"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
По мотивам премьеры Екатеринбургского театра оперы и балета
10.03.2016
В Екатеринбургском театральном и творческом сообществе началось обсуждение Премьеры Екатеринбургского театра оперы и балета “Ромео и Джульетта”. Музыка Сергея Прокофьева в третий раз в театре испытывает на себе постановку ... Мне довелось видеть только вторую, и новую, третью, хореографом-постановщиком которой стал - лауреат премии «Золотая маска» Вячеслав Самодуров, дирижер-постановщик - лауреат премии «Золотая маска» Павел Клиничев, художник-постановщик Энтони Макилуэйн, художник по костюмам - лауреат премии «Золотая Маска» Ирэна Белоусова, художник по свету - Саймон Беннисон.
Зачем я перечисляю всех авторов спектакля? Так как спектакль стал событием екатеринбургского театрального сезона, на мой взгляд, будет справедливо не просто отдать должное авторам, но и разобраться в том фейерверке эмоций, которые возникают после его просмотра.
Декорации своим минимализмом и функциональностью поражают неискушенную публику. Нужно отдать должное Энтони Макилуэйну и Саймону Беннисону, которым удалось на театральной сцене воссоздать атмосферу современного театра, каждый акцент, каждая мизансцена были просматриваемы, оттеняя действие балета, подчеркивая драматизм действия и актуальность музыки Сергея Прокофьева. В привычные стереотипы академичных спектаклей театра им удалось вдохнуть новую жизнь... Свет и декорации балета “Ромео и Джульетта” - несомненное приобретение и достижение театрального руководства.
Костюмы Ирэны Белоусовой, на мой взгляд, интересны, свежи в контексте этой постановки, в чем-то даже вызывающи. Сочетание современных стилей и вариаций на классический средневековый костюм, дополненные авторской росписью, которая далеко не всегда просматривается из зала, делает визуализацию инновационности спектакля осязаемой. Нужно признать, что некоторые неудобства и скованность движений артистов, которые четко видны, например, в “Бале в семье Капулетте”, скорее не вина художника по костюмам, а некоторый диссонанс хореографического рисунка, поставленной перед художником задачей хореографом и реализацией... Стоит отметить, что присутствие современных костюмов - единственная связь, которая просматривается с репетиционным процессом театра “Глобус”, который, согласно краткому содержанию балета в Программке, представлен на сцене...
Сюжетные линии авторского текста Уильяма Шекспира в спектакле Вячеслава Самодурова, претерпели существенные изменения. Так как я не являюсь балетным критиком, то хореографические пассажи мне сложно оценить, как и имеющиеся заимствования, сложно сказать на сколько обоснованными являются те или иные танцевальные приемы, которые, на мой взгляд, иногда неуместны... Хотелось бы поговорить именно о сюжете...
Линия репетиционного процесса театра “Глобус” не новый постановочный ход... Однако, он находит странное развитие в спектакле... Он просматривается только в наличии современных костюмов у части героев и регулярном появлении “убитых” героев в мизансценах... “Танцы мертвецов”, убитых героев появляющихся на сцене (например в эпизоде, когда Джульетта принимает снотворное) идут в разрыв с творением и логикой традиционных прочтений “Ромео и Джульетты”, но не становятся понятными. Последняя проходка всех артистов по сцене, якобы завершающая репетицию театра “Глобус”, совершенно не раскрывает первоначальный посыл - начало репетиции...
Первое романтическое свидание Ромео и Джульетты, в католическом Храме, что-то должно, по замыслу хореографа, означать, но так как из спектакля исчезло тайное венчание героев, напоминает богохульство, так как Храм оскверняется прелюбодеянием и развратом... Что делают герои под сводами церкви легко понять, так как одно из следующих действий, далеко не эротично, а грубо, в порнографической форме показывает физическую любовь Ромео и Джульетты. Порнографичность состоит не в обнаженном теле героя и фееричном застегивании ширинки штанов, а в полном отсутствии движений характеризующих чувства героев, их замена движениями физической близости...
Самый трогательный дуэт. Жаль, что ни мне, ни фотографу театра не удалось заснять момент с проникновением Ромео под юбку Джульетты
Именно после такого натурализма, зачастую не соприкасающегося с реальными любовными утехами, спектакль получил категорию 12+ в репертуаре, 16+ в интервью постановщика, но так и остался, по необъяснимым причинам, 0+ в билетах. И фаллические движения во время боев меркнут в остальной “безвкусице” и неправдоподобности “эротизма” ...
После того, как Джульетта, сомнительно кривляясь на краю постели (переживания можно было бы реализовать долее явственно без привязки к этому аксессуару), принимает снотворное, а родственники переживают ее утрату, мать Джульетты, видимо, не может перенести ее “смерти”... Мать Джульетты умирает, так и не появляясь среди “живых” до конца постановки... Смерть в балете играет особую роль... Мало того, что убитые герои то и дело появляются на сцене без особых причин, склеп, куда переносят Джульетту, больше похож на улицу... Джульетту выбрасывают из дома!
Её на смертном одре “пользует” Ромео... Некрофильские темы возникают не только в его танце, когда он “мертвую” девушку заставляет воссоздавать движения ночи любви, но и когда, очнувшаяся, Джульетта тащит тело своего умершего возлюбленного по сцене...
Война кланов Капулетти и Монтекки, приводя к постоянным схваткам и дракам на сцене, больше похожа на простое уличное хулиганство, когда клановую принадлежность артистов сложно определить, да и сами кланы в балете не просматриваются, уступая место неоправданной жестокости героев. С какой жестокостью Ромео убивает графа Париса, три раза с яростью втыкая в него нож! Как уличная толпа переступает через погибших (в первом действии)!
Такие герои как Бенволио, монах Лоренцо, Меркуцио, утрачивают свое былое значение. Лоренцо только способен на на несколько невыразительных движений, в которые он умудряется передать Джульетте напиток “смерти”... Он в спектакле не хранитель тайны влюбленных, он соблазнитель и предвестник смерти... Зато в спектакле появляются женщины легкого поведения, чья роль угадывается не только по пластике, но и бюстгальтерам, вырисовывающимся поверх платьев... Феерия гениальной музыки, красочных костюмов, декораций и света так и не может скрыть сюжетные и хореографические нестыковки балета... Не все то золото, что блестит! Блеск спектакля и его “новизна”, смысловые “незавершенности” позволяют с уверенностью сказать, что перед нами очередной номинант на “Золотую маску”! В современном театральном мире становится правилом, чем меньше в произведении художественности и драматичности, тем он более востребован критиками и неискушенной публикой, которая готова принять все, что является отклонением от нормы... Нормы поведения, нравственности и приличия...
Благодарен артистам, которые, невзирая на неоднозначность предложенного прочтения Шекспира, самоотверженно выходили на сцену, благодарен Вячеславу Самодурову, который своей постановкой поставил передо мной вопрос о нравственных принципах и христианской этике... Греховные помыслы, разврат, себялюбие, а не любовь могли сподвигнуть героев на самоубийство! Хореограф-постановщик, замахнулся не только на Уильяма Шекспира, он из печальной повести о Ромео и Джульетте сделал печальную повесть о современном театре... Шекспир в балете убил себя сам!
В публикации использованы фото Елены Леховой (https://vk.com/album-112861062_228908497)
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Зачем я перечисляю всех авторов спектакля? Так как спектакль стал событием екатеринбургского театрального сезона, на мой взгляд, будет справедливо не просто отдать должное авторам, но и разобраться в том фейерверке эмоций, которые возникают после его просмотра.
Декорации своим минимализмом и функциональностью поражают неискушенную публику. Нужно отдать должное Энтони Макилуэйну и Саймону Беннисону, которым удалось на театральной сцене воссоздать атмосферу современного театра, каждый акцент, каждая мизансцена были просматриваемы, оттеняя действие балета, подчеркивая драматизм действия и актуальность музыки Сергея Прокофьева. В привычные стереотипы академичных спектаклей театра им удалось вдохнуть новую жизнь... Свет и декорации балета “Ромео и Джульетта” - несомненное приобретение и достижение театрального руководства.
Костюмы Ирэны Белоусовой, на мой взгляд, интересны, свежи в контексте этой постановки, в чем-то даже вызывающи. Сочетание современных стилей и вариаций на классический средневековый костюм, дополненные авторской росписью, которая далеко не всегда просматривается из зала, делает визуализацию инновационности спектакля осязаемой. Нужно признать, что некоторые неудобства и скованность движений артистов, которые четко видны, например, в “Бале в семье Капулетте”, скорее не вина художника по костюмам, а некоторый диссонанс хореографического рисунка, поставленной перед художником задачей хореографом и реализацией... Стоит отметить, что присутствие современных костюмов - единственная связь, которая просматривается с репетиционным процессом театра “Глобус”, который, согласно краткому содержанию балета в Программке, представлен на сцене...
Сюжетные линии авторского текста Уильяма Шекспира в спектакле Вячеслава Самодурова, претерпели существенные изменения. Так как я не являюсь балетным критиком, то хореографические пассажи мне сложно оценить, как и имеющиеся заимствования, сложно сказать на сколько обоснованными являются те или иные танцевальные приемы, которые, на мой взгляд, иногда неуместны... Хотелось бы поговорить именно о сюжете...
Линия репетиционного процесса театра “Глобус” не новый постановочный ход... Однако, он находит странное развитие в спектакле... Он просматривается только в наличии современных костюмов у части героев и регулярном появлении “убитых” героев в мизансценах... “Танцы мертвецов”, убитых героев появляющихся на сцене (например в эпизоде, когда Джульетта принимает снотворное) идут в разрыв с творением и логикой традиционных прочтений “Ромео и Джульетты”, но не становятся понятными. Последняя проходка всех артистов по сцене, якобы завершающая репетицию театра “Глобус”, совершенно не раскрывает первоначальный посыл - начало репетиции...
Первое романтическое свидание Ромео и Джульетты, в католическом Храме, что-то должно, по замыслу хореографа, означать, но так как из спектакля исчезло тайное венчание героев, напоминает богохульство, так как Храм оскверняется прелюбодеянием и развратом... Что делают герои под сводами церкви легко понять, так как одно из следующих действий, далеко не эротично, а грубо, в порнографической форме показывает физическую любовь Ромео и Джульетты. Порнографичность состоит не в обнаженном теле героя и фееричном застегивании ширинки штанов, а в полном отсутствии движений характеризующих чувства героев, их замена движениями физической близости...
Самый трогательный дуэт. Жаль, что ни мне, ни фотографу театра не удалось заснять момент с проникновением Ромео под юбку Джульетты
Именно после такого натурализма, зачастую не соприкасающегося с реальными любовными утехами, спектакль получил категорию 12+ в репертуаре, 16+ в интервью постановщика, но так и остался, по необъяснимым причинам, 0+ в билетах. И фаллические движения во время боев меркнут в остальной “безвкусице” и неправдоподобности “эротизма” ...
После того, как Джульетта, сомнительно кривляясь на краю постели (переживания можно было бы реализовать долее явственно без привязки к этому аксессуару), принимает снотворное, а родственники переживают ее утрату, мать Джульетты, видимо, не может перенести ее “смерти”... Мать Джульетты умирает, так и не появляясь среди “живых” до конца постановки... Смерть в балете играет особую роль... Мало того, что убитые герои то и дело появляются на сцене без особых причин, склеп, куда переносят Джульетту, больше похож на улицу... Джульетту выбрасывают из дома!
Её на смертном одре “пользует” Ромео... Некрофильские темы возникают не только в его танце, когда он “мертвую” девушку заставляет воссоздавать движения ночи любви, но и когда, очнувшаяся, Джульетта тащит тело своего умершего возлюбленного по сцене...
Война кланов Капулетти и Монтекки, приводя к постоянным схваткам и дракам на сцене, больше похожа на простое уличное хулиганство, когда клановую принадлежность артистов сложно определить, да и сами кланы в балете не просматриваются, уступая место неоправданной жестокости героев. С какой жестокостью Ромео убивает графа Париса, три раза с яростью втыкая в него нож! Как уличная толпа переступает через погибших (в первом действии)!
Такие герои как Бенволио, монах Лоренцо, Меркуцио, утрачивают свое былое значение. Лоренцо только способен на на несколько невыразительных движений, в которые он умудряется передать Джульетте напиток “смерти”... Он в спектакле не хранитель тайны влюбленных, он соблазнитель и предвестник смерти... Зато в спектакле появляются женщины легкого поведения, чья роль угадывается не только по пластике, но и бюстгальтерам, вырисовывающимся поверх платьев... Феерия гениальной музыки, красочных костюмов, декораций и света так и не может скрыть сюжетные и хореографические нестыковки балета... Не все то золото, что блестит! Блеск спектакля и его “новизна”, смысловые “незавершенности” позволяют с уверенностью сказать, что перед нами очередной номинант на “Золотую маску”! В современном театральном мире становится правилом, чем меньше в произведении художественности и драматичности, тем он более востребован критиками и неискушенной публикой, которая готова принять все, что является отклонением от нормы... Нормы поведения, нравственности и приличия...
Благодарен артистам, которые, невзирая на неоднозначность предложенного прочтения Шекспира, самоотверженно выходили на сцену, благодарен Вячеславу Самодурову, который своей постановкой поставил передо мной вопрос о нравственных принципах и христианской этике... Греховные помыслы, разврат, себялюбие, а не любовь могли сподвигнуть героев на самоубийство! Хореограф-постановщик, замахнулся не только на Уильяма Шекспира, он из печальной повести о Ромео и Джульетте сделал печальную повесть о современном театре... Шекспир в балете убил себя сам!
В публикации использованы фото Елены Леховой (https://vk.com/album-112861062_228908497)
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19