воспользовалась случаем и негативно отозвалась о негосударственной экспертизе, сделанной по просьбе Волкова.
В конечном итоге справедливость все-таки восторжествовала. Прокурор оказался на стороне заявителя. После долгого заседания, завершившегося около десяти часов вечера, суд удовлетворил иск Волкова. И теперь его регистрация в качестве кандидата в депутаты свердловского законодательного собрания возобновляется. Конечно, ТИК Октябрьского района имеет право на кассационную жалобу. И вполне возможно, ей воспользуется. Но это не мешает Волкову вновь начать избирательную деятельность.
– 9 ноября ТИК получит мотивировочную часть решения суда. До 14 ноября они могут подать кассационную жалобу. Поэтому не исключено, что дело дойдет до Верховного суда, – сообщил Волков, выйдя из зала заседания. – 9 ноября я буду возобновлять предвыборную кампанию, мне разблокируют избирательный счет. У нас давно уже готова очередная газета, но нам нечем было платить агитаторам. Сейчас будем готовиться к Верховному суду. Мы не сомневаемся, что кассация последует, потому что здравого смысла, как видите, у некоторых людей нет. Но готовиться к кассации и параллельно вести избирательную кампанию – это уже гораздо приятнее, чем готовиться к суду в первой инстанции.
Более 12 часов продолжалось судебное заседание по заявлению депутата Екатеринбургской городской Думы Леонида Волкова о признании недействительным решения Октябрьской территориальной избирательной комиссии, отказавшей ему в регистрации. Специалисты-графологи, забраковавшие подписные листы Волкова, допрашивались в судебном заседании и, со слов сторон, путались в своих показаниях. Около двух десятков свидетелей выступили в защиту депутата. Суд и прокурор увидели нарушения Октябрьской ТИК в оформлении протоколов. В результате заявление Волкова было удовлетворено. И он может продолжать борьбу за место в Законодательном собрании.
А теперь расскажем обо всем по порядку, вспомнив события двух прошедших недель.
23 октября Октябрьский ТИК одобрил регистрацию Волкова и открыл кандидату избирательный счет. Однако 25 октября у комиссии возникли некие сомнения в подлинности подписных листов Волкова, и вечером того же дня все подписи были отправлены в Уральский региональный центр судебной экспертизы. Уже на следующий день, 26 октября, перед заседанием комиссии, Волкову сообщили, что 154 подписи из 1039, представленных им в ТИК, забракованы специалистами. Руководствуясь заключением специалистов-графологов, Октябрьская избирательная комиссия заблокировала счет Леонида Волкова и предоставила ему другой протокол, датированный 26 октября, в котором Волкову отказано в регистрации в качестве кандидата.
Как уже писали «Вечерние Ведомости», 2 ноября состоялась предварительная «беседа» Октябрьского избиркома и Леонида Волкова в суде. Представители ТИК и депутат гордумы просто побеседовали за закрытыми дверями. В этот день стало понятно, что процесс может затянуться – благодаря праздничной пятнице и переносу первого настоящего заседания на понедельник, 7 ноября. Всем присутствовавшим в суде 2 ноября было очевидно, что затягивание суда явно сыграло бы на руку действующей власти.
Слушание, состоявшееся 7 ноября, длилось около 12 часов. На заседание суда во Дворце правосудия собралось значительное количество сторонников Леонида Волкова. В ожидании вердикта граждане ждали в суде весь день, до позднего вечера. При этом, зная, с какими нарушениями часто вершится правосудие в Свердловской области (особенно в случае заинтересованности властей в конкретном результате), многие и не надеялись на быстрое удовлетворение иска Волкова.
В ходе суда, помимо основного заявления, защитой Леонида Волкова было подготовлено еще несколько ходатайств. В частности, юристы Волкова попросили вызвать в суд около двух десятков свидетелей, ставивших подписи в подписных листах, а также тех, кто эти подписи собирал. Леонид Волков и его помощники смогли ознакомиться с подписными листами только в четверг, на следующий день после предварительной «беседы» (так назвали 2 ноября процедуру, похожую на предварительное слушание, сотрудники суда). За выходные Волков и его помощники связались практически со всеми людьми, подписи которых были забракованы.
Среди свидетелей оказался репортер радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Постников, который делал радиорепортаж в ходе сбора подписей вместе c Леонидом Волковым. Интересно, что две забракованные графологами подписи были сделаны в его присутствии. Очевидно, что совершать подлог в присутствии журналиста ведущего федерального СМИ было бы идиотизмом для любого претендента на депутатский пост.
Леонид Волков во время единственного перерыва в 12-часовом судебном заседании разговаривает со свидетелями
Кроме того, защита Волкова представила в суд нотариально заверенные заявления о подлинности данных, сделанные теми, кто ставил подписи. А также к делу были приобщены нотариально заверенные заявления сборщиков подписей.
– Мы полагаем, что вторая проверка проводилась незаконным порядком, она была продиктована какими-то внутренними соображениями ТИК, с целью исключить возможность участия Волкова в данных выборах, – высказалась в ходе слушания юрист Волкова. – Мы полагаем, что экспертное заключение было составлено с грубыми нарушениями методики проведения экспертизы. Эта экспертиза не отражает фактические результаты сбора подписей, поскольку, несмотря на доводы эксперта, результаты ничем не обоснованы. Не имеется никаких признаков внесения подписей и дат неизбирателями или одного избирателя за другого.
– Мы приняли решение о дополнительной проверке подписных листов, чтобы обезопасить кандидата Волкова от негативных последствий. Я сама не ожидала такого результата, — заявила на суде председатель Октябрьской избирательной комиссии Ольга Сикорская.
Стоит отметить, что в суде представители избиркома назвали проверку, сделанную от 23 до 26 октября, дополнительной. Хотя в самом протоколе пометки о том, что документ является дополнением, а не повторным документом, не было сделано. Законность второй проверки и существование второго протокола поставили под сомнение компетентность избирательной комиссии перед судом.
– Я являюсь действующим депутатом гордумы. Я выборы уже выигрывал, и мы подошли к избирательной кампании с максимальной четкостью, прекрасно понимая, что процедура сбора подписей – это самая щекотливая процедура во всей кампании. Поэтому мы особенно тщательно консультировали сборщиков о порядке внесения даты в подписной лист, которую вносит сам избиратель. Более 90 % сборщиков – волонтеры. Это мои друзья, знакомые, сторонники, – заявил Волков.
Специалисты Уральского регионального центра судебной экспертизы также предстали перед судом и дали свои показания, в которых усомнился даже прокурор.
Одна из экспертов-графологов, г-жа Изотова сообщила, что работала в паре со своей коллегой г-жой Шакирзяновой до 10 вечера 25 октября. Однако, когда суд вызвал Шакирзянову дать показания, она сообщила, что работала в тот день до 19 часов. Таким образом, для всех участников суда стало непонятно, в какое именно время проводилась экспертиза.
Сторонники Волкова наблюдают телемост из зала заседания и ожидают заключение судьи
Кроме того, сложно представить, как можно было провести экспертизу за вечер 25 октября и утро 26 октября. Ведь на рассмотрение экспертов было представлено более 1000 подписей.
Стоит также отметить, что более двух десятков свидетелей признали свои подписи – эти объяснения конкурируют с тем, что сказали эксперты, которые невнятно объясняли, по каким основаниям они забраковали подписи.
Сбивчивость и запутанность показаний этих графологов стала одним из главных факторов, повлиявших на решение суда.
На суде г-же Изотовой было предложено еще раз рассмотреть забракованные подписи и объяснить, по каким признакам они забракованы. Основным признаком, которым руководствовался специалист, стал признак координации движения.
Изотова начала сравнивать забракованные подписи, козыряя профессиональной лексикой. При этом Леонид Волков вовремя заметил, что в данном случае были забракованы не подписи, а даты возле подписей, чем вовсе застал эксперта врасплох.
Другой эксперт, г-жа Шакирзянова на вопрос юристов Волкова, принадлежат ли 150 якобы фальшивых подписей одному лицу, с сомнением ответила: «Видимо, да».
Кстати, Изотова также сообщила, что практически всегда, когда подписи сдаются на графологическую экспертизу, находится брак. Правда, бывают и «чудесные» исключения.
– За мою практику был лишь один случай, когда ни одна подпись в подписных листах не была забракована. Когда выбирали губернатора, – сообщила Изотова.
В заключительной части заседания защита Волкова задала сотрудникам ТИК вопрос: удостоверились ли они в том, что многочисленные избиратели и сборщики, что дали на суде не противоречащие друг другу показания, не обманывают. На это один из сотрудников ТИК ответил:
– Я людям верю, но есть акт специалистов…
Защита Леонида Волкова пожелала представить собственную экспертизу, сделанную другим, негосударственным экспертом. Однако в последний момент оказалось, что оригинал пропал в процессе суда, и суд отказал в приобщении копии к делу, руководствуясь статьей закона.
В перерыве Волков совещается со своими адвокатами
Несмотря на это, в ходе прений г-жа Сикорская воспользовалась случаем и негативно отозвалась о негосударственной экспертизе, сделанной по просьбе Волкова.
В конечном итоге справедливость все-таки восторжествовала. Прокурор оказался на стороне заявителя. После долгого заседания, завершившегося около десяти часов вечера, суд удовлетворил иск Волкова. И теперь его регистрация в качестве кандидата в депутаты свердловского законодательного собрания возобновляется. Конечно, ТИК Октябрьского района имеет право на кассационную жалобу. И вполне возможно, ей воспользуется. Но это не мешает Волкову вновь начать избирательную деятельность.
– 9 ноября ТИК получит мотивировочную часть решения суда. До 14 ноября они могут подать кассационную жалобу. Поэтому не исключено, что дело дойдет до Верховного суда, – сообщил Волков, выйдя из зала заседания. – 9 ноября я буду возобновлять предвыборную кампанию, мне разблокируют избирательный счет. У нас давно уже готова очередная газета, но нам нечем было платить агитаторам. Сейчас будем готовиться к Верховному суду. Мы не сомневаемся, что кассация последует, потому что здравого смысла, как видите, у некоторых людей нет. Но готовиться к кассации и параллельно вести избирательную кампанию – это уже гораздо приятнее, чем готовиться к суду в первой инстанции.
Татьяна Кожихова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Почти на 10 лет отправится в колонию убийца из Карпинска
Пятница, 22 ноября, 20.34
Горка-гигант заработала в Парке Маяковского
Пятница, 22 ноября, 19.59
В загоревшейся пятиэтажке Нижнего Тагила погиб человек
Пятница, 22 ноября, 19.39