Аркадий Белявский: «Ну довезут до ближайшей больницы, и что там сделают?»


12.05.2016

Одна из самых громких отставок последнего времени – увольнение министра здравоохранения Аркадия Белявского. Премьер-министр Денис Паслер сказал, что уход с поста был добровольным. Губернатор Евгений Куйвашев сообщил, что кандидатуру нового министра обязательно согласуют с медицинской общественностью.

Незадолго до того, как подать заявление об увольнении, Аркадий Белявский рассказал агентству «Новый день» (http://urfo.org) о том, что ему удалось сделать за семь лет работы и какие проблемы остались нерешенными.

Министр, тогда еще без приставки «экс», признал, что оптимизация была вынужденным шагом и уже приносит свои плоды. По его мнению, больница, к которой прикреплены четыре тысячи человек, есть главный врач, главный бухгалтер и множество обслуживающего персонала, не может выжить.

– Благодаря тому, что мы закрыли восемь родильных отделений в области, централизовали роды в межмуниципальных центрах, у нас в прошлом году материнская смертность составила 9,6 при нормативной 10, а младенческая смертность вообще 5,5 промилле – самый низкий показатель за всю историю наблюдений в области. Вот и результат оптимизации, – привел довод в пользу оптимизации Белявский.

Он не видит проблемы в том, что женщинам придется рожать не в родном городе, поскольку один-два раза в жизни можно смириться с неудобствами ради здоровья ребенка:

– Да вы сами пойдете оперироваться (а роды – плановая операция) к врачу, который практикует каждый день, а не к тому, который оперирует раз в неделю. При сохраняющейся доступности медицинской помощи должно повышаться ее качество. А оно может повышаться только при направлении пациентов туда, где могут оказать более квалифицированную помощь.

Сегодня уже 80 процентов преждевременных родов принимаются в межмуниципальных центрах. Там же лечат 95 процентов инсультов, 74 процента пострадавших в ДТП.

Боязнь того, что больного могут не успеть довезти к врачу после закрытия ближайшей больницы, Аркадий Беляевский считает преувеличенной:

– Ну довезут его до ближайшей больницы – и что с ним там сделают? Там менее квалифицированные врачи, нет такого оборудования, как в межмуниципальных центрах. К тому же, если пациент тяжелый, навстречу «скорой» у нас всегда выезжает другая машина, чтобы та, первая, не покидала долго свою территорию. А в той, что выехала навстречу, и оборудование есть, и узкие специалисты могут выехать вместе с бригадой.

При нехватке врачей, по мнению бывшего министра, штаты обслуживающего персонала непомерно раздуты, поэтому сейчас пересматривается штатное расписание. Например, Демидовская больница в Нижнем Тагиле сократила за год 502 ставки, а обслуживание хуже не стало.

Одной из главных проблем Аркадий Белявский считает нехватку врачей в поликлиниках и объясняет причины этого:

– Специалисты неохотно идут в поликлиники – работать тяжелее. Врач в стационаре пришел в девять часов на работу и может пойти на обход в девять, а может и в десять. А в поликлинику пришел – очередь такая стоит, что чай не можешь попить, да еще больные на взводе, потому что полчаса простояли в регистратуре. А в стационаре к тебе пациент поступил, ты его уже знаешь, вчера назначил лечение, а сегодня проконтролировал. В прошлом году мы, сокращая койки, сокращали и врачей в стационарах.

Правда, признает Белявский, в поликлиниках от этого врачей не прибавилось, поскольку в отставку ушли в основном пенсионеры.

Легче с кадрами, считает чиновник, станет в будущем году, когда после отмены интернатуры в здравоохранение придет двойной выпуск молодых врачей. Эффективность новой техники, поступающей на вооружение врачей, тоже пока не стопроцентная из-за нехватки специалистов.

– Чем брали первые частные медицинские центры? – спрашивает министр. – У них были аппараты КТ и МРТ. У нас сейчас они тоже есть. Но не всегда хватает квалификации для того, чтобы провести сложные операции. Особенно при онкологии, когда захватываются разные органы. Например, у пациента рак пищевода и рак легкого. А хирург либо торакальный, либо абдоминальный, а общую операцию сделать не может. Это должна быть подготовка штучных врачей.

Решение этой проблемы Аркадий Белявский видит в стажировках уральцев в Москве и за рубежом. В прошлом году два врача во Франции стажировались у уролога на аппарате да Винчи – роботе-хирурге. В области он есть, но не загружен. Врачи, которые хорошо на нем работали, уехали. Начали готовить новых, но квалификация у них пока не та.

Впрочем, ситуация с кадрами в глубинке не видится Аркадию Белявскому катастрофической.

– Для молодого врача интересная работа – на первом месте. Последние два-три года у нас многие из Екатеринбурга уезжают главврачами в Артемовский, Полевской, Верхнюю Салду, Новую Лялю. Раньше этого не было.

Едут к нам и из других регионов. Причина – хорошая зарплата.

– Два врача, семейная пара, приехали к нам из Курганской области, – привел пример Белявский. – Там у них зарплата на двоих была 50 тысяч, а тут – 110.

После отставки Аркадия Белявского губернатор заявил, что перед новым министром будет задача «поставить достижения медицины на службу человеку, вне зависимости от удаленности от городских центров и размера кошелька».
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>