Курган. Жирные традиции худого города...
22.06.2016
Не знаю, как жители других городов Урала и России, но в Екатеринбурге еще помнят песню Александра Новикова о городе. Там есть такие слова:
Город древний, город длинный,
Имярек Екатерины,
Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой «Е».
У каждого уральского города есть такая же, пусть и не поэтизированная, история. Например, некоторые городские истории Кургана мне уже приходилось рассказывать и пересказывать в своих публикациях (например, в «Курганцы о Кургане. Город в XIX веке») благодаря блогу заведующей Музеем истории города Кургана Татьяны Васильевой (http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/). Сегодня этот рассказ продолжим.
Курган всегда считался «жирным» городом. Продуктов было очень много, и они были невероятно дешевы: 5 копеек стоил килограмм мяса, сотня яиц – 15 копеек, масло – 12 копеек за фунт, пуд муки (16 килограмм) простого помола – 50-60 копеек, а высший сорт крупчатки за один пуд вместе с мешком – 1 рубль. Таким образом, на три рубля можно было купить мясных, молочных и овощных продуктов на неделю для семьи из четырех человек.
В ХIХ веке торговля проходила в основном на ярмарках и торжках. В Кургане в течение года проходили четыре больших ярмарки: самая богатая – Рождественская, проходила зимой. В это время целые кварталы были заставлены тушами свиного и бараньего мяса, кучами были навалены всевозможные сорта рыб, которые очень быстро раскупались городским и сельским населением. Коробами стояли тушки зайцев, рябчиков, куропаток, косачей.
Весной проходила Алексеевская, ее еще называли конной ярмаркой. К каждой ярмарке киргизцы пригоняли табуны лошадей, а цыгане-барышники покупали этих лошадей, подстригали, прихорашивали, выпаивали им косушку водки, хлестали кнутами и старались продать за резвых скакунов. Торг сопровождался площадной бранью, битьем по рукам и разными прибаутками. Цыгане гоняли на лошадях по всей площади. Крики людей, ржание и топот лошадей, звон колокольчиков, хлопанье бичей – все это сливалось в один сплошной шум. То и дело слышались крики цыган: «Не лошадь – пуля, ни сопата, ни горбата, живота не надорвать». После удачно состоявшейся сделки распивали «магарыч», а в это время табуны лошадей бились в тесных загонах.
Осенью проходила Дмитриевская ярмарка. На площадях рядами стояли тесовые и брезентовые балаганы, в которых продавались: самовары, фаянсовая и хрустальная посуда, медные тазы, меха бараньи, лисьи, медвежьи и всякие другие. Один за другим стояли ряды палаток с одеждой, обувью, конской сбруей, детскими игрушками, посудой и кухонной утварью. Почти всегда на ярмарке находился «обжорный ряд», где в большом количестве готовились пельмени, мясные и рыбные блюда, блины и оладьи, здесь же посетитель мог купить кружку браги, пива или стакан водки. По ярмарке всегда ходил сбитенщик с горячим самоваром, в котором находился сбитень – густой сладкий горячий чай.
В Курган приезжали торговать петербургские, московские, тобольские купцы, предварительно сделав запрос в Курганское хозяйственное управление с просьбой оставить место по правую или левую руку в том или ином торговом ряду. Торговые обороты таких ярмарок были огромны. Богатели не только торговцы, но и городская казна. (Источник: http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/2016/06/blog-post_20.html)
Эти торговые традиции, к сожалению, были утрачены. И вопрос не в том, что спрос, который порождал предложение, исчез, а в том, что частные производства и торговцы были изжиты не только советской властью, но и развитием кооперативных торговых связей, которые подобные ярмарки изжили из хозяйственной практики. «Жирные годы» и «жирный город», невзирая на востребованность сельскохозяйственной продукции, ушли в прошлое. Город стал «худым», а Курганская область, образованная в 1943 году как продовольственная база России, к концу XX века стала глубоко дотационным и депрессивным регионом. Гордость экономическими достижениями и самодостаточностью сменилась ощущением ущербности и непролазной безнадежности. Именно такие настроения мне часто приходится встречать среди курганцев. И как восстановить менталитет целого региона, его уверенность в завтрашнем дне, как городу вернуть его «жирное» имя, для меня пока не понятно... Как вернуть Кургану его купеческие традиции, его торгово-продовольственное значение для Урала и Сибири? Если сами курганцы к этому не приложат усилия, то благосостояние останется только в прошлом, только в истории, которую не повернуть вспять...
А пока будем вспоминать...
Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Город древний, город длинный,
Имярек Екатерины,
Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой «Е».
У каждого уральского города есть такая же, пусть и не поэтизированная, история. Например, некоторые городские истории Кургана мне уже приходилось рассказывать и пересказывать в своих публикациях (например, в «Курганцы о Кургане. Город в XIX веке») благодаря блогу заведующей Музеем истории города Кургана Татьяны Васильевой (http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/). Сегодня этот рассказ продолжим.
Курган всегда считался «жирным» городом. Продуктов было очень много, и они были невероятно дешевы: 5 копеек стоил килограмм мяса, сотня яиц – 15 копеек, масло – 12 копеек за фунт, пуд муки (16 килограмм) простого помола – 50-60 копеек, а высший сорт крупчатки за один пуд вместе с мешком – 1 рубль. Таким образом, на три рубля можно было купить мясных, молочных и овощных продуктов на неделю для семьи из четырех человек.
В ХIХ веке торговля проходила в основном на ярмарках и торжках. В Кургане в течение года проходили четыре больших ярмарки: самая богатая – Рождественская, проходила зимой. В это время целые кварталы были заставлены тушами свиного и бараньего мяса, кучами были навалены всевозможные сорта рыб, которые очень быстро раскупались городским и сельским населением. Коробами стояли тушки зайцев, рябчиков, куропаток, косачей.
Весной проходила Алексеевская, ее еще называли конной ярмаркой. К каждой ярмарке киргизцы пригоняли табуны лошадей, а цыгане-барышники покупали этих лошадей, подстригали, прихорашивали, выпаивали им косушку водки, хлестали кнутами и старались продать за резвых скакунов. Торг сопровождался площадной бранью, битьем по рукам и разными прибаутками. Цыгане гоняли на лошадях по всей площади. Крики людей, ржание и топот лошадей, звон колокольчиков, хлопанье бичей – все это сливалось в один сплошной шум. То и дело слышались крики цыган: «Не лошадь – пуля, ни сопата, ни горбата, живота не надорвать». После удачно состоявшейся сделки распивали «магарыч», а в это время табуны лошадей бились в тесных загонах.
Осенью проходила Дмитриевская ярмарка. На площадях рядами стояли тесовые и брезентовые балаганы, в которых продавались: самовары, фаянсовая и хрустальная посуда, медные тазы, меха бараньи, лисьи, медвежьи и всякие другие. Один за другим стояли ряды палаток с одеждой, обувью, конской сбруей, детскими игрушками, посудой и кухонной утварью. Почти всегда на ярмарке находился «обжорный ряд», где в большом количестве готовились пельмени, мясные и рыбные блюда, блины и оладьи, здесь же посетитель мог купить кружку браги, пива или стакан водки. По ярмарке всегда ходил сбитенщик с горячим самоваром, в котором находился сбитень – густой сладкий горячий чай.
В Курган приезжали торговать петербургские, московские, тобольские купцы, предварительно сделав запрос в Курганское хозяйственное управление с просьбой оставить место по правую или левую руку в том или ином торговом ряду. Торговые обороты таких ярмарок были огромны. Богатели не только торговцы, но и городская казна. (Источник: http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/2016/06/blog-post_20.html)
Эти торговые традиции, к сожалению, были утрачены. И вопрос не в том, что спрос, который порождал предложение, исчез, а в том, что частные производства и торговцы были изжиты не только советской властью, но и развитием кооперативных торговых связей, которые подобные ярмарки изжили из хозяйственной практики. «Жирные годы» и «жирный город», невзирая на востребованность сельскохозяйственной продукции, ушли в прошлое. Город стал «худым», а Курганская область, образованная в 1943 году как продовольственная база России, к концу XX века стала глубоко дотационным и депрессивным регионом. Гордость экономическими достижениями и самодостаточностью сменилась ощущением ущербности и непролазной безнадежности. Именно такие настроения мне часто приходится встречать среди курганцев. И как восстановить менталитет целого региона, его уверенность в завтрашнем дне, как городу вернуть его «жирное» имя, для меня пока не понятно... Как вернуть Кургану его купеческие традиции, его торгово-продовольственное значение для Урала и Сибири? Если сами курганцы к этому не приложат усилия, то благосостояние останется только в прошлом, только в истории, которую не повернуть вспять...
А пока будем вспоминать...
Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге «сотрудники поликлиники» воруют деньги пациентов
Суббота, 23 ноября, 13.04
В Свердловской области водитель на внедорожнике насмерть сбил двух юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 12.37
В Екатеринбурге в начале недели продолжат рассмотрение «тюменского дела»
Суббота, 23 ноября, 12.06