Опыт работы ОНК 3-го созыва Свердловской области: инновации в общественном контроле и правозащите
11.02.2016
10 февраля 2016 года в Екатеринбурге состоялся Уральский правовой форум. Форумы сейчас проводить стало модным, соответствующим духу времени. Информация о Программе форума по ссылке - http://ombudsman.midural.ru/news/show/id/1...ews_category/63
Не буду высказываться по поводу выступающих, а также заявленных целях и их реализации организаторами, здась они мое мнение уже имели возможность узнать в личной переписке на стадии подготовки этого мероприятия. Видимо по этому, мое выступление не было ими включено в основной список выступающих, но возможность сделать небольшой Доклад я все-же реализовал (с их согласия).
Хотел бы привести текст моего выступления полностью:
Формы работы членов Общественной наблюдательной комиссии определяются ФЗ-76 от 10.06.2008 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", ст. 15 которого указывает, что:
1. Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:
1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, в администрации мест принудительного содержания, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
4.1 направление Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий материалов по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав находящихся в местах принудительного содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению;
6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
7) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности.
Одной из причин возможных нарушений прав граждан в местах лишения свободы являются нарушения действующих нормативных документов, определяющих условия и гарантии прав граждан при содержании в местах лишения свободы. При посещении мест лишения свободы членами ОНК по Свердловской области 3 созыва еще в 2013 году выявлен недостаточный уровень знаний в сфере нормативных, в том числе ведомственных документов, произвольное толкование буквы закона в части условий содержания. Именно это, а также наличие произвольных комментариев сотрудников проверяемых учреждений в 2014 году способствовали ориентации членов ОНК на выработку методик проверки, в основу которых были положены требования действующего законодательства, ведомственных приказов и нормативов.
Многие разработанные методики в период их использования претерпевали доработку, в том числе учитывались мнения руководителей и специалистов региональных управлений и отделов главков, некоторые проходили экспертную оценку еще на стадии разработки.
ОП:
Методика проверки ОП
ИВС:
Методика проверки ИВС
Спецприемник:
Методика проверки спецприемника
СУВСИГ:
Используются методики Иркутской ОНК
СИЗО:
Методика проверки комнаты приема передач;
Методика проверки организации питания
ИК:
Методика проверки комнаты приема передач;
Методика проверки организации питания;
Методика проверки соблюдения прав осужденных при организации труда (в стадии доработки)
Итак, первая особенность работы ОНК по Свердловской области нынешнего созыва состоит в развитии методической базы для осуществления проверок соблюдения прав граждан в местах лишения свободы.
На основе систематизации критериев проверки и сравнимости результатов проверок в практику ОНК вошли комплексные мероприятия, позволяющие обобщать имеющиеся нарушения.
За 2014-2015 год реализованы, опубликованы и направлены в различные органы Доклады о результатах комплексных проверок отделов полиции Екатеринбурга и Нижнего Тагила, о типичных нарушениях в организации питания в части ИК и СИЗО Свердловской области, члены ОНК результаты обсуждали с руководителями ГУ МВД России по Свердловской области и ГУФСИН России по региону, участвовали в профильных совещаниях руководителей тылового обеспечения учреждений исполнения наказания, стали традиционными совещания членов ОНК с руководством отдела конвоирования и охраны ГУ МВД России.
Нужно отметить, что при проведении мероприятий общественного контроля члены ОНК по Свердловской области именно с этого созыва стали привлекать к своей деятельности представителей аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, ОП СО, Общественных советов. Такая положительная практика стала возможна, так как с одной стороны, стали проводиться плановые проверки, а с другой – основанные на методике. В практику стали входить взаимодействие с представителями Общественных советов территориальных органов МВД, когда отдельные Общественные советы стали обращаться за методической и практической помощью к членам ОНК. Так, например, только за 2015 год мной лично предприняты выезды по просьбе Общественных советов при территориальных органах МВД в Артемовский, Кушву, Тугулым, Верхотурье. Часть из этих территориальных органов МВД членами ОНК ранее не посещались, так как из них нет обращений граждан.
При разработке методических материалов учитываются практики ОНК других регионов, используются возможности обсуждения не только результатов проверок, но и порядка и методики их проведения. В этом плане стоит отдельно отметить возможности, которые по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Александровны Панфиловой в 2014 открылись для такого общения на площадке сайта http://www.antipytki.ru/
В 2015 году ОНК по Свердловской области при содействии ГУФСИН России по Свердловской области был выпушен методический фильм о проверке организации питания в системе пенитенциарных учреждений. Необходимость съемок была вызвана оригинальностью применяемой методики, ее обоснованностью, имеющимися результатами, а также запросами ОНК других регионов о популяризации ее применения. Оценка, которую получают объекты общественного контроля в ходе таких проверок носят объективный и независимый характер, так как четко фикусируют наличия отклонений от нормы. При такой фиксации отсутствует конфликт интересов, так как все стороны заинтересованы в исполнении действующего законодателльства.
В 2016 году членов ОНК по Свердловской области Василием Рыбаковым, на основе имеющихся методик, стал реализовываться новый подход, когда исправительные учреждения подвергаются документарной проверке дистанционно. Этот метод работы находится в стадии апробации, но позволяет увеличить охват контролируемых учреждений, даже при их территориальной удаленности и малодоступности. Считаю, что данное направление общественного контроля также требует дальнейшего развития. Кстати, такие практики в общественном контроле стали наработкой именно свердловского ОНК.
В деятельности членов ОНК по Свердловской области 3-го созыва важное место отведено публичности в осуществлении общественного контроля. Имеются группы и страницы в социальных сетях, часть материалов размещается в личных блогах общественных наблюдателей, на сайтах ОП СО, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Этот положительный опыт также выявил ряд существенных проблем. Часть членов ОНК по Свердловской области о своей работе в комиссии не стремятся рассказывать в публичном пространстве, что на мой взгляд, сужает возможность граждан и обращаться к членам ОНК, и получать необходимы сведения о результатах ее работы. Нормы ФЗ-76 не обязывают членов ОНК осуществлять публикации об итогах своей деятельности, но на региональном уровне данный пробел можно было бы решить путем внутрикомиссионой договорённости о выборе площадки для информирования граждан о работе членов ОНК, а также рекомендации членам ОНК публиковать сведения об их работе не только в привычном для них формате и на выбранных ими площадках, но и общедоступном ресурсе.
Уверен, что правозащита и деятельность членов ОНК не должна только замыкаться на реагирование на запросы и обращения граждан, должна носить более системный характер, что в ОНК нынешнего созыва частью членов комиссии уже реализуется.
С методиками ОНК по Свердловской области можно познакомиться по ссылке - https://www.facebook.com/groups/1511369202479312/files/
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Не буду высказываться по поводу выступающих, а также заявленных целях и их реализации организаторами, здась они мое мнение уже имели возможность узнать в личной переписке на стадии подготовки этого мероприятия. Видимо по этому, мое выступление не было ими включено в основной список выступающих, но возможность сделать небольшой Доклад я все-же реализовал (с их согласия).
Хотел бы привести текст моего выступления полностью:
Формы работы членов Общественной наблюдательной комиссии определяются ФЗ-76 от 10.06.2008 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", ст. 15 которого указывает, что:
1. Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:
1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, в администрации мест принудительного содержания, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
4.1 направление Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий материалов по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав находящихся в местах принудительного содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению;
6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
7) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности.
Одной из причин возможных нарушений прав граждан в местах лишения свободы являются нарушения действующих нормативных документов, определяющих условия и гарантии прав граждан при содержании в местах лишения свободы. При посещении мест лишения свободы членами ОНК по Свердловской области 3 созыва еще в 2013 году выявлен недостаточный уровень знаний в сфере нормативных, в том числе ведомственных документов, произвольное толкование буквы закона в части условий содержания. Именно это, а также наличие произвольных комментариев сотрудников проверяемых учреждений в 2014 году способствовали ориентации членов ОНК на выработку методик проверки, в основу которых были положены требования действующего законодательства, ведомственных приказов и нормативов.
Многие разработанные методики в период их использования претерпевали доработку, в том числе учитывались мнения руководителей и специалистов региональных управлений и отделов главков, некоторые проходили экспертную оценку еще на стадии разработки.
ОП:
Методика проверки ОП
ИВС:
Методика проверки ИВС
Спецприемник:
Методика проверки спецприемника
СУВСИГ:
Используются методики Иркутской ОНК
СИЗО:
Методика проверки комнаты приема передач;
Методика проверки организации питания
ИК:
Методика проверки комнаты приема передач;
Методика проверки организации питания;
Методика проверки соблюдения прав осужденных при организации труда (в стадии доработки)
Итак, первая особенность работы ОНК по Свердловской области нынешнего созыва состоит в развитии методической базы для осуществления проверок соблюдения прав граждан в местах лишения свободы.
На основе систематизации критериев проверки и сравнимости результатов проверок в практику ОНК вошли комплексные мероприятия, позволяющие обобщать имеющиеся нарушения.
За 2014-2015 год реализованы, опубликованы и направлены в различные органы Доклады о результатах комплексных проверок отделов полиции Екатеринбурга и Нижнего Тагила, о типичных нарушениях в организации питания в части ИК и СИЗО Свердловской области, члены ОНК результаты обсуждали с руководителями ГУ МВД России по Свердловской области и ГУФСИН России по региону, участвовали в профильных совещаниях руководителей тылового обеспечения учреждений исполнения наказания, стали традиционными совещания членов ОНК с руководством отдела конвоирования и охраны ГУ МВД России.
Нужно отметить, что при проведении мероприятий общественного контроля члены ОНК по Свердловской области именно с этого созыва стали привлекать к своей деятельности представителей аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, ОП СО, Общественных советов. Такая положительная практика стала возможна, так как с одной стороны, стали проводиться плановые проверки, а с другой – основанные на методике. В практику стали входить взаимодействие с представителями Общественных советов территориальных органов МВД, когда отдельные Общественные советы стали обращаться за методической и практической помощью к членам ОНК. Так, например, только за 2015 год мной лично предприняты выезды по просьбе Общественных советов при территориальных органах МВД в Артемовский, Кушву, Тугулым, Верхотурье. Часть из этих территориальных органов МВД членами ОНК ранее не посещались, так как из них нет обращений граждан.
При разработке методических материалов учитываются практики ОНК других регионов, используются возможности обсуждения не только результатов проверок, но и порядка и методики их проведения. В этом плане стоит отдельно отметить возможности, которые по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Александровны Панфиловой в 2014 открылись для такого общения на площадке сайта http://www.antipytki.ru/
В 2015 году ОНК по Свердловской области при содействии ГУФСИН России по Свердловской области был выпушен методический фильм о проверке организации питания в системе пенитенциарных учреждений. Необходимость съемок была вызвана оригинальностью применяемой методики, ее обоснованностью, имеющимися результатами, а также запросами ОНК других регионов о популяризации ее применения. Оценка, которую получают объекты общественного контроля в ходе таких проверок носят объективный и независимый характер, так как четко фикусируют наличия отклонений от нормы. При такой фиксации отсутствует конфликт интересов, так как все стороны заинтересованы в исполнении действующего законодателльства.
В 2016 году членов ОНК по Свердловской области Василием Рыбаковым, на основе имеющихся методик, стал реализовываться новый подход, когда исправительные учреждения подвергаются документарной проверке дистанционно. Этот метод работы находится в стадии апробации, но позволяет увеличить охват контролируемых учреждений, даже при их территориальной удаленности и малодоступности. Считаю, что данное направление общественного контроля также требует дальнейшего развития. Кстати, такие практики в общественном контроле стали наработкой именно свердловского ОНК.
В деятельности членов ОНК по Свердловской области 3-го созыва важное место отведено публичности в осуществлении общественного контроля. Имеются группы и страницы в социальных сетях, часть материалов размещается в личных блогах общественных наблюдателей, на сайтах ОП СО, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Этот положительный опыт также выявил ряд существенных проблем. Часть членов ОНК по Свердловской области о своей работе в комиссии не стремятся рассказывать в публичном пространстве, что на мой взгляд, сужает возможность граждан и обращаться к членам ОНК, и получать необходимы сведения о результатах ее работы. Нормы ФЗ-76 не обязывают членов ОНК осуществлять публикации об итогах своей деятельности, но на региональном уровне данный пробел можно было бы решить путем внутрикомиссионой договорённости о выборе площадки для информирования граждан о работе членов ОНК, а также рекомендации членам ОНК публиковать сведения об их работе не только в привычном для них формате и на выбранных ими площадках, но и общедоступном ресурсе.
Уверен, что правозащита и деятельность членов ОНК не должна только замыкаться на реагирование на запросы и обращения граждан, должна носить более системный характер, что в ОНК нынешнего созыва частью членов комиссии уже реализуется.
С методиками ОНК по Свердловской области можно познакомиться по ссылке - https://www.facebook.com/groups/1511369202479312/files/
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19