Одна из первых систем залпового огня появилась в знаменитом свердловском музее


20.08.2015

В музее военной техники УГМК появился советский одномоторный самолет-истребитель Як-3, признанный специалистами одной из самых распространенных и эффективных машин периода Второй мировой войны. Музейный экспонат воссоздан с использованием оригинальных деталей, в том числе некоторых элементов фюзеляжа, винта и двигателя, который доступен для обозрения.

Як-3 был создан в 1943 году и является модернизированной версией зарекомендовавшего себя в боях истребителя Як-1. Модернизация самолета позволила решить основные задачи, которые стояли перед авиаконструкторами, у нового самолета были усилены боевые характеристики, возросла маневренность, огневая мощь и скорость. К слабым сторонам этой боевой машины специалисты, как правило, относят малую дальность полета и слабую бронезащиту, которыми конструкторам пришлось «пожертвовать» для уменьшения массы самолета. Однако это не помешало Як-3 стать одним из лучших истребителей того времени. В частности, французские летчики полка «Нормандия – Неман», воевавшие на Як-3, говорили, что на этих самолетах вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером – против шестнадцати.

«Существуют воспоминания главного конструктора А.С. Яковлева о том, при каких обстоятельствах был сконструирован новый истребитель. В разговоре с ним товарищ Сталин поинтересовался, сколько времени займет создание нового самолета. Со ссылкой на своих американских коллег авиастроитель ответил, что около двух лет. На что Иосиф Виссарионович лаконично заметил, что Александр Сергеевич не американец… В результате новый самолет был сконструирован за несколько месяцев», – рассказывает заместитель директора музея военной техники УГМК Александр Емельянов.

Еще одним экспонатом, украсившим коллекцию советского вооружения времен Великой Отечественной войны, стала пусковая установка М-30, которая наравне с легендарной «Катюшей» может считаться предшественником современных систем реактивного залпового огня. М-30 состояла из деревянных корпусов с металлической рамой, которые служили направляющими при стрельбе, и реактивных снарядов. И если корпус РСЗО был восстановлен реставраторами, то снаряды были найдены в районе Мясного Бора (Новгородская область), печально известного в связи с трагедией Второй ударной армии.

«Несмотря на достаточно условную точность стрельбы, небольшую дальность выстрела и сложность боевого снаряжения, М-30 получила широкое распространение в артиллерийских войсках Красной армии. Основным преимуществом боеприпаса М-30 был большой вес взрывчатого вещества, способный уничтожать не только живую силу и технику противника, но и разрушать укрепления. Именно поэтому данная пусковая установка получила особое распространение во время штурмов городов в конце Великой Отечественной войны, когда освобождалась Восточная Европа и велись военные действия на территории Германии. Стесненность городских кварталов позволяла приближать М-30 к противнику на расстояние до 200 метров, а благодаря мобильности данной установки ее можно было размещать даже в развалинах домов и оконных проемах. Огневая мощь стала незаменимой при уничтожении баррикад или укрепленных оборонительных пунктов», – отмечает Александр Емельянов.

Как сообщила пресс-служба УГМК, в настоящее время музей военной техники УГМК по праву считается одной из самых крупных российских выставочных площадок военно-технического профиля, наряду с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова. За 10 лет в коллекции музея собрано более 200 единиц военной техники и раритетных автомобилей, уникальные коллекции отечественных наград, воинских регалий, массогабаритных макетов холодного и огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил с XVIII века до наших дней.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>